Итоги 2019
Текст: Николай Редькин, Леша Горбаш,
Андрей Недашковский, Кирилл Бусаренко,
Максим Саблин, Владимир Завьялов

50 отечественных альбомов 2019. Часть четвертая

Пять дней подряд мы перечисляем лучшие отечественные альбомы, каждый день — новая десятка. И вспоминаем, каким был музыкальный 2019-й для русскоговорящего слушателя.



50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 11-01







20.


М "Так вышло"




"Так вышло" — самый цельный релиз М. И заодно самый доступный из его альбомов. Здесь артист разбавляет привычный для себя IDM конвенциональным хип-хопом сегодняшнего дня, экспериментами с автотюном и даже заходом на территорию uk garage ("Повеса"). В остальном — это всё та же манера, за которую мы полюбили песни Михаила: песни 30-летнего мужчины о поиске своего места в большом городе, построенные на самокопании, злободневном подходе к окружающему миру и внимательному отношению к слову. Здесь всё ещё много отсылок к мировой литературе, футболу и максимально едкие песни об отношениях: и мимолётных ("Мне стали вкатывать дурочки в кои-то веки"), и серьёзных, но сложных ("Знал, что брошу тебя, как только меня кинешь").

Музыка М — по-прежнему лучшая возможность отключиться от бытовых проблем и лишний раз подумать, всё ли ты правильно делаешь: может, пора сменить работу, выйти из токсичных отношений и сходить уже на футбол?









19.


Недры "Бивни"




На обложке мини-альбома изображен человек, наполовину погруженный в ванну черной краски. Он как будто материализуется из нее. Так и воспринимается музыка Недры — что-то странное и неестественное. Песни Ивана Ворошилова непросто повторить — их проще промычать и прорычать. Он исполняет их с потусторонней энергетикой, то ускоряясь, то внезапно проглатывая звуки, чтобы в конце взорваться, будто долго-долго держал в себе эмоциональный заряд. Это песни, чей автор, кажется, никогда не слышал, как пишут песни другие люди — в них нет четкой структуры, инструменталы и флоу хаотичны, а тексты кажутся заклинаниями.

“Я считаю, за ним будущее русского рэпа”, — говорил Юрий Бардаш в интервью Дудю. А этот человек точно шарит за лютый движ.













18.


Cream Soda "Комета"




Прошлый год для Cream Soda казался прорывом: хаус-дуэт превратился в поп-трио, обрел постоянный голос в лице Анны Романовской, записал ретроманский альбом “Красиво” с первой по-настоящему заметной песней “Уйди, но останься”. Оказалось, что это только начало. Альбом "Красиво" — это реконструкция хауса и диско под видом поп-музыки. “Комета” — это уже поп-музыка прямого действия: умелая, расчетливая и безошибочная, но с изобретательской жилкой. Как минимум здесь есть песня “Никаких больше вечеринок” — консенсусный поп-хит и для сельских дискотек под Костромой, и для эстетских вечеринок. Как максимум — впечатляющий разброс гостей и опробованных методов: от стрекота хэтов и рэп-куплетов Saluki до тимбаленд-попа прошлого десятилетия. 2019 год Cream Soda провожают с солдаутами в немаленьких клубах и миллионами стримов: то ли еще будет.












17.


Loqiemean "Сожги этот альбом"




2019 год — пока самый успешный для Романа Худякова. Он начинал как EDM-продюсер, а чуть позже переключился и на сольную карьеру, первые шаги которой делались с явной оглядкой на Travis Scott. В прошлом году Loqiemean собрал лайв-бенд: как казалось сперва, чтобы оживить собственные концерты. А на деле — чтобы вывести собственное творчество на другой уровень.

"Сожги этот альбом" — музыкальный хаос, смешивающий рэп, трэп, автотюн и тяжёлую гитарную музыку, чтобы написать картину не менее хаотичного внутреннего мира Ромы, которого волнует, кажется, абсолютно всё: положение дел в стране, личная жизнь, отношения с близкими и фанатами. Судя по лентам его соцсетей и происходящему на концертах, фан-база Loqiemean, сама себя называющая "стая", — не просто любители его музыки, а люди, видящие в фигуре Loqiemean как минимум моральный ориентир, как максимум — главного героя своей юности. В декабре 2019 Роман писал в твиттере, что начал ходить к психологу; мы не знаем точно, но предполагаем, что раньше справиться с давлением мира ему помогала только музыка — настолько в ней много боли и травмы.













16.


Lil Krystalll "No label"




Кажется, нагляднейший способ объяснить, куда пришел русский рэп в 2019-м — поставить альбом “No Label” лондонского рижанина и участника объединения РНБ Клуб Lil Krystalll. Что здесь: обязательный дорогой продакшн, мелодии и хуки без ошибок и изъянов. Ну, и конечно, описание трэп-будней как выходных: бренды через запятую, броские англицизмы и все, что блестит, сверкает и дорого стоит, но достается спорным путем.

Но что действительно ставит важный чекпойнт в жанре — так это беззастенчивый рэп-новояз участников РНБ Клуба, который у Lil Krystalll выражен едва ли не насыщеннее одноклубников. Здесь Lil Krystalll и гости альбома (Feduk, Платина, OG Buda, Lil Morty) с удовольствием курят жирный член, не смущаются строчек вроде “На мне страпон, на нем страпон: мы не твои братаны”, соревнуются в остроумных и абсурдных панчлайнах, уважают фейсситтинг и предлагают ”выпить все соки”. Сам артист, кстати, частенько здесь называет себя “Кристиной”. Так что “No Label” — если не драйвер, то точно символ снятия в русском рэпе стигмы со старых общественных табу.





Из двух сольников, которые вышли в этом году у участников дуэта Miyagi & Andy Panda, именно последний выступил с позиции хранителя стиля группы. Здесь есть все, за что массы ее полюбили: восточная созерцательность, напевы редкой красоты, отдаленность от внешнего и концентрация на внутреннем.

Во всем мире бирка "интеллигентный хип-хоп" используется в том смысле , что автор такой музыки выступает еще и как рэп-активист, говорит сложно о сложном. У Энди эта интеллигентность выражается в том, как он размышляет об отношении к слушателю, в том, как он уважает свою музыку и себя в музыке. Свои песни Энди называет "грубыми мантрами" — и пускай брутальности в них как раз немного, они способны ввести в состояние умиротворенности. Под такой рэп можно любоваться оранжевым закатом (неспроста же последняя песня так и называется, отсылая к старому хиту Энди) и "жарить сосисоны".












14.


Basic Boy "Superworld"




"Superworld" — альбом, где Basic Boy ныряет в поп-музыку и доказывает, что в ней чувствует себя комфортнее всего. Но при этом он помнит и о своих рэп-корнях. Звучание N*E*R*D и Daft Punk здесь удачно сочетаются с отсылкой к песне Wu-Tang "C.R.E.A.M" и по-доброму дурацким бэнгером "Тони Хоук", язык которого сперва напоминает, что не Big Baby Tape придумал смешивать языки ("Big booty baby bitch, я для неё как Марио"), а потом ёмко напоминает, почему Basic Boy смотрит на мир чуть шире: "Кручу луч под буги-вуги, и тут все твои подруги".

Лучшие моменты "Superworld" — песни "Цветком" и "Пульс". Действие обеих проходит на вечеринках, но призывает слушателя не веселиться, а немножко погрустить. В первой Basic Boy признаётся, что не умеет подкатывать к девушкам, во второй — хочет поскорее оказаться дома в понедельник, потому что он "человек, а не машина". Это хорошо отражает и общую линию альбома: "Superworld" как раз о том, что бесконечная вечеринка — это, конечно, хорошо, но куда важнее то, что происходит в твоей жизни и голове в остальное время.






Союз ответственны за самый грустный и самый курортный альбом этого года одновременно. Трое тихих минских музыкантов с опытом игры в местных инди-группах за плечами записали набор очень кинематографичных песен, расцвеченных тропикалией, босса-новой, джазом и так далее, но скрепленных общей грустью — даже голос вокалиста как будто упрятан за слои аранжировок, спрятан в своей собственной капсуле. У Союза пока скромные аудитория и залы, но их музыка, наследующая всему сразу (“Чем первобытнее информацию ты используешь, тем она свежее” — это из интервью), проскакивающая мимо жанровых ярлычков, печальная и прекрасная, способна пробить на эмоции почти моментально.













12.


МС Сенечка "Хип-хоп будни"




МС Сенечка придумался как доброе альтер-эго Семена Лисейчева, где он читал беззлобные фристайлы и треки, например, о жизни таракана. Такой настрой он объясняет желанием тем, что из русского рэпа пропало все веселое. На дебютном альбоме Сенечка показывает, что прежде всего этот позитив и ирония помогают ему справляться с давящей реальностью, где нет работы, а есть отчисление из универа, нереализованные ожидания и внутренние барьеры. Однако девиз "Всё будет круто /Всё будет так, как я хочу" спасает его от всего ужаса повседневности.

Он специально сыграл будто бы против всех правил, взяв за музыкальные ориентиры электро и джи-фанк — и внезапно в руках 18-летнего парня они зазвучали суперсвежо. Из-за этого Сенечке, например, респектовал питерский ветеран DJ 108, хотя в его музыке, если разобраться, нет никакой назидательности, что, мол, надо не забывать о корнях — из того времени он прихватил разве что много веселья (того самого, которого не хватало). Оно, а еще самодостаточность и оригинальность помогли Сенечке записать сильное высказывание о музыке вообще: тут есть дисс на автотюн и описание дня битмейкера.












11.


Marselle "2008"




Группа Marselle вернулась, чтобы подарить всем чувство ностальгии. Только не дешёвой, сделанной просто, чтобы вы сказали "а вот было время". Нет, Леван и Nel искренне любят тот период и ту музыку. Приджазованные инструменталы, рассказы о своей бытовухе, бесконечные признания в любви к хип-хопу нулевых — это трогает, потому что это честно. Претензии в духе "а чего это Леван только сейчас вспомнил о своём кореше" разбиваются о простой факт: Nel всегда был где-то рядом и спродюсировал большую часть финального альбома L'One "Пангея".

В конце года вышел ещё один альбом, озаглавленный годом прошлого десятилетия. Но если Скриптонит писал свой альбом "2004" на аналоговом оборудовании и сделал всё, чтобы передать дух той эпохи, Marselle пошли по-другому пути: здесь используют приёмы и из 2019 года: притрэпованные ударные, автотюн-припевы — участники дуэта не звучат пришельцами на празднике жизни ньюскула, а служат уверенным мостом между двумя эпохами.




"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"