Итоги 2018
Текст: Андрей Никитин, Николай Редькин, Кирилл Бусаренко,
Леша Горбаш, Андрей Недашковский, Владимир Завьялов

50 лучших треков 2018. Часть 2

50 песен на русском языке, которые нам запомнились в 2018-м. Публиковать будем по десятке в день пять дней подряд. Это вторая часть.

Итоги 2018 года The Flow подводит при поддержке YouTube Music. Это новый стриминговый сервис, который создан для любителей музыки и обладает всеми достоинствами YouTube: с YouTube Music мир музыки будет ещё доступнее, а рекомендации — ещё точнее.

Подписаться на YouTube Music Premium можно здесь. До 1 января действует специальное новогоднее предложение: все новые пользователи получают три месяца YouTube Music Premium бесплатно. Потом будет стоить всего 169 рублей в месяц — чтобы слушать музыку в фоновом режиме, без рекламы и даже когда находитесь в оффлайне.







40. T-Fest и Баста "Скандал"


альбом "Иностранец" / Gazgolder



В 2018-м T-Fest, может, и не бомбил хитами, но работал над тем, чтобы выкристаллизовать свой стиль. Это получилось, теперь его голос и манеру точно ни с кем не перепутаешь. “Скандал”, построенный вокруг нервного гитарного риффа, пахнет настоящей драмой; напряжение тут такое, что, кажется, еще чуть-чуть и будет взрыв. Важные штрихи к песне добавляет Баста, у которого петь о хартбрейках всегда получалось чуть лучше, чем о вечной любви.





39. Мак Сима Мгла "Беломазый"


альбом "Мглава I" / А+



Мак Сима Мгла — музыкант, о котором заговорили в 2018 году. Молодой артист живет в малоизвестном провинциальном городе Кирово-Чепецк (сам он называет его “пьяным”), страдает от частичной потери слуха и пишет такие песни, от которых становится если не мрачно, то уж точно невесело (сюда хорошо подходит строчка “в этой жуткой-жуткой жути жить прекрасно” из одной его песни).

“Беломазый” — гимн изгоя, пытающегося выбраться из родных мест, где никто уже ничего не хочет, чтобы идти за мечтой. Гимн неуютный, звучащий как шаманская мантра с трескучим битом и нервными интонациями. И это многим может напомнить Хаски, но явная параллель между ними только одна — они оба делают очень самобытный русский рэп.













38. Slimus / Hash Tag "Зенит"


альбом "Место под луной" / азимутзвук



“Зенит” — пример остросоциального рэпа, который дает нечто большее, чем пережевывание заголовков первых полос. У Slimus и Hash Tag — нарочно или нет — получился диалог власти и народа. Монолог Вадима о системной коррумпированности, который он читает от лица “мусолящего державу” чиновника, сменяется куплетом Hash Tag — и тот без раскачки обрушивает на слушателя строчку “После “Зимней вишни” я в добро не верю”. От этого возникает внутренний конфликт, нерв, многократно усиливающий песню, которая с одной стороны, говорит о бесчеловечности власти, а с другой — о глубокой скорби масс

Интересно и то, что в финале “Зенита”, который вышел еще весной, задолго до историй с запретами концертов, Hash Tag касается вопроса о самовыражении художника в условиях сегодняшней России (кадры из клипа, где показывают скульптора и живописца за работой, видимо, тоже об этом). Вот что значит тонко уловить дух времени.










37. Масло Черного Тмина "Танцуй"


альбом "Agiss EP" / self-released



Масло Черного Тмина первым начал советовать всем Хаски, отрецензировав его коротко — английским словом “raw”. В переводе: “сырой”, “искренний”. У Айдына Закарии, жителя казахского города Караганды, который стоит за этим проектом, есть два типа песен. Первый — где он читает дерганый нервный рэп (и получается немножко Скриптонит). Второй — где он поет. Вот тут-то начинается магия. “Танцуй” погружает тебя на дно меланхолии, это кинематографичный трип-хоп с чисто блюзовым нервом, где голос Айдына утоплен, размыт, завешан эффектами. Неслучайно первые появившиеся клипы МЧТ — это видеозарисовки о том, как люди едут в ночи на старой машине. Непонятно, что еще делать под такую музыку, кроме как вглядываться в возникающую за окном тьму.











36. Feduk "Хлопья летят наверх"


сингл "Хлопья летят наверх" / Первое Музыкальное



После "Розового вина" ее авторы будто бы нарочно утвердились в полярных амплуа. Если Элджей продолжил осваивать образ надменного искусителя, который поет про то, что нельзя, но очень хочется, то Feduk все больше стал похож на человека, на чей концерт отпустит мама. Достаточно ей поставить "Хлопья летят наверх" — балладу на разрыв аорты под сиротливые клавиши. Жанр вроде вечнозеленый и всегда работающий — но в опорно-двигательной музыке момента напрочь позабытый.

Feduk с этого жанра эффектно и бережно сдул пылинки, когда после новогодней вечеринки сел за рояль и придумал песню, под рефрен которой летом в Питере на VK Fest как-то по-кинематографически красиво в унисон улетела тысяча (а то и больше) шариков. Случилось ли бы такое с Элджеем — вопрос.








35. Скриптонит, T-Fest, 104, Niman "Мультибрендовый"


сингл "Мультибрендовый" / self-released





В конце 2017 года Скриптонит выпустил дилогию “Уроборос” и замолчал. По его словам, формат рэпа для него себя изжил, а больших релизов в ближайшие пару лет ждать точно не следует — только редкие совместные песни.

Сказал — сделал. В 2018 году у него вышло только две песни: дебют его нового экспериментального проекта Gruppa Skryptonite “Глупые и ненужные” и появившийся позднее “Мультибрендовый”, на котором Скриптонит вернулся к рэпу. И вернулся громко — текст песни попал в топ Genius (догадываемся, почему), где англоязычные пользователи писали что-то вроде: “Ничего не понимаю, но звучит классно”, а клип набрал больше восьми миллионов просмотров (почти в десять раз больше, чем “Глупые и ненужные”). Люди успели соскучиться по классическому Адилю, а вот новое звучание оценили не все.








34. Пошлая Молли "Типичная вечеринка с бассейном"


альбом "Грустная девочка с глазами как у собаки" / Warner



Если бы в России снимали свой “Американский пирог” или “Проект Х”, на “Вечеринку с бассейном” стоило бы первой очищать права для саундтрека. И не только потому, что буйный, гормональный, издевательский панк Кирилла Бледного отлично сюда подходит. А еще и потому, что эта песня почти дословно пересказывает сюжет такой комедии, сценаристам не придется даже особо напрягаться. “И я прыгаю в одежде в бассейн, прыгаю в надежде на секс”, — задача “как описать подростковый угар одной строчкой” выполнена.












33. Егор Натс "Хочу к тебе"


альбом "Убегу" / Rhymes



"У меня в общаге стоят две гитары, клавиши, микрофон в шкафу. Там грязновато, такой творческий беспорядок. Мне много раз предлагали поехать на студию, записать все нормально. Я отказываюсь, потому что в этом сейчас есть шарм. Я сам себя называю “комнатным музыкантом”, и в этом моя камерность", — так свой музыкальный метод описывает сам Егор.

Из этого рождаются простые, но очень обаятельные песни. Главная из которых — "Хочу к тебе", которая и звучит так, будто музыку к ней настучали на коленке минут за 15: простенький бит, важная для творчества Натса гитара. Куплеты о влюблённости, дешёвом алкоголе и трипах под ЛСД — очень просто, да. Но это работает. Потому что простая музыка — лучшая музыка.












32. Youra "Практика"


альбом "Predictor" / self-released



Учитывая, какими ресурсами обладает Юрий Бардаш, влиятельный продюсер из мира поп-музыки и экс-участник группы Грибы, логичнее от его дебютного сольного EP было бы ожидать более выраженного коммерческого потенциала. Но на “Predictor” Youra отдает предпочтение колючему индастриалу и песне о буднях работников коксохимического завода. Это пролетарский рэп, где шахтерский труд и работа с машинерией, состоящая из многократного повторения одних и тех же действий, осмысляется как духовная практика (см. название). На сто процентов штучный продукт.






31. СБПЧ & Thomas Mraz "Друг"


альбом "Мы не спали, мы снились" / self-released



Коллектив Кирилла Иванова мы полюбили за легкую, невесомую и будто бы мальчишескую пылкость, с которой он смотрит на происходящее вокруг себя и переживает внутри. Показательно, что Thomas Mraz образца двух- трехлетней давности полюбили за плюс-минус то же самое — только в чуть более грубоватой форме. Видимо, поэтому в этой очень грустной совместной песне об отягощенном привязанностью расставании проглядывается камео Алмаса “тех” времен, а в его куплете видится продолжение его же старого трека “May 13”.

“Мой друг, вдруг ты покинешь меня и уйдешь”, — пелось тогда. “Теперь, дружок, живи один, мы все кого-то лишены / И сердца стук, и песни звук, я слышу твой дурацкий смех / И ты мой драгоценный друг”, — поется сейчас. И не соединить обе строчки воедино просто не получается.







Послушать все песни одним плейлистом на YouTube Music можно здесь. А установить приложение для iOS или Android — ниже.

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку