50 отечественных альбомов 2019. Часть первая
Пять дней подряд мы перечисляем лучшие отечественные альбомы, каждый день — новая десятка. И вспоминаем, каким был музыкальный 2019-й для русскоговорящего слушателя.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 11-01
50.
Horus "Рифмономикон"
Собравший под одной обложкой разрозненные треки Луперкаля / Хоруса, “Рифмономикон” обернулся цельным высказыванием, по которому легко проследить, какими тропами он шел все эти годы. Умник-мизантроп, он продолжает писать о том, как неприятен окружающий мир, но даже так находит в нем некоторую притягательность. И в том, как рэпер заворожен этим мраком вокруг, есть что-то лавкрафтианское — в полном соответствии с названием.
49.
Дора "Младшая сестра"
Молодая певица называет свою музыку “кьют-роком”. На это работает ее образ милой девочки-анимешницы, тяжелые гитары в припевах и песни-прилипалы про соцсети (“Да ты задолбал меня игнорить // А я жду каждый день, скинь хотя бы эмодзи”), украденное сердечко (песня “Жулик” с отсылкой к Даше-путешественнице) и отношения. Это одновременно напоминает как творчество Аврил Лавин, так и условную группу Френдзона, у которой с Дорой одинаковая целевая аудитория — вот только к ней на концерты не заявится Роскомнадзор, потому что в песнях не просто отсутствует мат, там даже намек на что-то “запрещенное” не прослеживается. Так что родители могут быть спокойны. Они, наверное, даже будут скрывать, что им нравится пара песен отсюда.
А еще здесь скиты — и, кажется, это будто бы единственный просчет альбома. Даже не потому что в общую концепцию здесь вшито слишком уж нехитрое роуд-муви, просто: этим песням концептуальное сопровождение будто бы претит. Во всяком случае, они безошибочно работают и без него.
Около шести лет назад Марат Газманов переехал из Йошкар-Олы в Москву, чтобы поступать в театральное. Этого не произошло, он решил стать учителем русского и литературы, а в итоге создал проект Sqwoz Bab. Это рэп по заветам дуэта Хамиль и Змей: смешной, местами абсурдный и талантливо зарифмованный. Его главный герой — всегда обаятельный мерзавец и альфач, которого любят девушки (отсюда и псевдоним, как не очень сложно догадаться), а сам он попадает в глупые ситуации. Например, едет к девушке в е**ня, меняя несколько станций метро и маршруток, чтобы по итогу окончательно потеряться.
У жанра камеди-рэпа есть проблема — от него быстро устаешь. Но песня “Мультики 24” в конце альбома показывает, что Sqwoz Bab может быть и другим — меланхоличным и с грустной улыбкой.
У жанра камеди-рэпа есть проблема — от него быстро устаешь. Но песня “Мультики 24” в конце альбома показывает, что Sqwoz Bab может быть и другим — меланхоличным и с грустной улыбкой.
Поначалу Ёлка пыталась сохранить свой сайд-проект ЯАVЬ в тайне, но уже по первым песням все было понятно — голос-то такой, который не спрячешь. В рамках альбома она заходит на территорию нео-R&B, эстетского и не очень похожего на то, как звучит ее магистральный проект. Такая музыка потребовала нового визуала, что проявилось в необычной сценографии лайвов и в футуристических клипах. Но не стоит думать, что "Явь" — это исключительно хайтек. Как и положено, в жанре, в первую очередь, это музыка больших чувств, которые тут пульсируют в каждой песне.
"Эдем" — казалось бы, самый умиротворенный альбом тандема Айгель Гайсиной и Ильи Барамии. Песни стали спокойнее, настроение — лиричнее (включите "Только не земля" или "Любовь"). Возможно, это связано с тем, что большая часть текстов для "Эдема" писалась в самолётах, а сам релиз посвящен теме дома. Но если вы полюбили музыку Аигел за рваные ритмы и ту самую подачу Айгель — для вас здесь есть как минимум "Мне мерещится земля".
Да и умиротворение у группы Аигел довольно своеобразное: ""Эдем" — бюро ритуальных услуг рядом с домом моего детства, дом принадлежал больнице скорой помощи и торцом упирался в морг", — так Айгель поясняет выбор названия альбома. Такой вот "Эдем" — жутковатый, богатый на яркие образы и невесёлое настроение.
В самом начале этого длиннющего микстейпа Слава зовет себя “баттл-боссом”. Если это и баттл, то баттл со стереотипами. Немного подиссив современных героев в начале, Слава очень быстро уходит на неисследованные территории, и слышно, что искать свои болевые точки ему не менее интереснее, чем нажимать на чужие. Тут есть рэп, постпанк, просто панк, синтвейв и поэзия (за ней идите в трек "Молодой Пригов", где Слава читает стихи поэта-концептуалиста), хватает и простых грустных песен о повседневном, таких, как “Саша Белый”. “Оттенки барда”, как и любой подобный релиз, страдает от избыточности (к каким-то особенно классным песням слушатель просто не проберется), но во всей своей противоречивости кажется очень убедительным достижением Вячеслава Машнова на текущий момент.
41.
Хадн дадн "Ляоакын"
Московский инди-коллектив пишет песни в придуманном им жанре “ляоакын”, где “ляо” — это “залихватство и присутствие этники”, а “акын” — “познание мира через собственное переживание”. Так же называется их второй альбом, где повседневное встречается со сказочным, а в итоге получаются песни про уродливые наволочки, летящего с горки Максима Горького и лещей от рязанских гопников. Все это звучит под звонкий электропоп, а вокал солистки Вари Краминовой больше напоминает этнические напевы. Это и сделало группу частым гостем фестивалей с самой интересной независимой отечественной музыкой — например, фестиваля “Боль”. Хадн дадн создает свою вселенную — она с первого взгляда знакома и понятна, но если присмотреться, то можно заметить, что она окрашена в необычные цвета.
Самое популярное за неделю
Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз