Тексты
Автор: Кирилл Бусаренко

"Человек-паук: Нет пути домой" — фанбойский восторг, фансервисный кошмар

В двух частях: со спойлерами (и сценой после титров) и без.

В этой части нет спойлеров. Разве что самые мелкие.



Гигант Marvel в этому году выглядел неуверенно — и виновата не только пандемия, заставившая студию перенести премьеры фильмов и ударившая по кассовым сборам. После “Мстителей: Финал” началась новая глава киновселенной, которую были вынуждены хайпить несколько неровных сериалов и малоизвестные супергерои-новички (“Шан-Чи”, “Вечные”). А фильма для всех не было. Так что на этот раз Человек-паук спасает не только мир, но и финансы студии.

В конце предыдущего “Человека-паука” злодей Мистерио раскрывает личность супергероя и при помощи дипфейка убеждает мир, что тот убийца. Новый фильм начинается ровно с этого момента — мир и соцсети мгновенно взрываются, люди делятся на требователей пруфов и ведущихся на фейки, Питера Паркера и его друзей не берут в колледж, их жизнь становится в разы тяжелей. Выход — прийти к волшебнику Доктору Стрэнджу, чтобы тот все исправил.

Если завязку предыдущих фильмов можно было объяснить формулировкой “Все плохо, потому что я тупой”, то “Нет пути домой” усложняет ее до “Все плохо, потому что я и Доктор Стрэндж тупые”. Колдун делает магический вунш-пунш, путается в заклинании и пробивает брешь в мультивселенной — в мир Паука-Холланда попадают злодеи из миров Паука-Магуайра и Паука-Гарфилда.

И если вы смотрели трейлеры с мыслью “Да нет, в фильме это объяснят иначе”, то вас ждет облом — не объяснят. Сценаристы при этом еще и усиливают идиотизм ситуации в моменте, когда Стрэндж орет: “Ты даже не додумался позвонить в MIT, чтобы те пересмотрели отказ?” Остальные сюжетные дыры, увы, не пытаются залатать даже иронией.

При этом “Нет пути домой” вышел самым мрачным фильмом про Человека-паука. Если предыдущие две части супергерой был растяпой и это сходило ему с рук, то теперь он вынужден мириться с последствиями. Это фильм про буквальное и символическое взросление — выбор колледжа, выбор как поступить правильно, выбор между Питером Паркером и Человеком-пауком. А финальный бой так и вовсе сводится к “герои лечат, злодеи калечат”.

И совсем не за стройным сценарием мы все сходили или пойдем в кино. От “Нет пути домой” ждали праздника, аттракциона эмоций — ровно это вы и получите. Особенно, если с немаленькой частью мира следили за увлекательным хаосом из утечек и гадали, а сбудутся ли смелые фанатские теории. И тогда вы кайфанете не только от происходящего на экране, но и от происходящего в зале — от криков, визгов и аплодисментов. Даже в казалось бы совсем задротские моменты.

Не поэтому ли мы до сих пор добровольно запираемся на пару часов в тесные помещения с другими людьми?


А вот теперь без спойлеров не обойтись.







Три Человека-паука.

Видели на ютубе ролики, где кинотеатры орут после слов Капитана Америка “Мстители, к бою”? Когда я смотрел “Финал”, такого не было, но зато во время появления Эндрю Гарфилда и Тоби Магуайра зал оглушило. Оно и предсказуемо — значимость “Avengers Assemble” в России понятно немногим, но зато почти каждый старше 18 смотрел бой Человека-паука с Зеленым гоблином. А зрители помладше, вероятно, навсегда запомнили смерть Гвен Стейси. И вот все три поколения объединил один фильм и один кадр, где сразу три Человека-паука эффектно приземляются на Статую Свободы.

Да, первое появление Гарфилда и Магуайра кому-то покажется затянутым — в голове-то все было куда эпичнее. Но наблюдать, как герои детства обсуждают, откуда у них берется паутина, жалуются на боли в спине и неймдропают своих врагов — этого стоило ждать много лет. Это чистый фансервис, которого в какой-то момент становится больше, чем украшений на рождественской елке в конце фильма.

А фансервис тут делится на два типа: милый и ужасный. Сорвиголова (тот самый из сериала Netflix) ловит кирпич со словами “Просто я отличный адвокат” — ништяк. Эндрю Гарфилд спасает ЭмДжей и не может сдержать слез, потому что когда-то не смог спасти Гвен — круто (пускай воображение рисовало это мощнее). Зеленый гоблин произносит: “Знаете, я и сам своего рода ученый” — на моем сеансе зал порвало. Даже спорный момент, когда Магуайр говорит Гарфилду “You are amazing” вызывает улыбку.

Второй тип фансервиса был предсказуем — в “Нет пути домой” слишком много всего, от чего он начинает трещать громче глайдера Зеленого гоблина. Здесь сразу пять злодеев, часть из которых нужна исключительно для финального боя. Создатели пытаются как-то объяснить этих людей и их мотивацию новому зрителю, но выходит в стиле “я упал к электрическим угрям, раньше был никем, а теперь sugar daddy” и “а я делаю грязь-грязь”. Конечно, фанатам будет понятно больше — например, почему Доктор Осьминог говорит про некое “солнце”. Для всех остальных, как кажется, бэдгаи будут казаться красиво нарисованными статистами (кроме ботексного Песочного человека из CGI).

Даже Зеленый гоблин не работает как главный злодей фильма — у него нет никакой истории с этим Человеком-пауком. Он просто за минуту втирается в доверие, а потом резко начинает крипово улыбаться, нести чушь про темную сторону и убивает тетю Мэй. Хотя Уиллема Дефо всегда приятно видеть, этого не отнять.

Как Человек-паук пытается победить злодеев? Он их лечит. В прямом смысле — разрабатывает для каждого лекарство, которое должно либо излечить от безумия, либо лишить суперспособностей. Сценаристы лишний раз напоминают, что внутри каждого плохиша живет травма и ему необходима терапия, а не тумаки. Почему Человек-паук с такими способностями до сих пор не придумал средство от рака — вопрос открытый.

И отсюда вылезает еще одна проблема — совсем непонятно, а к чему вообще все усилия. Доктор Стрэндж пытается отослать злодеев в родные миры, где они мертвы (когда успели погибнуть Ящер и Песочный — не объясняется), а Человек-паук считает так — если их исцелить, то они перестанут быть плохими и не погибнут. А вернутся они в свое прошлое или настоящее, будут ли помнить события фильма, понадобится ли им психологическая помощь (Гоблин в конце превращается в бубнящего старика), да и что будет с другими Пауками — этого никто не объяснит.

И даже после титров тебя ждет фансервис — покажут Венома Харди, который попал в мир Паука Холланда. Там он задерживается ненадолго, но случайно оставляет кусочек симбиота на стойке бара. Читали, что нас ждут новые фильмы про Человека-паука? Ну вот.

Но все это, как кажется, перевесит объединяющий фансервис. Потому что слова умирающей тети Мэй “с великой силой приходит великая ответственность” поймут все. Тоби Магуайр остановит Холланда от попытки убить Гоблина, а Гарфилд попросит не погружаться в темноту как когда-то он. Три Человека-паука обнимутся на прощание — и ты подумаешь, что раньше мог себе представить такое только в мультфильме или комиксе.

И когда Человек-паук в конце фильма переселится в убитую квартиру, услышит по полицейскому радио об ограблении, выпрыгнет из окна в заснеженный Нью-Йорк и красиво пролетит на паутине по городу — придет какое-то ощущение надежды. Как будто ты ребенком сидишь дома перед телевизором и смотришь, как любимый супергерой снова всех побеждает. С такой эмоцией очень приятно проживать конец года.

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку