Итоги 2021

Топ-50 отечественных альбомов 2021. Часть первая

Мы начинаем перечислять лучшие отечественные альбомы года. И вспоминаем, каким был музыкальный 2021-й для русскоговорящего слушателя.

Декабрь на The Flow — время итогов. Сейчас вы читаете первую часть нашего топа лучших отечественных альбомов, каждый день мы будем публиковать по новой десятке.

Вот здесь можно ознакомиться с аналогичным списком зарубежных релизов. А по этой ссылке — топ-50 лучших треков года по версии нашей редакции.



50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-01





50. Алмо "Нормальная музыка"




Кто-то превращает песни в гангстерские боевики, кто-то — в драмы, а Алексею “Алмо” Мокроусову симпатичны нормисы, самые обычные люди, их маленькие проблемы и радости. “Нормальная музыка” — танцевальный альбом (дипхаус, хип-хоп, раггамаффин — никто не уйдет обиженным) про тех, кто каждый день встает и идет на работу, а вечером, вываливаясь из бара, орет во все горло песни Кортни Лав и Кортнева. Себя Алмо, кстати, видит таким же маленьким — и поет об этом, например, в “Инопланетянине”. Под видом истории о внеземных завоевателях скрывается монолог артиста, чей путь только-только начинается, и который боится остаться незамеченным в борьбе с захватчиками чартов и женских сердец. Нормальная музыка? Мы бы сказали, отличная. И подходящее название, чтобы открыть им топ лучших альбомов года.







49. Thomas Mraz "Victory"






"Victory" — самый масштабный релиз в карьере Томаса Мраза. В треклисте сразу 25 песен, в которых и правда несложно потеряться. Такой альбом показался бы тяжеловесным и 10 лет назад, а тем более сейчас, в эпоху, когда мы привыкли слушать по пять пятничных релизов за раз. Но на "Victory" спрятаны если не лучшие, то самые убедительные песни уфимского артиста за последние несколько лет. Прошлый большой релиз Томаса выходил еще в 2018 году — и все это время он как будто копил энергию для этого альбома. "Отрочество" — еще один гимн "уличных интеллигентов". "И Ф Ф О" — брейкбитовый чилл с гостевым куплетом GONE.Fludd, "Изгой" — песня вечных мечтателей (благодаря таким Томас и получил первую известность), обаятельный коллаб с Oligarkh "Victory Road" и любовная лирика в песне "Водолей". За объемнейшей формой запрятан самый личный релиз, где Мраз заново находит себя как сонграйтера.







48. Zarya "Сила"




Гиперпоп оказался одним из главных трендов в рэпе, хотя в первую очередь это жанр электронной музыки. Томский дуэт Zarya в начале уходящего года лучше многих показал, как вдохновленные PC Music и Sophie песни могут звучать на русском. В их альбом "Сила" попали 9 песен о расставании, слабости, ощущении дома и внутренней силе. В них тонкий голос солистки Татьяны Пронькиной пробивается сквозь агрессивные глитчевые синты и мощные ударные. При этом нельзя сказать, что музыка продюсера Кирилла Чернова копирует наработки создателей гиперпопа — скорее, он умно соединяет их с ностальгичным попом из 90-х, создавая одновременно знакомое и оригинальное звучание.







47. Scally Milano "Money Counter Music"




“Получаю миллионы за то, что я говоритель *****”, — звучит на стартовом треке альбома. Это редкий пример самоиронии в жанре — Scally Milano несет веселый бред в духе группы Kunteynir, только если бы ее участники родились в начале 21 века. А делает это преимущественно в оболочке детройт-рэпа, очень локального жанра, каким-то немыслимым образом добравшегося до наушников молодых русских рэперов — читает на биты с ускоренным BPM и спотыкающимся флоу, будто постоянно перебивая сам себя. На “Money Counter Music” Scally Milano делает попытку ухода от привычного стиля и это ему удается с переменным успехом (трек “Буква Х” он почти полностью отдает Lovv66), но это кажется сигналом — рэпер понимает, что историями про мамонтов и скам долго развлекать не получится.







46. Zavet "Gotika"




Один из самых смелых экспериментаторов русскоязычного хип-хопа начинал как клипмейкер — снял клип "Кащенко" для Бульвара Депо. Может быть, поэтому кажется, что в этой музыке очень много визуального — смелые эксперименты с музыкальной и текстовой формой напоминали авангардные режиссерские решения. В них было много самобытной стихийности, но не хватало содержания. В альбоме “gotika” zavet намеренно подавляет чрезмерную закрученность инструментала и упрощает текст. Но это будет заметно только тем, кто близко знаком с творчеством артиста. Для непосвященных “gotika” — один сплошной эксперимент, органично вписывающийся в цифровую культуру, в которой эклектика — слово номер один. Zavet впитал в себя пласт уже переработанной, вторичной готики нулевых и выдал одну из сильнейших своих пластинок, ведь главная сила его музыки в аутентичности, которая парадоксально рождается из вторсырья поп-культуры.







45. Земфира "Бордерлайн"




Слушая альбом Земфиры, сложно не начать искать общее с альбомом Оксимирона — и не только потому что Мирон сам дает отсылку к "Бордерлайне" в "Хоп-механике". Судите сами. Оксимирон — гений, Земфира тоже гений. Они большие музыканты и, по всей видимости, не самые легкие в работе и общении люди. Оксимирон 6 лет не выпускал альбом, Земфира промолчала 8 лет. Засидевшись на таких каникулах, они оба проспали поистине тектонические сдвиги в русской музыке и музыкальной индустрии, где поменялось, если коротко, абсолютно всё.

И нет, они не вернулись оттуда никому не нужными — наоборот, недавно синхронно распродали все билеты на свои концерты-возвращения в течение всего нескольких часов. Но — дальше будет непроверяемое заявление, которое строится только на каких-то субъективных ощущениях — есть чувство, что они уходили на каникулы самыми актуальными героями: главная певица страны, главный рэпер страны. А возвращаются как герои вчерашних дней, которых не возьмут в будущее, потому что новое поколение за ними уже не пойдет.

Одно из самых больших достоинств альбома "Бордерлайн" состоит в том, что он не пробует никому ничего доказывать и полностью игнорирует любые мнимые соревнования, любые битвы за хайп. Это дискомфортная и депрессивная музыка, явно не предназначенная, чтобы слушать ее в компании. А в одиночестве делать это ничуть не легче — тут столько боли, что хватит на десятерых; тут все песни про "выжить" и "не сойти с ума"; тут слышишь "Я ок", но по интонации понимаешь, что совсем нет. Говоря о сильных сторонах альбома, нет смысла повторять очевидное: божественный тембр голоса, который словно бы создан, чтобы спеть самые красивые песни на Земле; фанатичная работа над музыкой. "Бордерлайн" написан и написан именно так, потому что Земфира приняла свою новую роль ("больше не самая главная") и нашла ответ в том, что ее дело жизни — это просто сочинять музыку и не думать о бренном? Либо же она уже пишет свои песни куда-то в вечность, и реакция каких-то там людей интересует ее в последнюю очередь?







44. Soda Luv "Roomination"




“Roomination” завершает успешный для Soda Luv год. Рэпер-хамелеон подстраивается под узнаваемый стиль ЛСП, оммаж олдскулу на фите с Казяном звучит на удивление органично, а едкий дисс Хаски на современный хип-хоп иронично контрастирует с детройтским партом Соды. Именно на многочисленных фитах ярче всего был заметен главный творческий принцип “один стиль = стагнация”. Умение мимикрировать под разные жанры – не уникальная фишка рэпера, но она отличает его от многих представителей новой школы. “Альбом, который поймут только через 3 года”, — писал о нем автор. Проверим в конце 2024?







43. White Punk "Сириус"




Альбом, записанный в темный период жизни — к таким невольно относишься иначе, контекст добавляет глубину. White Punk записал очень личный альбом — путешествие сквозь черную дыру на низком заряде батареи. Его голос кажется намеренно безэмоциональным, чтобы еще сильнее подчеркивать космические моменты вроде финала “Падают”, вступления грязных гитар на “Не молчи”, ударки на “Частица” или глитче-струнной “Outro”. Если вы по какой-то причине еще не поняли, “Сириус” докажет, что White Punk — один из самых талантливых продюсеров на отечественной рэп-сцене.







42. Дочь "Нити"




Дебютантам многое простительно — недоработки при огранке слова, сырость аранжировок, в чем при желании даже можно увидеть некое обаяние наивности, незрелости, — но все это ни разу не про “Нити”, первый альбом коллектива Дочь. Опытные люди московской инди-сцены (среди них — экс-вокалистка Краснознаменной Дивизии Яна Смирнова) собрались вместе и придумали десяток бесконечно обаятельных песен-сказок про танцующий лес, объятия ветра и различные нити-узелки, крепящие всех нас к сакральному. Песни c богато обставленным поп-звуком про взрослых, смотрящих на мир глазами детей. В этих песнях много теплоты и умения видеть в простом что-то большее (“Подай мне знак. Ответь мне в травах и цветах”). Хочется закончить банальной формулировкой типа “Мир стал бы чуточку лучше, будь в нем больше людей, похожих на героев “Нитей”, но лучше просто обозначить, что чуточку лучше с появлением этой группы стала наша инди-сцена.







41. Бхима "Смола"




Рэп, каким его видит автор музыки для балетных постановок Мариинского театра. Про ульяновского мультиинструменталиста заговорили в прошлом году, когда Бхима спродюсировал треть песен для альбома Хаски “Хошхоног” (в том числе “Никогда-нибудь” (лучший трек-2020 по версии The Flow) и “Частушки”), а в 2021-м он дебютировал альбомом “Смола”. Бхима делает психоделик-рэп, который не следует никаким канонам. Ему не близки плюс-минус стандартные тропы, буквальности он предпочитает абстракцию и конструирует тексты так, будто у него перед глазами полотна Верроккьо. Это особый метафизический дрип. Бестелесной оболочкой летает он среди созвездий (“Калитка открыта”), вступает в диалог с высшими сущностями (“Сон ангела”), порой мимикрируя под стиль Хаски (“Конверт”). Такой продукт точно не посоветуешь всем. Кто-то скажет про его автора: “Не от мира сего” и ограничится прочтением этой аннотации. А тех, кто полюбознательнее, ожидает один из самых непредсказуемых релизов года.

Два дисса, два трека-танго и два Арсения
Пишет про проблемы со здоровьем. Видимо, что-то серьезное
Крид проиграл миллион. Lil B подкатывает к Мэйби Бэйби. Thrill Pill ищет работу. Слава КПСС целует OG Buda. Ну и неделька!
Интервью с главным толкателем джерка в России