Тексты
Интервью: Андрей Недашковский

Murovei: "Чтобы не сойти с ума от денег я пошел поработать на стройку к соседу"

Как рэпер из Минска сделал два альбома с Гуфом, записал большой хит и изменил свою жизнь.

Murovei — артист, которого, есть ощущение, уважают все поколения рэп-игры. Он был на виду как во времена популярности подъездного рэпа, так и сейчас, когда с ним фитует Kizaru и обсуждает совместный альбом Jeembo.

Наше прошлое интервью выходило на сайте пять лет назад — и за это время в его жизни изменилось многое. Он переехал в Москву, записал два совместных альбома с Гуфом, на которых нашлось место громкому хиту "Ураган" (50 млн просмотров у трека на ютубе), в конце прошлого года вместе со Смоки Мо, Гуфом и DJ Cave основал объединение Firmaa, а в январе выпустил двойной сольник "Winsk". Словом, нам было что обсудить.



ОПАСНАЯ РАБОТА МУЗЫКАНТА, ПЕРВЫЙ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ СОЛЬНЫЙ АЛЬБОМ, ДИЗАЙНЕРСКИЙ РЭП


— Между дилогией “Winsk” и предыдущим сольником прошло пять лет. Как за это время поменялась жизнь?

— Кардинально. Во время записи “Мрачного сезона” я жил в Польше. Это был загородный дом, мы жили большой тусовкой, в гараже я пилил музло. А теперь музыка начала оправдывать вложенные усилия. Давно ждал момента, когда придет уверенность, что это моя профессия на всю жизнь.

Я никогда не бросал делать музыку, но регулярно возникали сомнения, правильное ли это для меня ремесло. Нормальная ли это работа. Сейчас понимаю, что это была рисковая затея, опасная.


— Опасная?

— Легко не туда свернуть. Взять хотя бы концерты: каждое выступление — выпивка в гримерке. Плюс отсутствие стабильности, сомнения и загоны.

Стал чувствовать себя увереннее. Возможно, кто-то, имея стабильную работу, сейчас мечтает: "Вот бы жить иначе, музыкой заниматься". Я все это время мечтал о стабильности и получил ее только сейчас, занимаясь музыкой.


— Ты разбил “Winsk” на две части. Они довольно короткие. Почему не одним дропом?

— Много треков, поэтому мы сели и постарались разбить их на две порции. В первой нет заявочек на хит, выделяющихся песен. Это специально сделано, релиз выдержан в старом стиле. А второй альбом — все эксперименты, месиво и винегрет.

Правда, я недавно переслушал “Winsk I” — и мне он мрачноватым показался.




— О том же думал: “Почему альбом называется “Winsk”, хотя звучит как “Losesk”?

— “Лузск”? (смеется) Есть такое. В названии, очевидно, отсылка в Минску, его победному духу.

Это и в обложке: на ней отсылка к гербу города, только в центре вместо Божьей матери изображена богиня победы Виктория, а по бокам аисты и солнце.


— На первой части “Дома, который построил Алик” у тебя были строчки: “Первым была моя жажда быть сильнее, чем вчера / Пахать как муравей и получать за это уважение / Но настал тот день, когда вдруг не почувствовал тепла”. Речь о конкретном этапе карьеры?

— Да. Как раз о периоде альбома “Мрачный сезон”. Я переехал в Варшаву, не было концертов, не виделся ни с кем. Когда выступаешь хотя бы раз в месяц-два, это подстегивает, дает уверенность, что все круто. Зато этот период меня закалил. Я зарабатывал тем, что сводил треки ребятам.


— “Рэпер не должен быть похож на мистера Бина”. А на кого он должен быть похож?

— На Тома Хэнкса! (смеется) Рэп прежде всего должен быть дизайнерским. Сейчас я смотрю на музыку именно так. Я же дизайнер по образованию, и понимаю, что когда я сейчас беру трек, то могу свести его восемью разными способами. Обожаю сводить, экспериментировать, резкие неожиданные решения вплетать. Менять куплеты и припевы местами. Процесс стал мне напоминать рисование картины. Раньше скорее по стандартам работал: была схема — и я ее придерживался.


— У кого самый дизайнерский рэп?

— Дизайнерского музла сейчас очень мало. Перестали запариваться: написали — в сеть, написали — в сеть. Мало кто сидит над треками. "Длится февраль" Влади мне понравился.


— Год назад ты говорил: “Приходит время смыслового рэпа”. По-прежнему так считаешь?

— Ну да. Людям не до танцев. Людям нужны смыслы. Такое настроение в мире. Я вот не могу сейчас, оставшись дома, включить дурацкую смешную музыку. Даже старый бумбэп ностальгический не слушаю.

Сейчас стал много слушать французскую музыку. Перевожу статьи на сайтах, чтобы понимать, о чем пишут, на форумах сижу, в инсте копаюсь в подписках артистов, которые мне интересны, оттуда — еще глубже закапываюсь. Мне нравится находить крутых, но малоизвестных пока парней.


— Чем тебя французская сцена цепляет?

— Она очень похожа на русскоязычную. Я не про содержание, а звучание. Кажется, еще Влад Валов говорил, что американцы не видят отличий между французским и русским рэпом. Французский рэп очень мелодичный, — как и мой, например, — обволакивающий, мягкий, без острых фанковых штук.

Из французского рэпа очень нравится то, что делает Specta. Давно слежу за Eman x Vlooper, из Парижа ребята, сделал с ними трек. На их лейбле Disques 7ieme Ciel еще много клевых артистов. Им по 30-40 лет, взрослые дядьки, и у них столько друзей-рэперов крутых. Я смотрю канал лейбла и открываю новый мир для себя.





"Послушал Хаски — там есть гениальные строчки": интервью Смоки Мо про Кизару, Децла и "дедушку Моргенштерна"




— На альбоме Смоки Мо ты появляешься на одном треке с Seemee. Кто тебе еще из молодых нравится?

— Мне нравится, как поет Andro. Лучший вокалист среди молодежи. Нравится Vacio, Seemee, Mayot сольно очень прикольно делает, он прям музыкант. Rocket крутой. Ну а еще я жесткий фанат Меззы, хотя его к новой школе не приписать.


— Он вечно свеж.

— И вечно холоден. Как Вилле Вало из группы Him. Их образы чем-то похожи. Но вместо готических финских церквей у Меззы холодные московские. Причем на первый взгляд, у Меззы все треки об одном и том же, “Я проснулся в “мерсе”, эта телка мне сосет”, и вроде бы должно быстро наскучить, но мне очень нравится, как это подано. В плеере могу подолгу слушать Меззу, он меня не напрягает, в отличие от того же Хаски. “Хошхоног” очень круто сведен, но слишком тяжелый. Хотя, может, кто-то так же и про мои песни скажет.



ОБЪЕДИНЕНИЕ FIRMAA, ПРИГЛАШЕНИЕ ГУФА, ИСТОРИЯ С КИДАЛОВОМ В МОСКВЕ


— Как тебе удается оставаться своим и для олдскульщиков, и для молодых? Ты будто бы одновременно всеми уважаем.

— (Смеется) Думаю, люди замечают качество, а качество — последствие времени, какое я уделяю музыке. Видно, что все серьезно.

Мне однажды сказали, что я, VibeTGK и Rigos — это рэперы для рэперов. Но за пределами круга нас не знают.


— Уверен, что от песни “Угаран” кайфуют не только рэперы.

— Ну да, но к счастью, меня обошла стороной какая-то бешеная узнаваемость. В Москве могу спокойно прогуляться, не узнают. В метро могу спуститься спокойно, чему тоже рад. Половина вагона при этом может слушать трек “Ураган” и не понимать, что автор рядом стоит.

Хорошо, что я не живу в самой Москве, а в пригороде. Иначе меня бы съели энергетические вампиры. Очень тяжело в Москве, устаю. Если еду туда, то только чтобы решить какое-то дело. Причем в Минске успел бы переделать пять-шесть дел за тот же промежуток времени.





Интервью с создателями проекта Firmaa





— Расскажи про объединение Firmaa. С чего все началось?

— На втором “Доме” у нас с Гуфом был трек “Firm”. Там в припеве как раз пелось слово “фирма”, с ударением на второй слог. Мы с диджеем Кейвом часто переслушивали этот трек.

Потом был трек “Бассейн”, и мы решили на него сделать ремикс. Позвать записаться еще Васю Басту и Смоки Мо. В итоге через неделю на него залетают оба, мы на студии записываем все, сводим, очень быстро все произошло. Сначала просто думали сделать такой коллаб, а потом Кейв говорит: “Давай сделаем “Firmaa” нашей тусовкой, знаком, по которому наши релизы будут выделяться среди остальных. Чисто знак качества, как лого Ninja Tune на обложке”.




Это никакой не лейбл, чисто эксперимент. Возможно, к “Фирме” — Гуфу, Смоки, Кейву и мне — присоединятся новые ребята, но мы пока присматриваемся, рано говорить о расширении состава. Просто близкие артисты решили объединить силы, связи и таланты.

Я — рэпер, который всю свою карьеру двигался без концертного директора, бэк-эмси и команды. Сейчас уже поздно, наверное. Да и стал таким скупердяем, который просто так делиться не будет. Чтобы я взял кого-то с собой на гастроли, это ж надо, чтобы этот человек мне нравился, чтобы не мозолил глаза. А сейчас команда потихоньку собралась — и это прикольно. Одному серьезно двигаться невозможно.


— Как проходил твой переезд в Москву?

— Тут не обойтись без предыстории. Когда я в 2011 году участвовал на баттле hip-hop.ru против Типси Типа, тема “Закономерные случайности”, в это время я работал в Москве на стройке вот в этом самом районе, где сейчас живу. И меня там кинули. Я вернулся в Минск расстроенным: “Боже, я никогда в жизни больше в Москву не поеду. Страшное место”. И этот район в моей памяти отпечатался как самый ужасный, потому что ассоциировался с этой стройкой, неудачей.

И вот прошло 10 лет. Я в Варшаве пожил, вернулся в Минск на два месяца, и тут пишет мне Кейв: “Мы с Гуфом в Минске, приходи на концерт”. А мы с Лехой не виделись уже лет семь. Прихожу, Гуф у меня спрашивает: “Чем ты вообще занимаешься? Ты же еще и звукарь, биты пишешь. Я сейчас Кети делаю студию, приезжай ко мне как звукорежиссер работать”. Я говорю: “Можно. Но за зарплату”. Гуф тогда этому удивился (смеется). Как мужики поговорили. Через пять дней он набирает: “Давай попробуем, приезжай”.

Сначала я жил в самой Москве. У меня на тот момент там была любовь, так сказать. Мы долгое время не могли быть вместе: я — в Польше, она в Москве. Это было очень тяжело. А тут Леша этим приглашением помог закрыть и мои личные вопросы, и творческий толчок дать мощный. Можно сказать, такой же, как и в 2011 году, когда мы с ним записали наш первый фит. Наверное, не совру, сказав, что и у меня получилось в итоге дать такой же творческий пуш ему.

Так вот, приехав в Москву, я спрашиваю у Гуфа: “А где ты живешь?” Он называет район — и у меня сразу флешбеки такие: “Не-е-ет!” (смеется) Казалось бы, такая Москва большая, а в итоге вернулся чуть ли не на то же место, где работал в 2011-м.


— Когда ты решил перебраться из города поближе к Гуфу?

— Ну мы сразу поняли, что надо туда двигать. Леша сказал: “Ты так далеко живешь, что сможешь, наверное, раз в год ко мне на студию приезжать”. Я такой: “Ну а что делать?” — “Смотри, тут есть рядом район, там ЖК, давай тебе там квартиру снимем”. Я согласился. Предложил девушке переехать со мной.

Здесь очень спокойно. Иногда даже грустно, потому что движухи нет, гости только изредка приезжают, потому что далековато. Когда называю свой район, все такие: “Ууу, нет, давай в другой раз заедем”. Я их понимаю. Я и сам от силы дважды в неделю могу в Москву сгонять. Да и прям супердрузей тут у меня не появилось, только рэперы.







— А у тебя не было сомнений, когда Гуф позвал в Москву? Ведь все, кто интересовался историей группы Centr, помнят рассказы его коллег о том, как сложно было затянуть его на студию.

— Знал, конечно. Но в этом же был и свой прикол. Хотелось бросить вызов. Ну и у Леши есть своя безусловная харизма, магия. Я понимал, что раз я ее вижу, то смогу подсветить и для других, сработаться.

Но сначала у нас ничего не получалось. Целый год мы, можно сказать, не работали. Я один на студии сидел, а он даже не заходил.

Я уже думал, что Гуф на меня обижается за что-то. Что надо уезжать.

А потом я начал узнавать его поближе, и понял, что это за человек. Понял, что если он не приходит, то это скорее от того, что мог забыть. Или просто не в духе.

И все это время я только с ним общался и со своей девушкой, два человека — весь мой круг общения. И спустя год я узнаю, что у них даже совпадает день рождения, прикинь. Тогда я и понял, что он по зодиаку Весы, этому знаку свойственно непостоянство. “Давай запишемся, Лех” — “Та ну, настроения нет” — это обычное дело, которое надо понять и принять.

Очень рад, что судьба дала мне шанс поработать с ним так плотненько прям.



В ЧЕМ СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ ГУФА И ПОЧЕМУ MUROVEI ОТКАЗАЛСЯ ОТ ГАСТРОЛЕЙ С НИМ


— В чем, по-твоему, секрет популярности Гуфа? Уже 20 лет на сцене — а до сих пор важная персона.

— Потому что он не ходит никуда — и всем интересно, на что похожа его жизнь. Не светит лицом.


— Так он же все рассказывает! Послушаешь его куплет на альбоме Смоки Мо — и будто узнал последние новости из жизни, про трения с супругой.

— Ну да, согласен. Мне кажется, он сам в шоке от того, как так получается.


— Но почему это интересно людям? Будь это залогом популярности, так бы делали многие. Но слушать почему-то интересно именно про жизнь Гуфа.

— И это приобретает аномальные формы. Людям интересна не только твоя жизнь — но и жизнь всех, кто вокруг тебя. Миллионы людей хотят знать, что у тебя за машина, какое у тебя кольцо, часы, как зовут твоего водителя, садовника.


— Это способ хоть чуточку приблизиться к кумиру.

— Быть Гуфом невыносимо, мне кажется. Он из тачки вообще не выходит, когда в Москву приезжаем. Только ночью можно погулять.







— Ты ощутил на себе этот ненормальный интерес его слушателей?

— Люди каждый день писали: “Привет. Передай, пожалуйста, Леше то-то”, “Поставь ему мой трек”.

Про Кизару еще малые спрашивали: “Привет. На тебя Олег Нечипоренко подписан в ВК. Ты с ним дружишь?” Я говорю: “Нет. Олег Нечипоренко? Кто это?”


— Какой у тебя любимый трек Гуфа?

— Это “Грустный”. Он так и не попал ни на какой альбом, был записан как видеоприглашение на концерт.

“Все же, видимо, я невыносимый выродок” — просто куплет, автор которого рассказывает правду о себе. Правду, которую любой другой человек предпочел бы скрыть о себе. Рассказал о самых ужасных своих качествах. Рассказал о себе самое дерьмовое, а ты слушаешь и думаешь: “Какой красавчик!” (смеется) Тоже своя магия. “Могу в спину плюнуть. Стул не пододвинул даже своему маленькому ребенку”. В этом весь прикол этого трека — а может, и в целом всех треков Гуфа.

Еще очень люблю трек “Низкий профиль” с Ригосом. Rigos — тоже очень крутой чувак.






— У тебя нет опасений, что попав в зону комфорта, катаясь по концертам Гуфа, сольных амбиций может поубавиться, как это в свое время произошло с Мафоном и тем же Ригосом?

— Уже было это чувство. Это одна из причин, почему я перестал пока ездить. Сказал об этом Леше, он такой: “Я понимаю”.

Пришла стабильность, деньги за рэп начали хорошие приходить, — и все, я попал в зону комфорта, перестал заниматься творчеством. Понял, что я должен постоянно быть голодным. Я решил специально себе усложнять жизнь, чтобы продолжать писать музыку.

Когда вышел трек “Ураган”, я понял, что лежу на диване днями и ничего не делаю. Пришла котлета денег за этот трек, я увидел ее и такой: “Что это?!” Я понял: что-то изменилось, хотя внешне осталось таким же. Лицо такое же, походка — та же. Все вроде по-старому, но мне стало плохо в творческом смысле. Пропала мотивация, я не просыпался по утрам с мыслью: “Ух, надо замутить сегодня что-то крутое!” Только лежишь и время от времени звонишь еду заказать. Тупняк, с которым было сложно примириться, но я его поборол.



А ЗДЕСЬ ГОВОРИМ ПРО "УРАГАН" — СКОЛЬКО ЕМУ ПРИНЕС ГЛАВНЫЙ В КАРЬЕРЕ ХИТ И ПОЧЕМУ ИЗ-ЗА УСПЕХА ПРОПАЛО ЖЕЛАНИЕ ПИСАТЬ НОВУЮ МУЗЫКУ


Когда вышел “Ураган”, я пошел к соседу-строителю поразгружать всякие штуки. Заняться тяжелым физическим трудом. “Давай помогать тебе буду, — говорю. — Надо срочно что-то руками поделать, иначе крыша поедет”. И все: пошел на стройку поработать немного.

Появились деньги и я чувствовал, что они могут на меня повлиять. И чтобы с ума не сойти от денег, я решил заземлиться таким образом.


— О какой сумме идет речь?

— Примерно миллиона три. За квартал. Я таких денег в жизни не видел.





— Ты понимал, что у тебя на руках хит, когда записывал “Ураган”?

— Абсолютно нет. Изначально это был мой сольный трек. Он назывался “Мураган”, игра слов вокруг моего никнейма, я же читаю там: “Я устрою нам ураган”.

Я на тот момент уже отправил этот трек дистрибьютору, и просто поставил его Леше, когда он был на студии. “Ты что, — говорит Гуф, — офигел? Давай и я допишу туда куплет”. Он быстренько закончил его, на студии еще был V $ X V PRiNCE, Гуф дописал и его туда. Я такой: “Что? Как теперь вместить это все на треке?” Он попросил Асху сделать припев, а у меня уже был записан свой припев. Два припева на треке?! Бля, какой-то монстр получается. Песня и так странной мне казалась, а теперь — вообще.

Я менял местами наши парты. Сначала Асху ставил, потом себя, потом Лешу. Сводил трек очень долго. Но все, кто слышали его на этапе работы, говорили: “Это бэнгер”.

Я с этими двумя альбомами “Winsk” уже и забыл эту историю. Надо было мне “Ураган-2”, “Ураган-3” записывать (смеется).


— А мне показалось, что треки “Спасибо” и “Бассейн” со второго “Дома” как раз были записаны с мыслью: “Нам нужен еще один “Ураган”.

— Ну может. Я писал “Ураган” с мыслью, что хочу сделать что-то похожее на “Пустите меня на танцпол, пьяным подвигаться”.

Плюс мне всегда нравился дэнсхолл. Я плотно общался с Женей Бонгзиллой, и он мне ставил годное музло с классной ударкой дансхолльной, самые жесткие бочки я потом утянул в “Ураган”. Партию пианино в треке я сам наиграл на арпеджиаторе. Фишка “Урагана” же в переходах музыкальных. Поэтому он и стал хитом.


— Как это ощущается, когда столь непоказательный для твоего творчества трек становится самым успешным?

— Нормально. Многие же думают, что это трек Гуфа с еще какими-то типами.

За этот трек не стыдно, если ты об этом. Я не писал его как хит. В нем нет строчек, за которые было бы стыдно. Хотя даже Леша, услышав его, поначалу удивлялся: “Ох и рифмы! “Забывать — потанцевать”. Это же попсень какая-то!” А мне нравилось, как это звучит. В итоге так и оставили два припева.


— Тебя не обламывает мысль, что без Гуфа этот трек, возможно, так бы и не вышел за пределы круга твоих слушателей?

— Леша дал охват, 100%. Без него песня вряд ли стрельнула бы. Я же не ребенок, могу здраво рассуждать. Понимаю, что это никакая не гениальная штука, обреченная на успех. С “Ураганом” просто все сошлось. Мне порой кажется, что выпусти мы ее на месяц позже — и она бы не стрельнула уже. Случайность.






"ДУМАЛ, ЧТО АЛЬБОМ "ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ АЛИК-2" ПОЛУЧШЕ ЗАЙДЕТ"


— Как у вас проходит работа?

— Мы уже давно с Лешей ничего не делали. Раньше было как: я приходил на студию, садился писать бит или сводить сольный трек, постоянно старался что-то делать на студии у Леши. Он туда заходил, мог тут же в углу начинать писать текст, а мог наблюдать, как я с музыкой или своим текстом вожусь, и такой: “Ну ладно, скоро приду”.

То есть ему не надо, чтобы бит на петле играл. Просто смотрит, как я работаю, и может тут же написать куплет.

Если я трек записал, ставил ему. Он говорил: “Круто. Сейчас попробую что-то написать сюда”. Так был записан первый “Дом, который построил Алик”. Грубо говоря, я ставил демки — и он туда крутые куплеты дописывал, мне очень нравились. А меня порой не хватало на куплеты — я и припевы, и сведение, и биты — уже приедается песня, если все на себе замыкать. Так что классно, что есть рядом человек, который может сесть и быстро написать куплет-два-три. Я-то подольше пишу. Ну а если говорить о количестве времени, затраченном на материал, то, конечно, я дольше сидел над ним, выдрачивал все.


— Ты говоришь, что давно вместе ничего не писали. А когда был закончен “Дом-2”?

— В апреле, если не ошибаюсь. Но второй не так сильно ушел в народ. Там нет особых бэнгеров. Хотя мне очень нравятся треки “Деньги” и “Зверь”. Думал, получше зайдет, вторая часть даже больше нравится.





— А чем две части “Дома”, по-твоему, отличаются?

— Первая — больше про “рэп”, “йоу”. Классический рэперский релиз, который можно было бы ожидать от Муровья и Гуфа, ну и “Ураган” ему перчинки придает. А второй уже более осознанным получился. Над ним мы больше как дуэт работали. Над первой я скорее как звукорежиссер и битмейкер сидел, а вторая — полноценная совместная работа. И идеи треков совместно обсуждали, и куплеты прям зачитаны по-дуэтному, друг за другом строчку подхватываем. Мы уже получше притерлись, любые темы обсуждали, получше изучили друг друга.


— Я не согласен с твоей характеристикой первого “Дома”. Все-таки Гуф там конкретно разбит эмоционально после расставания с Топурией. Чем для меня первая и вторая части отличаются, так это тем, что на первой себя по частям собирает Гуф, а на второй себя по частям собираешь ты.

— Может быть. Две части как паззл, образующий цельную картинку.


— Про Гуфа мы знаем, а что у тебя была за история? Я слушаю песни “Зверь” и “Глазки” и понимаю, что они написаны в особо темный период.

— Знаешь, это все выдуманные истории. Сложности, как и в любых отношениях, бывают, но мы с моей любимой остаемся вместе. Самые большие сложности были в Варшаве — и они до сих пор аукаются.

Просто я научился творчески мыслить. Могу перенести себя мысленно в любые жизненные ситуации — и написать о них песню. Я знаю, каково это, когда плохо. Основной посыл моей музыки: “Братан, держись, все будет хорошо” (смеется). Ни одной веселой песни, кроме “Урагана” у меня нет, это так, но моя музыка может поддержать. Мне бы этого хотелось.

А что касается трека “Зверь”, это просто песня о том, что парень после расставания с девушкой превращается в животное. Мы еще клип хотели снять с Лешей, где ходим по лесу и стреляем, будто охотники. Леша как грязный московский рэпер до сих пор может погужбанить, при том, что ему 43. Мало кто в русском рэпе может этим похвастаться в таком возрасте.


— А это точно круто?

— Это же рэп-гейм! Все рэперы тусуются так, нет?


— Ну я помню строчки про “Думаю, что даже в 40 лет не смогу носить другую обувь, кроме этих кед”, — но должны же быть какие-то границы. Взрослеть, меняться — это естественно.

— Потому что он такой и есть. Он же не ребячится. У нас 10 лет разницы в возрасте — а мы будто наравне общаемся.


— Ты дружишь с Гуфом. А Алика ты видел?

— Да.


Тот самый эфир, на котором Гуф посылал всех налево и направо — он же был уже после того, как ты приехал в Москву по его приглашению?

— Это было задолго до того, как он меня позвал. Я смотрел этот эфир еще в Польше.

Поэтому, когда Гуф меня позвал, я подумал: “Боже, ничего же не получится. Никакой работы не будет”. Родители тоже говорили: “Да куда тебе эта Москва. Куда ты поедешь? Что ты будешь делать?” А я понимал, что стоит попробовать. Риск был большой, но в итоге эта затея себя оправдала. Это была судьба.


— Ты действительно думаешь, что ваш творческий союз — это судьба?

— Почему нет. Если мы в 2011 году сделали трек — и вот спустя 10 лет сделали совместный альбом, даже два. И в промежутке между этими событиями мы семь лет ни разу не виделись даже. Ну а история со стройкой — что это, если не судьба?

Обо мне же многие и узнали благодаря той совместке в 2011-м. Мой первый сольник вышел только в 2013 году — и с ним я начал ездить по гастролям. Первые деньги с рэпа тогда же пришли. Гуф сильное влияние оказал на мою карьеру.





— Ты же еще спродюсировал трек для Сами, сына Алексея. Как это было?

— Ну ты и вспомнил вообще! С детьми работать тяжело, что я могу сказать.

Получилось все быстро записать. Сэм хотел попробовать записать трек, Леша сразу сказал: “Делаем!”


— Ты писал текст?

— Пускай гострайтинг для Сами останется секретом.







САМЫЙ МИЛЫЙ БЛОК: КАК ОН ВЗЯЛ ДОМОЙ ТАКСУ ПОСЛЕ ТОГО, КАК У НЕГО ПОЛГОДА ЖИЛА ТАКСА ГУФА


— Расскажи, как ты взял собаку. Почему такса?

— У Леши есть такса Зуми, ей 12 лет. Во время локдауна был период, когда вообще запрещалось выходить из дома. Мне Леша звонит: “Не приходи ко мне. А то еще вирус принесешь”. А мне пешком до его дома пять минут. “Да не собирался я никуда идти”, — говорю. Чуть позже Гуф такой: “Ну ладно, приходи. Но по улицам же нельзя просто так ходить. Давай я тебе собаку дам, будешь с ней гулять”.

Его собака жила у садовника постоянно. Не дома. Садовник с радостью дал ее мне — так мы с ней полгода и прожили вместе. И за полгода я просто влюбился в эту породу. А потом Юля, жена Леши, спросила: “Ты не против, если мы с Лешей заберем Зуми к себе?” Я, конечно, расстроился, и как только вернул Зуми владельцам, сразу же взял себе маленькую таксу.

А я еще такой переживательный! Я не могу эту таксу дома оставлять. Мне кажется, что как только выходишь за двери, ей сразу же становится грустно. Я постоянно переживаю: “Как она там дома? Что она делает без меня?” Так страшно!






— Как ее зовут?

— Помпиду. В каком-то фильме услышал это имя. Карликовая такса, ей год и два месяца.


— Какой у нее характер?

— Она страшный манипулятор. Выпрашивает все, что угодно. Скулит, просит, выглядит при этом самой несчастной на свете. Спит с нами в кровати.

Самая крутая игра с ней — это положить игрушку себе под ногу или под спину. Лежишь себе — а она целый час мутузит ее, подкоп под тебя делает. Устала — легла спать.



БЕЛАРУСЬ-2020: "У МЕНЯ ОТЦА НА ДЕСЯТЬ СУТОК ПОСАДИЛИ"


— Ты перебрался в Москву в 2019 году. Получается, за протестами в Беларуси ты наблюдал издалека?

— Да. Но мы сейчас подходим к теме, которую я не хочу обсуждать в этом интервью.


— Какое у тебя отношение к дому, который построил чык-чырык?

— Ну какое у меня может быть отношение? У меня отца на десять суток посадили. Просто приняли и побили, когда он вечером пошел во дворе мусор выкинуть. Ноу коммент.


— Почему ты остаешься в России?

— Потому что есть незавершенные дела: альбомы, проекты. В ближайшие пару месяцев я планирую уехать в Европу. Думаю про Париж. Такая детская мечта.






ПРО СТРОЧКУ: "ЕСЛИ ТЫ ЗА МИР, ТО НИЧЕГО НЕ ГОВОРИ"


— Расскажи про песню “Не время любить”.

— Это отсылка к моей любимой группе Комитет Охраны Тепла. Советское регги. Под любое настроение мне заходит. У КОТ есть песня с таким же названием, и мне понравилось, что когда все поют о том, что любовь спасает, Комитет поет: “Не время любить”.


— А для чего сейчас время?

— Я пытаюсь ответить в треке. В нем злость и сумасшествие этого времени. Время для всего, но не для любви.


— Что ты хотел сказать строчкой: “Если ты за мир, то ничего не говори”?

— Она описывает состояние, в котором находятся очень многие, по тем или иным причинам.


— Может ли рэп сегодня игнорировать события в России и Украине? Потому что у тебя на альбоме об этом строчка только одна — и это: “Если ты за мир, то ничего не говори”.

— Это выбор артиста, а если мы говорим о творчестве, то так или иначе это все рефлексия в том числе этих событий. Мне прилетает много хейта, что я открыто что-то не заявляю, но я не хочу это помещать в свое творчество, я могу это обсудить с друзьями, родными. Об этом нужно мочь, хотеть и уметь говорить в своей музыке.


— То, о чем ты говоришь, это самоцензура?

— Иногда самоцензура, например, из соображений безопасности, иногда творческий выбор. Это тема, которой если касаться, то делать это осознанно и классно, что сложно.






ВЛАДИ, КАЖЭ ОБОЙМА, МАКС КОРЖ, МОРГЕНШТЕРН*


— Но тебе ведь понравился альбом Влади.

— Да. Одним треком: “Как это блядь возможно”. Он меня так вырубил, что плевать на остальной альбом. Прошлый альбом не зашел совсем. Я там будто бы не услышал то, за что полюбил когда-то Влади. Но нихера подобного! Влади будто взял, закрылся и выразил то, что беспокоит общество. Мне и бит зашел, и текст — капец. Если писать про политику, то как Влади.


— Как ты сейчас смотришь на ваши фиты с Кажэ Обоймой, человеком, поддерживающим <> в Украине?

— Так я же узнал его позицию только сейчас, сильно позже записи этих треков.

По поводу рэпа мы продолжаем общаться.


— Ты сказал: “Если писать про политику, то как Влади”. А как тебе то, что Корж выпустил в прошлом году?

— А что он выпустил?


— Песню “Свой дом”, например. Ту, где пелось: “Прав тот, кто защищает свой дом”.

— Ну молодец. Я же больше по рэпу. Коржа я рэпом не считаю. Он скорее к нише танцевальной электроники относится. А Влади рэпер, там другая сила слова. Корж другим берет — песнями, пацанскими, лагерными, костровыми.










— Ты сейчас с кем-то работаешь как саундпродюсер?

— Есть проект, о котором я пока не могу говорить и который, я думаю, многих удивит. Еще сделал пять треков для Дины Раф, с которой мы, собственно, и живем вместе.


— Чей альбом в рурэпе тебе было бы интересно спродюсировать?

— Jeembo. Думаю, у нас с ним и совместный альбом мог бы получиться хороший. Мы круто друг друга дополняем. У него голос четкий, у меня — более мелодичный. Мне вот недавно пришла эта идея в голову и я написал ему. Может, что-то получится.


— Моделируем ситуацию: тебе пишет Моргенштерн, хочет, чтобы ты ему спродюсировал весь альбом.

— Ну я назвал бы большую сумму, от которой он бы точно отказался.


— А если бы не отказался?

— Сделал бы ему битов.


— Гуфу бы сказал об этом предварительно?

— (Смеется) Конечно.


— Тебе понравился дисс Гуфа на Моргена?

— Это просто никто пока не слышал мой ремикс на этот дисс. Ремикс намного круче. Я там не читаю, просто наложил другой бит. Он в стиле старой школы, еще и содержит отсылку к Лигалайзу: “Я мужчина” — блеф! Мастер носа сломаного”. Очень олдскульный, мне прям дыхание спирает, когда его слышу.









— Я в целом разочарован ответкой Гуфа. Дисс Моргена на него, как по мне, содержал несколько удачных моментов.

— Леша всегда делает так, как считает нужным. Я тоже ему говорил, что надо было иначе отреагировать. Более культурно, по-отцовски, по-московски. Морген же из Уфы. Получилось бы удачнее. А вообще я говорил: “Зачем тебе это? Не обращай внимания”.


— Как тебе Морген как артист?

— Мне важно чувство юмора у пацана. Это большой показатель. А оно у него отстойное. Юмор с поджиганием денег — это дно. И у него вся музыка проникнута таким юморком. Предсказуемые не смешные приколы. Бывают чуваки, которые плохо читают, но у них смешные приколы, — и это круто. Морген, конечно, молодец, что так поднялся. Да и как музыкант прокачался, раньше вообще шляпу делал. Сейчас вон уже поет. Поверил, что он певец. Но я не вижу в нем музыканта. Он играется.


— Какой фразой ты бы описал 2022 год?

— “Пока что все в порядке, пока что все в порядке”, как в фильме “Ненависть” (полностью реплика звучала так: "Это история о парне, который падает с крыши и, пролетая очередной этаж, каждый раз повторяет себе: "Пока что все в порядке, пока что все в порядке, пока что все в порядке... Главное не падение, а приземление", — прим. The Flow).




* — власти РФ считают его иноагентом

Участвуют Баста, Гуф, Брутто, Big Baby Tape, Alblak 52, Saluki, Yanix, Yasmi, Полка, A.V.G., Scirena, Три дня дождя
Рэперы фотографируют живот, человек без штанов, МС Сенечка забыт — в новом выпуске любимой рубрики