Итоги 2019
20 декабря 2019
Текст: Николай Редькин, Леша Горбаш,
Руслан Муннибаев, Кирилл Бусаренко,
Владимир Завьялов, Андрей Недашковский
Руслан Муннибаев, Кирилл Бусаренко,
Владимир Завьялов, Андрей Недашковский
33 зарубежных альбома 2019. Финал
Вот три десятка лучших альбомов, определивших 2019 год. Кто первый?
33-23 | 22-12 | 11-01
11.
Denzel Curry "ZUU"
На момент 2019 года Denzel Curry полностью избавился от титула “автор одного хита” (таким был его вирусный “Ultimate”, звучавший в куче шуточных вайнов), прокатился по Европе с концертами (к нам тоже залетел с успехом) и записал отличный альбом “TA13OO”.
Его свежий релиз “ZUU” компактнее и проще предыдущего — он про родной город Карол-Сити и взросление (песня “Ricky”, например, посвящена отцу), вместо полотна из трех разных актов тут просто отличные песни с фирменными хуками и яростными куплетами, а южное звучание, характерное для Флориды (на одном из треков читает Rick Ross — возможно, самый важный рэпер региона), сменяется чем-то совсем механическим и будто сыгранным на испорченном модеме. Для Дензела этот год стал лучшим в карьере, и "ZUU" прекрасно фиксирует момент.
10.
Solange "When I Get Home"
Все “десятые” младшая сестра Бейонсе на наших глазах превращалась в большую музыкальную величину (сравнить пути сестер, начинавших плюс-минус в одно время — интересная, но слишком громоздкая тема для исследования). Независимо друг от друга они пришли к разным формам арт-R&B, перегруженному смыслами, отсылками и месседжами. "When I Get Home" — торжество продюсерского минимализма, 40 минут тягучего красивого психоделического фанка. Путешествие по волнам памяти артистки в ее родной Хьюстон проходит с большим списком поучаствовавших артистов / продюсеров, которые здесь не более чем музыкальные инструменты, включающиеся в нужный момент. Это не та музыка, что раскрывается с самого первого раза (да и просто послушать мало, надо посмотреть), но ведь и Соланж Ноулз потребовалось немало времени, чтобы раскрыться в полной мере.
9.
Post Malone "Hollywood’s Bleeding"
Здесь в пределах одного трека встретились Оззи Озборн и Трэвис Скотт — наверное, так понятнее всего объяснить новый альбом Post Malone, превратившегося за три года в большого хитмейкера. На "Hollywood’s Bleeding" точно нет второй "Rockstar" (в смысле сопоставимого народного успеха), но этот альбом точно смелее и масштабнее прошлого в смысле кроссжанровости: здесь инди-поп "Circles" соседствует с куплетами Meek Mill и DaBaby, а в треке с Осборном появляются гитарное метал-соло в духе длинноволосых 80-х. Сам же артист находит идеальный баланс между черным грувом, белым поп-мелодизмом и рок-надрывом.
8.
Stormzy "Heavy Is The Head"
Stormzy — пожалуй, главный урбан-артист Великобритании прямо сейчас. Слово “урбан” используется тут в качестве подстраховки, потому что ни в одну из категорий типа “грайм” или “рэп” этот человек давно не вписывается. Да, первую популярность ему принесли пробивные треки для улиц, но, начиная с дебютного альбома, диапазон сильно расширился — и “HITH” еще один последовательный шаг в этом направлении. Это альбом для всех — и для ценителей спиричуэлс-припевов, и для тех, кто любит запитченные R&B-сэмплы, как в последних песнях Drake, и для тех, кто пришел за мясными телегами вроде “Wiley Flow”, где Stormzy почитает старших и читает, как старшие.
Статус молодежного героя у Stormzy создался еще и благодаря политической позиции: на BRIT Awards он обращался к Терезе Мэй, привлекая внимание к жертвам пожара в Гренфелл-Тауэр, а на альбоме артист показывает средний палец премьеру Борису Джонсону, чья партия победила на досрочных выборах, совпавших по дате с днем релиза “HITH” (это чистое совпадение: дату выхода альбома озвучили до того, как стало известно, когда страна пойдет голосовать). Надо сказать, что и нам ситуация, когда артист с грайм-прошлым “нереально политизировался”, близка и понятна. Но тут она подкреплена альбомом — и каким!
Так звучит его прорывной альбом “Nothing Great About Britain” — в нем много панка, много разочарования от окружающего, много психа. В конце первого же трека королеву Елизавету называют п****й, а в сентябре музыкант пришел на церемонию награждения с “отрубленной головой” британского премьера Бориса Джонсона. Это настроение оказалось заразительным — Slowthai набрал много фанатов и поездил по важным музыкальным фестивалям, где под его кричалки слэмились толпы (мы сами видели). Не знаем, что с ним будет в будущем, но сейчас это самый интересный голос британской сцены — ломанный и нервный, как персонажи “Трейнспоттинга”.
К концу десятилетия Лана как будто плюнула на все условности и ожидания разом, выпустив чисто американский по духу альбом гитарных баллад с песнями по пять минут и больше. Если хотите аналогию — это как если бы Монеточка завтра выпустила альбом романсов, при этом по максимуму оставшись собой. “Norman Fucking Rockwell”, названный по имени художника, зафиксировавшего американский быт 20 века — грандиозная запись, где все фирменные черты почерка Ланы (меланхолия + едкость) сохранены, но все это выведено в новое русло и теперь хорошо работает в форме большого высказывания — и о своих непростых отношениях, и о судьбе феминизма в мире. Не узнали любимую певицу летней печальки? Не согласны с такой сменой курса? Крепитесь — на начало 2020 года она анонсировала альбом спокен-ворда.
История, которую приятно рассказывать российскому фанату, а самому артисту, наверно, не очень: SAINt JHN очень популярен в России, несоизмеримо с показателями на своей родине. Если заглянуть ему в профиль Apple Music (и любого другого распространенного здесь сервиса), то выяснится, что самая популярная его песня — ремикс на “Roses” от казахского 19-летнего рабочего на железной дороге по имени Иманбек. Если посмотреть на залы, которые Джон собирал в Москве и Санкт-Петербурге и, например, в Нью-Йорке, то сравнение опять же будет не в пользу США. Тут можно с гордостью сказать: “Мы шарим, а они зажрались”. Почему “Ghetto Lenny’s Love Songs” не порвал Америку, не знаем, да и разбираться нет интереса. Главное, что это идеальная до последнего шороха работа на стыке рэпа и R&B, где перехода между стилями просто не замечаешь.
SAINt JHN, вероятно, благодаря своим гайанским корням гораздо музыкальнее и разнообразнее тех американцев, с кем записывается: Meek Mill, Lil Baby, A Boogie wit da Hoodie — но при этом на равных на треке с Ленни Кравицем. Их общий трек “Borders” можно ставить всем как пример пресловутой "новой маскулинности" (Ленни бы очень удивился тому, что она новая) — мало у кого получается быть одновременно и классным накачанным мужиком и несопливым романтиком. “Trap”, “Trophies”, “Anything Can Happen”, “I Can Fucking Tell” — Джон делает разное и очень красиво. Посмотрите его спонтанное уличное выступление в ночном Санкт-Петербурге, такое видео в оборот обязан взять местный комитет по туризму.
В разговоре о фрешменах последних лет как будто бы имеет смысл только тотальный успех: первые места чартов, солдауты и сюрреалистичные покупки. В случае 22-летного YBN Cordae можно попасться в обратную ловушку: у его дебютного альбома всего лишь тринадцатое место Billboard (у “Illmatic” было двенадцатое) и ни одного вирального хита. Даже биф с J.Cole прошел так вяло и интеллигентно, что закончился совместной работой. Зато у него есть респект от Dr.Dre и две номинации на Grammy 2020 — мемы забудутся, а такое из википедии не сотрешь. Непонятно, как получилось так, что родившийся в 1997 году МС, тусовавшийся с рэперами-геймерами YBN Nahmir и YBN Almighty Jay, рос на музыке B.I.G., Raikim и Nas, но не верить ему нельзя: “The Lost Boy” всеми корнями уходит в ту эпоху. Тому подтверждением фиты с Anderson. Paak и Chance the Rapper — но на альбоме есть и Meek Mill, и Ty Dolla Sign, и это не аргумент против.
Каким когда-то свежим переосмыслением прошлого в связке с новым был Joey Badass, таковым сейчас стоит считать Cordae (его реальное имя), с той лишь поправкой, что автор “The Lost Boy” звучит мягче и он, скорее, “умный”, нежели “дикий”. При всем желании сравнить его и с J.Cole сделать это будет затруднительно: он тупо моложе, а значит, ближе юному слушателю — и в силу возраста не такой занудный, как Джермейн. Честно говоря, кажется, что в этой переходности и есть самая сила Cordae, ведь в новом так много неотрефлексированного, наносного, а старую подошву жевать уже неинтересно. Вот и в комитете Grammy с нами согласны. Непременно всучат ему какую-нибудь статуэтку.
"Assume Form" — самый беззаботный альбом Джеймса Блейка. Если его прошлая работа — "The Colour in Anything" — начиналась со слов "Не могу поверить, ты не хочешь меня видеть", первый куплет на "Assume Form" посвящен доверию, любви и готовностью связать себя с материальным миром.
"Assume Form" — это такой же музыкальный аттракцион, как и остальные работы Блейка. Только опять же, раньше он приглашал слушателя на аттракционы с клаустрофобией, страхом одиночества и депрессией, а "Assume Form" скорее напоминает приятную карусель: кружится не слишком быстро, покрашена в приятные глазу цвета, вызывает чувство умиротворенности. А когда вступает Rosalia — как будто ты на три минуты оказываешься в раю.
2.
Billie Eilish "when we fall asleep, where do we go?"
Билли Айлиш не похожа на конвенциональных поп-звезд настоящего до той степени, что бери да черти линию разграничения: вот Билли, а вот все остальные — хоть Ариана Гранде, хоть какая-нибудь Алессия Кара. "When We All Fall Asleep, Where Do We Go?" — это торжество поп-минимализма и, если угодно, деконструкция поп-музыки до ее остова. Тут есть мало того, что современный поп обычно инструментально сопровождает: зияют сквозняками звуковые пустоты, вместо богатых аранжировок — глухой мерный бит, гулкий перегруженный бас и аскетичные синтезаторы (спасибо брату певицы Финнеасу, архитектору ее звука). Другое дело, что в этот поп-минимализм вшиты приставучие мелодии, хуки-находки (duh!) и достоверные рассказы про юность, любовь и страх. Главное, что дал понять этот альбом: в 2019 году безупречно сочиненная поп-музыка может работать на голом фундаменте, без масштабного продакшна.
Музыкально "IGOR" — это вообще сплав несплавляемого: кроме соула Эла Грина и полузабытого квинтета 70-х Ponderosa Twins Plus One тут появляется гитара Джека Уайта и песня инди-группы Part Time. Из этого сплава получается медитативная, почти сновидческая поп-музыка под ретро-фильтрами. На этом альбоме гнусаво-басовитого Тайлера меньше, чем обычно. Здесь Тайлер в обличии своего альтер-эго в белом парике будто специально много молчит, дает послушать чужую музыку, поверх нее — куплеты Lil Uzi Vert, Playboi Carti и других, а сам говорит редко. Но откровенно — альбом рассказывает о непростых отношениях, их болезненном финале и принятии.
"IGOR" легко обозвать дайджестом корневой черной музыки для тех, кто ее никогда не слушал, и попенять: ну что это такое, он состоит сплошь из сэмплов. Все это правда, но именно в том секретное оружие альбома: он — о том, что искусство компиляции в 2019 году не менее важно, чем искусство сочинения.
Самое популярное за неделю
Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз