Фонк
Интервью: Карина Бычкова. Фото предоставлено артистом

Shadowraze: "Не смог стать майнкрафтером, но стал рэпером по Доте"

Большое интервью

"Я заплатил Bushido Zho две тысячи, он послушал трек и сделал знаменитую распальцовку. Это зафорсилось так сильно, что звучало везде".

Буквально у каждого трека Shadowraze миллионные прослушивания, а его творчество вдохновлено достаточно узкой темой — популярнейшей игрой Dota 2. В этом интервью Shadowraze рассказывает, как он придумал дота-рэп, как шел к известности и как на него повлиял форс ЧВК “Рёдан”.







— Важная часть твоего творчества — это Dota 2. Как ты начал играть?

— Я начал играть с момента релиза, когда еще выдавали ключи на Доту. Это был год 2013-й, наверное. Меня дядя подсадил.

Первое время мне не особо нравилось, я взял перерыв на годик, поиграл в первую Доту — и стало поинтереснее. Потом вернулся во вторую и достаточно много наиграл в нее.


— Ты настолько фанател от Доты, что решил писать про нее треки?

— На шестнадцатилетие отец подарил мне микрофон, и я думал, что буду записывать ролики по Майнкрафту, стану ютубером. В то время это было популярно. Но компьютер, к сожалению, не вывозил съемки, видео, рендеры и все подобное. Поэтому пришлось заниматься чем-то другим.

Я скачал программу, чтобы обрабатывать голос — Audition — и начал в нем копатьсяя. А все что я тогда делал — это играл в Доту. Ну и мне пришло на ум записать демку про свою подругу стримершу, и она разлетелась по беседам во ВКонтакте. И так я начал свой путь: не получилось стать майнкрафтером, но получилось стать рэпером по доте.


— Кто придумал термин дота-рэп?

— Я, наверное, и придумал. Я его так называл.


— В последнем сингле “Холод” Доты больше нет. Тема закрыта?

— Я думал, что дота-рэп — это не жанр, это посмеяться. Но все обрело слишком большие масштабы. У того же Тейпа в последнем релизе тоже есть дота-рэп. И много кто в целом начинает делать панчлайны про Доту. Поэтому что-то точно еще будет.


— Тебе сильно помог TikTok. Помнишь, как тогда развивались события?

— Это было в начале 2021 года: уже были мемы про Доту, но они не так сильно популяризировались. А когда вышел трек "1000-7", стали публиковать всякие тренды именно по Доте (название трека отсылает к сцене пыток из аниме "Токийский гуль", тесно связанного, наравне с игрок Dota 2, с субкультурой дед инсайдов. — The Flow).

Тогда я задонатил Bushido Zho две тысячи рублей, он послушал трек и сделал под него свою знаменитую распальцовку, и это зафорсилось так сильно, что потом звучало везде. Спасибо Bushido Zho, что я создал Shadowraze.


— Тогда форсилась тема дед инсайдов. Это помогло в популяризации твоей музыки?

— Ну да, появление дед инсайдов — это же отголосок Доты, грубо говоря. Потому что там был тот же Alohadance, с которого все началось (профессиональный игрок в Dota 2, который часто упоминал дед инсайдов на своих стримах, впоследствии сделал татуировку с надписью "Dead Inside". — The Flow).


— У тебя же первый трек как раз про Alohadance.

— Ага, это правда.


— А “1000-7” ты уже написал под влиянием темы дед инсайдов, когда она разогналась?

— Ну да, но в то время и меня самого можно было назвать дед инсайдом.


— С тех пор поменялось что-то?

— Ну да, конечно, ты же вырастаешь все-таки. Дед инсайд — это как стиль одежды или твой внешний образ, ты постепенно отходишь от этого. Ты взрослеешь, и приоритеты другие становятся.


— Твоя цитата: “Мне кажется, “Холод” будет началом моей карьеры как артиста, а не как дота-рэп хуйни”. Ты будешь еще делать что-то связанное с Дотой?

— У меня будет альбом по Доте, который меня просят выпустить уже на протяжении двух-трех лет. И я все-таки его сделаю. Но только потому, что очень просят. Сам я особо не хотел бы, но придется.

А отходить, да, постепенно буду. Даже несмотря на то, что это жанр обрел какую-то бешеную популярность.


— Почему ты никогда не выпускал альбомов?

— Альбом про Доту очень сложно придумать. Тем более я не могу делать просто примитивные строчки: обычно я выдумываю какие-то нереальные ассоциации с героями. Мне самому так больше нравится.


— Пишешь ли ты музыку для треков?

— Нет, работаю с продюсерами. Музыку я не пишу, в битах вообще не разбираюсь, кроме как в ковбеллах и в чем-то агрессивном. У меня изначально не было стремления стать именно музыкантом, артистом. Я просто очень много музыки в свое время слушал, когда был малым.


— Что слушал?

— Ну я фанател очень сильно по Jeembo и Tveth. Чуть ли не каждый трек заслушивал до дыр. Потом уже нашел Freddie Dredd и остальных, кто был в его стиле околофонковом. Мне и трэп нравился, и вообще многое — я и Тейпа я слушал, когда “Dragonborn” вышел. Я меломан, но мне больше нравится что-то агрессивное и мрачное.


— Почему ты стал читать на фонк-биты?

— Фонк набирал популярность, и я столкнулся с прямой бочкой — это мой трек “Showdown”, который про Brawl Stars. Под прямую бочку слишком просто читать, поэтому появился интерес к фонку в целом. Но опять же, если вспомнить, что я слушал Фредди Дредда, вопросы, почему именно фонк, отпадают.


— Ты понимаешь, почему фонк так всем зашел?

— Ну, не знаю, под него круто в тачке кататься. Мне все время кидают видосы, что они в машине катаются под мои треки.

И в целом много чего можно под фонк делать: заниматься спортом и прочее. Поэтому даже и мем появился, что круто ходить под фонк в школу. Фонк в целом очень разнообразный и в принципе может хорошо сочетаться с многими жанрами.


— Кого можешь выделить из российских музыкантов, которые делают фонк?

— Ну есть Dvrst, который, грубо говоря, делает биты. А есть Адлин, который сам записывает капу уже на свой бит. Ну то есть, из таких прям целостных музыкантов, не продюсеров, помимо Адлина, еще назову Килджо.


— Буквально всех твоих треках миллионы прослушиваний. Почему они залетают?

— Я долго думал над этим и сам себе вопрос задавал, почему, как, что. И, честно говоря, это феномен какой-то, я не понимаю.

Я даже думал, что мне накручивают прослушивания, но потом когда столкнулся вживую с аудиторией, то отпали вопросы. Но почему, я сам не знаю. Просто какой-то феномен. Феномен Shadowraze.


— Сколько в среднем лет твоей аудитории?

— Где-то четырнадцать-пятнадцать.


— Общаешься ли ты с ними?

— Раньше больше: я и стримы регулярно проводил, и в целом было больше желания общаться. Сейчас меньше — я тур докатываю, и не особо есть время.


— Про тебя практически ничего не известно, ты особо ничего не рассказываешь о себе.

— Обычно никто и не спрашивает, на самом деле. Но мне больше нравится в тишине, нежели чем что-то такое: "Вау, я Моргенштерн. Ребята, я крутой".


— В прошлом году был форс ЧВК Рёдан, там твое имя тоже всплывало. К тебе было много внимания со стороны посторонних в твоем мире людей. Что ты чувствовал?

— Вообще у нас у каждого из мертвого на сегодняшний день объединения, есть татуировка с пауком и нумерацией. То есть у каждого паука свой номер. И это должно было быть объединение не только музыкальное, но и брендовое. И шмотки, и музыка. Должно было называться "Рёдан".

Но в тот момент потасовка в Авиапарке убила нашу идею в целом. Потому что никакого объединения не вышло, и зафорсилось все так, как не должно было форситься.


— Почему эту тему так мощно обсуждали?

— Потому что один паблик начал выражаться некорректно в сторону разных наций. И на это обратили внимание другие культуры, грубо говоря, уличные. И начали докапываться до людей с пауками.


— Что это за паблик?

— Он так и назывался "Рёдан" вроде бы. Какой-то чувак поймал звезду: самый первый открыл паблик, начал мемы делать. И когда случилась потасовка, все начали гуглить, типа "Рёдан" и на него подписывались. Он начал там выкладывать лозунги всякие неуместные. Поэтому все это так разрослось и дошло до многих, в том числе на телевидении.


— У тебя есть трек “Skyline ryodan”, который вышел через несколько месяцев после того, как тема улеглась. Расскажи историю его появления.

— Я демку написал до всех этих событий, конечно. Мы тогда ехали на Skyline (машина Nissan Skyline. — The Flow) в Минск. Без тормозов. И достаточно много проехали, считай, пол-России, и на нем катались по Минску. И тогда в голову пришла идея совместить "Skyline" или "Рёдан", сделать строчку про машины, ну, что мы едем там, что Сузуя за рулем (Сузуя Джузо — персонаж аниме “Токийский гуль”. — The Flow), и вот так и появился.


— У тебя были когда-нибудь проблемы с офниками?

— Да нет. В свое время мы с пацанами и сами в подъезде сидели, хоть и так сильно ни до кого не докапывались. Но я был скорее на стороне офников, нежели на стороне дед инсайдов. Просто люди меняются и меняются их взгляды.


— Ты рассказывал в тг-канале, что в Пензе зрителей твоего концерта заставили писать объяснительные за символику пауков, и что вас в том числе спас пост от Екатерины Мизулиной. Ты еще ее за это благодарил. Как именно это сработало?

— Мы приехали в Пензу, а это достаточно строгий город. Пришло много полиции и заставили подписать документ, что не будет мата, и мы его запикали.

На сам концерт пришла девушка из ПДН, увидела, что на нас пауки, и начала говорить, что концерта не будет. Типа, если придут люди с пауками, то концерта не будет: все закроют, всех выгонят.

Я начал это снимать, а мне стали говорить, что я не имею права это делать. И тогда я написал пост и попросил, чтобы люди написали в бота Екатерине Мизулиной. И она достаточно быстро среагировала, написала пост, что пауки не запрещены: где-то полчаса прошло или час, может. И этот пост мы показали ПДНщице, она покраснела и в момент испарилась.

Но вообще она посмотрела концерт, отсняла, что у нас не было мата, и в целом ничего такого не было.


— Тебя в целом Екатерина Мизулина часто хвалит в постах. Что ты чувствуешь?

— Да ничего особенного. Она просто показывает, что у нас концерты достаточно патриотичные и мы воспитываем, так сказать, людей любить страну.


— Ты вызывал на Дота-дуэль Моргена. Почему этого так и не произошло? И почему звал именно его?

— Он в Доту играл тогда, а сейчас — нет. И я бы выиграл 100%. А там условия были, что надо было фитануть со мной [в случае поражения].

Но этого не произошло по понятным причинам.


— У тебя был фит с Flesh — расскажи его историю? Не самый характерный для тебя артист.

— Я не был с ним знаком, мне просто написали в телеграм, что Флэш ищет контакт. И он мне предложил фитануть и скинул бит. Я сказал: "Отпишу".

Ну, и вот просто отписал. Обменялись милыми словечками друг к другу. Мне было приятно, что он предложил. Я все же вырос на его треках.


— Скрин, где ты пишешь OG Buda, а он не отвечает — что это такое?

— У меня во “ВКонтакте” есть с ним диалог, но он его не открывает. Я все жду, когда прочитает. Ну, при всем при этом, в инстаграме (принадлежит запрещенной в России компании Meta) он мне сам писал. Я очень сильно любил Буду в моменте, вот прям обожал.


— У тебя есть и прослушивания, и концерты, но тебя не то чтобы знают в лицо массы. Хотел бы узнаваемости, как у OG Buda?

— Вообще нет. Когда вышел “Astra step”, стало тяжело передвигаться, меня начали узнавать. Поэтому я теперь хожу в маске.


— Какие у тебя планы на 2024 год?

— Если сильно постараться, то достигну уровня Кишлака. Он целый год писал альбом и просто закрыл, грубо говоря, весь год собой. Надо постараться сделать также.

Квадроберы, роботы и красивые люди
Без анонсов и прогревов
Гости — Баста, Платина, Voskresenskii, Kai Angel, 9mice, Toxi$, Lovv66 и Jony
А еще: о-о-очень много ностальгии по знаковым событиям в истории русского рэпа