Тексты
Интервью: Андрей Недашковский
Фото: Scut36, Дамир Отеген

Карандаш: "Нет более серьезной вещи, чем несерьезный говнорэп"

The Flow первым послушал новый альбом Карандаша "Монстр" и подробно расспросил о нем автора

Твой альбом уже готов, но еще не вышел. Какие эмоции в связи с этим испытываешь?

Если честно, сильно в нем сомневался. Безусловно, он мне нравится очень, но я беспокоюсь, поймут ли люди. Боялся, что его не примут. Cудя по отзывам тех, кто его уже слышал, все должно получиться. У меня раньше от некоторых моих альбомов была такая эйфория! Казалось, что вот сейчас я его выпущу — и попрут концерты, стану суперзвездой, можно будет вообще ничего не делать. И так обламывался всегда. Чем старше становлюсь, тем меньше в себе уверенности.


Слышал, у альбома раньше было другое название.

Он назывался “Мазохист”. Песни там были довольно мрачными, грустными, связанными с неудовольствием от жизни, терзаниями, самокопанием и самоистязанием. Это я тебе передаю слова не свои, а моих друзей, которые всегда слушают мой материал и трезво оценивают его. Они знают, что я жду от них не похвалы, а мнения, к которому я прислушиваюсь. И поэтому он был забракован.


Забраковано только название или весь материал?

Название и альбом. Ну вот, например, песня “Монстр” имела совсем другую форму, совсем другой характер. Была прямо жесткой и переполненной злостью, неудовольствием от чувств, хотя текст, практически, не менялся. Стоило чуть-чуть в голове все исправить, написать новую музыку, подправить кое-где текст — и она превратилась в прекрасную песню о любви. В принципе, я могу опубликовать и первый вариант этой песни, когда уже выйдет альбом. Проследишь, как меняется песня. Хотя там, в принципе, сохраняется гармония, сохраняется текст.


Представь, что сразу после своего первого альбома, ты услышал тексты и музыку с нового. Твоя реакция?

Мне бы понравилось (длинная пауза). Я стал умнее и образованнее, грамотнее выражаю мысли. Не так пошло и скомкано, как это было на первых альбомах. Единственное — мне бы он показался, наверное, очень попсовым. Я уже с этим смирился, что чем старше становишься, тем больше тебе важна мелодия, уже не хочется никому ничего доказывать, просто — чтобы все было красиво, не раздражающе и просто удобно. Есть же такое выражение, что чем старше становишься, тем больше ценишь комфорт. Здесь — мед для ушей любого саундинженера. Включаешь — и тебе все чистенько, гладенько, по приборам. Когда ты хочешь жести, ты просто придумываешь себе альтер-эго, какой-то другой проект. Я, например, люблю жопно-туалетный юмор и жопно-туалетный рэп, который я слушаю, но Карандаш такое не пишет. Я вон такое пишу в Районе Моей Мечты.


Расскажи о прошлогоднем альбоме Района Моей Мечты. Сложилось впечатление, что слушатель его не принял.

У меня тоже такое впечатление. Никакого фидбека. Альбом вышел, кто-то сказал, что не понял его. Кто-то — что прикольно, но ничего, кроме этого, не произошло. Меня даже немного огорошило, потому что казалось, что материал интересный, но, видимо, я ошибался. Получил неимоверное удовольствие от работы над ним. Видимо, чтобы понять этот релиз, надо быть знакомым с нами, со мной, с Варчуном и Креком лично. Это очень неординарные люди, они вообще на своей волне, и, видимо, таких же людей мало. Крек — сумасшедший, верит сейчас в Аннунаков, во все эти аюрведические вещи, единого отца, мир солнца. А Варчун — такой бесшабашный, обладает дерзким характером, живет в провинциальном городе на зарплату жены — домохозяин он. И вот я — спокойный, прагматичный, немногословный. Не знаю, что нас стянуло вместе. Наверное, это детская дружба. Когда мы все вместе, нам вообще очень прикольно.


Ты очень тепло о них отзываешься. А увеличивающийся со временем контраст в плане места и уровня жизни не вносит сложности в ваше общение?

Конечно, вносит! Последняя смешная штука в этом плане была, когда я поехал записывать свой сольник. Варчун меня так осторожно спрашивает: “А ты платишь ребятам за то, что они работают над твоим альбомом?”. "Да, — говорю, — Антон, конечно, плачу". — “А сколько ты платишь?” Я называю сумму, а он говорит: “У тебя спонсор появился, да?” — Нет, я просто считаю, что людям за работу надо платить. И он такой: “Ммм, и ты прямо заплатишь, да?” Вот этот разговор очень характеризует отношение к творчеству, к работе, к музыке. Как часто говорят про меня, что вот у человека есть работа, есть офис, есть телик, а музыка у него как хобби. А мне кажется, что вовсе не количество других интересов или наличие работы определяет, хобби это или не хобби. У меня отношение очень серьезное. Я всегда огромное количество времени уделяю музыке, творчеству, знаю, где нужно потратить, т.е. для меня это не какая-то игра, мол, сделайте для меня бесплатно, все равно это все несерьезно, денег не принесет и т.д. Для меня нет более серьезной вещи, чем несерьезный говнорэп.


Вокал Lenin’a присутствует чуть ли не в трети песен с “Монстра”. Как вы познакомились и как сейчас общаетесь?

Познакомились мы довольно давно. Он состоял в группе Белые Братья, они были моими кумирами детства наряду с Деревом жизни и Ритм-У. Я очень любил русский рэп, больше, чем американский. Белые Братья были родной группой, из Чебоксар. Ленин в ней пел. Всему, что я в рэпе знаю, меня научил он и Al Solo из Bad Balance. Я очень хотел сам делать рэп, но у меня получалось не очень хорошо. Я постоянно давал свои песни на радио, где Ленин работал ведущим. Видимо, мой напор сподвиг их начать со мной общение, но в эфир песни все равно не попадали. Говорили, из-за качества или текста. После этого мы с Элом договорились, что будем иногда встречаться, и он будет мне говорить, что так, что не так. Он в этом смысле был человеком очень продвинутым, с музыкальным образованием, с огромным багажом прослушанного материала. Когда они разъехались, и группа развалилась, Ленин предложил мне вести с ним радиопрограмму. Мы начали вести вместе шоу "Рэп-канал", которое в 90-е годы в Поволжье считалось культовым. Уехав в Москву, я подтянул и Ленина. Мы начали вместе ездить по гастролям, петь вместе, и совместных песен становится все больше. Мы друзья, он для меня такой старший товарищ. Он старше меня, рэп стал слушать раньше. Но он очень уважительно относится ко мне, как к творческой единице, у нас все довольно гладко и хорошо, поэтому я не вижу смысла с кем-то другим это делать.





Как ты связался с телевидением?

Это произошло еще в Чебоксарах, когда поступило предложение работать монтажёром на "5 канал +", это чебоксарский маленький телеканал частный. Потом начал делать там рекламу, меня позвали в Москву, там начал работать на "Вести Москва", это был 2000-2001 год. Потом — на "Доброе утро, Россия". Потом в конторе я стал руководителем отдела — и дальше уже поперло. Я параллельно музыке всегда занимался телевидением, у меня шло развитие постоянно. На российском уровне я считаюсь крепким специалистом, которому очень часто поступают предложения, отбоя от работы нет, часто даже приходится отказываться от предложений. У меня же своя компания – “Карандаш продакшн”.


Чем она занимается?

С музыкальной точки зрения, это продюсирование-продажа альбомов друзей, моих альбомов. Поэтому для меня рэп – это такая чистая, девственная вещь, в которую ни один продюсер свои грязные руки — и чистые тоже — не засунет. Но основная деятельность – это документальные фильмы, компьютерная графика, оформление телеканалов, сейчас идет речь о создании детского мультсериала. В общем, все, что связано с видео, компьютерной графикой, строительством телевизионных студий. Это контора, которая занимается визуалкой для телевидения, кино, наружки.


Как сотрудники федеральных каналов реагируют, когда узнают, что ты рэпер?

Все, кто по работе со мной так или иначе общался, в курсе этого. И никто не был удивлен, лишних вопросов не задавал. Никто ни разу не подтрунивал, не насмехался, не восхищался. Это все равно, что я бы сказал, что увлекаюсь рыбалкой. Сказали бы: “Ну, прикольно!” (смеется). Иногда мне скидывают заценить, норм или нет рэп-трек какой-то для телевидения. Часто бывает, например, что для обычных людей артист – суперзвезда, а внутри рэп-индустрии его не уважают, тогда меня и спрашивают, что да как.


Когда тебя в последний раз называли не Денисом, а Карандашом?

Вчера или позавчера. На работе часто Карандашом зовут. Недавно вот пришел приказ, что есть официальный дизайн новогоднего оформления. Там написано: “Учитывайте при создании новогоднего оформления его брендбук”. И там такая подпись крупного руководителя с обращением: “Карандашу”. С гербовой печатью. Для нас это нормально.


Я ведь почему спрашиваю. Выписал такую цитату из твоего нового альбома: "Не оглянусь на имя Карандаш — не потому что стыдно, а потому что страшно". Прокомментируешь?

Знаешь, тут имеется в виду тот негативный шлейф, который несет мое имя. Так или иначе, за Дениса Григорьева мне ни разу не доставалось, а вот за Карандаша, особенно раньше, в неформальное время, бывало. Были у меня моменты, которыми я не очень хочу делиться, когда люди пытались применить насилие — физическое или моральное, — просто потому что ты — Карандаш. Эти строчки означали, что комфортнее быть никем, чем кем-то, потому что ты привлекаешь внимание. И это может закончиться нехорошо.


Сложнее ли быть в рэпе добрым человеком?

Безусловно. Добрый человек не ассоциируется с рэпом. Попробовали бы вы под добрый минус что-нибудь написать! Куда проще злиться, веселиться, выражать сарказм – это такие яркие, простые моно-эмоции, которые просто выразить. А вот доброта – она многогранная. Надо быть на самом деле сильным человеком, чтобы оставаться добрым. Что касается меня, то я не такой нифига, приходится над собой совершать усилия, чтобы оставаться добрым, приятным, чтобы никому не хамить в соцсетях. Я стараюсь, но иногда срываюсь.


Еще цитата: “Поэт по глупости, гражданин по бумажкам”. Правда, по глупости?

Чтобы быть поэтом, надо быть немного мальчишкой. Немного глупым. Во мне постоянно борется прагматизм и детскость. Я вырос в таких условиях, что до недавнего времени каждый, кого я видел, спрашивал: “А ты что, до сих вот этой музыкой своей занимаешься?”. Написание стихов — глупость та еще! Надо иметь определенный склад характера, чтобы воспринимать написание стихов, и себя в написании стихов, серьезно. Это наша глупость. Вольность, которую мы себе позволяем. Чтобы ты понимал, я не считаю себя каким-то там поэтом. Совершенно четко понимаю свое место. Но, блин, мне до сих пор есть, что сказать! И мне кажется, я умею это делать грамотно. Возможно, я делал бы это гораздо лучше, имей я другие способности, образование и наличие таланта. Но мне не стыдно за музыку, которую я делаю сейчас. И я буду продолжать.


Это совпадение, что самая хитовая, по моим ощущениям, песня на альбоме следует сразу за песней-размышлением о том, что хита у тебя как раз нет?

Я понимал, в каком порядке эти песни стоит разместить в альбоме. Возможно, с первого взгляда это незаметно, но там и куплеты друг с другом переплетены. Действия, совершенные в одной, продолжаются в следующей песне. Я это делал не нарочито, но на подсознательном уровне у слушателя должно создаться впечатление, что он путешествует из точки “а” в точку “б”, а не просто набор песен слышит. На самом деле, у песни “Нет хита”, должна была быть совсем иная структура. В ней должен был участвовать L’One, но из-за графика не смог записать свой куплет. Мы с ним ее довольно долго обсуждали. Изначально она должна была показывать две диаметрально разные точки. Первая — человек хочет и очень старается, но у него так и не получается хита. Плюс его переживания и рассуждения на тему. И второй куплет, где человек говорит, что у него есть хит и этот хит стал его проклятием, все его воспринимают через этот хит и формируют мнение о нем как об артисте. Типа “у меня нет хита, это неприкольно” и “у меня есть хит, тоже ничего хорошего”. Но не получилось. Я написал второй куплет, страховочный. Он и пошел на альбом.


Приведи пример чужого хита, который бы ты сам хотел написать.

Ох, слушай, миллион таких! Ты меня прямо огорошил. Например, хотелось бы написать много песен Басты. Особенно, “Чистый кайф”. Когда ее услышал, думал, прикольно было бы и себе такую. “Застрахуй братуху”, “Моя игра” — то же самое. Ну вот “Сплетни” Гуфа. Помню, когда она вышла, я такой: “Блин, вот бы мне так же писать!” Давно это было, он тогда просто сидел на форуме hip-hop.ru и называл себя Rolex-X. Помню, эту песню показывал всем и говорил: “Блин, офигенная вообще!”. “Сочиняй мечты” — классная, я иногда ее даже делаю как фишку на своих концертах. Михея “Сука любовь”. Из западных — “Still D.R.E.”, безусловно “Ante Up”. Из последних было бы круто написать Wiz Khalifa “We Dem Boyz”. Или классический для меня хит Rick Ross “Hustlin”.


Еще цитату выписал: “Пока мы несемся Каспийским Грузом из окна машины”. Считаешь, это на данный момент самая популярная группа в русском рэпе?

Знаешь, когда она только появилась, у меня было предвзятое отношение. Я тогда не слышал ни одной их песни, но из-за людей, которые Каспийский Груз хвалили, у меня сложилось о них впечатление, как об очередной около-наркоманской средней руки единице. Я послушал песни — и офигел. Я не знаю более панчевых групп, у кого было бы больше метких крючков и цитат, действительно умных и интересных двустиший. Да и потом, хожу я по району — и из каждой буквально машины они звучат. Мне кажется, сейчас у концерна Mercedes Benz в комплекте с моделью “Гелендваген” на жестком диске сразу должен поставляться альбом Каспийского Груза. Просто из каждого звучит! И это круто, я за ребят очень рад, потому что заставить людей возрастной категории 45+ слушать рэп — и слушать его громко, а это, согласись, такая особенность более свойственна людям помоложе — это ж надо уметь. До этого, по-моему, никому из рэперов этого не удавалось.





Ты вел переговоры с композитором Артемьевым, который, если не ошибаюсь, много писал для Тарковского.

В песне "Рейс" использована его гармония, да. Я с ним общался, чтобы уладить ряд правовых моментов, потому что музыка, которая у меня получилась, все-таки, во многом отсылает к произведению "Девочка и дельфин", им написанному. Он меня направил к своему сыну, который занимается всеми правами на музыку. Перезвонил буквально через 10 минут и говорит: "Вы знаете, я послушал. Если бы вы не сказали, я бы не узнал свое произведение. Вы мое имя не ставьте. Тогда, соответственно, никаких проблем с правами у вас не будет. Не скажу, что произведение мне понравилось. Оно классное, оно энергичное — что мне как раз не свойственно. Одна просьба: меня, пожалуйста, не упоминайте". Уловив его интонацию, могу сказать, что это значило: "Ничего общего с вами, рэперами, я иметь не хочу" (смеется).


На альбоме есть твой собственный "Many Men", превращенный в добрую песню. Есть цитаты из "Started From The Bottom", вариация на старый хит "У меня нет жены, это место вакантно". Скажи, а каких отсылок я не уловил?

Наверное, ты не считал цитату "Кто проживает на дне океана" — это из мультика "Спанчбоб". В этой же песне я использовал мотив "Mas Que Nada", уже ставшую народной латиноамериканскую песню (на самом деле, песня не народная, авторства Жоржи Бена. — прим. The Flow), её еще Black Eyed Peas у себя юзали. Мне вот один человек сказал: "Я у BEP это слышал!" Блин, ребята, её уже кто только не использовал. Потому я и объединил все эти отсылки в одной песне. Прикольно, когда считывают-узнают. Главное, чтобы люди понимали, что за чужой счет я не пытаюсь выехать, или выдать чужое за свое. Это музыкальное цитирование.


Многие видели в твиттере твою восторженную реакцию на альбом Скриптонита. Расскажешь об этом?

Мне несколько друзей звонили — звонили! — когда увидели твиты. Тут же написал Джиган — ну, вы знаете Джигана, я думаю, он у вас тоже появляется по своим совместным работам как с поп-исполнителями, так и с хип-хоперами. Мы с ним хорошо общаемся. И вот он говорит мне: "Ты серьезно? У тебя какие-то интересы или что?". Неужели наш мир настолько суров, что если ты кого-то хвалишь, то у тебя сразу интересы? А почему вы не подразумеваете, что человеку просто могло понравиться? Почему-то люди в последнюю очередь об этом думают, в том числе и комментаторы на The Flow. Мне реально просто понравилось. Мне если нравится — я хвалю, если ругаю — то просто не нравится. Нет никаких интересов. Для меня музыка — по-прежнему нечто чистое, натуральное и абсолютно нелживое. Я действительно проперся. Уже раз 8-9 послушал альбом и я под очень сильным впечатлением. Уже писал в комментариях на вашем сайте, что не знаю ни одного человека, который бы смог этот альбом повторить. С профессиональной точки зрения я могу сказать, что повторить эту атмосферу довольно тяжело. Ты можешь повторить ноты, снять фишки и прочее, но всё равно так не получится. Есть в нем какая-то энергетика непередаваемая.


Песня Скриптонита "Танцуй сама" — это успех.

Именно! В том числе, из-за внимания к деталям, интершумам. Как человек, который пишет песни, я тебе скажу, что очень сложно эти интершумы вплести в песню так, чтобы они гармонично слушались, вот эти все вставки: "Ай, это же кипяток!". Чтоб всё это слушалось, как кино и одновременно не отрывало тебя от ощущения, что ты, всё-таки, внутри песни находишься. Обычно они слушаются как стоп-тайм, брэйкаут. Кажется, что тебя вырвали из контекста песни, а потом опять в неё вернули. А здесь ты этого не ощущаешь и одновременно ты будто присутствуешь там. Очень круто, очень грамотно с профессиональной точки зрения. Я снимаю шляпу.


Сейчас всерьез обсуждается, случился ли в русском рэпе некий переворот. Ты что думаешь?

Думаю, произошел. Жанр становится профессиональным, оригинальным, у него появляется свой характер. Мне всегда казалось это важной вехой в любом музыкальном стиле. Это как с характерностью французского рэпа. Ты ведь понимаешь, что это французский рэп не только потому, что там на этом языке читают. У него есть свойственные лишь ему элементы. У нашего рэпа появляется свой почерк и, что самое главное, он становится очень разным. Если бы меня раньше спросили, что мне не нравится в нашем рэпе, я бы ответил, что он однообразный. Раньше отличались только голоса, инструменталы, но так или иначе, это был один такой поток, примерно в одном темпе, с одной сценой, и с одной темой песенной. Сейчас он разный — надеюсь, и я в это вношу свою лепту. Есть рэп для нердов, есть рэп для людей с упаднически-суицидальным настроением, есть рэп для планокуров и наркоманов, есть рэп для бандитов, есть рэп для студентов. То есть, по сути, закрываются все ниши, которые имеются — и это только одним стилем музыки! Мне кажется, мы выходим на новый уровень.


Не могу не задать вопрос о кроссовках. Когда последнюю пару брал?

У меня было очень-очень-очень много, неприлично много кроссовок. Полтора года назад я их все раздал. Оставил только либо дорогие, коллекционные, либо любимые. Я покупал новую пару где-то месяц назад. Это были Bottega Veneta — очень дорогая фирма, лакшери-бренд итальянский. Брал их б/у, так как мне посчастливилось их купить за хорошую цену. Они стоят около 50-60 тысяч рублей. Я их купил в десятки раз дешевле, но это были не новые кроссовки. Я, как человек выросший в Чебоксарах на макаронах и дошираке с майонезом, даже сейчас, через 15 лет, не могу себе позволить тратить среднюю зарплату по стране на шмотку. Чисто психологически.


Есть же в этом какая-то детскость, в коллекционировании кроссовок, нет? Это более свойственно молодым.

Я к этому так же отношусь. Мне просто прикольно. В этом есть и прагматическая часть: несколько кроссовок из моей коллекции с каждым годом только дорожают, это кроссовки не для носки. Я уже дважды отбил все, что я в них вложил. Это как коллекционировать картины, марки, монеты, статуэтки. Когда мне говорят, что коллекционировать кроссовки — это глупо, я привожу в пример олигархов и миллиардеров, которые тратят на, как кажется, глупые вещи огромные деньги. Но ведь, если эти люди столько имеют, вероятно, они не глупые. Значит, есть в этом смысл. Вот возьми нефть, золото или машины. Все это в случае войны, например, или голода может потерять свою ценность. А есть вещи, предметы искусства, которые в любое время будут высоко цениться. К кроссовкам я отношусь так же, цены на редкие модели только растут, а люди за ними все больше охотятся. Некоторые кроссовки просто меня радуют, я их иногда ношу, мне нравится раз в пару месяцев получать комплимент от какого-нибудь ценителя, мол, какая крутая модель.





Ладно, вот выходит "Монстр". Что дальше?

Наш совместный альбом с Лениным. Думаю, он выйдет через полгода. Мы уже активно над ним работаем.


Слушай, а почему рэп тебя не отпускает? Что заставляет продолжать?

Скажу просто: поклонники. Они мне прохода не дают, правда. Не будь их, я, возможно, в определенный момент уже забросил бы все это. При всей моей любви к рэпу, порой попадаешь в такие условия, когда тебе кажется, что больше ты в своей жизни ничего не напишешь. Но появляются вот они — твои поклонники, — которые в тебя верят и заставляют тебя поверить в самого себя. Благодаря этому ты и пишешь дальше. Мои поклонники, которые пишут мне письма на почту, с которыми мы где-то случайно встречаемся или видимся на концертах, интересуются, а иногда и требуют новый материал. Благодаря им я и не брошу это дело. Я чувствую: все не просто так. После альбома "Монстр" я понимаю, что у меня есть много еще, о чем сказать.


На альбоме есть песня "Когда ты уже станешь взрослым". Ты таким стал?

Да, стал. Хотя, песня эта — это то, что я сам себе говорю, когда совершаю совсем не взрослые поступки. Но судя по тому, как меня воспринимает мир, мои близкие и родные, даже судя по тому, как меня воспринимают родители, я понимаю: "Блин, а ведь я уже взрослый".


Есть ли у тебя пара советов, что нужно человеку успеть сделать, пока не исполнилось 30?

Ого (пауза). Нет, советов для них у меня точно нет. Я вот что скажу: надо уметь пускать всё на самотёк. Сколько в молодости не напрягайся, время все расставит на свои места. Ты можешь бесконечно много думать о будущем и заниматься собой. Например, когда все твои друзья идут на пьянку, а ты остаешься дома зубрить учебу — и через 10 лет обнаруживаешь себя продающим рыбу в "Ашане". У меня такое было! Моя однокурсница в ХудГрафе, отличница, продает рыбу в супермаркете, стоит за прилавком. Я ее недавно встретил. Это меня шокировало. И такие знакомые у меня — обладатели красных дипломов, подающие в прошлом надежды студенты — сейчас находятся в полубомжовом состоянии. Я не шучу. В это же время, разгильдяи и троечники, вроде меня, что-то пытаются делать. Так вот, мой единственный совет для молодежи: не париться и оставаться самими собою, потому что бесшабашность абсолютно уместна в этом возрасте. Каждый раз я убеждаюсь, что в мире правит гармония. Если тебя тянет тусоваться и вести беспечный образ жизни, я бы этому не сопротивлялся, потому что, так или иначе, лучше жить в мире с самим собой. Молодым я посоветую быть молодыми! Как можно дольше. Как я это стараюсь делать (в этот момент на заднем фоне слышна речь маленького сына Дениса, звучит детский смех).

Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком