Итоги 2021

Топ-50 отечественных альбомов 2021. Часть вторая

Boulevard Depo, Wokawona, Morgenshtern, Anacondaz и не только — во второй десятке нашего списка лучших альбомов года. Третья часть топа — в понедельник.

Декабрь на The Flow — время итогов. Перед вами вторая часть нашего топа лучших отечественных альбомов, с третьей вернемся в понедельник.

Вот здесь можно ознакомиться с аналогичным списком зарубежных релизов. А по этой ссылке — топ-50 лучших треков года по версии нашей редакции.



50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-01





40. Morgenshtern "Million Dollar: Business"




"Вы можете забрать мой “business”, но не заберете "happiness", — читает Моргенштерн в треке "Домой", записанном после отъезда из России. В эту строчку Алишер заложил свое отношение и к происходящему вокруг, и к собственному творчеству.

А мы из дуплета его альбомов выбираем как раз "Business". Если в "радостной" части Алишер довел образ бескомпромиссного шута до абсолюта, то в "Business" в очередной раз доказал, что остаётся машиной по производству хитов. Тут и клипы на десятки миллионов просмотров ("Aristocrat", "Dinero", "Я когда-нибудь уйду"), и просто въедливые песни, по-прежнему записанные по формуле "бас погромче, тексты порезче" ("GTA", "Я на таблах").

Прошёл ещё один год — а Моргенштерн по-прежнему не сбавляет оборотов. Кажется, к этому пора просто привыкнуть, принять — и начать кайфовать от его песен в своих плейлистах.







39. Wokawona “Пролетают дни"




Несколько лет назад Лера Wokawona, выпускница екатеринбургской консерватории, переехала в Москву, нашлась с Vacio и Ромой Мальбэк, и стала сочинять переливчатый неопоп о раненых подростках (“Дети”) и бойфренде, накуривающем на первом же свидании (“Он идеален”). Порочности здесь совсем чуть-чуть, скорее наоборот — много переживаний девочки-чудинки, несущейся куда-то юности и наивняка фраз в духе “Все бесят, кроме тебя”. Песни девчонок, чьи лучшие друзья пока — не бриллианты, а смартфоны.







38. Зараза "Психонавтика"




Участники тусовки Acidhouze очень не любят, когда их называют "белой Чувашией". Не будем этого делать, но лишний раз проговорим, что вокруг ATL в регионе сформировалась самобытная и стилистически обособленная сцена. "Психонавтика" — чуть ли не самая убедительная в 2021 году демонстрация ее достижений: уверенный рейв-рэп о межпланетных странствиях и о том, как его автору хочется улететь с осточертевшей планеты. Вы скажете: "Так это ведь в чистом виде описание ATL", но Зараза ушёл дальше в своём желании танцевать на обломках: он и пободрее, и попроще, и даже поёт очень по-своему, в немного растаманской манере.

На этот раз у него получились особенно запоминающиеся песни и подобралась идейно правильная компания. На битах, передающих привет рейвам нулевых, как влитые сидят Loc-Dog (он читал под транс ещё 15 лет назад) и GSPD, который в несколько упрощенном виде вытащил этот пацанский дэнс на большие площадки.







37. Стереополина "Суперлуние"




В 2021 году начала набирать обороты очередная волна ретромании, и хиты вроде “Мальчика на девятке” вдруг захватили все чарты. На альбоме “Суперлуние" бэнгеров, которые могли бы взорвать прямо сейчас, нет. Это в первую очередь жанровая музыка, в которой больше искусных и тонких приемов, заметных эстетам. Смесь синтипопа, пост-панка и дарквейва создают особую атмосферу ностальгии по времени, которого не было. Если в предыдущем альбоме Стереополины “Институт культуры и отдыха” главный референс считывался в группе Мираж, то новая, более мрачная пластинка во многом сделана с оглядкой на творчество Агаты Кристи. Но “Суперлуние” — ни в коем случае не вторичный продукт. Как минимум песни “Грустный танец” и “Мне 20 лет” точно выходят за рамки ретростилизации. В них особая смесь простоты, иронии и теплой грусти становятся элементами вневременного шедевра, который можно слушать и без бэкграунда музыкального гика.







36. Скриптонит, Индаблэк, Qurt "Плохие привычки"




“Плохие привычки” — это репрезент новичков Musica36, которым Скриптонит своим присутствием обеспечил огромное внимание. На контрасте с ним Индаблэк и qurt выглядят менее разнообразными – темы их текстов чаще всего стереотипно “рэперские”, а флоу и подача частенько повторяются. Несмотря на это “Плохие привычки” все равно звучат и ощущаются как альбом, заслуживающий места в топе. Грув и энергетика, которую Скриптонит привносит в песни, никуда не девается, а инструменталы многих треков действительно выдающиеся. Клубный хит в духе песни “Поворот” “Туда-обратно” в очередной раз демонстрирует сходство Скриптонита с Фифти, этнические мотивы “Цифр” прекрасно ложатся на речитативы всех участников трио, а смена бита в треке “Эминэм” сносит голову. Такие моменты — одна из причин, почему люди слушают Скриптонита и почему некоторые предпочитают “Праздник на улице 36” “Уроборосу”.







35. Дарья Виардо "Глас"




Певица Дарья Виардо жила в Норильске, потом переехала в Екатеринбург, где сделала свой первый проект Цирковь (по теперешним временам уже одно название неудобное, а на ютубе еще лежит клип, где Дарья в черном одеянии прикуривает от свечи). Альбом “Глас” проще всего подписать как "фолк": девушка поет под негромкую не отвлекающую музыку. Дарья поет о смерти, о жизни, о боге, и от ее песен эффект, как будто ты подслушал чью-то молитву. Про бога и отношение к религии Дарью спрашивают в каждом втором интервью, и она всегда отвечает в том духе, что “я никому ничего не навязываю, просто пою о том, что мне близко”. Но если вас смущает ее подчеркнутая религиозность, просто начните с песен “Ангел-похоронитель” и “Возвращайся домой”. Это простые, запоминающиеся, очень мелодичные песни, которые можно прокрутить несколько раз подряд, и в компании с которыми хорошо переживать какие-то непростые времена.







34. MellowBite и 163onmyneck "Ghetto Mellow Melon Bite Christmas"




“Ты хипстер, у тебя выходит твой любимый фильм / Мы гэнгста, и у нас выходит кореш из тюрьмы” — если бы этот альбом попросили описать одной строчкой, подошла бы эта. Махину-кроссовер записали группа MellowBite и участник Melon Music — первые делали трэп еще до появления способов его монетизации, второй видел в них если не отцов жанра, то точно старших. Получились песни, к которым нельзя приближаться хоть с какой-то серьезностью — тут наказывают многочисленных (и, вероятно, вымышленных) оппов, удирают через трек от копов, а флексят не только дизайнерскими вещами, но и ножом за 37 тысяч в CS. В одной песне (лучшей на альбоме) сосуществуют припев “ну давай померяемся, письками померяемся”, строчка “у меня промокод на 4 ведра курицы в KFC” и эзотерический куплет о… чем-то. Если бы этот альбом был фильмом, то обязательно категории “B”. И это комплимент.







33. Anacondaz "Перезвони мне +79995771202"




Группа Anacondaz продолжает бодриться, когда вокруг все мрачно — в их новом альбоме собраны песни-манифесты без плакатного языка (“Уходи”, “Что бы мы ни делали”), издевки над трендами (“Девочка-деньги”) и конспирологиями (“За нами следят”), средние пальцы консерваторам (“Сядь мне на лицо”, “Серым”) и гимны мизантропов (“Биоразлагаемы”). В этом году один рэпер напомнил, что окружающему ******** не стоит сопротивляться с печальным лицом — Anacondaz выпустили про это альбом.







32. Boulevard Depo и SP4K "Qwerty Lang"




Рэп, исследующий границы языка. Если на прошлогоднем “Old Blood” Boulevard Depo нащупывал точки пересечения олд- и ньюскула (“Старая школа в новом рестайлинге” — так он описывал свой метод), то на “Qwerty Lang” его интересует уже не жанровая, а национальная лингвоидентичность. Boulevard Depo благодарит предков за богатство русского языка, а продукту рэп-коллег ставит диагноз: “Удлиненный магазин — укороченный словарь”. В своих поисках Депо то обращается к прошлому (нарратив песни “Азбука” строится на перечислении букв церковнославянского и старославянского алфавитов), то к будущему (в “Autopoetry”, подобно авангардистам середины прошлого века, Boulevard Depo прибегает к технике “найденной поэзии” — использует нейросеть, чтобы та превратила историю поиска браузера в зарифмованное облако тегов; среди них есть и запрос “приколы с именем Олег” — в сети думают, что это “привет” Kizaru). Причем все это рэпер проделывает с такой легкостью, что если ты не считываешь суть, все равно качаешь головой под эти биты. Последнее обеспечивает битмейкер SP4K, давний товарищ Бульвара по YungRussia, накручивающий трипхоповый сумрачный звук и сэмплирующий робота Хэла из “Космической одиссеи” Кубрика, “Лебединое озеро” и запись хора сибирских каторжников столетней давности. Название песни “СК” — отсылка, конечно, не только к каторжанам, а и к давлению Следственного комитета, Роскомнадзора и прочих инстанций. “Не зарекайся ты, вольная птица, сегодня ешь ты, ну а завтра — тебя”, — язык и культура — текучая изменчивая среда, но не все так же легко подвергается историческому рестайлингу.







31. Kedr Livanskiy "Liminal Soul"




Вполне вероятно, что за последние пять лет именно Яна Кедрина стала рекордсменом среди российских музыкантов по количеству западных публикаций, рецензий, интервью. Больше упоминаний может быть у кого-то, кто сильнее встроен в глобальную сцену, чем в местную — у кого-то типа Нины Кравиц. Про Кедрину сложно сказать, куда она встроена: в недавнем интервью она нам говорила, что развивает карьеру и здесь, и там. Но следом шел перечень примечаний и оговорок, из которого делалось ясно, что карьера в классическом значении этого термина интересует ее в последнюю очередь. И что она не рвется наверх, потому что ей "нравится ползти змеей в своем темпе" — и это очень аутсайдерский подход в сегодняшнем мире, где на виду музыканты-достигаторы. Альбом "Liminal Soul" — намеренно аутсайдерская запись. Это немассовая электроника без откровенных хитов. При этом даже на российской сцене вы отыщете и продюсеров, которые будут мастеровитее и искушеннее, и голоса, которые звучат богаче и ярче. И хотя к "Liminal Soul" Яна ощутимо прокачала и продюсерские скиллы, и вокальные, тем не менее, она не утратила свои главные суперспособности: умение звучать искренне и неподдельно, сохраняя несовершенства и шероховатости своего саунда, что очень выгодно ее выделяет. Вы можете объяснить как эта музыка устроена: что это такой электро-поп, но очень лоуфайный и с эмбиентными текстурами, который при этом заигрывает и с джанглом, и с футворком, а звучит ностальгически и меланхолично. Но затруднительно ответить, откуда берется магия, заставляющая эти компоненты так поразительно работать вместе.

Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"
Предыдущий рекорд принадлежал стримеру Некоглаю