Тексты
Текст: Эндрю Сачер (BrooklynVegan)
Перевод: Александр Денисевич

Как в 2020-м в моду вошел новый старый рэп

Как Freddie Gibbs, Griselda, Boldy James и The Alchemist в 2020-м принесли в рэп новое старое звучание.

Стремительно развивающийся и вечно меняющийся мир рэп-музыки полон новых трендов и новых звучаний. Но иногда старый звук возвращается, а будущее формируется под влиянием прошлого.

В 2020-м мы не испытываем недостатка в артистах, работающих с новым звуком, но 3 лучших альбома года выпустили совсем не новые артисты, а те, кто записывает винтажный хип-хоп, который легко мог бы выйти и 25 лет назад: это альбомы Freddie Gibbs & The Alchemist "Alfredo", Boldy James & The Alchemist "The Price of Tea In China" и Westside Gunn "Pray For Paris".

На всех трех альбомах звучит пыльный психоделический продакшн и бескомпромиссный речитатив, как будто пробирающийся сквозь туман — и все они тесно связаны. The Alchemist спродюсировал альбомы Freddie и Boldy, плюс две песни на альбоме Westside Gunn. Freddie отметился на двух других альбомах, а Boldy появился на "Pray For Paris". Партнеры Westside Gunn по группе Griselda Conway the Machine и Benny the Butcher участвовали как на "Pray For Paris", так и на "Alfredo", а Бенни также присутствовал на "The Price of Tea In China". В этом году Conway, кроме того, выпустил EP "LULU", полностью спродюсированный The Alchemist. Вдобавок ко всему, до пандемии Boldy James и The Alchemist поехали в тур с Griselda. В Детройте, родном городе Boldy, было объявлено, что он присоединится к Griselda Records, а Westside Gunn станет исполнительным продюсером его следующего проекта. В недавнем активно обсуждаемом подкасте диджея Bootleg Kev Фредди назвал Westside Gunn гением, а Benny the Butcher упомянул в числе лучших рэперов прямо сейчас.

Эти три проекта помогли превратить звучание 90-ых из нишевого в трендовое. И не только потому, что все они вышли в течение четырех месяцев, но и потому, что все это исключительные релизы, которые далеко выходят за рамки ревайвализма. Да, они звучат как хип-хоп 90-ых, но они не звучат полностью как хип-хоп 90-х: в них есть элемент новизны. И хотя все это происходит прямо сейчас, мы шли в этом направлении уже довольно долго.

Фредди Гиббс родом из Гэри, штат Индиана. Его звездный час должен был настать еще в 2006, когда он подписал контракт с Interscope. Но лейбл избавился от него еще до выхода дебютного альбома. Однако он не стал просто еще одной жертвой крупного лейбла. В 2009-м песни с невыпущенного альбома вышли на бесплатном микстейпе "The Miseducation of Freddie Gibbs". В дальнейшем Фредди продолжил пользоваться плодами новой эры бесплатных интернет-микстейпов, которая перевернула стагнирующий мэйнстрим-рэп конца 2000-х, открыв дорогу для новой волны рэперов: в их числе были Drake, Kendrick Lamar и его команда Black Hippy, Odd Future, A$AP Mob, Danny Brown, Big K.R.I.T. и другие. Со многими из них Фредди записывал совместные треки. В начале 10-ых он выпустил несколько обсуждаемых релизов: "Str8 Killa", "Cold Day In Hell", "Baby Face Killa". Большинство из них были очень хорошими, но сейчас, оглядываясь назад, можно сказать, что среди них были три релиза, которые действительно задали тон для того Freddie Gibbs, которого мы теперь знаем. Все они вышли в 2011 году: это спродюсированный Statik Selektah EP "Lord Giveth, Lord Taketh Away", спродюсированный Madlib трек "Thuggin” и фит "Scottie Pippen" с совместного альбома Curren$y и The Alchemist "Covert Coup".





Как отметил музыкальный критик Гари Суарес в своей рецензии для NPR на "Alfredo", мини-альбом со Statik Selektah был первым проектом, который доказал, что Фредди сильнее всего раскрывается в релизах формата "один рэпер — один продюсер". Он и Statik — отличная команда, и EP это подтверждает (если вы давно или никогда не слушали его, вам стоит это сделать), но более плодотворное сотрудничество сложилось у Фредди с двумя другими вышеупомянутыми продюсерами.

После "Thuggin" Фредди и Мэдлиб выпустили синглы "Shame" в 2012-м и "Deeper" в 2013-м. В 2014-м наконец-то вышел их совместный альбом "Piñata", содержащий все три сингла и фиты от Danny Brown, Earl Sweatshirt, Ab-Soul и других. В ретроспективе альбом кажется еще более захватывающим. "Piñata" перенес Фредди Гиббса из категории "отличный рэпер" в категорию "отличный рэпер с классическим альбомом". Сотрудничество с Madlib оказалось не единичным. В 2019 они выпустили еще один альбом "Bandana" (в гостях Black Thought, Pusha T, Killer Mike), и он как минимум не хуже.

MadGibbs какое-то время казался ультимативной версией Фредди Гиббса, но коллаборации с The Alchemist оказались, возможно, даже лучше. После совместной работы над "Scottie Pippen" в 2011-м, Фредди, The Alchemist и Curren$y опять объединились в 2015-м для трека "Fetti". Он попал на совместный альбом The Alchemist и Oh No (младший брат Madlib и половина группы Gangrene с The Alchemist), который называется "Welcome to Los Santos" и вдохновлен GTA V. "Fetti" стало названием отличного совместного альбома Фредди, Curren$y и The Alchemist, вышедшего в 2018-м. Как бы ни был хорош "Fetti", это был только намек на то, как органично они будут соседствовать на "Alfredo". Оба звучат как никогда уверенно и свободно, а их стили идеально сходятся где-то посередине.




В то самое время, когда Гиббс последовательно переизобретал себя на ранних микстейпах, детройтский рэпер Болди Джеймс создавал вокруг себя ажиотаж коллаборациями с модным тогда дуэтом The Cool Kids (участник этой группы Чак Инглиш — его брат). В конце концов Болди тоже поработал с The Alchemist, который спродюсировал его дебютный альбом "My 1st Chemistry Set", вышедший в 2013-м. Как и "Pinata", он мог похвастать гостевыми куплетами от Earl Sweatshirt, Action Bronson и Vince Staples (Винс присутствует и на "The Price of Tea In China"). Болди и The Alchemist доказали, что отлично дополняют друг друга на "My 1st Chemistry Set": неброский, но убийственный стиль Болди идеально сочетался с атмосферным продакшном The Alchemist. У них получился отличный альбом, но лучшее было впереди.

Переносимся в 2019-й, где Болди снова сотрудничает с The Alchemist несколько раз. Они выпустили совместный EP "Boldface". Затем Болди появился на двух из трех песен с совместного EP The Alchemist и The Cool Kids "Layups", а свою пока что лучшую песню "Ocean Prime" они выпустили на альбоме The Alchemist "Yacht Rock 2". The Alchemist оттачивал свой ретрофутуристический стиль еще в 90-ых со времен коллабораций с Mobb Deep, но теплый, туманный, джазовый звук, с которым продюсер доминирует в 2020-м, он начал доводить до совершенства в последние несколько лет в серии EP "Lunch Meat", "Bread" и "Yacht Rock 2”. На них он записывался со всеми тремя участниками Griselda, а также с Earl Sweatshirt, Black Thought, Roc Marciano, Action Bronson и многими другими — все эти песни звучат как прямые предшественники музыки, которую он создает сейчас. Среди них и вышеупомянутый "Ocean Prime", на котором Boldy James под живой джазовый инструментал звучит мягче и увереннее, чем когда-либо. Ту же энергию Болди и The Alchemist несут на альбоме "The Price of Tea In China".




В сравнении с "Alfredo", "The Price of Tea In China" не бьет в лоб, а как будто подкрадывается к тебе. Справедливо отметить, что гостевые куплеты от сравнительно более популярных Freddie Gibbs, Benny the Butcher и Vince Staples помогли привлечь внимание к альбому. Но как только вы глубже окунетесь в мир Болди Джеймса, то не сможете выкинуть его голос из головы. Его рэп более мрачный и безэмоциональный, нежели у звездных гостей, но как только вы им проникнитесь, он от вас не отстанет.




Есть одна интересная вещь относительно артистов, возглавивших новое старое звучание хип-хопа в 2020-м — их связывает звук и мышление, но не регион. Фредди Гиббс из Индианы, Болди Джеймс из Детройта, Alchemist из Калифорнии, а Griselda из города, который никогда всерьез не был представлен на рэп-карте: Баффало, штат Нью-Йорк. Griselda, очевидно, вдохновлена классическим звучанием Нью-Йорка в лице Mobb Deep и The LOX, c которыми в свое время работал Alchemist. Технически они представляют один штат, но это влияние выходит далеко за рамки географического соседства. Это 2020-й год и лучший нью-йоркский рэп классического образца делается в Баффало. Так обстоят дела.





Griselda долго ждали своего часа. Братья Westside Gunn и Conway the Machine основали лейбл в 2014-м году, чтобы издать свои релизы, а в итоге подписали кузена Benny the Butcher. Conway и Benny наиболее скилловые участники группы, тогда как Westside Gunn исполняет роль визионера и куратора. В 2017-м Griselda подписала контракт с Shady Records, и это был самый умный ход Эминема (чьим концертным диджеем на протяжении многих лет является The Alchemist) за долгое время. В 2019-м году группа выпустила дебютный альбом на Shady — превосходный "WWCD". WSG, Conway и Benny на протяжении многих лет были очень продуктивны, выпуская релизы еще в 2000-х и набирая обороты в середине 10-х. Поэтому они никакие не "новые" артисты, но "WWCD" все равно открыл для многих группу. Это был их мэйджор-дебют, он был коммерчески успешен и тепло принят критиками, а их известность резко выросла. В поддержку альбома они выступили у Джимми Фэллона с синглом "Dr. Bird's". А недавно Benny и Conway появились на замечательном бонус-треке альбому Lil Wayne "Funeral" из топ-чартов. Оба они говорят, что работают над коллаборацией с Дрейком. "Я собираюсь вернуть улицы на первый план. Это произойдет, когда мы выпустим песню с Дрейком", — рассказал Benny в интервью Complex.




"WWCD" был крупнейшим релизом Griselda в 2019-м, но лучшим получился мини-альбом Benny "The Plugs I Met". Среди его гостей — легендарные рэп-долгожители Black Thought, Jadakiss и Pusha T, повлиявшие на нынешнее движение "нового старого рэпа" и одновременно являющиеся его частью. И все-таки именно панчлайны Бенни впечатляют сильнее всего. "The Plugs I Met", возможно, лучший релиз Griselda, хотя "Pray For Paris" может с этим поспорить. В отличие от "Alfredo" и "The Price of Tea In China", "Pray For Paris" не следует формату "один рэпер + один продюсер", но видение Westside Gunn связывает его воедино. Он объединил продакшн от Alchemist, штатного продюсера Griselda Daringer и от легендарных DJ Premier и DJ Muggs, и звучит это предельно монолитно. Наряду с Griselda, Freddie Gibbs и Boldy James и других последователей рэпа 90-ых Roc Marciano и Joey Bada$$ (у которого на повестке свой камбэк), альбом содержит бит ("Party Wit Pop Smoke") и куплет ("327") чрезвычайно важного коллаборатора: Tyler, The Creator.

Почти полностью забыв про рэп на возглавившим чарты, получившим "Грэмми", сопровождавшимся стадионным туром и отлично принятым слушателями альбоме "IGOR", Тайлер сначала появился на "Pray For Paris", а потом "Alfredo", где вернулся как Тайлер-рэпер. Сотрудничество получилось взаимовыгодным: без сомнения, широко известный Тайлер помог привлечь больше внимания к проектам WSG и Freddie, а они, в свою очередь, напомнили нам, насколько Тайлер может быть хорош на поле сурового рэпа, когда он этого хочет. На ранних проектах Тайлера не было недостатка в жесткости, но его стиль на этих двух альбомах несколько отличается от его прежних работ. В отличие от своего бывшего товарища по Odd Future Eart Sweatshirt, который часто соприкасается со вселенной Alchemist, а их совместный сингл "Whole World" присутствует в любом плейлисте, где есть новый материал Freddie, Boldy и Griselda, Тайлер никогда не двигался в направлении старого звука 90-ых. Но он звучит свежо, и ему это очень идет.




"Pray For Paris" помог Westside Gunn и Griselda дальше становиться популярнее, но не изменил их подход. WSG остается таким же продуктивным, и выпустил уже второй альбом в 2020-м "Flygod Is An Awesome God 2". На нем есть песня "Buffs vs. Wires" с куплетами от Benny и Boldy, но мой любимый куплет на альбоме исполнила гораздо менее известная артистка, недавно подписанная на Griselda Records: Armani Caesar. Технически "Flygod Is An Awesome God 2" — это микстейп, а не "классический альбом" как "Pray For Paris", но он довольно хорош и не должен остаться незамеченным. Conway тем временем выпустил упомянутый ранее EP "LULU", спродюсированный Alchemist, а также мини-альбом "No One Mourns The Wicked" под продакшн Big Ghost Ltd. Также в этом году он планирует выпустить новый альбом "From King To God", где будет и Freddie Gibbs, и Alchemist. Кое-что готовит и Benny. А у Болди на подходе не только проект с Griselda, но и долгожданный, полноформатный джаз-рэп-альбом с композитором Sterling Toles (апдейт: он уже вышел).




Griselda, Freddie Gibbs, Boldy James и The Alchemist возглавляют волну "нового старого рэпа" в 2020-м, но вскоре мы сможем добавить к списку и легендарного Black Thought, чей долгожданный альбом "Streams of Thought, Vol. 3: Cane and Abel" выйдет 28 августа. Фронтмен группы The Roots не нуждается в представлении, но, как и Alchemist, в последнее время он изобретает себя заново. Он ярко блеснул на упомянутых ранее "Bandana", "The Plugs I Met" и "Bread", но фактически не занимался сольной карьерой до 2018-го года, когда, спустя 25 лет после дебютного альбома The Roots, вышли две части "Streams of Thought". Ему дозволено звучать как в 90-ые и это не будет называться "ревайвлом", потому что он сам и создавал этот звук. Но сейчас, на самом деле, он звучит не так, как раньше. Он находится на совершенно новом этапе своей карьеры. Его куплеты всегда перетягивают внимание в совместных треках, а его сольные релизы до нынешнего момента обязательны к прослушиванию. Killer Mike и Pusha T, которые продолжают грациозно стареть и формировать нынешнее звучание рэпа, будут среди гостей на предстоящем релизе Black Thought.




Black Thought присутствует на отличном альбоме ещё одной восходящей звезды из Баффало Che Noir. Она последовалу тренду "один рэпер, один продюсер" и записала альбом "As God Intended" с детройтским битмейкером Apollo Brown, который стоит в одном ряду с The Alchemist и Statik Selektah, если речь заходит о продакшене в стиле 90-ых. Также стоит обратить внимание на 14 trapdoors, хип-хоп трио из Баффало, чей будущий альбом "Eileen" полностью спродюсировал Camoflauge Monk. Продюсер часто сотрудничал с Griselda и сделал две песни для "Pray For Paris". На фитах будут Benny, Boldy James, Royce Da 5'9", Skyzoo, Smoke DZA и Che Noir. Flee Lord, протеже покойного Prodigy из Mobb Deep, выпускал по релизу в месяц в этом году, в том числе отличный "Hand Me My Flowers", вышедший в мае и спродюсированный культовым продюсером из Бронкса Buckwild. Его последний на данный момент релиз "The People's Champ" вышел 31 июля и спродюсирован легендарным Pete Rock. Есть ощущение, что тренд на новое старое звучание рэпа сейчас набрал полный ход, и, судя по тому, как все развивается, можно только гадать, как много нас ждет впереди.







Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком