Итоги 2020
10 декабря 2020
Авторы: Андрей Никитин, Максим Саблин, Дарья Бычковская,
Николай Редькин, Андрей Недашковский, Лёша Горбаш
Николай Редькин, Андрей Недашковский, Лёша Горбаш
50 лучших песен 2020. Финал
Итоги года мы подводим при поддержке МегаФона. На этой неделе мы публикуем список из 50 песен, определивших звучание и настроение 2020-го. И вот — десятка главных треков этого года.
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. По традиции вспоминаем 50 песен, которые определили и сформировали эти 12 месяцев. Как и всегда, мы ориентировались не только на успех песен и шум вокруг них, но и на то, насколько они нам запомнились и запали в душу. Каждый день на этой неделе выпускаем по новой десятке.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-01
Slava Marlow — напарник и абсолютный антипод Моргенштерна. Этим двоим удалось создать пачку хитов и идеально озвучить, так сказать, наш 2020-й, устроив диверсию с битом для Тимати. Но когда Слава выпускает музыку сольно, весь эпатаж, без которого его компаньона представить уже невозможно, улетучивается, как облако дыма из кальяна. После разъезда с Моргенштерном Слава залил на свой канал ролик, в котором расписал план, чего ему хотелось бы достичь за ближайший год. Одним из его пунктов было “попасть на первое место чартов”. И он попал!
“Снова я напиваюсь” в полной мере демонстрирует стиль Славы, который если еще не начал копировать каждый второй битмейкер, то в следующем году точно станет. Он берет бассбустед-трэп, пиликания, которые мог бы производить пинбол-автомат, где-то что-то насвистывает, где-то добавит звучков-акцентов, которые так ценятся тиктокерами, и на этот каркас навешивает патетику и надрыв дворовой пацанской песни. Поэтому не злитесь на молодых людей, исполнявших ее под окнами вашего дома. У них не было ни единого шанса устоять.
“Неболей” кажется самой большой песенной удачей Басты со времён «Сансары», это в принципе подтверждают и цифры просмотров на ютубе: 40 миллионов против 88 у видео трёхлетней давности. Дождливая боссанова на два голоса, герои которых говорят друг другу не так много слов (а в конце слова и вовсе медленно пропадают в музыке), в 2020 боролась за первые места в чартах с кальян-рэперами, тикток-хитмейкерами и корж-копипастерами. Боролась достойно и даже побеждала, хотя песня-то сделана поперёк всех чартовых правил: неторопливая, драматичная, идёт почти шесть минут, никак не располагает к танцам, только если к очень медленным. Можно сыграть в конспирологию, и представить, что она пришлась ко двору из-за своего названия (одно из его прочтений: “не болей”). А можно вспомнить, что все лучшие песни Басты писались как будто вне времени.
Кто-то скажет: рэп про рэп. Нет: рэп про эпоху, про отжившие свое ценности, про тягу к корням. “Brooklyn” — это признание Miyagi и Энди в любви к бумбэпу и его героям. Он не только стартует сэмплом из “Hypnotize” Бигги, это было бы слишком простым мувом, но и сам Энди здесь заметно снимает манеру исполнения и тембр покойной легенды. Miyagi нарочно отходит в тень, уступает пространство артисту своего лейбла TumaniYo и сверкает лишь в припеве, но это припев, который способен раскачать головы хоть владикавказской пацанвы во дворе, хоть жителей того самого района, в честь которого и назван трек. Это одна из причин, почему на ютубе полно видео с реакциями иностранцев на эту песню. Реагировали они, впрочем, не только на аудио, но и на клип, так прочно сплавленный с треком, что уже не разорвать. Режиссер Игорь Клепнев напичкал его таким количеством отсылок (тату с именем Диллы, постеры с портретами RZA и Мэдлиба, отсылка к клипу Ракима и т.д.), что сразу становится ясно: это союз людей, для которых слово “хип-хоп” — не пустой звук.
Boulevard Depo взлетел после релиза "Rapp 2" в 2018-м, а в этом году рвал чарты и колонки альбомом "Old Blood". И первые строчки в топах — доказательство того, что стать большой звездой может нишевый артист, который уверенно идет по своему пути.
"Old Blood" вдохновлен книгой "Русская средневековая эстетика XI–XVII века" — отсюда обложка, структура с "Введением", а также тема прошлого. При этом артист не уходит от настоящего. Альбом посвящен и успеху, и его издержкам, и призрачным ценностям. А трек "Friendly Fire", который завирусился в TikTok и разошелся на мемы, — во многом об отсутствии близкой души и засилии фальши.
В прошлом году Anikv попала на второй сезон "Песен", среди судей которого был Баста, и в итоге оказалась на "Газе", где на первых порах делала прифанкованный и, казалось бы, не очень массовый R&B. А потом вышла песня "Меня не будет", которая надолго зацепилась за чарты — и вот каждый следующий сингл девушки воспринимается уже чуть по-другому.
Музыку сюда писал тандем Saluki и Osa — это въедливый, построенный на куче деталек бит, который легко представить и на следующем альбоме самого Saluki, но в отрыве от "Меня не будет" сложно увидеть успешной песней. Потому что в хит его превращает именно Anikv, пропевающая строчку про "вокруг людей куча, но меня не будет". Обаяния добавляет и то, что Anikv и Saluki — на самом деле пара (посмотрите вот это умилительное видео), собравшая песню вокруг одной из своих ссор.
И здесь очень хочется сделать наивный и красивый вывод о том, что слушателя не обманешь, а настоящие эмоции и искренность двигают песни и в 2020 году.
Русский народный трэп? (Соврал) Скорее, русский народный uk-house. Feduk при помощи Cream Soda записал роскошный альбом, напоминающий сразу все в диапазоне от ранних Disclosure до Дорна того периода, когда он учил нас с вами, что не надо стесняться. Та фраза, кажется, была понята слишком буквально — как индульгенция для производства стыдного трэша; кажется, изначально ничего такого не вкладывалось. Но тому Дорну действительно стесняться было нечего — как и нынешнему Федуку. И пусть Федор говорит, что не хотел бы до конца жизни петь "Розовое вино" на корпоративах, но именно на хаус-битах он выдал свой максимум на альбоме "Йай". "Маяк", "Бэнгер" и в особенности "Русский народный трэп" — все это прекрасные танцевальные треки, фантастически светлые, мечтательные и жизнеутверждающие. Их авторы не стали занижать планку, чтобы понравиться вообще всем — как же это здорово.
2020 год заставил артистов изобрести жанр карантин-хитов — а Монеточка добавила к нему карантин-гимн. Хотя в "Переживу" она не ограничивается только этим годом, но с иронией складывает коронавирус вместе с другими приметами последних 30 лет, через которые легко проследить ее взросление вместе с безумным и переменчивым миром. Певица делает очень простой, но сильный вывод: если я прошла через это все, то переживу что угодно.
Структуру песни Монеточка позаимствовала у "Острова" Псоя Короленко, забавного ролика из начала 2010-х. Она отдает дань уважения неординарному еврейскому музыканту и взамен приобретает всеобъятность, из-за чего ее героиней можно представить не только певицу, но и всю Россию.
Когда уже придумал себе, что знаешь все приемчики, имеющиеся в распоряжении Noize MC, тот находит способ удивить снова — да так, что дыхание перехватывает. Можно ли придумать картину более тотального и пугающего одиночества, чем то, что мог бы испытывать космический зонд, 40 лет удаляющийся прочь от Земли и которому внезапно захотелось вернуться домой? Будто поэт-символист высокого полета (pun intended), Иван Алексеев посредством вакуумного пейзажа с кольцами Юпитера да черными дырами фиксирует ощущение потерянности, сопровождавшее всех на нашем пути сквозь такой неспокойный и непредсказуемый 2020-й. А когда вы перестанете удивляться тому, как эта история рассказана, вы начнете следить за тем, как хитро она сыграна и как строчки Noize MC постепенно сдвигаются по долям, уходя от изначального ритма, словно зонд — прочь от гелиосферы. Жаль, что этой песни нет в хранилище данных, которое на своем борту несет настоящий “Вояджер-1” на случай обнаружения внеземных форм жизни. Услышь ее, они бы от человечества точно зафанатели.
Помогла череда случайностей. Сначала группы Хлеб и Cream Soda встретились в шоу, где исполнители меняются хитами. Что перепевали Хлеб, мы уж и не вспомним, а вот Cream Soda взяла их песню 2018 года "Плачу на техно". Потом команда Александра Гудкова сняла на нее клип — и это видео, где люди танцуют на балконах домов, вышло в самый разгар весеннего локдауна. И хорошо совпало с тогдашними настроениями "Мы заперты дома, но все равно будем веселиться" (онлайн-концерты, вечеринки в зуме — помните же?).
Так песня, иронизирующая над техно-тусовками Москвы, стала реквиемом по любым тусовкам. Так песня, предвосхитившая моду на жуков-поп, превратилась в глубокую и грустную вещь с отголосками поп-транса начала нулевых. Спустя все это время до сих пор немного подергивает от того, что ее поет тот же голос, который год назад пророчески вещал: "Никаких больше вечеринок".
Человек, который, можно подумать, выходит из дома с полными карманами фиг, и от которого не знаешь, когда ждать подвоха, вдруг выдал вот такой трек под умиротворенный и какой-то даже ангельский инструментал — без грязи, трэша, неприятного натурализма и лобовых провокаций. "Хошхоног" — музыкальное событие года, которое не так запросто разбирается на детали. "Никогда-нибудь" — самый неожиданный и непривычный трек Хаски за годы. На этом альбоме есть гораздо более провокационные, резонансные и обсуждаемые треки, но самый красивый — точно этот.
Самое популярное за неделю
Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз