Мы начинаем подводить итоги года! И вот первая часть списка из 50 песен, на наш взгляд, определивших 2016-й.
Какие-то из них награждались "Золотыми граммофонами", другие сотрясали танцполы клубов все последние 12 месяцев, а некоторые не так заметно оседали в недрах Вконтакте. Но все вместе они, как нам кажется, составляют полную картину уходящего года — это одновременно и возможность все вспомнить, и заполнить какие-то пробелы.
Piggy Bang изначально существовала как сайд-проект Олега ЛСП, где к микрофону выходила еще и разношерстная тусовка его друзей, но в этом году Олег отошёл в сторону. И как выяснилось, это никому не навредило. Ключевым аргументом за то, что люди из Piggy Bang и сами кое-что могут, стала песня "Ялта" — не про российский курорт, а, скорее, про неоновый Майами 80-х. Благодарить за этот гимн летних загулов с припевом из разряда "Фиг отвертишься" стоит еще и битмейкера Southgarden, осенью выпустившего релиз "Neongarden", выдержанный в схожем с "Ялтой" настроении.
Песни самарской группы VLNY — из той категории, что находят самый теплый прием у девушек, но не режут ухо и молодым людям. “Линда”, романтичная вещь с их поcледнего EP, переносит на русскую почву наработки Blood Orange: замедленный до черепашьих скоростей хаус, явные кивки в сторону 80-х, голос плейбоя, лоск и нега. Не проспите их в следующем году, если проспали в этом.
Детство и взросление на улицах — довольно типичный для рэп-жанра сюжет, но он играет новыми оттенками в руках Мэйти, тонко чувствующего рэп-литератора, фокусирующегося, как правило, на хрупких материях и бьющих в сердца выпускниц филфака отсылках к классическим произведениям. "Клуб джентльменов" — это признание в любви родному двору как месту, где зарождалась пронесенная через года дружба, месту первых вызовов и порывов юности. Рэп не терпит фальши в песнях о родных жилых массивах. Вот и здесь ухватить за руку Мэйти не выйдет: это совершенно не похоже на то, как пишут о своём опыте его коллеги по цеху, но двор — он ведь у каждого свой.
Музыку московского дуэта Мальбэк проще всего описать как "инди-поп". Только инди-поп этот такого рода, который могут записывать люди, выросшие на рэпе — то есть достаточно всеядный, вбирающий в себя и R&B, и, к примеру, хаус. Одним из стэнд-аутов их летнего EP “Сегодня” стала песня "Духи", записанная с Петаром Мартичем — фронтменом групп Пасош и Прыгай Киска. "Духи" — песня про любовь, где пошлость и банальность граничат с легкостью и беззаботностью, и сразу даже не скажешь, чего тут больше. Идеальный летний саундтрек, если тебе 20 лет.
Готовый гимн молодежи Павлодара. Совсем необязательно ехать в этот город и сверять, таков ли он, как описали его в своем альбоме Скриптонит и компания — это так же ненужно, как искать Салем Стивена Кинга. Альбому Jillzay не хватает интриги, которую в почти каждую сольную песню вплетает Адиль, зато там горстями насыпан уличный дух, животная притягательная энергия, отрицательное обаяние. Обычно от такой музыки спокойные на вид мужчины начинают ломать что-то вокруг себя — но на следующий день вновь идут на работу.
В 2016 у Мота вышло два релиза — романтичный "Наизнанку" и танцевальный "92 дня". И если второй — это опорно-двигательный EDM для опен-эйров, то на первом Мот обращается к доблэкстаровскому периоду своего творчества (а вышел он, напомним, из тусовки Soul Kitchen, жанровые ориентиры которой ясны по названию). Это светлые, минорные песни о любви, с неосоуловым звуком и такими же аранжировками; сам Мот рассказывал нам в интервью, что записал его, когда влюбился — и это очень чувствуется. Интересно, что интеллигентность альбома не помешала ему приземлиться в первой тройке самых популярных альбомов года по версии iTunes. А его автору — забрать “Золотой граммофон” за “Капкан”.
В Москве в этом году окончательно оформился новый, небывало высокий подъем техно-движения. Открывались и с шумом запрещались техно-фестивали и рейвы; вечеринки плодились, размножались и активно рекрутировали тусовщиков нового поколения; вероятно, работы у закладчиков тоже прибавилось. Можно отдельно вспомнить, что именно под техно в ту ночь не смог сомкнуть глаз Кирилл Толмацкий, и к чему это привело потом. Если бы потребовалось выбрать один трек, который стал бы гимном всего этого безобразия, то лучше всего подошла бы композиция Филиппа Горбачева “Иван, открой коробку”, вышедшая летом на его альбома “Unlock The Box”. С одной стороны, это настоящий техно-мем (а в наше время, когда мемы превратились в новое медиа, это очень важно). Но к одной меметичности дело не сводится: какой-нибудь культуролог легко мог бы сравнить русский язык в принципиально безъязыком, да еще равняющемся на Берлин/Лондон жанре с кириллицей в коллекциях Рубчинского или архитектурой Северного Чертанова в новом фильме Бондарчука — и сделать какие-то выводы о нашем времени.
Рэп как никакой другой жанр влияет на молодежный культурный код — отсюда в народ идут цитаты, мемы, мода, имена нарицательные, что угодно. В уходящем году автору альбома "Гравитация" мы обязаны тем, что молодые люди не только стали называть друг друга звучным "Тигр!", но и разучили напоминающий лезгинку танец дэб (который, кажется, в 2017 с собой никто не заберет — ну и правильно). "Тигром" L'One предлагает называть людей с широкой душой и большими возможностями. Тигром быть почетно. Логично, что и широкие массы тут же захотели употреблять это слово применительно к себе. Получился маскулинный симметричный ответ прошлогоднему рэп-мему, когда пользовательницы соцсетей массово подписывали свои аккаунты как "Девочка-пиздец".
Новые Черемушки как Тоттенхэм, спортивный костюм как униформа, бэйслайн с зудящими басами как ритм жизни спального района. Такой мир московского МС Folkpro Musique. Питательной средой для него стала тусовка Zuluwarrior, в этом году развернувшая в Москве свои вечеринки, на которых звучала агрессивная британская музыка. В атмосфере этих вечеринок, где молодые люди в олимпийках и кроссовках New Balance лихо пляcали под Wiley, треки Folkpro о копах, бадманах, шатдаунах, респаунах и патче на левом плече, слушались максимально аутентично. Примерно так же аутентично, как выглядят его герои в клипе “Oi". Режиссером клипа, кстати, стал еще один артист, идеально ретранслирующий пацанскую эстетику в своих песнях — Макс Корж.
В андеграунд-среде, как бы её себе ни представлять, крайне непросто искать заслуживающих внимания исполнителей. В случае со Славой КПСС, который громко заявил в этом году о себе сам, даже после его появления на радарах осталась уйма вопросов: как разобраться в списке его псевдонимов, проектов, в которых он участвовал: какие из них следует слушать, а какие — чистое баловство.
"Мёртвые звёзды" — пример безоговорочного творческого успеха и напоминания, за что вообще многие любят и любили андеграунд. В записи не самого высокого качества с припевом сомнительных вокальных параметров подаются, пожалуй, одни из самых поэтичных строк этого года. Почти семиминутная композиция с упоминаниями баг-репортов богу и бодлеровского "Альбатроса". Намёк от баттл-рэпера, что не баттл-рэпом единым.