Рецензия: Карандаш "Монстр"
Почему новая пластинка Карандаша выгодно отличается от прочих релизов русского рэпа — бравирующих и хвастливых
40-летним не нужны рассказы 18-летних на тему "Чё-почём"
(из интервью Ice-T)
(из интервью Ice-T)
Как-то упустил, что было сначала — то ли особое внимание публики к новому альбому Карандаша, то ли интерес к нему редакции The Flow, — а уж затем особое внимание публики (что очень даже вероятно). Но я обратился к его творчеству после вводных от коллег-редакторов, одновременно с толпой.
Как и все, я помню, что Карандаш был всегда. Он стабильно работал, его альбомы и клипы стабильно выпускались — и стабильно проходили мимо меня. И как у всех, именно в этом году Карандаш, наконец-то, задел мой тот самый нужный нерв. Сделал он это просто и изящно. На первых секундах я приготовился к дежурной скептической оценке его очередного по счету альбома, но Денис прочитал фразу про друзей “в том возрасте, когда не звонят просто так”. И... убил этим наповал, заставил весь альбом просидеть с широко раскрытыми ушами и с мирной улыбкой на лице.
В этой фразе, ребята, все: и боль оттого, что новых друзей уже не будет, и неловкость оттого, что действительно закрываешься со временем и не можешь впустить людей в свой ежедневный график просто так (да и они тебя вряд ли — вот и пишешь через Whats App, получая ответ через сутки). Это ярчайший и самый емкий признак твоего периода жизни — периода, когда ты закончил жить для себя и живешь для близких, особенно самых маленьких близких, ежедневно выполняя дежурные функции и не оставляя себе времени и шанса на глупости. Ты бережешь целостность организма, не сигаешь с парашютом и не дерешься из-за девок, — ведь ты нужен всем дома целым и невредимым, а вместо всех девок у тебя одна девушка, которой ты обещал еще и за продуктами успеть.
Альбом “Монстр” — пик музыкальной формы Карандаша и его команды на сегодняшний день. Каждая партия клавишных, каждая струнная мелодия выполнены полнокровно и мягко. Можно посетовать на то, что все мелодии рождены как будто в один вечер — они действительно похожи, но зато это четкий почерк Карандаша. И вообще, когда тебе всё преподносят с такими породистыми ударными и кристалльно чистым сведением, то грех жаловаться.
Еще один козырь Карандаша, идущий на пользу альбому, состоит в том, что на фоне язвительных и агрессивных релизов русского рэпа, он оказался единственным, кто говорит со слушателем тихо и по-дружески. Не открою секрет, но все же: большинство социально адаптированных людей живут именно в той реальности, которую так вкусно и правильно преподносит нам Денис. Поколению 30-40-летних нужен такой человек, способный рассказать о своих переживаниях и победах именно в этой, домашней и основанной на любви, реальности. Бог его знает, сколько пар, как с детишками, так и еще совсем молоденьких, проведут эти праздники, а затем и все грядущее лето под "Отражение" или "Монстра", вспоминая их личные теплые моменты и удивляясь тому, каких монстров они породили и что их еще ждет впереди. А кроме того, он тут совсем не ругается, и можно все это врубать при детях!
Отдельный балл за вокал Lenin’а — он врос в творчество Карандаша, как грибница, и стал для него базовым инструментом смягчения и украшения саунда. Отдельный — за умелое музыкальное цитирование знакомых с детства произведений (кому-то “Много лет” напомнила 50 Cent, а мне прежде всего трек UGK “One Day”, за что спасибо безмерное). И отдельный — за яркие высказывания. Нет, конечно, я не потерял связь с реальностью и не считаю Карандаша мастером изящной словесности. Наоборот, Карандаш ценен именно своей способностью сложить мысль из простых кирпичиков. “Ты дала свой городской, я дал свое честное”. “Дети от лучшей подруги, глаза от папы, пропущенных куча от мамы”. Или вот: “Обсуждая чужое, толпа не успевает делать свое” — строка, которой не было бы в альбоме, если бы L'One смог поучаствовать в треке "Нет хита", как планировалось!
Но и тут граммар-наци найдут, к чему придраться. У Карандаша тот тут, то там встречаются фразы, портящие общее гладкое впечатление от песен, потому что торчат, как вихры на башке. Никто Денису на них, видимо, при записи не указывает. Вот например: “Я люблю быть таковым”? Каковым таковым? “Нельзя отрицать тот факт что он у нас классный”? Зачем здесь “тот факт”? В жизни просто бы сказал “нельзя отрицать, что он у нас классный”, разве нет? “Лишь только”, “сбиться с пути сбитым ракетой” — такие плюшки появляются оттого, что кто-то что-то не перечитал лишний раз или не дал послушать придирчивому другу.
Но все это придирки, причем отнюдь не от вредности, а от небезразличия. Хочется сказать артисту, что “женатик” — это слово из лексикона довольно узкой возрастной группы, когда несколько парней в компании уже женились, а другие еще нет. Это слово пропадает из оборота с появлением последнего "женатика", и для обозначения человека, который успел построить семью и умудряется пахать и заниматься любимым делом, его уже недостаточно.
И вот еще какое дело: Карандаш вытащил в топ iTunes немодные, казалось бы, для жанра темы и сделал их модными. Хочется пожелать, чтобы он смог воспользоваться этой ситуацией и продолжил в дальнейшем препарировать монстров под столь же высококлассную музыку, до которой всем остальным еще расти и расти. Хочется сказать спасибо за то, что на ближайший год у людей его возраста есть свой отличный альбом именно про них, который при этом спокойно зайдет и совсем молодым, ведь темы там обсуждаются универсальные.
А тем, для кого Карандаш слишком мягкотел в текстах и склонен жаловаться на судьбу, предлагаю вещи вроде “Никто не возьмет приз” — уверенные и стенобитные.
И про мысли о суициде в прошлом Денис в интервью загнул в основном ради красного словца, он сам мне это подтвердил! Зуб даю.
Самое популярное за неделю