Итоги 2020
Авторы: Кирилл Бусаренко, Дарья Бычковская, Максим Саблин,
Николай Редькин, Андрей Недашковский, Андрей Никитин, Лёша Горбаш

33 лучших зарубежных альбома 2020. Часть вторая

Итоги года мы подводим при поддержке МегаФона. На очереди — главные зарубежные релизы, которые мы полюбили в 2020 году.

Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Продолжаем подведение итогов топов зарубежных альбомов, среди которых мы выбрали 33 релиза, надолго осевших в наших плейлистах.

Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.



33-23 | 22-12 | 11-01





22. Joji "Nectar"










Грустный человек почти час поёт грустные песни о том, что любовь сломалась, время уходит куда-то не туда, жизнь довольно мрачная штука, остаётся только вспоминать о том, как нам когда-то было хорошо. Ровно по той же формуле был записан и дебютный альбом Joji "Ballads 1", только здесь его автор уже вырос. И ему хочется не угорать, а "притвориться нормальным и скучным". Слушать песни про разбитое сердце подростка-максималиста и сопуствующее ему саморазрушение — это очень понятная музыка, где "искра" сразу "слепит" глаз. А баллады невесёлого взрослого человека о том, как он потерялся в себе, — история уже не такая лёгкая, но куда более захватывающая.




21. Oliver Tree "Ugly Is Beautiful"



Оливер Три начинал с диджеинга, в 2010-м выпустил первый сингл и выстрелил после выхода песни "When I'm Down" в 2016 году. Широкие джинсы, яркая олимпийка и стрижка "под горшок": 27-летний Оливер Три будто прибыл из гиперболизированных 90-х. Полноценный образ артиста-мема он создал благодаря комедийный скетчам и забавным клипам, которые режиссирует сам.

В начале карьеры Оливер разогревал Tyler, the Creator и Frank Ocean, а в этом году выпустил дебютный и, возможно, последний (если верить автору) альбом "Ugly Is Beautiful". В нем музыкант мешает поп-панк, инди-рок, EDM и олдскульные сэмплы на фоне речитатива. Это своего рода роман воспитания — альбом о взрослении, принятии себя и своих недостатков, о возможности изменить жизнь здесь и сейчас без оглядки на окружающих. Оливер Три показывает красоту в уродливом и демонстрирует, что никаких границ не существует




20. Juice WRLD "Legends Never Die"




Передозировка наркотиками прервала жизнь Juice WRLD в декабре 2019-го. Смерть стала финалом истории эмо-артиста, чье творчество вращалось вокруг наркозависимости, тревожного расстройства и разбитого сердца. Парадоксально, гибель не стала концом его музыкальной истории.

Grade A Productions, получившие в управление огромный каталог неизданных песен Juice WRLD и в том числе фиты с The Weeknd, Halsey и Polo G, выпустили 19 готовых треков под обложкой "Legends Never Die". Так они постарались передать ту надрывную боль внутри артиста, но в трех интерлюдиях вернуть слушателей к реальности и напомнить о том, что иногда стоит обратиться к специалистам.

"Legends Never Die" вновь спровоцировал дискуссию о том, нужна ли длинная карьера, чтобы заслужить звание легенды. Juice WRLD, Lil Peep и XXXTentacion были главными лицами в SoundCloud-революции середины 2010-х и сделали трэп эмо-музыкой. Последовательный уход из жизни каждого из них стал поводом для фанатов бурно и много говорить о любви к ним и роли их музыки, а для медиа — о наследии рэперов вообще, и трое артистов стали ощущаться крупнее, чем когда-либо.




19. Mura Masa "RYC"




В середине десятых Mura Masa начинал как бедрум-продюсер — этот тег на пару лет приклеился к людям, записывающим простую лоуфайную музыку на лэптопах в собственной спальне, чтобы выложить её на Soundcloud и собрать хорошо, если пару тысяч прослушиваний. Mura Masa повезло чуть больше: один из его треков заиграл на BBC Radio 1 — ключевой британской радиостанции, — и через пару лет он сменил спальню на большую студию, а статус ещё одного чувака с Soundcloud на роль одного из самых ярких продюсеров новой волны. Дебютный альбом "Mura Masa" эти ожидания оправдал: это был приятный электропоп, замешанный с хип-хопом, где на фитах появлялись звёзды всех величин в диапазоне от Charli XCX до A$AP Rocky.

А в начале этого года он выпустил альбом "R.Y.C" — "Raw Youth Collage" ("Коллаж обнажённой юности"). Здесь он сам выходит к микрофону, чтобы спеть оду британской молодёжи под хаотичные гитарные переборы. Юность эта не очень весёлая, надежд там немного. Вторая же песня тут называется "Поколение без надежды" — и хорошо описывает настроение всего альбома. Mura Masa стало интересно писать не беззаботный поп, а посвятить целый релиз тому, что не так с его поколением. Кажется, такой должен быть в дискографии любого важного британца — от Тома Йорка до Plan B. Теперь он есть и у Mura Masa.




18. G Herbo "PTSD"




Первая популярность пришла к G Herbo ещё в 16 лет — вместе с Lil Bibby он стал известен на улицах Чикаго в числе пионеров дрилла. Они вместе поднимались с улиц и смотрели за тем, как убивают и умирают их близкие.

Спустя восемь лет G Herbo пишет альбом "PTSD" — это исследование его травм и взросления в атмосфере полной насилия и смерти. G Herbo не смеется над погибшими оппами — вместо этого он говорит о постоянном страхе за жизнь, борьбе с внутренними демонами и о том, как они разрушают его отношения.

Herbo приходит к простому выводу: нельзя перестать быть гангстером, и когда ты покинешь блок, прошлая жизнь напомнит о себе душевной пыткой и паранойей.





17. Oneothrix Point Never "Magic OPN"





Скрывающийся под псевдонимом Oneothrix Point Never Даниэль Лопатин c конца нулевых записывал заумный эмбиент и не особо рвался к массовой известности. Но в 2017 году он познакомился с братьями Сафди — тандемом режиссёров, сперва снявшим "Хорошее время" с Робертом Паттинсоном, а через пару лет — "Неогранённые драгоценности" с Адамом Сэндлером. Для обоих фильмов Лопатин писал музыку, а на съёмках последнего познакомился с игравшим там небольшую роль The Weeknd.

Знакомство переросло в дружбу и совместное творчество — сперва OPN помогал со звучанием "After Hours", а позже The Weeknd выступил исполнительным продюсером его альбома "Magic OPN". "Мне был нужен человек, который давал бы свой взгляд на то, что я делаю, как музыкальный фанат, потому что у The Weeknd невероятный вкус. Он говорил: "Сожги это, ты что, это же альбом OPN!" — он был рядом в первую очередь как друг", — так вклад The Weeknd в этот релиз описывает сам Лопатин.

"Magic OPN" — его самый понятный массовому слушателю альбом. Да, он по-прежнему собирает песни из разрозненных музыкальных лоскутов и за вдохновением идёт к совсем неочевидным сэмплам, делая музыку-настроение. Но здесь у песен появляется структура — хотя бы такая, какой поп-музыку видит человек "по ту сторону", разбирающий стандартные поп-ходы на болтики и не особо утруждающийся обратным их сбором. "Long Way Home", "No Nightmares", "Lost But Never Alone" — на каждой из них OPN выходит из своей туманной зоны комфорта, но не теряет ту самую магию, за которую полюбили его творчество.




16. Boldy James "The Price of Tea in China"




“The Price of Tea in China” — уже третий релиз Болди Джеймса и The Alchemist, которые сработались еще в 2013-м на “My 1st Infantry”, дебютном альбоме немедийного лирика из Детройта. Тогда же Nas позвал его к себе на лейбл, но существенных плодов это не принесло. Для Boldy все завертелось в 2020-м, когда он выпустил четыре релиза, каждый сделан по принципу “один альбом — один битмейкер”. Это ставшая саундпродюсером вайн-знаменитость Jay Versace (альбом “The Versace Tape”), Sterling Toles (“Manger on McNichols”), Real Bad Man (“Real Bad Boldy”) и The Alchemist.

При том, что все эти работы крепкие и монолитные, будто брикет порошка в вакуумном пакете, именно коллаб с The Alchemist получился наиболее впечатляющим. Зернистый, пропущенный через сепия-фильтр хищный рэп, убедительный и богатый деталями, которые рэпер явно не по фильмам Скорсезе изучал. “До контракта с лейблом я работал на улицах. До появления фанбазы я торговал серым порошком” — читает он в треке “Pinto” безэмоциональным голосом человека, который видел и не такое. На “The Price of Tea in China” ярких историй из жизни человека, живущего по другую сторону закона, полно: про ночные встречи на парковках с вооруженными людьми, про то, как свидетели не доживают до суда, про бабушку, однажды напрямую заявившую Болди: “Либо берешь меня в долю, либо завязывай с этим дерьмом”, про продажу бодяженного товара — и про то, с каким смертельно опасным веществом он его смешивал. Это рингтоны для тех, кто хочет избежать зоны, но кто заслужил себе в ней место.

В 2020-м Болди Джеймса позвала к себе на лейбл команда Griselda. Таким образом там собрались едва ли не главные люди, превратившие текстоцентричный и винтажный “новый старый рэп” в заметный хип-хоп-тренд 2020-го. В комментах нам писали: “Где в топе наш любимый рэпер из Детройта?” Вы же про Болди, верно?




15. Pa Salieu "Send Them to Coventry"





В дебютном микстейпе "Send Them to Coventry" 23-летний выходец из Гамбии словно бы ведет прямой репортаж с улиц Ковентри. Он сокращает название своего города до "COV" и затем расшифровывает как "city of violence". Pa Salieu знает об этом не понаслышке — ровно за год до релиза ему выстрелили в затылок из дробовика; он остался жив.

Pa Salieu оказался в числе немногих, для кого 2020-й стал удачным годом. Рэпер начал его синглами "Frontline" и "Betty", которые зашли английской аудитории и сделали его новой большой надеждой британского рэпа. Речь про тот британский рэп, что ближе к афробиту и грайму, нежели к недавно вошедшей в тренды дрилл-волне.

Pa Salieu расчитывает на силу слов, нежели на прилипчивость припевов или виральные челленджи. Его активно сравнивают с J Hus, другим британским рэпером гамбийского происхождения, но различия между ними вполне очевидны. Pa Salieu отличается минималистичным и самобытным мрачным звуком, да и в целом, кажется, настроен на большее, чем стать вторым Джей Хасом. Па крут тем, что не ограничивается бесстрастными наблюдениями за окружающей средой. В его песнях про жизнь отчаявшихся обитателей недружелюбных мест есть место и свету, и надежде. Он разноплановый артист с большим арсеналом и потенциалом — если дебютный микстейп уже получился таким, то что же ждет его дальше?




14. Spillage Village "Spilligion"




Spillage Village продолжает традицию рэперско-продюсерских творческих объединений, которые возникали на Юге. Первое, что вспоминается, глядя на них — Organized Noize, тусовочка увлеченных фанком музыкантов, откуда вышли Outkast и Goodie Mob. Эти тоже из Атланты, и у них тоже все серьезно. Восемь человек (дуэт Earthgang, J.I.D и 6lack, певица/ МС Mereba и трое саундпродюсеров) работают вместе с 2014 года — но признание сперва нашло каждого из артистов по отдельности. Проникавшись ауткастовщиной Earthgang или темным соулом 6lack, слушатель отматывал ниточки, ведущие к их общей группе — и хорошо, что большинство отмотало их только сейчас, застав ее на пике музыкальной формы.

Как это звучит? Скорее всего, вы уже поняли: соулфул-рэп на джазовой и госпеловой подложке — чуть более мейнстримную версию такого делал когда-то давно Chance The Rapper (у него, кстати, тоже есть выход на альбоме). “Spilligion” тянется не спеша и идет одним мурлыкающим фанки-джемом: к этому располагает флоу каждого из рэперов, которые при случае не стесняются показывать: “А мы еще и петь умеем”. Ставьте его на фон, включайте в машине или слушайте в наушниках, выискивая красивости в звуке: очень душевное соло на пианино в “Cupid”, переосмысление хитов Рэя Чарльза в “Judas” — как если бы их пел школьный христианский хор, и так далее. Когда пару раз прокрутите альбом, идите смотреть Tiny Desk Concert от группы на ютубе — в усеченном составе (6lack не смог приехать на запись), но в полном, так сказать, действии.




13. Run the Jewels "RTJ4"




“Нахер ждать. В мире сейчас полно дерьма, так что ловите кое-что послушать, пока разбираетесь со всем этим” — такими словами участники Run The Jewels сопроводили ранний выход четвертого альбома, пока на фоне гремели американские протесты и разносились витрины магазинов. “Run The Jewels 4” как будто записывался саундтреком для летних событий, но нет — так сложилось. И строчки “Ты настолько оцепенел, что спокойно смотришь, как копы душат кого-то похожего на меня // Пока мой крик гаснет до шепота, я не могу дышать” посвящена не Джорджу Флойду, а убитому во время задержания шестью годами ранее Эрику Гарнеру.

И оказалось, что никто не может превратить боль в праведный гнев лучше, чем рэп-дуэт из двух дядек за 40. Двух очень непохожих дядек — белого рэпера-экспериментатора из Нью-Йорка и темнокожего уроженца Атланты с ее стрип-клубами и пафосом в музыке. По отдельности они не дотягивались до звезд, но стоило объединить усилия — почти сразу превратились в одну из главных рэп-групп Америки. А заодно доказали, что если тебе за 40, то не обязательно куковать в Нарнии — можно с грохотом выломать дверь шкафа.

Об этом всегда и были Run The Jewels: веселье, коктейли Молотова и шумный биток-отбойный молоток, как будто собранный в индустриальном цеху. Их четвертый альбом в этом плане ничего не поменял, но добавил пару звездных фитов (2 Chainz и Фаррелл) и, как кажется, вывел Киллер Майка на передовую. Рэп-гигант и так был известен активной политической позицией, а во время американских протестов стал чуть ли не символом движения Black Lives Matter — посмотрите его речь из родной Атланты, где он с надрывом рассказывает о семье и просит людей разойтись по домам.

Сейчас западные музыкальные издания активно подводят итоги и ставят “Run The Jewels 4” в топ-5 лучших релизов года. У нас он занимает не такую высокую позицию, но это лишь говорит об одном — для Америки-2020 важнее рэп-альбома вроде как и не было.




12. Freddie Gibbs, The Alchemist "Alfredo"





Природа настолько очистилась, что в хип-хоп вернулось олдскульное звучание. Может показаться, что так говорить не очень справедливо — разве раньше не выходили рэп-альбомы с нарочито немейнстримовым саундом? Просто 2020-й стал годом, когда концентрация олдскула превысила нормы, расхерачила сдерживающие барьеры и на какое-то время вылилась в мейнстрим. И ответственны за это продюсер The Alchemist, объединение Griselda (артисты лейбла Эминема) и рэпер Freddie Gibbs.

“Alfredo” идет 35 минут, к нему не вышла делюкс-версия, над ним работал один продюсер — во времена стриминговой доминации и раздутых лонгплеев он кажется динозаврищем из мезозоя, чьи останки откопал археолог и любовно сдул с них пыль. Сравнение не случайно — именно так и хочется говорить про The Alchemist, жуткого задрота с узнаваемым психодел-звучком, который в поисках сэмплов способен зарыться в пластинки советской эстрады. Не просто же так Tyler, the Creator, тоже музыкальный нерд, ради участия на альбоме вернулся в рэп.

А что же по рэпу? Эталонный МС Freddie Gibbs когда-то давно прилепил к своему стилю разъясняющий тег “coke rap”, то есть музыка про горы белого порошка, ствол за пазухой и бесперебойный режим хастлера — на альбоме в доказательство прозвучит строчка “Мой дядя умер от передозировки // Самое поганое, что я знаю, кто снабжал чувака, который был его дилером”. Это рэп не со спецэффектами, а с мастерской операторской работой, когда флоу скользит по куплету, как камера в “1917”. Даже обложка “Alfredo”, продолжая тему кино, — оммаж “Крестному отцу” с фильмам про мафию (и один из треков называется в честь главного героя “Американского гангстера”).

В 2014 году Freddie Gibbs заручился поддержкой продюсера Madlib и записал альбом “Piñata”, чье продолжение “Bandana” вышло пять лет спустя. Их называют если не классическими, то точно лучшими в дискографии рэпера, которого всегда динамил свет софитов, но уважало подполье. Похоже, “Alfredo” цементировал его топ-3.

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку