Тексты
Текст: Андрей Никитин, Кирилл Бусаренко

17 Независимый закончился. Похоже, это мало кого волнует

Почему мероприятие, которое поначалу вызвало такой ажиотаж и привлекло реально больших звезд, превратилось в междусобойчик для своих?

Закончился 17 Независимый баттл — главное баттловое событие с осени-2019 по осень-2020. Его победителем стал Витя Классик, а самый известный из оставшихся участников Грязный Рамирес занял четвертое место.

И это была настолько нешумная новость, что небольшой конфликт Левана Горозии с блогером Варламовым показался читателям куда интереснее.

На старте “семнашки” все было иначе. Непопулярный у массового слушателя локальный междусобойчик стал внезапно всем интересен после агитации Оксимирона, подтянувшего на турнир звезд от Егора Крида и Левана до Нойза МС с Лок-Догом. Многие из них выступали ярко и имели шансы дойти до финала — именно за ними было интереснее всего наблюдать.

Но что важно — они создавали инфоповоды. Навскидку:

скандал с Джоннибоем, которого не устроило судейское решение.
— Оксимирон выпустил трек с социальной повесткой дня и в какой-то момент. неожиданно покинул турнир (а его оппонент Витя Классик в итоге стал призером)
— был не менее внезапный уход хайповой пары Егор Крид/Лок-Дог.
— был последующий ироничный дисс от Нойза МС, который как будто ребутнулся на баттле.
— был совсем не ироничный дисс от Лочи в ответ.
— Егор Крид стал открытием баттла, а одна только заявка от него набрала больше 5 миллионов на ютубе.
— сами песни. Мы слушали треки Оксимирона, который ничего кроме этого не выпускал, слушали Нойза МС и других звезд, а наши плейлисты собирали очень приличные цифры.

Трушные баттловики таких эмоций не поставляли. Вспоминается лишь расстроенный участник, который взломал сайт баттла.

Интерес постепенно затухал — на это повлияла усталость от продолжительности ивента (около года) и нехватка звезд под конец. По внутренней статистике The Flow результаты первого отборочного раунда собрали примерно в 12 раз больше просмотров, чем треки финалистов.

Кажется, что организаторы сами не понимали, что им делать со свалившимся хайпом. При возможности пересмотреть правила/формат баттла и сделать его более понятным массовому слушателю, было принято решение оставить его негибким и консервативным. Как пример — сложная судейская система, где участников оценивают как завсегдатаи форума, так и известные артисты, но при этом все сводится к условной таблице в “экселе” с малопонятными категориями типа “общее впечатление” и “ритмика и фишки”.

Тут вина не только создателей баттла, но и его core-аудитории — показателен момент, когда главный организатор Санчез все же решил составить пары не в соответствии с внутренним рейтингом, а так чтобы интереснее зрителям. Участники взбунтовались, пришлось все вернуть.

Но справедливо ли упрекать организаторов в неумении делать шоу? Это ведь изначально строгий формат с историей и своим узким кругом почитателей, которые критикуют шаг влево/шаг вправо/прыжок/прихлоп. А сам Санчез не Дана Уайт — у него нет рычагов (например, финансовых), чтобы влиять на участников.

А знаете, что напомнил 17 Независимый? “Версус”.

В начале “Версус” был хайповым шоу. Там было полно рекламы, его все смотрели и обсуждали, они отлично угадывали с героями — будущая звезда Федук и на тот момент более яркий Янг Трэппа, Гарри Топор, СТ, Паша Техник и, конечно, блогеры, которые утирали носы баттловикам на их же поле. Да и судейство было проще, чем у конкурентов — выпивший Хованский был куда интереснее погруженного в тему, но занудного Редо.

Постепенно площадку стали диссить батловики из нижних лиг: "У вас деньги и хайп, но правильные рэп-баттлы у нас". К диссам присоединился даже Оксимирон (в баттле с Гнойным он адресовал часть куплета Ресторатору). Баттл Птахи и Гуфа критиковали все, потому что по канонам баттл-рэпа это было плохо — но он стал последним популярным баттлом на русском.

В течение года-двух баттлы превратились в "профессиональный спорт", а популярные люди туда идти больше не хотели. Во время Fresh Blood 4 зашел разговор про “западный уровень”, а сегодня “Версус” превратился в RBL-2.

Мог бы он и дальше быть хайповым шоу? Да, если бы там сегодня были баттлы "Моргенштерн vs Кизару" или "Мезенцев vs Маркони". Но победила среда, которая хотела баттл ради баттла — она его получила.

17 Независимый доказал, что такие рэп-баттлы — анахронизм. В прошлогоднем интервью его организатор заявил, что это кузница кадров, но кто помнит, чтобы в последний раз участник онлайн-зарубы становился звездой? Такое когда-то давно произошло с Нойзом МС, но получится ли у Вити Классика или Беса — большой вопрос. Это, скорее, краткосрочный буст вроде того, что получила Драмматикс после похвалы Оксимирона.

Ну и остается вопрос, а пойдут ли звезды на следующий онлайн-баттл, если на него не подаст заявку Оксимирон или Моргенштерн?

Мы увидели чудо — турнир, главным призом которого был фит со Слэймом из Black Star, вдруг стал самым обсуждаемым баттл-событием года. “Баттл-рэп сейчас живее всех живых”, — писал Оксимирон о “семнашке”. Тут хочется мысленно добавить “пока я не уйду из него”.

Что он рассказал в большом интервью про наркотики и зависимость
Белая Чувашия, новый артист Газа и сайд-проект Дельфина
Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров