Рецензия на рэп-мюзикл ЛСП "Свиное рыло". Альбом, который удивит

Вместо альбома ЛСП подложил всем свинью.
Чего бы вы ни ждали от новой работы Олега Савченко, она этим совершенно точно не является. Здесь нет фитов со звездами. Нет "Холостяка" в треклисте. Как и любого другого из выпущенных за последние три года синглов. Нет попыток повторить "Монетку" или "Тело". И еще десяток других "нет".
"Свиное рыло" — это рэп-мюзикл. Со сквозным сюжетом. На новый лад пересказывающий сказку про волка и трех поросят.
Стоит ли объяснять, как мало это похоже на все, что нам предлагает сейчас рэп на русском? Жанр за последние годы сильно омолодился, новые звезды звучат, будто мультяшки и поют бэбивойсом для детей, которых у бара ждут родители. Так почему бы этим детям не рассказать сказку? К тому же, если это делает один из лучших рассказчиков жанра.
Сюжет альбома "Свиное рыло" таков: антропоморфные звери живут на руинах Свинского Союза и пытаются рубить капусту в условиях неспокойных 90-х. Три кабана Свин (Олег Савченко), Снифф (Петр Клюев) и Снафф (Boomer) идут торговать на рынок желудями, но по воле случая превращаются в музыкальное трио. Тут-то и появляется волк в погонах по имени Грязный Рубль (Денис Грязь), крышующий территорию. Дальше слушателя ждут залитые кровью подъезды, любовь, смерть, кабаны в кабаках, кабанихи на каблуках и финал, по степени драматизма не уступающий сериалу "Бригада".
Олег когда-то говорил, что мечтает о рэп-альбоме, который бы записал Эрик Картман из South Park. Никто такого не сделал, поэтому пришлось самому.
Тональностью и набором персонажей "Свиное рыло" похож на старый мультфильм "Бременские музыканты", а подходом к переосмыслению фольклора (и финальным пауэр-метал-боевиком "Убийца свин") — на притчи Короля и Шута.
Будто робот Бендер, прячущий в нагрудный контейнер все, что плохо лежит, Савченко заимствует для альбома мотивы из хитов Ляписа и Элджея, цитаты Александра Серова и группы Многоточие, превращает в эдлиб узнаваемое "Кто там?" из "Простоквашино".
Его костюмированный вертеп похож на любительскую постановку, где одним деткам-актерам родители купили красивый костюм лисички, а другим пришлось вместо маски кабана надеть пластиковую тарелку на веревочке, покрашенную в розовый цвет. Здесь жестко переигрывают, декорации криво сколочены и торчат в разные стороны, но это почему-то идет постановке только на пользу. Намешана куча жанров — от соула про секс у камина и кабацкого шансона до хип-хауса. Здесь уютно и смешно.
После "Горгорода" сама затея создания концептуального альбома казалась чем-то неподъемным. Может, дело в сказочном сеттинге, но звучит "Свиное рыло" так, будто он создавался с удивительной легкостью, на кураже.
Сложно удержаться от соблазна сравнить этот альбом с "Горгородом". Взаимоотношения авторов этих релизов при этом роли не играют (почти). Просто работа Оксимирона первой приходит в голову, когда звучит фраза "концептуальный сюжетный релиз". ЛСП будто бы умышленно играет на контрастах с "Горгородом". Оксимирон адаптировал к рэп-форме труды Оруэлла и Хаксли, а Олег взял с полки томик сказок. Мирон описал конфликт писателя и государства. Олег — музыканта-коммерса и общества потребления (период развала Союза и создания новых экономик тут явно выбран неспроста, как и имя персонажа волка). Оксимирон скреплял альбом монологами, оставленными на автоответчик, Олег тоже в одной из сцен юзает этот прием. Еще можно вспомнить, как в сказке Толстого звали Лису, которая в "Свином рыле" кружит голову герою, и как звали дочку мэра Горгорода.
"Свиное рыло" — это первый альбом ЛСП, записанный без Ромы Англичанина. И когда персонаж Свина в одной из песен "копает друзьям ямы", кажется, что Олег на минутку выходит из образа и снимает маску, чтобы рассказать, на что были похожи последние три года его жизни. Про Рому в "Свином рыле" вспомнят еще раз ближе к финалу — и этот момент станет проверкой на то, близко ли вам чувство юмора Олега Савченко. Впрочем, то же можно сказать и об альбоме в целом.
Странно, но треклист "Свиного рыла", альбома, который держался в секрете до самого выхода, я видел еще год назад. И не один я. Летом 2019-го какой-то человек яростно постил его в комментариях к каждому посту в паблике ЛСП. Если вы подписчик — вы точно должны это помнить. У нас даже выходила новость об этом, где мы писали, что треклист — фейк. Либо этот человек что-то знал — эй, чувак, напиши нам на почту. Либо ЛСП посчитал хорошей шуткой сделать целый альбом по выдуманному треклисту. С таким-то релизом я бы ничему не удивился.
Могу додумывать, но сложилось впечатление, что “Свиное рыло” позволило ЛСП избежать ловушки и не стать заложником своей же вселенной. Я к тому, что в текстах Олега часто обнаруживалось второе дно, какие-то твисты, обличающие реальность и героев, строчки, вызывающие грустную улыбку. И этот троп, выгодно выделявший его из толпы коллег, в какой-то момент стал для него удавкой на шее. И вот уже я, слушая каждую новую песню, ловлю себя на мысли: "Как же он опять в финале перевернет все вверх дном, сделав всех несчастными?" (см. "Белый танец", "Синее", "Номера", "За бортом" — примеров масса). Как только законы вселенной ЛСП и его песен-перевертышей стали предсказуемыми, Олег обнулился мюзиклом про поросят. Где вы еще такое видели?
Альбом — будто душистый трюфель в массе серости. Создан вопреки законам жанра и рынка. Напоминает, зачем потреблять музыку альбомами, а не синглами. Показывает, как это круто, когда артист позволяет себе дурачиться, отложив линейку и калькулятор для подсчета стримов и забыв о гонке за рублем. С Грязным Рублем и вовсе лучше не связываться, это вам в лесу кто угодно подтвердит.