50 песен, на наш взгляд, определивших 2016-й — часть третья.
Какие-то из них награждались "Золотыми граммофонами", другие сотрясали танцполы клубов все последние 12 месяцев, а некоторые не так заметно оседали в недрах Вконтакте. Но все вместе они, как нам кажется, составляют полную картину уходящего года — это одновременно и возможность все вспомнить, и заполнить какие-то пробелы.
Песни, написанные для баттлов, редко представляют из себя что-нибудь вне контекста состязания и обретают самостоятельную жизнь. Выпущенный под занавес контеста Beats & Vibes трек Alphavite как раз относится к приятным исключениям. В нем казахстанец показал себя не только сильным баттловиком, но еще и умелым стратегом. Во время народного голосования он неожиданно для всех выпустил клип на "Кто первый", в котором против оппонента, краснодарца Ива, использовал его же оружие — инструментал песни, с которой тот выступал в финале и которому Alphavite нашел лучшее применение.
"Кто первый" даёт полное представление, почему этот артист заработал репутацию баттл-рубаки, забирающего чемпионские пояса в любом турнире, в который бы не ввязывался — хоть на Beats & Vibes, хоть на Versus Fresh Blood. Тут не только молодость, дерзость и соревновательный азарт. Просто ему больше всех надо.
Футурология-рэп: рассказ о поколении, которое скрывает IP и прячется в своих смартфонах. Obladaet, взяв за основу эстетику сериала “Мистер Робот” и более ранних его киберпанк-вариаций, записал немного пугающую песню о духе времени с припевом, который звучит как извлеченный из криокапсулы хит рейвов 90-х. Питерского МС часто упрекают в излишнем внимании к технике и, наоборот, в нехватке смысловой нагрузки, “00:00” — тот случай, когда по обеим дисциплинам твердая “пятерка”, настолько все в гармонии, на стиле и без лишних мельтешений.
То, что лучшие поп-песни на русском пишутся в Украине — это, цитируя Довлатова, будничное явление наших будней. Дмитрий Монатик, певец, танцор и шоумен, долгое время слывший андердогом украинской сцены, в 2016-м наконец показал, на что способен. “Кружит” — лучший момент его альбома “Звучит”, лихая песня о нахлынувшей любви, настолько же убедительная музыкально, насколько текстово (междометие “ай” в припеве, создающее особый грув — убери его, и вся красота вмиг пропадет!). Доводилось наблюдать, как под “Кружит” одинаково скоро пускаются в пляс столичные бары и караоке-клубы в спальных районах — для поп-хита лучший индикатор востребованности.
После долгого будто бы “расхода” 25/17 и Грот вновь встретились чтобы записать песню, а записали чуть больше — EP "Солнцу навстречу". Взрослели группы по-разному (одни склонились к року, другие к электронному звуку), но совместное их творчество все так же искрит и коротит. “Гроты” выдали два исповедальных куплета авторов, окруженных такими разными требованиями верных слушателей и сегодняшней повестки шоу-бизнеса, а старшие добавили музыкальности и, как умеют, провокационности и цитат — в диапазоне от Иванушек International до греческой мифологии.
Внимание к ретро-поп-музыке и стремление ее переосмыслять — еще один тренд 2016-го. Удачная попытка была сделана Анной Айрапетовой, артисткой, ранее задействованной в постпанк-группе Manicure. Она затеяла настоящий арт-проект — первый клип был снят в кафе с названием “Ветерок” и выглядел вот так; потом вышел прекрасный видеотизер с кожанами и "геликами", а еще позже — альбом с названием “Best Hits”, навеянный синтипопом 80-х. Но с одним только арт-проектом ничего не получилось бы, Не Твое Дело интереснее всего обсуждать именно в контексте песен, горьких и лаконичных. “Эти правила очень просты, всегда влюбляешься в тех, кому не нравишься ты” — такие строчки Вконтакте комментируют словом “жыза”.
Dark Faders, ATL, Eecii McFly, Horus, Ка-тет “Тяжесть”
Dark Faders — тандем битмейкеров Ripbeat и Smitbeat, которых мы знаем в первую очередь как людей, разработавший собственный звук для ATL. Сила этих двоих в том, что они берут атмосферу джангла, гэриджа, эмбиента и переносят ее в свои треки; получая свой собственный гибрид хип-хопа и электроники. Прошлогодние "Марабу" и "Дом тысячи сквозняков" — их рук дело.
Летом у Dark Faders вышел сольный сингл "Тяжесть". Как и полагается звёздным битмейкерам, в гости позвали самых близких по духу друзей-рэперов. Друзьями оказались ATL, Eecii McFly, Horus и Ка-Тет — такой "белочувашский" дримтим. В итоге "Тяжесть" стала самым заметным "рэп-сайфером" на русском языке в 2016-м.
Шым держит слушателей на жесткой диете, выпуская в лучшем случае по одной-две песни в год. В таких условиях можно начать выдавать желаемое за действительное, а любой средней руки трек расхваливать, будто это нечто большое и важное. Но "Песню про месть", отсылающую к творчеству The Decemberists, мы бы не упустили из виду, даже сравняйся Шым по темпу выпуска релизов с Gucci Mane. Редких размахов эпос о губительном рвении свести счеты впечатляет если не самой историей, то порывистым балканским духовым грувом. Пусть говорят, что музыка Касты постоянно меняется, но константы незыблемы: хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать в жанре людей, способных рассказывать притчи так, как это делают они.
В этом году группа Пасош оказалась на передовой новой волны гитарной музыки. Альбом "21", два успешных тура и выступление на фестивале "Боль" как ключевые аргументы. В рамках церемонии "Золотая горгулья", где Пасош назвали "рок-группой года", участники вместо обычного выступления прочитали со сцены трек группы Centr "Легко ли быть молодым". Этот вопрос — ключевой для музыки Пасош.
"Мы больше о настоящем думаем. В будущем же всё нормально будет", — на этой ноте закончилось наше большое летнее интервью. Песня "Все мои друзья" — примерно о том же. Вечная молодость и смутные перспективы.
“Это песня плохого поэта с украденной фразой о коке” — говорит автор об этом треке, но, разумеется лукавит. Это песня хорошего поэта с позаимствованной фразой как раз у поэта никакого. На альбоме Брутто можно найти и Трофима, и “гуантанамеру”, и такой вот парафраз O.T. Genasis (и даже чуть-чуть Jay Z) — тревожный русский трэпчик. Как ему удается совместить совершенно русские “сидим по два срока” с “ла вида лока” и той самой “кокой” — лучше только у Сорокина было с его “кокошей”. В 2016-м оказалось, что поколению, родившемуся в 80-90-х, одинаково близки и русский старый шансон и американский новый.
Jah Khalib хоть и специализируется на песнях о любви, но они у него получаются совсем не такими, как у остальных. Очень мужскими, очень импульсивными. И дело не только во взрывном казахстанском темпераменте. Бахтияр вывел свою формулу R&B-хита — это когда романтика высокого полёта уравновешивается бытовыми моментами, когда в разгар ссоры герой может грубо прикрикнуть на любимую. Ему интересно не когда "идеально", а когда "как в жизни". Но может он работать и по первой схеме — и тогда получаются леди-киллеры вроде "Лейлы".
Песни, расширившей аудиторию артиста и демонстрирующей универсальность Jah Khalib как музыканта и сценариста. Восточная сказка, где любят как в кино — с горячими объятиями на фоне света алого заката и шума морского прибоя. Но если прислушаться, это просто шорох кинопленки в проекторе.