Итоги 2021

Топ-50 отечественных альбомов 2021. Часть четвертая

Mujuice, The Limba, Петар Мартич — перечисляем позиции предпоследней десятки.

Предпоследняя десятка нашего топа самых крутых альбомов, определивших 2021-й. Уже в среду опубликуем финальную часть, а также назовем альбом, который считаем лучшим в этом году.

Вот здесь можно ознакомиться с аналогичным списком зарубежных релизов. А по этой ссылке — топ-50 лучших треков года по версии нашей редакции.



50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-01





20. Obladaet "Player's Club"




Для записи первого за три года альбома Obladaet полетел в Лондон, где поработал с Gotcha (саундпродюсер больших хитов Russ Millions и Tion Wayne) и Ghosty (на его биты читали Dave, Headie One и M1llionz). На “Players Club” Обла “cверлит, будто “Школа ремонта” — его стремительный флоу и построенные на сравнениях панчлайны очень идут этому стилю. Это отмечает и центральное для жанра издание GRM Daily, включившее Облу в список самых интересных дрилл-мейкеров за пределами Британии. А благодаря тому, что тексты Облы заряжены англицизмами, упоминаниями брендов и неймдроппингом звезд спорта, фиты с англичанами V9 и группой Last Night In Paris звучат так, будто артисты в буквальном смысле говорят на одном языке. В такие моменты дрилл, стиль, который называют саундтреком уличных войн, становится чуть ли не музыкой глобализации, точкой диалога двух молодежных сцен. И этот диалог еще не окончен: спустя год после работы над “Players Club” Назар вернулся в Лондон для записи сиквела и работы с Unknown T, еще одним ярким дрилл-игроком.







19. Dead Blonde "Княжна из хрущевки"




Певица Dead Blonde родилась в 1999 году, но в ее музыке нет никаких попытов с симпл-димплами — только ночные ларьки, рэкетиры и шестисотые мерсы. Это стало поводом для нападок хейтеров: “Как ты можешь петь про 90-е, если знаешь о них из сериала “Бригада”. Не слушайте хейтеров, дайте “Княжне из хрущевки” шанс — ее бодрый и немного дуракавалятельный поп “как из 90-х”, сделан хоть и лукаво, но с искренней любовью к предмету. Не самое корректное сравнение, но похоже обращалась к американским 60-м Лана Дель Рэй, рассматривая их как будто через фильтр инстаграма. Сама певица говорила, что начала записывать такую музыку, потому что переслушала все старые песни Вируса и Красок, а новых у них давно не выходит. В принципе, лучшая мотивация из возможных. "Если тебе чего-то не хватает, сделай это сам".







18. Samurai Sluts "Obezyana"




Группа Samurai Sluts ведет загадочный инстаграм и практикует медийный аскетизм. Их альбом “Obezyana” начинается с искаженного радиоэфира, будто звучащего откуда-то из глубин космоса (кому-то это напомнит советскую кинофантастику) — еще один намек, что перед нами музыканты со своим видением. Два брата-адыгейца делают дримпоп, где вокал как будто записывался в состоянии полудремы, а структура песен мутирует со скоростью меняющихся стеклышек калейдоскопа. Иногда этот круговорот психодела замедляется и получаются завораживающие медляки вроде “Otpusti” и “La Finale”. Без сравнений с Gruppa Skryptonite и Маслом черного тмина не обойтись, но они нужны для общей обрисовки — захотите копнуть поглубже, вас обязательно затянет.







17. The Limba "Anima"




The Limba сделал себе имя как герой больших синглов — будь то совместки с Andro ("X.O") и Jony ("Босс") или припев в песне "На чилле". Спрос с альбомов в таких случаях поменьше: как будто это просто сборник песен, где выбивается один-другой сингл для чартов, а остальное забывается уже через неделю.

Но "Anima" — вероятно, ключевой поп-альбом года. Лимба женит настроения кальян-рэпа с порочностью викндовского R&B — и два далеких друг от друга мира начинают работать вместе. Сам артист продолжает марафон удачных припевов и музыкальных решений, параллельно показывая свою универсальность: заходной хит "Блеск", сико-моуд-по-русски в совместном с Рахимом "Хентай", перегруженный басом фит с Big Baby Tape "В поле", трэп-романс "Никаких эмоций", прилипчивая совместка с M'Dee "Аппетит".







16. Егор Крид "Pussy Boy"




Если бы в 2011 году Егор Крид задумал влететь в рэп, ему пришлось бы непросто. Жанр на тот момент уже заявил о себе в России, уже обрел своих героев, но оставался субкультурным, а оттого — герметичным, обороняя свои границы от пришлых чужаков. Крид как раз такой чужак, который уверенно апроприирует все, до чего способен дотянуться. При том, что он, похоже, искренне кайфует от современного рэпа. Но считает деньги, а поэтому не убежден, что ему нужно нырять туда с головой — а вдруг это отпугнет другую аудиторию? Позовут ли с этим материалом на корпоративы?


В этом смысл "Pussy Boy" — это проба сил, но очень уверенная. Слушая Крида на одних битах с молодыми рэперами, ловишь себя на мысли: "А разве он чего-то не умеет из того, что делают они?" В чем-то он даже трушнее — ведь у него точно есть эти миллионы, машины и прочие рэп-богатства. Да и дух времени играет на стороне Егора: рэп давно перестал быть музыкой брутальных дикарей, а в последнее время вокруг только и разговоров что про токсичную маскулинность. Так что если вы отбросите предвзятость, то тоже признаете: в 2021 году Крид не выглядит чужеродным элементом в рэпе. Возможно, этот факт больше говорит не о Криде, а о том, каким этот рэп стал.







15. RSAC "Не важно, что говорят кисы"




2019 год: от песни RSAC “NBA” некуда укрыться, она играет из каждого второго такси. 2021 год: того состава RSAC, который записал “NBA”, уже нет, а Феликс Бондарев пишет новый альбом вместе с певицей Марбл. И совершенно не сдерживает себя никакими рамками, собирая альбом-компиляцию, где каждая следующая песня непохожа на предыдущую. Хотите пачку красивых инстаграмных песен с женским вокалом — они есть. Хотите электропоп “как у Муджуса” — он тоже есть. Хотите постпанка с инди-роком — и они в наличии. Хотите трек, почти целиком отданный Слимусу, чтобы он прочитал там рэп под centr type beat — даже такое практикуется.

Увы, бить по всем точкам сразу не всегда значит “попасть в цель”. Как можно судить по цифрам, “НВЧГК” не стал для Бондарева полноценным прорывом в поп-лагерь, но не важно, что говорят цифры. Это классная поп-музыка со своим почерком, которая не дает заскучать и чем-то удивляет на каждом новом повороте. И с основательной долей угара — в самой первой же песне рифмуется “ай стилл лав ю” и “вертеть меня на ***”.







14. Лауд "Красный закат"




"Красный закат" сплавляет ностальгическую любовь к поп-хитам девяностых с танцевальной музыкой десятых. Отсылка к Земфире и переосмысление Михея здесь ложатся на актуальный поп-хаус, который в свою очередь легко перетекает в британский тустеп, в песне "Маяк" начинает веять лейблом Ninja Tune, "Беги" — оммаж N*E*R*D, а последний трек — привет хип-хоп-корням уфимского трио.

Как и на прошлых альбомах, здесь всё в порядке с гостями. Thomas Mraz и Cream Soda, GONE.Fludd и Vacio, Lovanda и Lurmish, Tapenight — альбомы Лауд продолжают служить смотром талантов молодой российской сцены. Меняется тут только то, что и сама группа Лауд — теперь не просто обаятельные продюсеры, а готовая поп-группа на взлёте с фронтменом в лице Taly, которого можно услышать на большей части песен "Красного заката".

В песне "Диор" он поет: "Теперь нас все знают", — и пока что выдаёт желаемое за действительное. Но "Красный закат" — явный верный шаг в этом направлении.







13. Mujuice "Melancholium"




В обширной дискографии электронщика Муджуса неприлично мало альбомов, где он поет — его знаковый “Downshifting” вышел 10 лет назад, был продолжен в 2016-м релизом “Amore e morte”, а в этом году трилогия завершилась на “Melancholium”, самом понятном и в какой-то степени попсовом из серии. И достаточно еще раз прочитать его название, чтобы понять преобладающую эмоцию. “Снова на рехаб, мне не помогло”, “Мне бы просто уснуть, а не это вот все” — Муджус лаконичными формулировками рисует уязвимых и уставших людей, которые для себя решили, что будущего нет. И пока над ними Оком Саурона нависает Останкинская башня (а Москва тут зовется не иначе как Мордор-сити), остается только танцевать и отстреливаться. И кому-то покажется натяжкой, но в этом принятии неизбежного есть своя смелость — а значит и надежда на оттепель. Не поэтому ли “Melancholium” заканчивается словами “Разбуди меня весной”?







12. Gone. Fludd "Lil Chill" / "Digital Fantazy"




Буквально через год-полтора после прихода к Гон.Фладду первой большой известности (помните чуитсо-швепсовый период красных дредов и клипа "Мамбл"?) он пообещал, что его рэп в дальнейшем будет ассоциироваться со словом "техничный". Судя по мини-альбомам, выпущенным в 2021-м, он пошел дальше — сильнее всего его рэп ассоциируется со словом "музыкальный".

Речь тут о том, как существенно Gone.Fludd раздвинул рамки и освободил себя: хочу — делаю гиперпоп ("Атомы"), хочу — футворк ("Traxxxmania"), а хочу — каноничный рэпчик под 90-е ("Сок", "Баланс"). У него прекрасная чуйка на мелодии, а его работа с читкой и вокалом — это труд фанатика. Можно подумать, что Гон.Фладд поспорил, что не будет звучать одинаково ни то что в двух разных песнях, а в двух соседних фрагментах одного трека. И хотя за этим, скорее всего, стоит тяжелая работа, все эти вокальные выкрутасы кажутся легкой игрой.

Похоже, он что-то открыл для себя в 2021-м году, потому что прошлогодний "Voodoo Child" вообще не отличался подобной безмятежностью и стилистическим совершенством, а звучал более претенциозно и немного вымученно. Но два EP поменяли ситуацию и заново открыли для нас этого артиста. Fludd спаситель рэпа, детка, слушай его с гордостью.







11. Петар Мартич "Петар"




Петар Мартич выпустил дебютный сольный альбом. И посвятил его любви к олдскульному хип-хопу: где бумбэп встречает джи-фанк и джазовые духовые, сэмпл сэмплом погоняет, а повсюду раскиданы скиты-вставки из архивного интервью Мамонова или сериала "Конь БоДжек".

Новое творчество Петара — это музыка максимально приземлённая. Песни о средстве от похмелья ("Энтеросгель") и летнем стритболе ("Баскет"), о важности ментального здоровья ("В ресурсе") и принятии непростых периодов ("Сложный год"), сатира на превратности рэп-игры ("Порко россо"), дисс на слепней — Мартич не пытается казаться серьёзным рэп-игроком, и ему это к лицу. "Использую хип-хоп как форму", — говорил он в нашем интервью.

Эта музыка не про новаторство и победы в чартах, а про лёгкость. Альбом завершается аудиоупражнением на восстановление дыхания, которое Петар делал после ковида. И после таких релизов дышать в самом деле становиться чуть проще.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"