Новый Флоу
Интервью: Артем Атанесян

нееет, ты что: "Люди удивляются — как из Дагестана такая музыка?"

"нееет, ты что" — название группы и одновременно первая мысль при знакомстве с ними. Рамазан Маллаев (он же Unclx, продакшн и речетатив) и Расул Махалиев (вокал, гитара) живут в Дагестане и делают совершенно нетипичную музыку для этих краев: хитроумный джаз-хоп, сочный фанк и экспериментальный рок. "нееет, ты что" уже успели выпустить три EP, полюбиться публике московского клуба Powerhouse и редакциям музыкальных сервисов, а также выступить на фестивале Chess&Jazz.

Седьмой год на The Flow действует проект "Новый флоу". Он обращает внимание на молодых артистов, в которых мы верим, которых слушаем и которые, на наш взгляд, являются яркими и самобытными героями.

***


Это первое большое интервью с группой — душевный разговор про музыку, жизнь независимых артистов, общинность и разницу между Дагестаном и Москвой. Оно произошло в начале сентября.



Обложка альбома «Поп-музыка», на которой вы сидите в комнате, а за окном горы — где это?

Unclx: Это мастерская нашего друга, художника Дмитрия Скоробогатова, который в интерлюдии на альбоме "Звучание" лекцию рассказывает. Это наше рабочее место. Нас сфотографировали, пока мы работали. Дмитрий нам предоставлял эту мастерскую, мы там днями жили, записывали, спали, питались и так много дней. Все до "Звучания" мы делали там.


— Как вы пишете музыку?

Unclx: Вдвоем.

Расул: Я играю на музыкальных инструментах. Рамазан занимается...

Unclx: Продакшном!





Расул: Битмейкеры, все электронное, сведения, мастеринги, звучки, синты, собирания, все это…

Unclx: У меня работа на ноутбуке идет, в программе Ableton. А с Расулом мы записываем по ситуации, если нам нужна бас-гитара или обычная гитара.


— Но в вашей музыке же куча инструментов.

Расул: Это все наработанные, накрученные инструменты. Гитара может звучать как синт, или Рамазан может что-то на клавишах накидать. Ударные прописываются VST-плагинами (Virtual Studio Technology, аудиоэффекты или виртуальные инструменты — прим. The Flow) на midi-клавиатуре. Сэмплы какие-то выбираем и прописываем.



— Мне кажется, у вас уровень лондонских джазовых музыкантов новой волны типа Alfa Mist, Камаала Уильямса, Юссефа Дэйса и так далее.

Расул: Хоть кто-то это сказал! Мы работаем на эту же тему. Нас вдохновляет эта музыка сейчас в плане качества. Мы слушаем Камаала Уильямса, Alfa Mist и всех остальных.

Unclx: Не то, чтобы они потолок, но это показатель качества для нас.


— Как вы научились делать такое?

Расул: Да дело не в технике игры. Это просто дело вкуса, стиля. У него (показывает на Рамазана) хороший вкус, хороший стиль. Он понимает какие-то веяния, я там что-то это… На самом деле, ничего сложного нет. Вот эти пацаны, которые с нами играют (показывает в сторону сессионных музыкантов) — вот это профессионалы, технари, джазовые музыканты. Мы — самые обычные люди, самоучки.





— Такое ощущение, что в Дагестане такой музыки или вообще нет, или очень мало.

Расул: Нету вообще. Мы единственные в своем роде, если так разобраться. Просто вот так оно… Сложилось.

Unclx: Мы пришли к этому стилю со временем. Расул же не слушал джаз, когда только начал. Он слушал Prodigy, Nirvana любил. C рока начинал, потихоньку играл на гитаре и, как я понимаю, запросы увеличились — посложнее, поинтереснее. Очень сильно на нас повлияли, на меня точно, наши старшие товарищи. У нас есть барабанщик, который с нами играет иногда, Шабан. Есть художник Мурад Халилов, который отлично понимает музыку. Люди, которые очень любят джаз. Они делились с нами, показывали.


— Сколько лет вашему барабанщику Шабану?

Расул: Пятьдесят два.


— А вам?

Unclx: Мне двадцать пять, Расулу тридцать.





— То есть, ваша компания — пятидесятилетний джазовый барабанщик, двадцатипятилетний битмейкер-рэпер, тридцатилетний музыкант с рок-прошлым, художник…

Расул: Художник, кстати, тоже барабанщик…

Unclx: Играл раньше в группе Расула.


— "нееет, ты что" не первая ваша группа?

Расул: Я в рок-группе играл.

Unclx: У них была универсальная группа Cosmic Dance. Моментами и рок, и боссанова. Расул был автором песен и текстов, а другие ребята вместе с ними играли.


— Рамазан, а ты что делал?

Unclx: Я всю жизнь слушаю хип-хоп. А году в шестнадцатом установил FL Studio (цифровой секвенсор, очень популярный софт для написания музыки — прим. The Flow) и начал пытаться изучать, какие-то биты делать. У меня есть друг Гамзат, он рэп читал. Мы с ним начали коллаборировать. Потом я сам начал потихоньку рэп читать. Набирал скиллы в записи, сведении, мастеринге и речитативе. А у Расула все это время была группа Cosmic Dance.

Мы друг другу сразу приглянулись. Ему нравилось то, что мы делаем, нам очень нравилось то, что он делает. А в Дагестане вообще музыки очень мало и, как правило, она застрявшая во времени. Альтернативный рок, русский рок. И они, и мы сильно выделялись среди музыкантов. И потом, когда наш с Гамзатом дуэт распался и их группа перестала активничать, в один день мы просто собрались. В формате, в котором мы до сих пор работаем. В тот день мы поработали, там же придумали название, выложили ВКонтакте какие-то треки, которые мы в этот же день записали. И поняли, что дальше будем что-то делать. Это был конец девятнадцатого года. 22 ноября.





— Сильно. А каково такую музыку делать в Дагестане и там развиваться?

Unclx: Живется в плане музыки очень сложно. Чтобы что-то там делать, огромные усилия надо вложить. Нет ни техники, ни аппаратуры. У меня есть звуковая карта, ноутбук, микрофон — вот и весь наш сетап. Студии там нет. Например, мы всегда имитировали живые барабаны — просто как могли их делали, через компьютер. Только в Москве смогли их записать вживую.

Расул: Для переезда в Москву нужны деньги, чтобы там жить. Мы же музыкой не сможем заниматься, надо будет как-то зарабатывать. Мы пока не такого масштаба музыканты, чтобы зарабатывать нашими выступлениями.

Unclx: Пока на поток все не пошло. Потихоньку появляются приглашения, но это все равно непостоянный доход. Небольшая такая шабашка, приятное с полезным.


— А чем вы тогда зарабатываете?

Unclx: Работаем. Расул психолог по образованию, четыре года практиковал. Я физруком работал в школе. Как-то выживаем и музыку делаем.

Работа как правило та, что приносит меньше дохода, но больше свободного времени и сил оставляет. Если мы поставим себе задачу зарабатывать деньги, мы не сможем музыкой заниматься. У нас не будет ни времени, ни желания, ни сил.





— Какая музыка вам нравится кроме британского джаза?

Unclx: Led Zeppelin мы сильно очень любим, много слушаем. В плане аранжировок, идей, гармонии. Расул обожает Джимми Хендрикса, cутками рассказывает про него.

Расул: Майлз Дэвис еще. Cтандартный набор любого музыканта.

Unclx: Я практически перестал хип-хоп слушать, но если слушаю, то MF Doom.

Расул: Он его в последнее время не особо слушает, Aphex Twin он любит. King Krule нам очень нравится. Разную музыку абсолютно [любим]. Где есть драйв, самобытность. Кстати, сейчас Камаал Уильямс уже сложно доступен — на наших сервисах его музыка блокируется.


— Многие лейблы отзывают музыку с российских сервисов. Сейчас ушли Sony Music, скоро нельзя будет легально послушать Майкла Джексона.

Расул: Как нам быть тогда?


— Можно завести зарубежный аккаунт Spotify.

Расул: Я имею в виду, как нам двигаться дальше? Как быть открытыми… Открытыми не только для России. Хорошо, мы еще сыграем в Москве. Сыграем… Как называется, куда мы ходили? В "Мутаборе". Везде мы сыграем, а дальше что? Допустим, года три так пройдет. А потом?






— А чего хотите в идеале?

Расул: Стать международными, звучать на всех. Быть… Прозвучит пафосно, но такими, достижениями человечества (смеется).

Мне кажется, при правильном маркетинге это возможно. На живняках человек все-таки получает энергетику. Мне кажется, это универсальная вещь. Даже если мы сыграем песни на русском где-то в Германии, люди почувствуют драйв.


— Все ваши альбомы очень разные. Можете немного рассказать про каждый из них? Альбом «Сонора».

Расул: Мы писали его во время Уразы-месяца, мусульманского поста. Я постился. Как-то вот так все шло.

Unclx: "Сонора" — это такой альбом: два парня, абсолютно неизвестных никому, которые любят музыку и хотят что-то достойное сделать. И голый энтузиазм. Мы ночами сидели, разговаривали, обсуждали, мечтали о чем-то. Идея альбома вокруг учения Кастанеды. Интересное время, отложилось в голове очень сильно. Ни один другой релиз мы с таким трепетом не делали.

Расул: Бытует мнение, якобы мы увлекаемся наркотиками, что музыка у нас наркоманская. Ни один трек мы не написали под этим состоянием, вся музыка — это трезвый труд. И мы всегда против этого, хочу это отметить.



Альбом "Сонора"



— Альбом "Поп-музыка"

Расул: Абсолютная попсятина. Так и называется. Давай поп-музыку сделаем? Ну давай.

Unclx: Мы любознательные и нам все интересно, то есть мы поп-музыку тоже слушаем, мы не такие задроты. И вот мы поставили себе задачу — давай попробуем написать поп-музыку.

Расул: На самом деле андеграунд легче делать, чем поп. Андеграунд можно накидать-накидать и сказать: "Да это андеграунд, авангард".

Unclx: Кому-то андеграунд невозможно делать, легче поп-музыку. Нам наоборот. Специально себя упрощать, сдерживать — очень сложно. Это очень серьезный навык. Поп-композиторы типа Куинси Джонса не просто так огромным уважением пользуются, это сложнейшая индивидуальная работа, она требует дисциплины жесткой. Если андеграунд — мозги свои открываем, делимся всем, что у нас есть, в поп-музыке уже приходится постараться от души...




Альбом "Поп-музыка"



Расул: Параллельно с "Поп-музыкой" мы писали мульти-сингл "Дмитрий", мозги разгружали. Он назван в честь Дмитрия Скоробогатова, в мастерской которого мы работали.

Unclx: Назвали в его честь не просто так — заранее было понятно, что это музыка, которая ему нравится. Это до сих пор его любимый наш релиз.

Расул: Дмитрий у нас сквозь все творчество проходит. В треке "Х.Р.Х." есть с ним кусочек в интерлюдии. И в альбоме "Звучание" есть его лекция. Он преподаватель в университете, преподает живопись. Академический человек…




Мульти-сингл "Дмитрий"



— Альбом "Пластилин".

Unclx: Там уже у нас Камал Уильямс пошел. Английскую волну решили поймать. Те же летние настроения. Мы написали и записали его за четверо суток.

Такую музыку проще писать, более легкую, под настроение. Даже в плане текстов тебе не нужно сильно заморачиваться с глубиной, смыслом. Просто говоришь веселые прикольные слова: "танцую джаз". Больше абстракции применяется. И вот летнее настроение такое передали, как смогли.




Альбом "Пластилин"


— Альбом "Звучание".

Unclx: Концепции там никакой нет. Просто пять принципиально разных треков. Мы приехали в Москву, были скитания по квартирам из-за проблем с жильем. И во время всех этих метаний мы иногда сидели и писали музыку. Самым первым мы написали "Strings".

Расул: Звучание — это атмосфера того, как мы жили тогда. Осень, холодно, меланхолия.

Unclx: У нас была цель сильно качество поднять.





Расул: Это Рамазана большая заслуга. Он скромничает, но он очень много работы провел именно в плане работы со звуком, саунд дизайном. Очень много времени на это было потрачено. Я такого звучания не слышал еще. Мы пытались сделать винтажный звук. Интересные эксперименты со звуком проводили: на тон, полтона снижали. Некоторые синты VST-шные через комбики перезаписывали.

Unclx: Звучание — это единственный релиз, который я не один сводил. Мы делали это вместе со звукорежиссером студии Powerhouse Александром Басианом. Саня очень помогал нам, сильно на нас повлиял. Ты говорил, что о нас знают все в тусовке — это почти все его заслуга. Его знают все, и он всем про нас рассказал.

В "Melanjazz" я вокал вообще лежа писал. Звукорежиссер мне сказал: "Ты не можешь расслабиться, давай ложись на подушку".




Альбом "Звучание"



— У вас прекрасные клипы и вы сказали, что снимали их за 30 тысяч рублей. Как это?

Расул: Все это — голова Тимура Абакарова (режиссер из Махачкалы, снимал все клипы группы — прим. The-Flow).

Unclx: Минус здоровье, нервы. Минус гордость (смеется). Постоянно приходится всех просить: "Пожалуйста, повези нас туда, это дай, то дай". Денег-то нет, мы не можем никому заплатить [гонорары]. Нужно по горам ездить, нас туда отвезти, время найти на это, бензин свой потратить и так далее. Как можем, мы помогаем, но фактически все делает сам Тимур. Придумывает клип, расписывает его, всем пишет, собирает команду, всех уговаривает, со всеми договаривается, находит деньги в долг…

Расул: Огромную работу просто проводит.

Unclx: Все это потом мы вместе тащим, загружаем, бегаем, делаем. Запыханные переоделись — и в клип.

Расул: Клянусь, я не представляю, если бы у Тимура были бы условия, чтобы он бы мог сделать. Это просто (говорит шепотом) из говна и палок сделано. А представь, ему бы сказали: "Тима, вот тебе бабки, пару лямов, сделай какой-нибудь клип". Я тебе говорю, он сделал бы шикарный. Он гениальный пацан.

Unclx: Тимур суперначитанный, всезнающий. С этих ютюбов и подкастов не выходит. Интеллектуальный человек.



— Сейчас вы работаете независимо, без лейблов и менеджеров. А предложения есть?

Unclx: После февраля меньше предложений стало. Когда мы были в Москве, варианты все время появлялись. А сейчас люди и какие-то лейблы иногда пишут на почту, в основном дистрибуцию и маркетинг предлагают, это нас не очень цепляет. А взяться за артиста, аванс выдать — сейчас этим никто практически не занимается, потому что ни у кого финансов нет. Мы не особо любим что-то с кем-то подписывать, для этого нужен уникальный случай.

Расул: Все, что предлагают эти люди, в принципе, мы можем сами делать.

Unclx: Они много нам рассказывают про питчинг, про связи с музыкальными площадками. Но начиная с "Пластилина" нас приметили в редакциях Яндекс Музыки, ВКонтакте, Apple Music. Они нас знают уже, им даже ничего писать не надо, они сразу нас добавляют в новинки. Так что не имеет смысла просто, да.

Расул: Имеет, наверное, какой-то смысл, потому что они все равно это профессионально сделают. Но как-то определить, кто из них реально может работать с умом, а кто из них просто по накатанной работает?


— А чего вам самим хочется?

Расул: Я хочу, чтобы просто были условия. Чтобы мы не думали ни о чем, чтобы у нас были условия делать музон. Создавать его, думать о нем, играть, делать выступления. Чтобы мы не думали о работе с девяти до семи. Чтобы мы профессионально этим занимались.

Unclx: Это обычно делают с помощью какого-то очень грамотного человека, продюсера. Я не знаю, почему так получилось, что в России менеджер просто подписывает бумажки. Он не ходит на радиостанции и лейблы, как раньше ходил. По сути его работа в том, что он 24 на 7 должен всех задалбывать: "Вот, вот, возьмите". У нас никто не хочет этим заниматься. Менеджер просто: "О, я ваш менеджер".

Расул: В основном просто какая-то болтовня. Работу никто не делает.

Unclx: Нужен человек, который готов что-то сделать, чтобы что-то получилось по итогу. Это и им же выгодно, чтобы мы популярными стали. Таких очень мало. Поэтому мы вот ждем грамотного человека, который умеет торговаться, выбивать нам условия хорошие. И сам он работать будет, и мы будем спокойно работать в нормальных условиях. Стандартный паттерн действий с нами не сработает.







— У вас есть строчки "Если бы вы знали, как хорошо мы зависаем — вы бы сами стали жить в Дагестане". В чем кайф Дагестана?

Unclx: В Дагестане лето, море, горы, люди, веселье. Кайф в людях. Когда мы приезжаем в мегаполис, мы замечаем сильную разницу в открытости людей, возможности с ними по душам поговорить. Все строится на помощи людей, на какой-то братской взаимосвязи.

Почему люди сейчас начали очень много в Дагестан ездить? Не только из-за природы. Им просто нравится атмосфера. Люди им интересны своей неиспорченностью. Мы очень долго были закрыты от всей страны, никто к нам особо и не ездил. У людей какая-то деревенская простота осталась в душе. Хоть может, они и все и умные, и успешные, и бизнесмены, и богатые, но в мелочах… У дагестанцев, как правило, все намного проще, все намного менее корыстно. Поэтому там весело.

Даже мыслительный процесс у дагестанцев по-другому устроен… Если москвич мыслит слева направо, то дагестанец — справа вверх, слева вниз и вверх. Никогда не знаешь, чего от него ожидать. Вообще другой менталитет. Мне лично сложно контактировать с людьми: я что-то говорю и вижу, что он меня не понимает. Он мне что-то говорит, а я его не понимаю. Чего мы друг от друга хотим вообще? Разница существует.

Расул: Просто там более южные люди, согретые солнцем. Более размеренная жизнь. Есть время остановиться и просто подумать о себе и о жизни. Здесь у людей ритм просто бешеннейший, и вот эта замороченность же отсюда идет. Эта постоянная суета: заработать деньги, заработать деньги. Ни на что просто не остается времени.

Unclx: Так не только про Дагестан можно сказать. В Самаре тоже очень хорошо, очень гостеприимно.

Для нас как дагестанцев, впервые приехавших в Москву, было шоком, что два друга и даже парень с девушкой могут сидеть в одном заведении, и каждый платит за себя. Потом месяца три-четыре ты здесь живешь и понимаешь, почему они так делают — потому что тут нет возможности разбрасываться деньгами. От каждого рубля у тебя все зависимо. Деньги огромную роль играют. В Дагестане с этим попроще. Денег мало у людей, но за кого-то можно отдать последнее. Человек знает, что он голый никогда не останется, потому что у него есть родственники, друзья, они всегда его поддержат. Это какой-то круг.

Расул: Это есть. Общинность какая-то.

Unclx: Сегодня ты все отдал, завтра тебе все это вернули. Там это повсеместно: в маршрутку ты попадешь со знакомыми и все будут драться, чтобы друг за друга заплатить.



— Откуда вообще взялась поговорка "Где даги, там напряги"?

Расул: Я даже не знаю, откуда это взялось. У нас народ самоироничный, они сами над собой тоже могут хохотать. Мы сами ха-ха ловим с этого.

Unclx: В Дагестане издавна процветает абсурдный юмор. Ты в принципе его не можешь объяснить. Почему смешно? Это настолько тупо, что смешно. "Где даги, там напряги", хасбики какие-то, "клубника-бомба". Все же оттуда выходят.

Расул: У нас добрый народ.





Расул: Жалко людей здесь, которые просто верят в эти стереотипы. Говорят, четыре миллиона человек приехали этим летом в Дагестан по неофициальным данным. Все же стало понятно. Это все навязанный стереотип о том, что дагестанцы — убийцы, что там людей убивают. Мы кого-то бьем, уничтожаем? Не знаю, это глупо. У нас достаточно придурков, но так они везде есть, не только у нас. Я жил в Питере [и видел, как] пацан мог набухаться, бабушку толкнуть, послать, ударить — это же вообще! Надеюсь, мы сможем как-то развенчать [эти стереотипы].

Unclx: Люди удивляются — как из Дагестана [берется] такая музыка? Это удивление тоже о многом говорит. Время должно пройти, чтобы люди перестали этому удивляться. С другой стороны, может быть, нам на руку, что мы именно из Дагестана. Если бы мы были из Екатеринбурга, может на нас бы меньше внимания обращали. А так у людей какой-то диссонанс в голове и это уже привлекает. Нравится, не нравится, но эмоцию какую-то вызывает.



— Что хотите сказать своим слушателям?

Unclx: Как говорит как раз наш Дмитрий Валерьевич Скоробогатов — себе не врать… Cебе не врите (смеется). Навязывать какие-то наши идеи не хочется. У каждого свой способ, свое видение.

Расул: Просто расширяйте свои горизонты.

Unclx: Людям еще хочется сказать… Если человек нас слушает, наверное, его мозг больше открыт для нестандартных аккордов, гармоний, звуков — это радует. Хочется пожелать, чтобы не останавливался. Хочется, чтобы мы были музыкальным трамплином для людей. Дальше послушал что-то, наш плейлист послушал, от этого дальше пошел.

В итоге сидит человек дома голый, весь в дерьме, Колтрейна слушает. (смеемся втроем)



Плейлист с любимой музыкой «нееет, ты что» можно послушать тут

Friendly Thug 52 NGG живет на студии. Канье ненавидит всех (даже собственные альбомы). Как Замаю перестать быть злым
Обсуждаем группу Kunteynir, личность Паши, а также наши пересечения с ним в жизни
Воссоздают события последних недель жизни Паши Техника и всей его творческой биографии