Фонк

"Когда я забыл о деньгах, все стало получаться": 3ntry в большом интервью

Большое интервью с главным героем нашего фонк-спецпроекта в январе

Продолжаем знакомить вас с молодыми героями фонк-сцены и изучать, как устроена их индустрия. Главная персона январского дропа нашего спецпроекта — 3ntry.

Нередко у героев наших интервью прослеживается общий паттерн: не такие уж большие цифры на российских площадках, но огромная аудитория на Spotify. У 3ntry все наоборот: больше 2 млн ежемесячных слушателей в Яндекс Музыке. В интервью он объясняет, в чем дело.

А еще из его рассказа становится понятно, что если для написания фонка достаточно базового софта, то для продвижения нужно четко ориентироваться в мире соцмедиа и аудиосервисов. Речь не только о тиктоке — очень полезен может быть саундклауд.

А еще здесь есть хоттейк о смерти фонка. Советы на смешивать атмосферный фонк с бразильским на одной карточке артиста. И история про то, как все начало получаться, когда 3ntry отставил в сторону, так сказать, бизнес-подход и позволил себе побыть музыкантом.

Слушайте плейлист главных треков 3ntry и читайте большое интервью с ним.







— Как проходит обычный день фонк-продюсера?

— Блин, на самом деле — скучно. Из развлечений — либо поиграть, либо постримить, либо посидеть в FL-ке. Обычно такой скучный день. И либо погулять, либо куда-нибудь съездить — вот что-то такое.


— А что из этого в какой пропорции?

— Вообще люблю позалипать в игрушки, потому что от музыки очень устаешь — особенно когда долго ей занимаешься.


— Во что играешь?

— В основном играю в Dota, Apex и CS:GO. Ну, в основном это Dota.


— Что думаешь про жанр Dota-рэп?

— Я один из его первослушателей, открыл для себя жанр, когда он только начал появляться у нас в России — и продолжаю следить. То есть, за Shadowraze, за Zxcursed, Апология. Я продолжаю следить за этими исполнителями. Они до сих пор выпускают музыку в этом жанре, и как по мне, это круто. Я тоже хотел написать дота-рэп, но не удавалось найти человека, который споет под это.


— А сам?

— Сам немножко побаиваюсь: во-первых, негде, во-вторых, стесняюсь своего голоса. У меня был опыт в записи вокала — поэтому очень стесняюсь. То есть, не хочется.


— Негде — то есть, нет студии с приличным микрофоном?

— Да-да.


— Расскажи про свой сетап, на чём ты пишешь музыку.

— У меня компьютер, летом собрал его, [для этого] работал на обычной работе и заработал. Приобрёл недавно звуковую карту Audient MK4 и наушники DT 990. Этой основы вполне хватает.

Планирую обзавестись студийными мониторами для сведения, но еще надо обустроить комнату, изолировать ее, чтобы было комфортно сводить на мониторах.


— Для фонка нужны какие-то железки, синты, драм-машины? Или софта компьютерного хватает?

— Вполне хватает. Я, конечно, знаю исполнителей по типу Адлина, который всё делает на приблудах, которые он купил для своего творчества — видел у него в интервью. Но я знаю и многих фонкеров, которые все пишут именно на компьютере, в том числе и я. Просто кому как удобнее.


— Псевдоним фонк-продюсера — как будто бы, есть некие правила. В нем должна быть цифра вместо буквы, x или v вместо гласных. Пользовался ли ты такой методичкой при создании своего псевдонима?

— Есть такой исполнитель 3ternity. Он был известен, по-моему, году в 21-м, когда фитанул c OG Buda. И я увидел у него эту цифру 3 в начале. И я как-то сидел и просто: "3, 3, 3, 3ntry", как Entry. Почему-то многие читают мой ник как "тринтри" , но в этом и есть особенность ника, что каждый читает по разному.


— Нередко у фонкеров из России есть хит и аудитория на Spotify, но слабые цифры на местных площадках. У тебя, наоборот, на Spotify не очень много, но на Яндекс Музыке — 2 с чем-то миллиона слушателей, да?

— 2,5 пик был.


— Почему у них так, а у тебя так?

— У людей, с которыми вы делали интервью, — я помню, это Zodivk, Sh3tlviz, — у них пик попал на тот момент, когда Spotify был в России и был очень популярен. Сейчас Яндекс Музыка вполне может создать конкуренцию Spotify, ну, по очевидным обстоятельствам. Я начал свое творчество, когда уже Spotify ушел из России, лейблам стало трудно двигать треки на Spotify.

Моя аудитория в основном сидит на Яндекс.Музыке. Но у меня есть один трек в Spotify, "Bloom Love", который есть только в Spotify, потому что выпускался через западный лейбл. Он набрал 400 тысяч прослушиваний и на ютубе у него 3 миллиона просмотров.

Я считаю, чтобы набрать аудиторию Spotify, надо и выпускаться через западный лейбл. Либо крутиться в ТикТоке, чтобы услышала западная аудитория.


— "Крутиться в ТикТоке" — а у тебя есть такой опыт?

— Да, у нас с Димой Autxmn Love был ремикс на песню Дианы Гурцкая "Нежная". И мы ее очень сильно пиарили в ТикТоке, там были от полумиллиона до миллиона просмотров. Но не получилось договороиться [о правах], к сожалению, и выпустить ремикс [на площадках].

Зато нам стали много писать по поводу совместных работ, мы свой пиар получили.


— Нужно самому делать видео или можно купить размещение?

— Если много свободного времени, то почему бы самому не зайти в CapCut или After Effects и сделать какой-нибудь эдит. Я лично сам все это делаю. Но я знаю людей, которые просто покупают рекламу в уже распиаренных ТикТок-аккаунтах, и там человек сам делает эдит под этот трек, и трек набирает популярность.


— Сколько такой эдит может стоить?

— Честно, я не знаю. Но когда я начинал этим заниматься, мне писали и за один ТикТок просили 500 рублей.


— С чего начался твой путь в фонке?

— За фонком я начал следить где-то с 21-го года, когда он, наверное, в России только начал популяризироваться. Я еще не задумывался о написании музыки и все такое. У фонка был такой игровой вайб. То есть, я всегда включал его на фоне и играл, либо занимался своими делами. В 22-м году я заинтересовался музыкой, хотел начать читать под биты, но не сошлось, не получилось. И в 23-м году случился переломный момент, я расстался с девушкой. И это меня так скосило, что я решил отвлечься музыкой, именно фонком. Я был наслышан много от кого, что это один из самых легких жанров в музыке, для меня это так и оказалось. И он настолько меня вовлек, что я стал этим заниматься.


— Были музыканты, которые на это повлияли?

— Да, для меня много кто стал примером для подражания. Наверное, один из самых популярных — это Валера Dvrst. Потому что его трек "Close Eyes" — его все слышали, это один из самых популярных фонк треков на данный момент. Dvrst, Lxst Cxntury, Адлин, ShadxwBxrn, потому что на момент 21-22 года их треки очень сильно вирусились.


— То есть, TikTok был точкой входа?

— Только отчасти. Он показал мне, что это за жанр. Но большинство треков я находил благодаря Spotify.


— У тебя в телеграме выложены твои персональные итоги года в Яндекс Музыке. И там самый прослушиваемый артист — это Lastfragment, а самый прослушиваемый жанр — это дрифт-фонк.

— Я сам удивился, когда увидел в своих итогах Сашу Lastfragment. Я его слушаю периодически, потому что у него много классных старых треков, он крутой. Но чтобы я его слушал больше всех на протяжении года — клянусь, для меня самого это было удивлением.

Что касается дрифт-фонка, этому я тоже очень удивился. Скорее всего, большинство фонк-треков, которые есть на Яндекс Музыке, они обозначены как дрифт-фонк.


— И я удивился, потому что мне казалось, и что ты сам переквалифицировался на бразильский фонк, и что дрифт-фонк свое отжил.

— По поводу переквалификации в бразил — я не хочу свою основную карточку [на платформах] переквалифицировать в данный жанр, поэтому создал вторую карточку, на которой и буду дропать бразильский фонк. А основная карточка будет связана с фонком атмосферным и другой электронной музыкой, которая будет совмещена с фонком.


— Это вообще важно, такое позиционирование: эту музыку я делаю под одним именем, другую под другим?

— Если, допустим, Øneheart, который ориентируется на эмбиент, начнет жестко дропать бразил себе на карточку, я думаю, многие его фанаты не поймут. Поэтому если собрал определенную аудиторию, то с этой аудиторией надо двигаться. Если хочешь делать другое творчество, лучше создать другую карточку, на которой ты будешь собирать другую аудиторию. Потому что конфликты с аудиторией никому не нужны. Я знаю много людей, которые так делают, и это уже давно практикуется.


— В чем конфликт заключается? Будут писать плохие комменты или просто уйдут?

— И то, и то, мне кажется. Многим не нравится бразил. Многим фонкерам, многим слушателям фонка. Они воспринимают этот жанр как нечто плохое.


— Используешь ли ты SoundCloud?

— В начале творчества использовал, но почему-то забил на него. Я планирую вернуться на него. Потому что есть много треков, которые я не могу выгрузить на площадке в связи с авторскими правами, а SoundCloud позволяет это сделать.

Я просто не писал ничего, что было связано с авторскими правами, поэтому забросил. А теперь наступил момент, когда я начал делать ремиксы, бразильские, в том числе, и фонковые. И я уже понял, что SoundCloud — это неплохая штука. В любой момент может произойти то, что ты выгрузишь трек на SoundCloud, его подцепит какой-нибудь человек и начнет пиарить его в TikTok, как было, кстати, у многих артистов.

По-моему, у Dvrst трек завирусился сначала на SoundCloud, а потом он уже в TikTok. А если звук станет популярным в TikTok, автор песни [на которую написан ремикс] может на тебя выйти и предложить выпустить ремикс на площадке.


— TikTok после 22 года немного криво в России работает, это влияет на музыкантов или особо нет?

— Влияет, многие сейчас сталкиваются с тем, что видео в TikTok просто не набирают. Очень трудно влиться в тренды. То есть, 23-24 год у многих был проблемным с TikTok. И сейчас многие ищут, как выделиться, что сделать, чтобы завируситься в TikTok. То есть, обычно люди просто копируют друг друга. А чтобы выделиться в TikTok, надо придумать что-то уникальное. Но многим это не удается почему-то.


— Ответь все-таки про смерть дрифт-фонка. Ушло его время?

— Если говорить про тот фонк, который пишут Ghostface Playa и подобные фонк-исполнители, то мне кажется, что его остались слушать только истинные фанаты.Он нигде больше не вирусится. Эту нишу занял именно бразил. И его пока что ничто не сможет перекрыть. Только что-то новое.


— Ты не размышлял, почему так произошло? Почему бразил так популярен?

— Нет, я даже пропустил момент, когда он влился в тренды. Но думаю, все из-за того, что бразил очень сильно подходит под тиктоковские тренды.

Сейчас в ТикТоке очень много людей, которые танцуют под всякие песни, делают эдиты с машинами, с какими-то приколами, мемами. И бразильский фанк отлично для этого подходит.


— А как ты думаешь, это долгоиграющая история, или он тоже вылетит очень быстро из моды?

— Я считаю, что он продержится столько же, сколько и фонк. А фонк все-таки долго держался. Он пускай и стал популярен в 2021 году, но начинал свое движение еще с 2019. Для меня фонк умер в 2024-м. Ну, 4-5 лет — это для жанра нормально вполне. Бразил столько же продержится, если не больше. Пока что-то новое не появится либо в ТикТоке, либо как жанр.


— Насколько ты профессиональный музыкант — не в плане навыков даже, а в плане того, что это твоя профессия?

— Я пока не считаю то, чем я занимаюсь, профессией. Считаю, что это дело, которым я очень люблю заниматься. Многих вещей я вообще не знал. Были ребята, которые мне помогали продвигаться. По профессионализму я середнячок — я знаю основу, знаю крепкую базу.

Я достаточно мало занимался музыкой для своих [высоких] стримов, скажем так. В апреле будет два года, как я пишу музыку. Я стремлюсь, чтобы музыка стала моим ремеслом, делом, на котором я научусь зарабатывать.


— А пока еще не умеешь зарабатывать?

— Не то что не умею, — не до конца понимаю, как все устроено в индустрии. Я только недавно познакомился с большинством популярных исполнителей, для меня это все еще в новинку, я не привык к этому.


— Внутри фонк-комьюнити есть хейт?

— Хейт везде есть, но фонк-комьюнити — оно дружелюбное по большей части. Есть, конечно, персоны, которые не любят друг друга. Я вижу разделение: есть артисты, которые продвигают себя на Яндекс Музыке, есть артисты, которые продвигают себя на Спотифай. Те и те друг друга не любят, мне кажется.

А в остальном комьюнити дружелюбное по большей части. Всегда, когда я знакомлюсь с каким-то новым фонк-исполнителем, у нас очень дружелюбное отношение и всегда находится время для веселья и обсуждения чего-либо.



— Почему-то я от многих фонк-продюсеров слышал одну и ту же историю: "Это мой самый трек с огромными стримами, но я написал его за 20 минут". У тебя есть такая?

— Да. Это трек "La La La" с Димой Autxmn Love. Он набрал больше 10 миллионов стримов на Яндексе. Я накинул Диме идею cделать бразильский ремикс на песню "Around the World". Мы сделали демку в этот же день и забросили ее до решения вопроса с авторскими правами. Нам сказали: "Все, доделывайте и выпускайте". Мы открываем демку, сидим с ним в Дискорде. Ничего в голову не приходит. Просто вообще ничего. Я, соответственно, говорю: "Скидывай мне проект, я сейчас сделаю". Он скинул, я накидал что-то, откинул обратно Диме. Он подсвел, подредактировал. Это заняло минут 40 — и трек набрал такие прослушивания!

Бывают и обратные истории. Когда очень сильно паришься над треком, тратишь дни, даже недели — а трек ничего не набирает, по сути.


— Какие мысли в связи с этим?

— Проще к этому относиться. Не думать об этом, просто делать.

То есть получилось — получилось, не получилось — бывает, со следующим получится.


— Есть музыканты, у которых бизнесовый подход: планы, цели, цифры. Есть те, кто делает, как получится. Тебе как ближе?

— На самом деле, много исполнителей идут за популярностью жанра и хотят зарабатывать, при этом еще ничего не умея, не набравшись опыта, не научившись ничему. Человек буквально только начинает и уже строит грандиозные планы. То есть вот я сделаю этот трек, он наберет там-то какие-то прослушивания, и все, я стану богатым. В основном так себя ведут новички.

А старички, которые пишут года три-четыре, они спокойно как-то ко всему этому. Как к работе, на которую просто пришел, сделал, ушел. Они не зацикливаются на деньгах, они зацикливаются на том, чтобы сделать очень крутой трек.

Я был таким же новичком, хотел сразу зарабатывать на фонке. Но потом у меня в голове тюкнуло… даже не тюкнуло, я просто забыл, что на фонке можно зарабатывать. И я начал просто делать, чтобы мне самому нравилось. То есть, надо полностью отдаться делу и делать все так, чтобы тебе нравилось.

Когда я забыл о деньгах, все стало получаться.


Разбираем приметы стиля игрока из Беларуси, ценителя рыбалки, бани, чая и церкви
Юру Борисова номинировали на "Оскар", Toxi$ вышел на ринг, OG Buda написал 27 треков и другие события недели
Есть версия, что трек “Бобр” написан с ее помощью