Тексты
Текст: Андрей Недашковский

Почему Noize MC — главный герой 17-го независимого баттла

Баттл стоило возрождать хотя бы ради встряски, которую устроил себе Noize.

История про то, как Noize MC ворвался на 17 Независимый баттл, достойна байопика. По таким сценариям десятилетиями снимают спортивные драмы: чемпион вешает на гвоздь перчатки, уходит из спорта, а спустя много лет — еще и скрывая личность (на баттле он выступает под никнеймом Damilola Karpow) — возвращается и всех разматывает. Демонстрируя при этом виртуозную технику, которой лишены многие люди в ринге сейчас.

Noize MC сегодня — единственная большая звезда, не сошедшая с дистанции онлайн-контеста hip-hop.ru. А ведь как все начиналось! Осенью Oxxxymiron сказал: “Го, я создал!” — и на зов пошли Крид, Леван, Loc-Dog, Рем Дигга, Galat, Петар Мартич, Миша Крупин, St1m, Johnyboy и еще пара десятков известных имен, сделавших песни специально для этого проекта.

Мне интересна мотивация этих людей. Ради чего они в это ввязались?

Понимаю, что кто-то из сентиментальных побуждений захотел вернуться на арену, с которой начинал свой путь. Кто-то вписался, потому что наметился веселый движ и хотелось стать его частью. Ну и хайп-фактор: кто из ноунеймов (и не только ноунеймов) отказался бы попасть в пару к Oxxxymiron? Ведь один такой трек против звездного оппонента набрал бы больше прослушиваний, чем остальная дискография участников.

Но были и те, кто шел на баттл для творческой встряски — и, забегая вперед, скажу, что эта позиция мне кажется самой выигрышной.

Все эти требования, которые ставит перед участниками баттл — заданная тема и дедлайн — заставляют менять стандартный метод работы артиста и прокачивать самодисциплину, не надеясь на плавающий график музы. Баттлы как зарядка для ума и навыков — способ держать сочинительский мускул в тонусе. В этом, кстати, Noize MC всегда был хорош, а с его рекомендациями по выходу из творческого кризиса должен ознакомиться каждый, кто сталкивался с writer’s block.

“От баттла я получил главное — выход из ступора”, — писал Oxxxymiron, самоустраняясь с дистанции. О чем-то похожем говорил и Noize MC, когда поставил в начало одного из треков для 17 Независимого сэмпл с такими словами: “Мы не думали, будем ли миллионерами, суперзвездами. Для нас важно было одно: выйти, наконец, на сцену и с восторгом, который был у нас тогда и есть сейчас, восхищать других людей”. Позиции Федорова и Алексеева схожи, с той лишь существенной разницей, что результатов перезагрузки первого мы пока не видим, а успехи второго — уже перед нами.

В прошлом у Нойза получилось превратить баттловые раунды в песни, способные зажить собственной жизнью. Так было с “За закрытой дверью”, которая звучала на его концертах еще много лет после окончания 7 Официального баттла hip-hop.ru, для которого была написана и победителем которого он стал.

На 17 Независимом Noize MC переосмысляет жанр онлайн-баттл-рэпа, не только раскрывая заданную тему и изобретательно оскорбляя оппонента, но еще и подыскивая неочевидную проблематику и новый художественный подход к ней. Так на 17 Независимом делали и его звездные коллеги — взять хотя бы песню Рем Дигги о десантных войсках или трек Федорова, написанный от лица фигуранта “Московского дела”, — но они не превращали эту игру в постоянный метод на баттле.

Показательный пример работы Noize MC — песня “26.04”, приуроченная к годовщине взрыва на Чернобыльской АЭС, которая не столько про старую катастрофу, сколько про новую — про COVID-19 и медиков, чей подвиг приравнивается к работе ликвидаторов пожара на четвертом энергоблоке. Родилась бы такая песня, если бы перед Иваном не поставили тему, которая звучит как “Пропорция уязвимости”? Вполне возможно, что нет.





Его треки на баттл не всегда сопровождаются такими сложноподъемными “заходами”. Мне нравится песня для третьего раунда (“Дело нескольких минут”), где весь куплет Damilola Karpow читает о том, как “власть подтирается Конституцией” и как “народ е*** безостановочно, будто это гифка”. А в финале Иван выдает панчлайн-перевертыш, что есть в мире и кое-что печальнее затронутых тем — и это рэп его оппонента.





Или седьмой раунд, где он простебал тонкую душевную организацию людей, занимающихся музыкой, и поселил звездных коллег в дурку (тема “Идеальный пациент”).







Позже — уже внебаттлово — он выпустил трек “Давай сбежим”, где превратил покинувших контест Крида и Loc-Dog в романтическую пару.







Или недавний — и тоже внебаттловый — трек "За гранью здравого смысла 2", выпущенный от имени Noize MC, в котором он разгоняет до целого трека шутку про то, что скорее Люцифер придет в наш мир, чем на Алексеева напишут оригинальный дисс.





Все это производит эффект, будто Иван вокруг оппонентов просто круги наворачивает — и разница в классе становится лишь заметнее, учитывая, что все участники находятся в симметричных условиях, у всех одинаковые темы и сроки.

Я не вижу, чтобы старожилы hip-hop.ru вроде СД или Gillia, которые тоже баттлили там в нулевые, сейчас открыли что-то кардинально новое в себе. Их методы и цели прежние. Noize MC же превращает каждое свое выступление в аттракцион, на котором развлекает не только себя, но и зрителей, заставляя их с интересом ждать, что же он вычудит в следующем раунде. Каким будет его очередное высказывание. Какой повестки он в нем коснется.

Чтобы совсем уж не звучать как очарованный фанбой, обозначу, что мне давно казалось, что главные творческие успехи Noize MC остались где-то в прошлом.

Но сначала он выпустил отличный “Царь горы”, потом — EP “No Comments” (о мюзикле “Орфей и Эвридика” умолчу) и, конечно, песню-манифест “Все как у людей”, написанную по следам московских протестов-2019. Она ознаменовала возвращение Noize MC к остросоциальным темам, с которыми он работает более сложным инструментарием, нежели Face на альбоме “Пути неисповедимы”, доказавшем, что запрос на протестный рэп у публики сейчас высок.

Эти успехи, это преодоление старых неудач, а также деклассирование соперников на 17 Независимом баттле заставили меня взглянуть на Noize MC по-новому.

На баттле сейчас он решает только самим собою поставленные творческие задачи. Если продолжить спортивную аналогию, которой начинался этот текст, то баттлит Noize MC скорее с тенью, а не конкретными оппонентами. Мотив: сделать трек еще круче, чем в прошлом раунде, еще более нелинейно обыгрывающий тему. И я такое ценю сильнее всего. Когда видно, что сам автор кайфует от написанного материала, кайфует и слушатель. В идеальном мире все должно происходить как в том интро: “Для нас важно одно: выйти, наконец, на сцену и с восторгом, который был у нас тогда и есть сейчас, восхищать других людей”.



А еще: о-о-очень много ностальгии по знаковым событиям в истории русского рэпа
Два дисса, два трека-танго и два Арсения
Крид проиграл миллион. Lil B подкатывает к Мэйби Бэйби. Thrill Pill ищет работу. Слава КПСС целует OG Buda. Ну и неделька!
Топовый музыкант с топовыми фитами (Friendly Thug, Big Baby Tape, Toxi$, Bushido Zho, Feduk, Aarne и другие)