Тексты
Интервью: Руслан Муннибаев

Мот: "Плевал на форматы, плевал на шаблоны"

О том, как любовь к музыке привела к музыке о любви.



В середине марта вышел новый альбом Мота "Наизнанку", который с тех пор не покидает топ-3 iTunes. Клип "Капкан" находится на лидирующих позициях на телеканалах. В прошлом году он выпустил всего лишь две видеоработы, но каждая их них стала хитом. Презентация альбома пройдет во вместительных клубах двух столиц, а гастрольный график Мота расписан надолго вперед. Вряд ли кто-то, и он сам в том числе, думал о подобном результате хотя бы три года назад. Об этом и другом — в новом интервью для The Flow.


Сам не читал, но слышал, что в одном интервью ты утверждаешь, что сайт The Flow вырезает упоминания твоего имени из новостей и материалов. Откуда такие мысли?

У меня сложилось впечатление, что есть предвзятое мнение, и сложилось по объективным моментам. Допустим, взять интервью Zloi Negr, в микстейпе которого я участвовал. Он там перечисляет всех участников, меня не было. Я спросил его, упоминал ли он меня, он сказал, что да. Другой пример: недавно был тур "ГТО", там брали видеоинтервью. Тимати рассказывает, что планируются альбомы Натана, Kristina Si, Мота. В новости есть ссылка на это интервью, а написано "готовятся альбомы Натана, Kristina Si". Мота нет. И третий факт: я написал песню "Великий", посвященную русскому языку, мои менеджеры попросили разместить новость у вас на сайте. Лёша Горбаш ( редактор The Flow — прим. редакции ) ответил, что не в этом случае. Потом мы сняли видео на этот трек, которое было создано по моей инициативе. Я в него вкладывался и морально, и эмоционально, и финансово — выкупали большой завод "Серп и молот". Дату релиза поставил на день русского языка и в этот же день связался с Лёшей. Говорю: “Ну трек не показали, но теперь-то клип и сегодня день рождения русского языка, песня про русский язык”. Он мне ответил, что неактуально. Если уж это не актуально, то что актуально? И через час на сайте появляется статья, посвященная этому дню. Почему она зашла, а клип не зашел? Было неприятно, непонятно. Не с пустых слов говорю, а основываюсь на реальных событиях. Или клип с ВИА Грой опубликовали, а с Бьянкой нет. Ну ладно, это R&B, не рэп.


Клип "Великий" не был размещен в день выхода, размещаем его сегодня.



Принято. Ты все-таки артист поп-направления хип-хопа, слушают тебя, скорее всего, не основные читатели сайта, не интернет-публика. Почему так важно присутствовать на таких площадках как The Flow, ведь на твои концерты ходят другие люди?


Однозначно, мне важно. Я даже писал как-то в твиттере, что какой-то клип опубликовали там-то и там-то, а The Flow нет. На что Yanix мне ответил: "Чувак, ты есть на каналах, нафига тебе?" Я ему там вкратце ответил и здесь могу в полной мере: мне это непринципиально, но многое из того, что я делаю, например, последний альбом "Наизнанку", это абсолютно некоммерческий проект. Даже ребята из нашего офиса сомневались в том, чтобы показывать клип "Капкан" каналам, потому что это стопроцентный неформат. И песню на радио не хотели отправлять. Но, по моему мнению, "Капкан" — это самая форматная песня с альбома, потому что остальное там: соул, рнб, распевки. Некоммерческий, неформатный альбом. И мне очень хотелось, чтобы такие вещи были услышаны и приняты не на голубых экранах, а хип-хоп сообществом. Буквально вчера ездил на Ру-Тв, спускаюсь вниз, вижу Птаху с пацанами. Мы с ним давно знакомы, оказалось, что он в инстаграме респектовал моему альбому. Говорит, что альбом понравился. Неделю назад Слим респектнул. Я проживу без внимания и без респекта, но если продукт стоящий, почему не выразить респект? Когда вышла "Абсолютно все" с Бьянкой, написал Гуф: "Крутой трек, не знал, что ты поешь". Мне хочется, чтобы творчество доходило и до масс, и до андеграундной публики.


Меня очень удивляет это мнение, и удивили твои строки на альбоме "плевал на форматы, плевал на шаблоны". Такое же встречал и у L’One — вы, популярные артисты, правда считаете, что ваши песни не подходят под формат? Это же максимально доступная и радийная музыка.


Чтобы ты понимал, когда мы приходили на радио, нам прямо говорили: "Нам не нравится рэп в куплетах. Постарайтесь сделать треки более мелодичными, тогда посмотрим".


Так в "Наизнанку" и есть.


Там по-разному. Вообще, история с ротациями у меня длинная. Раньше, например, мои клипы и треки не брали в ротации, только “Кислород” с ВИА Гра. Но потом вышла "День и ночь", сделанная буквально “на коленке”. Я как-то в четыре утра сидел в интернете, не мог уснуть, и приходит письмо от диджеев из Лас-Вегаса. Я до сих пор не спросил их, откуда почту взяли. Написали, что хотят со мной поработать, но не рэп, а что-то электронное сделать. Я на такое никогда не писал, но за любой эксперимент, поэтому согласился. Когда я принес этот трек в офис, он вообще никому не понравился. Даже речь не шла о его выходе. Потом я стал им показывать видео с концертов, где две тысячи людей как один прыгают под него. И это был второй мой трек, который взяли в ротацию. И сейчас я пришел с еще одной нетипичной работой, "Капканом", и его взяли на ТВ. Теперь у меня все карты на руках — могу создать любой трек: R&B, танцевальный, рэп, и его с большой вероятностью возьмут на ТВ и радио. Только сейчас могу сказать, что лёд подтоплен.


У тебя же и до ротаций с концертами все было уже неплохо?


Ну да. Но я не могу сказать, что мне не нравилось выходить на огромную Астана-Арену за тарелкой МУЗ-ТВ, что меня не переполняли эмоции, гордость. Особенно учитывая, как трудно давался трек “Кислород”, сколько было подводных камней. Я его выстрадал, вымучал, и получить за него тарелку было моей гордостью.


Я слышал, что ты не хотел эту песню писать.


Нет, там должна была быть другая исполнительница. Но в той тональности, в которой пела она, не мог спеть я, и наоборот. А в скором времени уже спланировались съемки клипа. Я где-то полтора месяца не притрагивался к треку, искал, кто мог бы спеть там. А Тим в это время был в жюри конкурса "Хочу к Меладзе", и мне пришла идея поработать с кем-то из его артистов. В ВИА Гра как раз обновился состав, было интересно сделать совместный проект: “молодая кровь” Black Star inc. и “молодая кровь” продюсерского центра Меладзе Velvet. Потом, на съемках, он ко мне подошел и сказал: "Имей в виду, что ты единственный человек, кому я отдал своих девочек". До этого они пели только треки, написанные самим Константином Меладзе.


Я могу понять Бьянку, но ведь новая ВИА Гра — их нельзя идентифицировать ни внешне, ни по голосам.


У каждого свое мнение, но на тот момент я рассчитывал на “шумиху”. “Шумиха” вокруг нового состава, вокруг нашего союза, ведь я тогда был не знаком широкой публике. Мне это было интересно, в том числе, с коммерческой точки зрения, но и то, как девчонки спели мне нравится. Никаких претензий к ним нет в этом плане.


На широкую публику сейчас без подобного фита не выйти?


Не согласен. Взять моего хорошего приятеля, человека, творчество которого я люблю и уважаю — Jah Khalib.




Но он не радийный еще. Я говорю о самом широком слое слушателей.


Ну тогда, наверно, да. Самому сложно выстрелить сейчас, по крайней мере, я таких артистов вспомнить не могу.


Увидел в твоих соцсетях фото с Ольгой Бузовой. Не применительно именно к ней, но 3-4 года назад ты был студентом, который выступал на эстетских вечеринках Soul Kitchen. А теперь ты вот с таким кругом общаешься.


Ну с Олей и Димой (Дмитрий Тарасов, муж Ольги Бузовой, футболист «Локомотива» — прим. редакции ) я познакомился еще будучи не на Black Star. Меня позвали к ним на корпорат выступать вместе с Ильей Киреевым, с которым у меня был трек "Кошки-мышки". Им нравилась эта песня, но больше нравилось творчество Ильи. Они были на коннекте еще пять лет назад, когда никаким лейблом не пахло. Оля и Дима попросили его и меня взять. Недавно, кстати, мне Дима показывал видео с того выступления, я там молодой-зеленый, микрофон держать не умел. С тех пор поддерживаем отношения, это не новое знакомство из-за новых связей и новой тусовки.


Но эти новые связи все-таки привели тебя туда, где ты не был раньше?


Безусловно, когда ты выступаешь на каких-то корпоративах, знакомишься с людьми довольно влиятельными. Возможно, из правительства, возможно, из элиты музыкальной среды. Например, когда выступали на одном из крупных концертов, познакомился с Иосифом Кобзоном. У меня на тот момент болела бабушка, и я его попросил записать на видео: "Валентина Григорьевна, выздоравливайте!" Он вообще без проблем сделал, я ей отправил, она сразу поправилась. Стимул появился жить долго. И таких примеров масса — такие связи облегчают многое. Можешь помочь близким. Но я никогда не отворачивался от своей тусовки. Те мои корни, которые помогли мне оказаться там, где я сейчас, по-прежнему со мной. У меня второго марта был день рождения — да, там были артисты Black Star, но друзей из тусовки Soul Kitchen было гораздо больше. Мне вообще повезло, что я сразу познакомился с ними, когда переехал в Москву из Краснодара. Узнал Нела, Киреева, Левана, Чека, Наника, естественно, MS Sounday, Гаяну — тех, кто и сейчас по жизни шагает со мной. Вот в "День и ночь" поет Гаяна, и готовлю сейчас новые треки с ней. Эта тусовка как раз развила мои качества, которые я ярче всего проявил в "Наизнанку". До этого я слушал детройтскую андеграундную грязь, Мэдлиба, Гилти Симпсона. Но попал в такую тусовку, где балом правит соул и R&B, это повлияло.


Альбом вышел очень лиричным, для девушек.


Я как музыкант и автор песен, пишу о том, что чувствую. Писал его весь 2015 год, который у меня прошел под “флагом любви”, я перевёз девушку из Киева в Москву, наши отношения вышли на новый уровень. Все теплые чувства, которые были внутри меня, переполняли меня — пожалуй, я бы и не смог писать о чем-то другом в этот период.


В клипе "Капкан" снялась девушка Мота, Мария.



Ты такой впечатлительный?


Нет, но на тот момент мне хотелось писать именно об этом. Буквально за месяц записал порядка десяти треков. Что-то отсеялось, что-то осталось, но я не хотел останавливаться. Это живые эмоции. Альбом основан на реальных событиях. В дальнейшем, конечно, появятся другие темы, но любовь никуда не денется. Скажу больше, этот альбом сделан, наверное, для прослушивания дома, наедине. Я его поэтому специально планировал на весну. Но выступать летом с таким материалом на опен-эйрах было бы сложно. Поэтому буквально на днях я завершил запись летнего EP из семи треков. Часть песен нацелена на большие площадки, электронные — как референс, моя песня "День и ночь". Остальные тоже танцевальные, но более “диповые”, не для больших площадок.


У вас на лейбле степень творческой свободы такова, что ты можешь сказать: "Ребята, я влюблен, пишу только такой альбом!" Никто не попробует убедить тебя записать вторую "День и ночь"?


Я на лейбле уже 3 года, и всё это время я чувствую огромную поддержку со стороны команды. Они знают, что моему вкусу можно доверять и давать мне творческую свободу. А я знаю, что у меня за спиной целая командная работа и отсутствие рутинно-бумажных проблем. За что им низкий поклон и большое артистическое спасибо. Конечно, когда появляется хит, артисту предложат сделать еще такой же. Но повторить же это невозможно. Да и не было такого, что мне говорили убрать лирику. Слава богу, голова есть на плечах, и я сам понимаю, что не вариант под "Наизнанку" танцевать летом. Поэтому появится такой вот EP танцевальный. Он уже завершен, остались технические дела. Уже в мае полетят первые ласточки, а сам релиз в первых числах июня. На осень я готовлю еще один форматный трек, как с ВИА Грой, но, скорее всего, сольный. Прямое попадание в ротации.


Какие главные минусы быть артистом?


Ревность любимой девушки. Постоянный недосып, и недоедание — с подготовкой к альбому, к EP, к концерту, который будет 17 апреля, я сплю по три часа и ем раза два в сутки. И еще же гастроли! Такой темп не всегда, конечно, но бывает.


Как тебе новые артисты Black Star?


Я вообще не в материале, что делают девочки, Клава Кока и Дана Соколова. Зато хорошо знаю, что делает Скруджи. Он совсем не похож на тех, кто уже есть на лейбле. Такой дерзкий парень, немного криминальный. Он родом со Львова или с области, потом переехал, но те места, где он жил — не сахар. Недавно мы с ним болтали, после съемок клипа "Щепки", он рассказал, что сменил четыре школы. Я так понимаю, что не от хорошего характера, он довольно вспыльчивый, эмоциональный. И на сцене такой. Но при этом достаточно скромный. Очень надеюсь, что у него все сложится и он скоро поедет на гастроли. Думаю, "Щепки" ему дадут хороший старт, у него там куплет запоминающийся. В свое время такой же толчок мне дала песня "Туса", когда буквально через месяц у меня уже было 8 или 10 гастролей, только из-за одного куплета. Недавно я ему прислал несколько “злых” минусов, дерзких, он уже прислал демки. За него я уверен, знаю, что скоро ему будет, что показать публике.


Под любым видео ваших артистов сразу появляются подбадривающие комментарии других артистов. Вы сами ведете свои соцсети?


Что касается YouTube, то я ни разу ничего никому не писал сам, а в инстаграме мы все сами друг друга поддерживаем. Есть некоторый корпоративный дух. Пускай мы не супер близкие друзья, которые видятся друг с другом каждый день, но пересекаемся часто в офисе, на гастролях, бывает, вместе ходим покурить кальян или в кино. Никого не коробит поддержать друг друга лишний раз.


Кто из лейбла твой ближайший друг?


Дольше всего мы общаемся с Кристиной, с которой нас связывает Soul Kitchen, еще до Black Star мы записывали совместные треки. Есть парень, который пишет музыку для большей части артистов Black Star, Егор Глеб, он из Киева. И вот с ним мы очень хорошо дружим. Он делал сведение и мастеринг для "Наизнанку", доигрывал инструменталы, и сейчас мы доделывали с ним танцевальный EP. Он же подтянул из Киева Мишу Марвина, который сейчас тоже артист лейбла. У них самая творческая хата — творим там, виснем, генерируем идеи. Из-за работы мы и стали с ними больше всего общаться. И с Кридом тоже, потому что он там постоянно был, Егор ему тоже всю музыку сделал для альбома.


Альбом "Наизнанку" действительно по звуку ретро-R&B и вполне подходит под направление Soul Kitchen. Что, по-твоему, не хватает Илье Кирееву, Gayana, Ms Sounday и другим соул, R&B-артистам, чтобы у них были такие же гастроли и площадки, как у тебя?


Тут много факторов. И работа ведется по всем фронтам. Без таких громких хитов, как "Мама, я в Дубае", 'Кислород", 'Абсолютно все", я бы не привлек такую аудиторию, которая меня сейчас слушает. Если бы я выпустил "Наизнанку" сразу как меня подписали на лейбл, то все бы подумали: "Ну и что?" А когда у тебя за плечами пласт фанатов, лояльных к тебе… Мы попали с ними душа в душу и я очень хотел, чтобы такой альбом услышало много людей. В этом альбоме мое нутро наизнанку. И я хотел им поделиться. Но не будь больших синглов, результат был бы совсем другим. И мое артистическое удовлетворение тоже.


Презентация альбома "Наизнанку" пройдет 16 апреля в Санкт-Петербурге ("А2") и 17 апреля в Москве (Ray Just Arena).

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"