Итоги 2022

Топ-50 отечественных альбомов 2022. Часть предпоследняя

Почти финал.

Декабрь на The Flow — время итогов. Сейчас вы читаете четвертую часть нашего топа лучших отечественных альбомов. Каждый день мы публикуем по новой десятке.

Вот здесь можно ознакомиться с аналогичным списком зарубежных релизов. А по этой ссылке — топ-50 лучших треков года по версии нашей редакции.



Партнером "Итогов 2022" на The Flow является Яндекс Музыка c умной системой рекомендаций Моя волна



Она не просто угадывает любимую музыку слушателя, но и открывает новое — иногда неожиданное, но то, что попадет во вкус и настроение. Моя волна быстро обучается, когда вы ставите трекам лайки или, наоборот, пропускаете их. Алгоритм анализирует каждое ваше действие, что слушают люди со вкусами, похожими на ваш, и учитывает все это в рекомендациях. Поэтому Моя волна уже неплохо научилась предугадывать, что понравится слушателю прямо сейчас.






50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-01





20. Bushido Zho "No Bang! Hold On!"


В новом рэпе мы уже слышали всё: автотюнные голоса, детские голоса, надрывно распевные голоса, басящие и хрипящие голоса. Не хватало простых голосов "без фильтров" (да, так тоже можно!) В 2022-м они зазвучали — и речь не только о Bushido Zho; похожая спокойная манера почти без интонаций есть у другого рэпера, чьи акции в этом году уверенно росли — речь о Friendly Thug 52 NGG. Но прикол молодого Bushido Zho не только в том, что у него голос не как у всех. Еще у него есть панчи не как у всех, эдлибы не как у всех и разные флоу не как у всех. Он вообще очень освежающе звучит: сразу слышно, что человек внимательно следит за тем, что сейчас происходит в музыке, но при этом не стремится, как некоторые, с разбегу запрыгнуть в каждый скоропортящийся тренд. Как будто даже наоборот — осознанно их обходит. Поклонник аниме с внешностью северокавказского Гарри Поттера начал год альбомом, а продолжил двумя очень успешными синглами. Он больше не скрывает потенциал — легко представить, что Bushido Zho задержится здесь надолго, а "No Bang! Hold On!" станет на этом пути первой ступенькой.











19. Heroinwater "No Commercial Lyrics"



Heronwater (раньше звал себя Heroinwater, но недавно в духе времени сменил ник) начинал как битмейкер — под его инструменталы Scally Milano скамил мамонтов и кричал: “Героинчик, героинчик”. В этом году он сам вышел к микрофону. Если Кизару учил, что в панчах должна быть “грязька”, а Оксимирон и Птаха — делать дичь, лютую грязь-грязь —, то Heronwater всех их превзошел на этом грязном поприще. “Трахаю телочек и ухожу — я ухажер”, “малышка не исполнитель, но когда пососала, говорю ей: “Swae Lee”, “выебал проституточку на стриме, теперь я твич-инфицирован” — когда-то за такую изобретательность и отвагу полюбили Scally Milano, но позже он удачно нашел себя в жанре чуть более романтичного рэпа. Посмотрим, что ждет его напарника.











18. Сироткин "Тень первого облака"


Группа Сироткин, которая, кажется, засиделась в молодых и подающих надежды, этой осенью выпустила первый полноформатный альбом. "Тень первого облака" — это альбом-аниме и альбом-сказка с сюрреалистичными сюжетами, львами, драконами и королями, записанный, видимо, ценителями Radiohead и Arcade Fire. Вокал Сергея прекрасен; ничуть не меньше красоты в этих летящих мелодиях. Это очень эскапистская запись, которая уютно укрывает в волшебном мире всех, для кого реальность невыносима.











17. Арсений Креститель "29"


Арсений Морозов — лидер Арсения Крестителя, а также групп Sonic Death и Padla Bear Outfit — в интервью The Flow называет “29” самым инди из трех альбомов проекта. Изящный и мечтательный, он погружает в сон, где забываешь о реальности — но только до определенного момента. Участники группы просят воспринимать “29” как “эхо прошедшей эпохи”. Получается с трудом, когда лейтмотив альбома — предательство и смерть бога, а завершается он песней “Таблетка от зла”











16. Kizaru "First Day Out"


У каждого уважающего себя трэп-артиста должны быть мемуары и пост-тюремный альбом. Кизару в этом году зачеркнул оба чекбокса. “First Day Out” был записан после нескольких месяцев в берлинской тюрьме (почитайте, это увлекательно) — и звучит как сборник самых голодных песен рэпера. Он читает под мемфис-биты новой волны, перезаряжает флоу после каждого трека, удачно подбирает интонации и возводит в абсолют искусство guilty pleasure панчей ( “Они говорят, я крипи, они говорят, я монстр / Они приводят своих телок, дают трахать за репосты”). В общем, собрал под одной обложкой все, за что его любят. “First Day Out” вышел компактным, изобретательным и — есть вероятность — лучшим сольным альбомом Кизару.











15. Дора "Miss"


Главные выводы из альбома "Miss". Первый — Дора превратилась в большую поп-артистку. Второй — творческая команда из Доры, Галата и продюсера XWinner всё ещё идеально чувствуют тренды и запрос на ностальгию. Гитары "как-из-нулевых" на месте ("Заставь"), но к ним тут добавился лоск и рич-энд-бьютифул-эстетика (“Бриллианты” вообще звучат как саундтрек сериала “Клуб”), помноженное на ударки трэп-альбомов последних лет.

На "Miss" Дора уверенно ведёт диалог с аудиторией. "Говорите, я ваш краш? Вот об этом я и спою". Разбега нет, всё начинается с первой песни: "Розовая чёлка, клёвая девчонка, коллекционирую сердца" — такой уверенности позавидуют и многие рэперы. Как и кэш-флексу на "La bohème" — когда вы вообще последний раз слышали, чтобы девушка пела о том, что хочет впечатлить пацана, купив ему пару айфонов и свозив на выходные в Милан? "Нежная кожа, голос от бога, мы не увидимся больше — у меня тур на три года" — когда баттлы по фактам пришли в поп-музыку.

Любим Дору больше, чем Дора любит пиво.











14. Lovv66 "Gloryligion"


Совершенно неизученный важный вопрос на тему культуры слушания: почему кто-то предпочитает зарубежную музыку, а кто-то только отечественную? И второй вопрос помельче: можно ли просто брать заграничный стиль и переводить? Lovv66 решает первую задачку копированием Chief Keef, и говорит “да” на вторую.

Почему так долго нам пришлось ждать, ведь “Finally Rich” вышел 10 лет назад? Ведь на русском Киф звучит, как оказалось, ну просто отлично. Или же нам просто надо было дождаться Lovv66? На питательном чикагском гидропоне этот брянский рэпер вырастил с полдесятка песен, которые записываются на подкорку: “Бай Бай”, “10м от дома”, “Номер брата”, “Зачем я еду в банк”. Можно смело предполагать, что уже на них, ничего не зная о Sosa, научится сочинять следующее поколение рэперов. Не чикагских, но брянских точно.

Заметка на полях: когда рэпер в крепких отношениях, он вдруг перестает трахать сучек в песнях. Lovv66 больше не дает свой номер телефона, он дает номер брата, и не он знает, “как сосет твоя сучка”, это знают его братья. Посмотрим, продлится ли это дольше одного альбома, но пока это слушается ужасно трогательно.











13. Нееет, ты что "Звучание"


Про группу Нееет, ты что хочется сказать “не в то время, не в том месте”. Дуэт из Дагестана смешивает джаз, фанк, соул, рэп, психоделику и инди — и мечтает, чтобы их слушали во всем мире. С одновременно винтажным и прогрессивным звуком альбома “Звучание” они органично смотрелись бы хоть в бруклинском джаз-клубе, хоть на европейском фестивале. А пока участникам приходится искать дополнительный заработок, чтобы выживать и делать музыку (в интервью The Flow они рассказывали, что один работал психологом, другой — физруком). Надеемся, что только “пока”











12. Золотые Зубы "Страна радости"


Иронично, но в альбоме "Страна радости" как раз очень мало радости. Это альбом человека, который сильно устал от всего происходящего вокруг: быта, взросления, правил новой этики — а заодно и самого себя. Весь альбом лидер проекта Золотые зубы разбирается с сегодняшними реалиями, обращаясь за вдохновением куда-то в забытую эпоху десятых: здесь отсылки к Дрейку и Канье соседствуют с влиянием группы Salem и витчхауса, звучат брейкбит и припевы как будто из эры бедрум-попа.

"Страна радости" — это альбом взрослого наслушанного человека, который решил пойти в рэп. И получилось не скучно и надменно, а легко и интересно.











11. Slava Marlow "Тузик"



Всего за пару лет Слава Мэрлоу пережил столько, что у других отнимает полжизни — стал главным поп-продюсером страны, потонул в творческом кризисе и депрессии и нащупал кнопку рестарта. Альбом “Тузик” он называл некоммерческой музыкой — а имелось в виду, что это не привычные песни с оглушительным басом, а что-то куда более изобретательное. “Тузик” идет от силы минут 15, но в каждом треке умещается по несколько идей, которых бы хватило на несколько альбомов. Слава поет с буратиновским задором под перекрученные в блендере инструменталы, но теперь среди тем его песен: панические атаки, одиночество и паранойя. Если он и кажется персонажем мультфильма, то такого, где ты первую половину смеешься, а вторую — пытаешься не заплакать.





Транспортные новости: Шаман едет в поезде, а Конора сбила машина.
Boulevard Depo стал гостем первого выпуска подкаста "Космический Джем", который выходит в VK Музыке. Ведущий подкаста — Сэм Адегбийе.
"Не все так однозначно" — девиз этой серии. Ко второму эпизоду сюжет разгоняется и зрителю наконец-то показывают дорогой графон и кликеров — новый подвид зомби. А еще это режиссерский дебют создателя игры Нила Дракманна.