Тексты
Интервью: Николай Редькин

На подъеме: Thomas Mrvz

Молодой артист из Уфы — про объединение Dopeclvb, поиск продюсеров на саундклауде и работу в театре

Первая музыка

Меня зовут Алмас, мне 22 года. Слушать музыку начал с самых ранних лет. Сейчас даже не вспомню, что было первым — помню, что отец мне покупал кассеты домой. Первые кассеты — это были Ария и Глюкоза. Кататься на велеке и слушать Арию — это было весело. Потом появились диски: первая моя покупка — это Linkin Park “Meteora”. Я этот альбом до дыр заслушал: просыпался с ним и засыпал.

У нас раньше по дворам ездили автобусы-газели от телевидения. И репортеры проводили с детьми конкурсы, что-то типа “Алло, мы ищем таланты”. А нам по десять лет было, мы делали кто что умел, и за это дарили подарки. А я на тот период очень любил фильм “Приключения Электроника”, за саундтрек оттуда. Я спел песню “Крылатые качели”, мне подарили бадминтон, маленькие настольные шахматы, шоколадку и конфеты. Я прибежал домой, показал родителям.

Записываться начал в 2012 году. Меня пригласил Федя i61, он работал звукарем на студии у ребят из Уфы. Было семь утра, мы гуляли всю ночь, и вот мы сидим во дворе, все хотят спать. Тут приходит Федя: “Пошли запишемся”. До этого я постоянно фристайлил: мы собирались с ребятами и читали под биты чисто по приколу.




Как появился псевдоним


В свое время я рисовал граффити, не скажу, что достиг каких-то успехов, но делал просто для себя. И тогда взял себе псевдоним Mraz: мне нравилось сочетание букв и грубое звучание. Никаких ассоциаций с русским словом не было, это просто фамилия музыканта Джейсона Мраза. И мне показалось, что имя Алмас созвучно с “Томас”. Я создал такую страницу Вконтакте, просто от балды. А когда записал первый трек, долго думал, как назвать себя. В итоге назвался по своей странице.



Dopeclvb и Dead Dynasty


Тогда же, в 2012 году появился Dopeclvb. Его придумали i61 и FVCKFISH. Они сами друг с другом познакомились, начали сотрудничать, Федя на тот момент занимался сольным творчеством, а FVCKFISH начал писать ему биты — они выпустили несколько альбомчиков очень крутых. Я помню, за пару месяцев до появления Dopeclvb мы чекали их трек “Миша Маваши”, и я даже не подозревал, что через какое-то время они меня к себе позовут. Тогда же туда позвали Макса Basic Boy и Глебасту. Мы называем это “спортивная команда”. На тот момент я почти не слушал рэп, мне нравился инди-рок.

С Dead Dynasty мы представители одного движения, Yungrussia. Люди оттуда приезжали к нам в Уфу на тусы, которые организовывали Федя с FVCKFISH — еще когда Dead Dynasty не было. Это были вечеринки, где играли трэп — сейчас-то этим никого не удивишь, но тогда, из-за дефицита, они были популярными. Даже тогда, на фоне AVG, ребята много хайпа цепанули за счет этих тус. Потом мы познакомились с Pharaoh, сначала заочно, а потом лично, когда он с концертом в Уфу приехал.




Театр


Я учусь в Уфимской Государственной Академии Искусств, на режиссера и актера театра. Я всегда знал, что туда пойду. Много раз играл в студенческих спектаклях и сам их ставил — у меня вот прямо сегодня репетиция будет. Делаем спектакль-перфоманс интерактивный, по “Мастеру и Маргарите”, в ноябре будем показывать. Мне без разницы, какая форма у спектакля — главное, чтобы в нем была душа. Если все сделано хорошо, спектакль в любой форме начинает жить. Я видел постановку “Вишневого сада”, всем он понравился, а мне нет — потому что он был построен в форме тренингов режиссера с актерами. Весь прикол был в том, что артисты играли с текстом, но ничего больше. Ощущение было такое, будто ты пришел в ресторан, чтобы попробовать какое-то блюдо, но увидел только, как его готовят.

В последнее время мало видел хороших постановок, но когда я поступал, был такой период, что в Уфе сменился министр культуры, и он приглашал к нам разные театры. И к нам приезжали очень крутые ребята — например, показывали реставрацию “Гамлета” режиссера Эймунтаса Някрошюса, где главную роль играл эстонский рок-исполнитель Андриус Мамонтовас. И это было очень круто: сплав академического театра с новыми формами. И все было на высочайшем уровне, были даже спецэффекты. Например, был момент, когда во время монолога Гамлета на нем начала расползаться рубашка. А потом полностью исчезла и превратилась в пепел. Еще на сцену вытаскивали большие глыбы льда, и многие декорации были тоже сделаны изо льда — например, люстра. Они медленно таяли. Это был такой символичный ход: наше время тает на глазах.


Микстейп "Emotional-8" и зарубежные битмейкеры


Микстейп “Emotional” я выпустил пару лет назад. Он писался долго: и чем дольше писался, тем сложнее было выпускать. Например, у песни “Noir” было четыре версии. Там много чужих минусов — мне кажется, битмейкеры именно для этого выкладывают в сеть свои биты: хотят, чтобы кто-то на них что-то сделал. Но уже тогда мне битмейкеры кидали свои работы. Был интересный случай: когда я впервые узнал про саундклауд и начал им пользоваться, то нашел там много интересных артистов. Вот, например, на “E-8” есть трек “Blunt”, и продакшн сделала девушка из Техаса. Я с ней договорился, в итоге использовал этот бит, и она была в восторге. Я ей потом перевел, что означает этот трек. Но самое необычное то, что у нее есть жена и сын и она работала морпехом. Я когда узнал, был очень удивлен.



Вот тоже есть забавная история: я на саундклауде общался с продюсером Kamandi. Мне очень нравится его творчество, есть пара прямо охренительных битов. Захотел его продакшн на альбом, списался с ним, он мне ответил. Предложил мне купить свой бит, я согласился, но в какой-то момент коннект оборвался. Возможно, потому что он вовсю работал с Azizi Gibson. Потом увидел у него на странице бит в свободном доступе, послушал, он мне понравился, я записал на него трек “May 13”. А когда уже начал снимать клип, увидел, что он убрал бит со своей страницы. Я поискал и узнал, что Azizi Gibson написал трек на этот бит. Но мы уже начали снимать клип, так что давать заднюю было поздно.



Сейчас я пишу альбом, хочу выпустить его в iTunes. То есть уже сделать не микстейп, а полноценный продукт. Это не ради каких-то коммерческих целей — на iTunes не заработаешь, на тунце умеют зарабатывать только в Японии. Просто это будет какой-то шаг, когда ты создаешь продукт, который можно купить, и люди понимают, что ты серьезно настроен. Хочется сделать альбом на авторские биты. Сейчас еще участвую в конкурсе Jagermeister Indie Awards. Очень удивился, когда прошел там в финал.



Новые уфимские имена


Уфа всегда была богата на молодых талантливых людей. У нас много ребят, которые катаются на скейтах — их спонсируют DC и Vans. Очень крутые райдеры, которые занимали места по всему миру. У нас вообще молодежь всегда очень прогрессивная была. Это меня удивляло — вроде же вся движуха в Москве или в Питере, но нет, Уфа тоже может показать класс. Когда мы начали заниматься музыкой, я познакомился с артистами и убедился в этом. Вот Boulevard Depo — он очень крутой, хоть сейчас в Питере базируется. Или Артур Kreem, который на Azimutzvuk подписан. Сейчас у нас появляется электронная сцена: могу отметить коллектив Loud — трое людей, которые пишут хаус, техно. У нас с ними скоро выйдет хаус-трек, танцевальный, лайтовый такой.


Как рождаются идеи для песен

Музыка у меня мрачная, потому что я переложил стиль своей жизни на музыку. Возможно, меня вдохновляли именно мрачные события моей жизни. Я сам люблю грустную музыку — не депрессивную даже, а правдивую. А в правде много грусти. Вот, например, у меня есть песня “Dreamland”. Суть ее в том, что, возможно, весь мир — это сон одной девушки. “И если это так, поспи еще немного, ведь если ты проснешься, я умру”. Я был вдохновлен разговорами некоторых людей о том, что мы живем в чьем-нибудь сне. Как фантазия, это очень интересно.

Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком