Рецензии

Рецензия: ATL "FCKSWG x За упокой"

В редакции The Flow образовались два полярных мнения насчет этого релиза — "за" и "против". Их и приводим

"ЗА"

Николай Редькин

“Альфа-самец в берцах, подавленный модник, видящий все в черных тонах”, — написал знакомый Вконтакте про ATL. Для первичного знакомства этой информации вполне достаточно. А если прокрутить альбом “За упокой” хотя бы пару раз, то обнаружится еще и вот что.

ATL — символист. Кто не прогуливал в школе уроки литературы, тот помнит, что поэты прошлого века отпускали воображению на волю, выискивали в будничных сюжетах что-то особенное; что-то, что будоражит воображение. Вот так и он оборачивает жизнь московского пригорода сценами из “Игры престолов” (не случайно же на альбоме очень много кивков в сторону эпопеи Мартина). Под завязку наполняет их символикой, как древней, так и современной — будто живет в каком-то безвременье.

ATL — мастер точных строчек, ярких образов, незатертых сравнений. Помню, как один из друзей восхищался строчкой “Рэп затянул меня под корягу”. “Откуда он взял вообще эту корягу? Как такое могло в голову придти?”. И так весь альбом: здесь асфальт "головоломкой поломает башку", а люди обречены “как птицы додо”.

ATL — яркий артист. То есть он-то пытается показаться нам монохромным, но нет, яркий. Наглядный пример, как многое может добавить артисту “визуалка”. Никакого образа, никакой мифологии не получилось бы без траурных фотосессий, без психоделического клипа “С4”, наконец, без обложки с мертвыми мышатами. Это все мелочи, это все детальки, и без них артист может существовать сотню лет — примеров уйма, но с ними-то интереснее!

Муннибаев в рецензии на “Центр циклона” написал что, мол, пришел артист и принес с собой не просто архив с mp3-файлами, а что-то еще. Какие-то словечки, кочующие из песню в песню имена, да просто особенные ударения, особенные придыхания. То, из чего по частицам собирается свой мир.

У ATL такой определенно есть. Мир, существующий на границе между Нарнией и Бибирево. Понравится ли он всем? Нет, не понравится: для кого-то это слишком сложно, для кого-то — надуманно, кто-то просто не одобряет эту вечную печаль на челе.

Стоит ли попробовать? Определенно. “Песни льда и пламени” тоже ведь начинаешь читать со скептическим “ну ладно, посмотрю, из-за чего весь сыр-бор”, а потом ловишь себя на том, что времени пять утра, прочитана уже половина. И поспать опять не получилось.

"ПРОТИВ"

Андрей Недашковский 

Даже если вам не очень близко мироощущение ATL, за ходом его мысли всегда было интересно следить. Как и выуживать отдельные ядовитые строчки, которые он берет то из простейшего масс-культа, то чуть ли не из Лавкрафта. Другое дело, что поставленные подряд 16 удачных рэп-строк не всегда образуют срабатывающий куплет, а три таких куплета — песню. Я особенно ценю, когда слушатель вместе с рассказчиком проходит какой-то путь, когда в его песнях есть обыгрывание темы и подобие вывода/финала. У ATLa же на данном этапе я этого не вижу вообще.

Вот бывает, что песня у артиста — что многоэтажный дом. Он откуда-то начинает — и к чему-то приходит. Есть развитие, раскрытие темы. Движение. ATL выше первого такого вот “этажа” так и не поднимается. На перечислении синонимических метафор о том, как мир вокруг похож на могилу, далеко ведь не уедешь. А все эти "зиккураты-приколюхи", выглядевшие раньше яркими стилистическими придумками, потихоньку начинают отдавать сыростью (хотя чем еще склепы пахнуть должны — тоже вопрос!). Он настолько увлекается созданием фона, бэкграундом, что просто забывает поместить на передний план сколько-нибудь вразумительные сюжеты. Самая удачная песня, “Доспехи”, — не более чем красиво рассказанный секс-сонг, но мы видим начало этой истории и видим финал (хотя вы понимаете, о каком финале идет речь).

В любом другом треке мне кажется, что куплет просто прерывается на полуслове — ну просто потому что пришло время хука. В идеале, мотив должен быть другим.

“Возьми из любой его песни куплет и вставь в другую — никто и разницы не заметит” — слышали такое утверждение когда-нибудь? В случае "FXKSWG x За упокой" реально не замечу.

Из этого альбома выносишь настроение, а не какие-то отдельные треки — и я не назвал бы подобное недостатком. Но это ведь о чем-то говорит, когда альбом вспоминаешь не потому что “О, там вот такая песня была!”, а потому что мыши дохлые на обложке.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"