Тексты
Текст: Андрей Недашковский

"Стражи Галактики-3": пока команда спасает енота, режиссер спасает фильмы про супергероев

Каким получилось прощание с харизматичным отрядом космических пиратов и одним из главных киноциклов вселенной Marvel

Первые “Стражи Галактики” были совершенно угарной авантюрой. В 2014-м фильму все прочили провал: каст странный, ни одной звезды, которая могла бы сделать кассу; посвящен персонажам Marvel, которых никто знает (“Какой Звездный Лорд? Дайте нам Халка и Железного Человека!”); еще и Джеймс Ганн в кресле режиссера, автор сценария для “Скуби-Ду” и создатель фильма “Супер” (стеб над супергероями с актером, известным по роли Дуайта Шрута из сериала “Офис”). Но карта сыграла: фильм собрал 800 млн по миру, сделал Криса Прэтта новой экшн-звездой и положил начало одному из сильнейших циклов внутри вселенной Marvel.

И теперь пришло время с этим циклом прощаться. “Стражи Галактики-3” — последнее приключение команды в классическом составе и знакомство с новым отрядом.

Обстоятельства работы над третьими “Стражами” достойны не то что отдельного абзаца, но и своей экранизации. В 2018 году на этапе подготовки к съемкам Ганна отменили за твиты 10-летней давности с шутками про жертв изнасилований, а руководство Disney, опасаясь скандала, объявило о его увольнении. За режиссера вступились актеры: когда-то он в них поверил и отстаивал каждую кандидатуру перед боссами студии, пришло время ответить тем же. Годом спустя Ганна вернули, но оказалось, что за это время его перехватила конкурентная компания Warner Bros (владеет правами на комиксы DC), которой все никак не удавалось развить свою киновселенную с Суперменом и Бэтменом до масштабов (и сборов) Marvel. Ганн снял для DC восхитительный “Отряд самоубийц”, а потом и вовсе был назначен куратором киновселенной, но все равно вернулся к своим Стражам, чтобы красиво завершить трилогию (и, по слухам, получить неустойку от Disney в размере нескольких миллионов из-за одностороннего расторжения контракта).

Разобрались-разогнались. Чем же нас встречают “Стражи Галактики-3”? На момент начала фильма отряд обосновался на космобазе Знамогде, уютно отстроенной внутри гигантской отрубленной головы, бороздящей космос, открыл там офис (да-да) и занимается ремонтом оборудования и опустошением бутылок алкоголя. Последнее, прежде всего, относится к Питеру Квиллу. Он не может забыть свою возлюбленную, зеленокожую Гамору, которую удалось воскресить после того, как Танос убил ее в “Войне бесконечности”, но это старая версия, которая никогда не встречала Квилла и не помнит никого из Стражей, кроме своей сестры Небулы (осталась в отряде).

Скучному быту Стражей приходит внезапный конец — он же чуть не наступает для енота Ракеты, который в критическом состоянии попадает на операционный стол. Вот только помочь ему не так просто: Ракета — продукт биоинженерии, “перезапустить” его может только создатель, безумный ученый по имени Высший Эволюционер. Фрик, одержимый созданием утопического мира, населенного совершенными существами. Ну а если мир получился не таким уж идеальным, ничего: взорвем этот и построим новый.

Высший Эволюционер — что-то среднее между доктором Моро из книги Уэллса, который проводил жуткие опыты над животными, и злым мальчишкой-соседом из “Истории игрушек”, который мог прицепить голову куклы к тельцу металлического паука. И вы возненавидите его сильнее, чем Таноса.







Нам еще в первом фильме намекали на непростое прошлое Ракеты, но это были только тизеры, без спойлеров. Подробности авторы приберегли для третьего фильма — и у авторов этих сердца нет. Бедного енотика будут мучать, он будет жалобными глазюками смотреть с экрана, а зрительский мозг будет отказываться воспринимать этот комочек лишь как набор CGI-анимаций.

К этому добавьте и ощущение хрупкости героев, чего в принципе не бывает в фильмах Marvel (“Черная пантера-2” — исключение, но там это было вынужденной мерой из-за внезапной смерти исполнителя главной роли). Каждые 15 минут кто-то из Стражей будет оказываться на волосок от гибели, и вы будете понимать, что она очень даже вероятна: последний фильм, как-никак, должны кого-то из центральных персонажей красиво вывести из игры. И это ощущение опасности наконец заставляет сопереживать персонажам Marvel, имеющим так мало общего с живыми существами.

Проводя реанимацию еноту Ракете, Ганн заодно реанимирует и весь жанр супергероики, кризис в которой стал очевиден, кажется, для всех.

То ли мир устал от супергероев, то ли условности вселенной Marvel, — безграничной, как казалось когда-то, — стали для нее же удавкой на шее: слишком много персонажей, сюжетных линий, ограничений из-за детского рейтинга и убийственного пафоса, выжигающего последние капельки жизни из прикольных идей вроде: “А давайте научим героя превращаться в муравья” (третий сезон “Пацанов” показал, до какого абсурда этот концепт можно довести). Дела у Marvel давно идут неважно: старые герои ушли, а новая смена пока не раскрыла свой потенциал.

Еще одна беда пришла, откуда не ждали: Джонатана Мэйджорса, исполнителя роли главного злодея, вокруг которого ближайшие годы будут вращаться события киновселенной Marvel, обвинили в нападении на женщину (а потом к стороне обвинения присоединились еще несколько жертв). Спад наблюдается не только у Marvel: тот же “Шазам-2: Ярость богов” от DC не смог окупить и свой стомиллионный бюджет.

“Стражи Галактики” — более авторское и бодрое кино, чем все, что вы видели у Marvel или конкурентов за последние годы. Приключение, рассказанное с большой выдумкой. С травмированными героями и космическими станциями, обтянутыми биоматерией. С анти-Землей, населенной обаятельными существами, чей мир так похож на наш, и высказыванием о правах животных. С классными шутками, жестокими флешбеками и, возможно, лучшей экшн-сценой в истории киновселенной, которая еще и снята под “No Sleep Till Brooklyn” Beastie Boys.

А еще это самая сильная по музыке часть “Стражей”, саундтреки которых стабильно возглавляли чарт Billboard. Фильм встречает нас сценой с тоскующим Ракетой, напевающим себе под нос “Creep” Radiohead, а заканчивается под “Dog Days Are Over” Florence & The Machine, под которую тут в конце исполняют групповые танцы в стиле Болливуда. Это еще и очень символический жест: во франшизе, музыкальный каркас которой построен на классике батиного рока, финальная сцена озвучена песней из нулевых. Смысл этого решения считывается примерно так: хватит жить прошлым, пора двигаться дальше.

Что он рассказал в большом интервью про наркотики и зависимость
Белая Чувашия, новый артист Газа и сайд-проект Дельфина
Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров