Тексты
Текст: Андрей Недашковский

Какой получилась новая "Черная Пантера", трогательное прощание с Чедвиком Боузманом

Фильм, который не развлекает, а скорее утешает — даже тех, кто равнодушен к Marvel.

Не могу себя назвать фанатом Marvel — ценю скорее угарное переосмысление супергероики вроде "Отряда самоубийц" Ганна или сериала "Пацаны", — но даже я ждал "Черную Пантеру: Ваканда навсегда".

Дело не столько в том, что первая часть стала одним из самых успешных проектов в истории Marvel, сколько в драматичных обстоятельствах создания "Ваканды навсегда": в 2020-м исполнитель главной роли, актер Чедвик Боузман, умер после длительной и тщательно скрываемой борьбы с раком.

По словам режиссера Райана Куглера, узнав о трагедии, он понял, что просто не сможет работать над фильмом. Его реакцию можно понять: это уже не просто задача снять вторую часть, которая бы не уступала оригиналу.

Много ли вы знаете удачных сиквелов, снятых без центрального героя и без актера, с которым ассоциируется вся франшиза?

“Я прислал Чедвику сценарий фильма, но он постоянно отвечал, что еще не успел его прочитать, — вспоминает режиссер. — Боузман оправдывался тем, что просто не хочет видеть текст до внесения в него правок студии. Поэтому он якобы хотел прочитать уже финальную версию. Позже я понял, что болезнь его измотала настолько, что сил не осталось даже на то, чтобы просмотреть текст”. А через несколько недель его не стало.

Тем не менее Куглер довел дело до конца. О том, чтобы взять на роль короля Т’Чаллы кого-то другого не могло быть и речи. Надо было все начинать сначала и сюжетно обыграть ощутимую для MCU потерю.



Этим нас и встречает "Ваканда навсегда": король Т’Чалла при смерти, умница-сестра Шури пытается его спасти, но даже ей не удается. Страна остается без короля в крайне опасный момент своей истории: Ваканда вышла из тени и стала полноценным игроком на геополитической арене. Но правительства других стран хотят заполучить суперценный металл вибраниум, которым обладает только она. Франция посылает спецотряд, чтобы украсть образец из лаборатории в Ваканде. Пахнет если не войной, то крупным международным скандалом.

Тем временем Штатам удается разработать устройство с радаром, обнаружившим на дне океана еще один источник вибраниума. И ктоооо же проживает на дне океана? — Намор, один из крутейших злодеев комикс-вселенной Marvel, который только сейчас впервые появляется на большом экране. Хотя слово "злодей" к нему не очень-то и применимо. Здесь это герой со своей понятной мотивацией и бэкграундом, повлиявшим на то, как он смотрит на остальной мир.

Намор — правитель подводного города Талокан, экскурсия по которому превращается в один из самых зрелищных эпизодов фильма. Как и Ваканда, Талокан веками жил в полной изоляции от остального мира, но этому приходит конец. Намор решает избавиться от ученого, который изобрел радар и сделал его народ мишенью для всего мира.

В какой-то момент интересы Талокана пересекаются с интересами Ваканды — и дальше между двумя странами, чье могущество строится на обладании уникальным металлом, из которого изготовлен щит Капитана Америка, разгорается зрелищное противостояние.

Как и в недавнем DC-шном "Черном Адаме", авторы "Пантеры" нормально так проходятся по внешней политике США. Если в первом фильме говорили об угнетении африканских этносов, то в новом вспоминают уже о завоевании Мексики и уничтожении империи ацтеков испанскими конкистадорами. Типичный для супергероики посыл "кто был никем, тот станет всем" в "Пантере" экстраполируется: это не про студента-фотографа, которого паук укусил, это про репрессированные народы, которые избавляются от оков.

"Ваканда навсегда" — обязательный для фаната Marvel фильм. Клубок сюжетных ниточек, берущих тут свое начало и подводящих к событиям будущих проектов MCU, велик как никогда. Я уже не говорю о том, что нам впервые показывают, кто же займет место ушедшего на пенсию Железного Человека и, само собой, кто же станет новой Пантерой.

Но чуть ли не впервые в истории MCU, покидая кинотеатр, в первую очередь вспоминаешь не эпическое рубилово (оно тоже есть — и воины Талокана получились довольно фактурными противниками) или появление сразу трех итераций одного и того же героя в кадре. Главное в "Ваканде навсегда" — самые тихие и неброские сцены. Где плачут и оплакивают, теряют и смиряются. Как писали в другой, посвященной фильму статье, Боузмана здесь нет, но его присутствие ощущается в каждом кадре.

Когда Чедвик Боузман умер, в мире бушевал ковид. А выходит фильм во времена, когда нас всех волнуют уже другие страшные события. За два с половиной часа перед экраном вам, может, и не удастся позабыть о них, но уходить из зала вы будете с чувством, будто кто-то вас легонько погладил по плечу, чтобы утешить.

Что еще запомнилось: в кинозале передо мной сидела девочка лет 12 с отцом (дело было в Киеве). И на моменте, когда мать Т’Чаллы в исполнении прекрасной Анджелы Биссет выступала с пылкой речью в ООН, посвященной величию Ваканды и ее воинов, эта девочка повернулась к папе и прошептала: "А Украина сильнее". Написал это — и понял, что ведь и слово "пантера" так похоже на другое, которым любят пугать зрителей российского тв.

Футбол, пиво, шахматы и коала.
Прочитали книгу года — собрали лучшие моменты, афоризмы, панчи.
Когда у тебя релиз, а кто-то пришел испортить праздник.
От ненависти к любви и снова к ненависти.