Рецензии
Текст: Андрей Недашковский

"В жанр пришли новые звёзды": рецензируем альбом MiyaGi & Эндшпиль "Hajime 2"

Двое осетин музыкой занимаются уже давно (если верить легенде, MiyaGi — без малого десять лет), но именно в 2016 они превратились в народных героев.




Есть все основания утверждать, что 2016 год запомнится нам не большими мощными пластинками — хотя и без них не обошлось (см. “the Брутто”, “A L F V”, “Гравитация”), — а скорее новыми именами, прорвавшимися к широкой известности и способными превратиться в звезд жанра. Это ростовчанин Пика. Это киевские Грибы. Это северо-осетинский дуэт MiyaGi & Эндшпиль. Нравится, что и схема успеха у каждого своя: хайп первого зиждется на заполонивших сеть песнях-мемах, вторых — на самобытной аудио- и видеоэстетике. Причину же популярности владикавказцев так сразу и не выведешь. Они всё время двигались не благодаря, а вопреки.

Без скандалов и бравады. Без громких фитов и, как это случилось, например, с Каспийским Грузом, рекомендаций со стороны звезд сцены. Без пристального внимания прессы. Азамат и Сослан (настоящие имена артистов) срезонировали с аудиторией, массово репостившей их треки Вконтакте, именно тем, что за модой не просто не гнались, а плевали на неё с высокой, как горы Кавказа, колокольни.

Пластинка вроде “Hajime” могла выйти и 5 лет назад — и звучать при этом идентично. В пору, когда если не читаешь с автотюном — то и не рэпер вовсе, осетины просто остались верны духу андеграунд-рэпа с присущими ему душевностью дворового братства и песнями о вере в хип-хоп. Формула, правда, была освежена напевным раггамафином — и даже удивительно, что людей он не распугал (кто-то, кроме 5’Nizza, стал в России знаменит с треками про “блади бабилан”? Вот именно). Только у MiyaGi & Эндшпиля музыка ямайского гедонизма превратилась в музыку провинциальной русской тоски.





Их сила — это песни. Такие, что раз услышал — и напеваешь, где бы не находился. На первом “Hajime” — это “Санавабич” и “Рапапам”, на втором — “Люби меня” и “I Got Love”. А ещё есть сингл “#Тамада”, не попавший ни на один релиз, но звучавший всё лето из окон проносящихся мимо машин. MiyaGi & Эндшпиль — мелодисты высокого порядка. Технари — тоже, хотя местами и срываются в режущую ухо графоманию (“Минимум это страсть и в тебе я готов пропасть / А с неба падали звезды в пропасть”) или попросту несут хоть и ладно звучащую, но абракадабру (“Она не набрав ни нала, ни добра / Нам мало, напалма навалом на лад / Наломала на ладах, ни ла-ла-ла, ни на-на” — без агрегаторов текста я бы эту вязь в жизни не дешифровал). Да, их песни — не литература о высоком, но разве группе, чтобы стать народной, это нужно? Что действительно плохо — так это болячки андеграунд-рэпа типа “позови кореша, чтобы тот зачитал куплет и испортил песню” (от неповоротливых фитов, как в песне “Самая”, надо избавляться сразу).

Есть стойкое ощущение, что альбом Рем Дигги “Черника” для MiyaGi & Эндшпиля — пластинка стилеобразующая. Разумный выбор ориентира, где жесткий материал соседствовал с лиричным и дружелюбным по отношению к широким массам. А судя по тому, что автор “Черники” поучаствовал в бонус-треке, и он не против таких преемников, и они не пытаются шило в мешке прятать.

“Hajime 2” — это, по сути, вторая половина большого альбома. И если вы слышали первую — то эффекта новизны не ждите. Всё привычно и знакомо, но и нареканий пока не вызывает. Для сравнения, в тех же Каспийских поначалу тоже не получалось разглядеть мастеров на все руки, но из болотца околопацанского рэпа они выбрались довольно шустро. У MiyaGi & Эндшпиля имеются все задатки для того же. А пока получается констатировать вот что: в жанр пришли новые звезды, предложившие публике не только песни, но и бесхитростный посыл, что надо быть проще и любить честнее. Судя по толпам на концертах, люди давно ждали, чтобы кто-то сказал им именно об этом.







ПОСЛУШАТЬ И КУПИТЬ АЛЬБОМ

Новый выпуск с Mia Boyka и Кареном Акопяном вышел сегодня только в ютубе. А предыдущий даже был удален с VK "по инициативе платформы"
А как так?
А еще возвращение Ассаи и хайп мемного рэпера YA3
Кид Кади абсолютно точно не придумал эмо-рэп. Но именно он сделал его стильным. И заложил фундамент — для себя и для огромного количества других людей.