Тексты
Текст: Андрей Недашковский

Как фанат помог Олегу ЛСП придумать "Свиное рыло"

Олег ЛСП и Денис Грязь рассказывают историю создания "альбома-обманки".

Два сентябрьских альбома ЛСП — одна из самых веселых историй, которые нам подарил скупой на хорошие новости 2020-й.

Олег Савченко сначала затроллил слушателей, уже четвертый год ждавших от него сиквел “Tragic City”, очень успешного альбома, который превратил ЛСП в группу стадионного статуса. Но вместо него публика получила нечто другое: пластинку-сказку про трех поросят и волка, который поет шансон и крышует рынок. Неделей позже группа дала фанатам то, чего они хотели, — ту самую “большую работу”, “One More City”, еще одну часть масштабной альбомной истории.

Но что, если история “Свиного рыла” на самом деле намного интереснее?

Среди слушателей русского рэпа фраза “второй альбом через неделю” давно превратилась в мем. Его создали фанаты Оксимирона и Скриптонита, которые, получив “Горгород” и “Праздник на улице 36”, строили увлекательные теории и выискивали в песнях и интервью артистов “намеки” на то, что через день / неделю они дропнут кое-что еще (этого не произошло).

При этом “два альбома за неделю” — хоть и редкая, но совсем не удивительная схема. На Западе так уже, навскидку, делали Frank Ocean, Future и Lil Uzi Vert.

Но не мем про второй альбом подтолкнул Олега Савченко к созданию “Свиного рыла”. Это сделал простой фанат.

***


Летом 2019 года Олег ЛСП находился в Киеве на студии саундпродюсера Евгения “The Maneken” Филатова. Работа над “One More City” шла вовсю, “Свиного рыла” не было даже в планах.

Тем временем в паблике ЛСП какой-то фанат, видимо, изведенный долгим ожиданием нового дропа от любимой группы, стал спамить треклистом несуществующей пластинки. Он придумал для нее название, треклист, даже указал битмейкеров каждого трека и артистов на фитах, отталкиваясь от того, с кем ЛСП сотрудничал прежде.





“Мне показалось забавной идеей запостить этот треклист в инстаграм, — вспоминает Олег Савченко. — Просто так, шутки ради. Когда же новость о грядущем альбоме “Свиное рыло” начали на полном серьезе распространять множественные паблики и сайты, это немного удивило, но по большей части позабавило. И если бы не одна матерая акула пера, шутка могла бы прожить гораздо дольше, обрастая ореолом загадочности. Проглядывая названия треков, уже тогда навскидку я прикидывал их потенциальные сюжеты.

Первые пару треков я набросал просто от нефиг делать. Просто сел как-то писать вечерком, а поскольку тему с нуля придумывать было лень, вспомнил о том самом альбоме. Решил: попробую придумать тречок-другой, получится — буду развивать идею дальше, нет — и суда нет. Первым текстом был “Нежный зверь”, документ создан вроде бы в ноябре.





Далее в течение пары дней я накинул еще несколько строчек, и понял, что этот проект теоретически осуществим. По приезду домой я проштурмил все названия песен из треклиста, придумав для каждой по 3-5 возможных сюжетов. Из получившихся вариантов составил две разные последовательности, отличающиеся эмоциональным тоном и некоторыми ответвлениями общей истории. Обсудив полученный материал с моим креативным ассистентом, внес небольшие коррективы и получил первую версию концепта — текстовый план, где каждый пункт включал несколько предложений, описывающих тематику будущего трека.

После этого я порылся у себя в архивах с битами, написал нескольким знакомым битмейкерам, мы прослушали их подборки и отобрали пул битов, подходящих по настроению к конкретным пунктам плана. В тот же вечер я сел писать песню “Свиное рыло”, чтобы скорее познакомиться с главным героем.





За пару недель я закончил большую часть вокала. Какое-то время даже казалось, что можно успеть выпустить “Рыло” на Новый год, или хотя бы к Рождеству, но пока я предполагал, Бог располагал.

“Рыло” создавалось как черновик-эксперимент. Хотелось сделать его совсем неряшливым и глупым, но обсессивно-компульсивное начало перфекциониста во мне традиционно взяло верх и не позволило упасть ниже какой-то планки. Так получилось соблюсти более-менее приемлемый баланс между высокой самокритикой и полным ее отсутствием.

Было довольно трудно сколачивать эту историю в условиях определенных ограничений, но по мере появления героев и деталей картинка становилась все четче, мир обретал краски, оживал, так что в итоге проект превзошел, как минимум, мои личные ожидания”.


***


Мне стало интересно, как аферу с выпуском “Свиного рыла” восприняли компаньоны Олега. Я позвонил Денису Астапову, фронтмену группы Грязь, основанной когда-то с Ромой Англичанином, саундпродюсером ЛСП, который умер в 2017-м.

Голосом Дениса на альбоме говорит главный злодей Грязный Рубль.





“На следующий день после того, как в сети появился треклист этого пацана, который просто пошутил, мне стали писать со всех сторон: “Ты почему не говорил, что у ЛСП новый альбом готов? Скинь хоть ваш фит послушать!” А я не понимал, о каком фите речь. Оказалось, на картинке с треклистом я был отмечен. Я пишу Олегу: “Олег, что за х***я?” Он посмеялся — и на этом все. Потом он приезжает в Могилев, зовет меня на встречу и рассказывает, что будет превращать “Рыло” в реальный релиз: “Я решил, что это за***сь идея. Так и сделаем, как этот чел придумал”.

Первой моей реакцией было: “Ты что прикалываешься?!” Олег сказал, что идея расписана, объяснил, какой будет моя роль. Я сказал: “Может быть, нам пи***ц, но это о***нно”.





У Олега был готов потрековый сценарий, который он презентовал Денису, а также исполнителям ролей двух других поросят — Валере Бумеру, коллеге по давней трэп-группе Олега Савченко Piggy Bang, и Петру Клюеву, который в нынешнем составе группы играет на клавишах. В настоящий момент Клюев живет в Варшаве, куда был вынужден переехать из-за участия в Координационном совете белорусской оппозиции.

“Олег прислал мне биты, чтобы я отобрал понравившиеся, — вспоминает Астапов. — Я говорю: вот эти прикольные. А он пишет: “Нет, один трек будет шансон!” Я такой: “Бляяя!” В итоге пришлось примерить образ типичного шансонье — и погнали. При этом шансон я слушать не могу. В детстве у каждого подъезда такую музыку слушали, поэтому у меня ассоциации не лучшего порядка остались”.





Я не могу не спросить у Дениса о строчке из песни “Твоя вина”, которая кому-то может показаться шуткой за гранью. В ней Грязный Рубль предлагает персонажу Олега зарыть поглубже в землю топор войны, после чего едва слышно добавляет: “К Роме!”.

“Даже не помню, кто это придумал, — отвечает Денис. — Фразы “К Роме” не было в тексте, это появилось как эйрбэк, импровизация для заполнения паузы. Его идея возникла прямо во время работы в студии, Олега тогда не было. Это мой салют Англичанину. У Олега такой салют Роме есть на “One More City”, а у меня — на предпоследнем альбоме Олега. Мы салютнули нашему бро”.


***


Судя по тональности комментов в паблике, “Свиное рыло” фанаты Олега не приняли. Их можно понять: ждали они точно не того, что получили. Но это не помешало “Рылу” сразу возглавить альбомный чарт Apple Music.

Такая реакция слушателей не стала неожиданностью для причастных к созданию релиза.

“Я думаю, дети просто в а**е оказались от такого альбома, — говорит Денис Астапов. — Я боялся, что “Рыло” не просекут. Что люди хоть и услышат классную историю, но не поймут, этого ли они ждали три года. В комментариях, когда вышел альбом, помню, писали: “Бля, это что такое? Тут все треки про свиней!” Я о***вал потом, когда выходила куча видосов с обзорами альбома, где какие-то именитые блогеры не могли определиться: Олег гений или дол***б”.

“Я просто хотел выпустить этот альбом, потому что он угарный и живой, — комментирует Олег Савченко, когда я спрашиваю, не задумывался ли “Рыло” изначально как инструмент промо, разогревающий публику перед вторым альбомом. — Было очень весело над ним работать, и похоже, что сама запись тоже впитала немало озорной энергии и положительных эмоций. А кто там чего ждал — это их проблемы. Я вот ждал, что Майами выиграет финал НБА со счетом 3-4, и что?”

Впрочем, фанаты не долго унывали. Они стали ждать второй альбом! И у них были на то причины.





За неделю до выхода “Рыла” в телеграм-каналах слили обложку и треклист “One More City”. Правда, возникла путаница: сначала писали, что оба альбома выйдут в один день, потом — что “Свиное рыло” — это альбом-фейк, задача которого — скрыть выход “Сити” и не дать пиратам слить “настоящий” альбом раньше времени. В качестве доказательства скидывали линк на старую новость с The Flow, в которой мы писали, что этого релиза не существует (как мы теперь знаем, на момент публикации поста это было правдой).

Веру в существование “One More City” укреплял треклист, где было несколько уже засвеченных синглов, а также обложка, слишком красивая для фейка, стилистикой напоминавшая артворк “Tragic City”.

Вопросы о втором альбоме ЛСП и его команда игнорировали, зато оставшиеся несколько дней до выхода “One More City” они превратили в шоу.

Сначала через те самые телеграм-каналы слили исключенный из альбома сингл “Звездная карта”. Сюжетно он стартовал с того места, на котором закончился альбом “Tragic City”, а его обложка выглядела как примыкающий к слитой обложке “One More City” элемент мозаики.





“Слитые треклисты и обложки — это действительно то, что может обломать премьеру, если ты к этому не готов, — говорит менеджер ЛСП Дмитрий Магадов. — У нас уже были прецеденты, когда в сеть попадали треки до официального их появления на площадках. Поэтому мы не отрицали такую возможность. И решили подыграть пиратам. Тем более, что если все правильно сделать, это могло усилить ажиотаж вокруг релиза.

Когда слили треклист “Рыла”, стало понятно, что сольется и второй. Пришлось связаться со сливщиками и попросить их написать у себя, что “One More City” выйдет в один день с “Рылом”, чтобы всех окончательно запутать. Слив трека “Звездная карта” — такая же рефлексия происходящего. У Олега как раз был нулевой трек, который по разным причинам не взяли на альбом. ЛСП — это же творческое обыгрывание того, что происходит вокруг. Почему бы не отобразить это в маркетинге? Обложка трека — один из немногих случаев, когда на правильное ТЗ наложился профессионализм дизайнера. Мы просто расписали, о чем трек и что он значит в трилогии, а Оля Васильева сделала картинку, которая отлично легла в концепцию альбомов ЛСП и дала намек людям, что еще не все сказано”.

В полночь со среды на четверг, то есть за два дня до выхода “One More City”, в паблике Олега запостили самый лаконичный пост в мире. В нем было всего два символа: “))” Хотя нет, самый лаконичный опубликовали днем позже: “)”. Самые прозорливые фанаты сразу поняли: это отсчет! Суммарно двум этим постам, состоящим из трех символов, поставили 50 тысяч лайков Вконтакте. Народ был накручен, народ ждал.

***


Сейчас по стримингам Вконтакте “Сити” вдвое опережает “Рыло” (11 млн против 5 млн). И именно на “One More City” нашлось место главному хиту этих двух релизов — песне “Девочка-пришелец”, на которую в TikTok сняли 400 тысяч видеороликов, а в челлендже на этот трек поучаствовали Ольга Бузова и Даня Милохин.

С этим альбомом Олег вторую неделю подряд лидировал в альбомном чарте. Bahh Tee, сооснователь лейбла Zhara Music, издающего музыку ЛСП, говорит, что выпустил бы его попозже.





“Я, как представитель лейбла, наверное растянул альбомы хотя бы на месяц, — комментирует Bahh Tee. — Но, как показывает опыт, лучше быть на стороне артистов — они чувствуют, а мы считаем. Возможно, выпуск двух альбомов подряд — это некий вызов самому себе со стороны Олега, обусловленный творческими порывами.

С Олегом мы почти не общаемся. Подписаны друг на друга в соцсетях и все. Я же не имею отношения к творческим процессам — мое дело с [менеджером] Магадовым. У нас куча совместных проектов, мы на связи почти каждый день. Так что я наблюдал за процессом от возникновения идеи и демо-записей до его реализации. Мы с Димой обсуждали разные варианты выпуска альбомов, но остановились именно на этом. Круто же выпустить “альбом-обманку”, в котором скрывается нечто большее, а затем “настоящий” альбом. Быть первым большим артистом, кто осмелится воплотить в жизнь очень любимый в русском рэпе “миф второго альбома через неделю”, которого так и не дождались ни от Оксимирона, ни от Скриптонита.

В моем личном топе “Свиное рыло” стоит выше, чем “One More City”, но я рассуждаю, как человек, который услышал отдельную взятую работу, а не фанат созданных Олегом “городов”, миров. Я думаю, что Олег понимал, что ему рано или поздно нужно будет выйти за рамки серии “City”. Лучше это начать делать заранее, подготавливать слушателя к новому звуку, перемешивая новые песни с привычными. С точки зрения работы с аудиторией, это очень грамотный ход”.





Солидарен с Bahh Tee и я. За последний месяц, что я прожил с этими альбомами, чаще возвращаюсь именно к первому. Мне нравится его спонтанность: артист, собравший на последнем концерте в Москве 11-тысячную “ВТБ Арену”, поет про трех поросят и секс Свина с лисой. Как такой контент продвигать? На кого это таргетированно?

Этот релиз не имеет аналогов. Как не имеет аналогов и история его создания.

“Я просто хотел приколоться этим альбомом, над собой и над людьми, — комментирует Олег ЛСП. — Не знаю, в чем преуспел больше… Но по моим ощущениям, мир стал чуточку светлее в день выхода этого альбома, а значит, работа не прошла даром”.


Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком