Клипы Альбомы Тексты Новости
16+
Тексты

"Бит за нереспект" — Bahh Tee рассказывает, как битмейкеру получать большие деньги за работу

Сохраняйте даже если до сих пор работаете во Fruity Loops.
Комментарии
0

Если не знаете, то артист и продюсер Bahh Tee завел классный телеграм-канал, в котором интересно рассказывает о современном музыкальном бизнесе. У нас уже появлялась его статья о том, что такое авансы и почему их так легко выдают артистам. Сейчас он написал большой материал о работе битмейкеров в России, и как эту работу лучше всего монетизировать.


Чем отличается битмейкер от продюсера/саундпродюсера:

Битмейкер, как и следует из этимологии слова, пишет биты. Битами рэперы называют инструментальные заготовки, на которые они сочиняют песни. Другими словами — это готовые аранжировки, в которых не хватает только вокальной дорожки. После написания они продают или сдают в аренду бит и забывают о нем.

Продюсеры же занимаются продюсированием самой песни. Им важнее обрамить в правильное звучание произведение, которое может быть написано даже не ими. Саундпродюсер работает над песней вместе с исполнителями и авторами, продумывая не только звучание бита, а звучание песни в целом: он подсказывает артисту, как правильно петь, помогает в редакции текста песни, может предложить свои варианты развития композиции.

Если коротко: битмейкер работает над битом, а саундпродюсер — над песней.


Потенциальные источники дохода для битмейкера:

— Продажа битов
— Продюсирование песен "под ключ" в связке с авторами
— Написание музыки на заказ
— Лизинг (аренда) битов
— Роялти за авторские права
— Роялти за смежные
— Альтернативные источники дохода (мастер-классы, диджеинг и прочее)


Как это работает на Западе:

При написании бита у битмейкера возникают авторские права (он пишет, как минимум, гармонию и, местами, мелодию). Помимо этого, западные битмейкеры, все таки, больше саундпродюсеры. Когда битмейкер пишет бит он зачастую придумывает какое-то флоу, подачу, с которой артист может записать вокал, поэтому западные битмейкеры чаще работают в студии с артистом. Следовательно, у них автоматически возникают и смежные права. Битмейкер/саундпродюсер не отчуждает права исполнителю/лейблу, а передает им лицензию на свою долю или поручает сбор своей авторской/смежной доли своему лейблу/паблишеру.

"Там" авторы понимают, что лучше получать небольшие деньги в течение длительного периода времени, чем ощутимые деньги здесь и сейчас. Они работают над тем, чтобы расширить каталог своих прав, ведь даже если каждый написанный бит будет зарабатывать им скромные 100$ в месяц, то за пять лет соберется 6000$, а 30 таких битов будут зарабатывать уже 3000$ в месяц или 180000 $ за пять лет.


Как это работает у нас:

У нас битмейкеры пытаются продать свою работу здесь и сейчас за ощутимые для них деньги. Ни о каких авторских отчислениях речи нет. Средняя стоимость бита на рынке — 10 000 рублей. Будешь продавать дороже — купят у другого, ведь конкуренция бешеная, а платежеспособных артистов не так много. При этом забавно, но платежеспособными у нас являются артисты, которые еще не зарабатывают с музыки, но имеют какие-то другие источники денег. Когда артист "стреляет" и становится популярным, он перестает платить за биты. И тут дело не в жадности артиста, а в том, что его почтовые адреса переполняются битами, которые битмейкеры готовы подогнать "за респект»" и "упоминание в паблике ВКонтакте". Битмейкеры делают это для портфолио, чтобы потом продавать свои работы молодым артистам, которые тщательно следят за тем, на чьи биты записываются более успешные коллеги.

Другой вариант — сдача битов "в аренду"/"лизинг". Я считаю, что это вообще большая проблема, а для выпускающих лейблов — головная боль, но начинающие артисты охотно берут биты в аренду, ведь это стоит и в несколько раз дешевле, чем покупка. Таким образом, битмейкер может сдать в аренду один и тот же бит нескольким артистам, выручив больше денег, чем за продажу. Например, песни Markul & Oxxxymiron "Fata Morgana" и Dramma & Лёша Свик "Рико" записаны на один и тот же бит. При этом все 4 артиста имеют определенную известность, своих хиты и концертные истории.


Почему у нас не так, как на Западе:


— У нас битмейкеры, у них - саундпродюсеры

Когда битмейкер продает просто бит, он не знает, какая песня получится в итоге, ведь дальнейшая судьба бита зависит не от него. Артист будет сочинять текст, придумывать хуки уже без участия битмейкера, и что он там придумает — не предугадаешь. Тут все зависит уже от артиста. То, что трек стрельнет, очень маловероятно. Саундпродюсеру гораздо понятнее, что из песни получается хит, ведь он работает над процессом создания песни до конца, принимая участие во всех стадиях, вплоть до сведения и мастеринга. Услышав хит, продюсер начинает бороться за свои права (звучит смешно, но это так), а артист, зная, что хит — это очень зыбкая субстанция, боится что-то изменить в получившейся песне, и отдает долю саундпродюсеру.


— Нет своего лица

Наши битмейкеры все еще копируют. Я скажу даже так: они настолько профессионально копируют, что любому можно поручить "написать такой же, как в этой песне, бит" и тот, скорее всего, справится. Это проблема. Объясняю: если артисту нравится бит, а битмейкер не хочет его продавать, а хочет долю в продажах, то артисту проще поручить написать такой же бит любому другому битмейкеру и заплатить тому 10 000 рублей. Это бизнес, ребята, артиста можно понять. Но если у битмейкера есть свой почерк, он крут в чем то настолько, насколько может крут только он, то другой разговор.

Давайте послушаем на главные хиты 2017-2018 года и попробуем отличить битмейкеров, написавших их, по саунду: "Медуза" Матранга, "Дым" Лёши Свика, "Розовое вино" Элджея и Федука. При всем уважении к битмейкерам, написавшим биты к этим песням, хитами их сделали не инструменталы, а хуки исполнителей. Первым был битмейкер Empaldo (отличный парень, кстати), написавший бит к «Розовому вину», а дальше началась истерия с прямой бочкой и остальные битмейкеры начали копировать друг друга. Ну и естественно, цена таким скопированным битам — 10 000 рублей.


— Отсутствие культуры выплаты роялти битмейкерам/саундпродюсерам

Проще говоря, у нас, банально, еще никто не начал это делать, чтобы остальные убедились, что это круто, и захотели так же.


— Узконаправленность битмейкеров

Чаще всего, они пишут биты в определенном стиле и зацикливаются. Саундпродюсер должен уметь сделать песню в любом направлении, должен обладать широким спектром навыков. Саундпродюсер должен "быть в теме" не только жанровой музыки, а мейнстрим-направления в целом. Он должен понимать, из чего состоит хит, что сейчас работает, должен разбираться в постпродакшне, сведении и мастеринге, должен уметь записывать живые инструменты. Наши битмейкеры не всегда отличают даже тональности, к сожалению. Занимаешься музыкой — потрать месяц времени, займись самообразованием, изучи основы сольфеджио. К сожалению, большинство битмейкеров, которых я встречал, не знали нотную грамоту.


— Плохое позиционирование себя, неумение продать себя

Я хочу знать, с кем работаю, у кого покупаю бит, кого приглашаю на студию. Прямо сейчас я провел пять минут в паблике и личной странице битмейкера 4EU3, но так и не смог найти какой-либо информации о том, к каким песням он приложил руку. Есть куча битов на продажу и информация о проданных битах, но я хочу знать клиентов - эта информация не приведена. Откуда мне знать, кто является его клиентами, к каким хитам и крутым песням он приложил руку? При этом Чейз — один из крутейших битмейкеров в стране и знаковая личность. Обратный пример — битмейкер Scady. Зайдя в его паблик можно сразу узнать, с кем он работал и в каких песнях участвовал.

Более-менее хорошие саундпродюсеры делают песни от 100 000 рублей, когда битмейкеры, в среднем, получают 10 000. Почему они стоят дороже? Потому что делают песню "под ключ". Они создают аранжировку, записывают, сводят, мастерят, редактируют вокал, помогают петь. В итоге, битмейкер тратит на бит, в среднем, до одного дня, а саундпродюсер неделю. Вот и разница в цене. При этом, значимость саундпродюсеров, работающих в направлении поп-музыки, гораздо выше, чем у битмейкеров. Они зарабатывают, конечно, меньше, чем артисты, но тоже ездят на хороших иномарках и покупают квартиры. Я думаю, что эти люди, на данный момент, гораздо ближе к тому, чтобы начать требовать роялти от артистов, чем битмейкеры, и, в их случаях, это оправданнее. Артист приходит на их студию и записывает песню у них — у саундпродюсера сразу возникают смежные права на фонограмму, которые он может продать или монетизировать сам.


Как быть?

Решение проблемы зависит от многих факторов. Пока в стране актуален музыкальный фаст-фуд и работает хаус-рэп под прямую бочку, мало что можно поменять. Музыкальная часть этих песен не несет в себе никакой культурной или творческой ценности, оставаясь просто сопровождением. Эти песни меняются в эфирах радиостанций, при этом сами эфиры остаются, как будто, неизменными. Но это скоро пройдет. И тогда все будет зависеть от самих битмейкеров. Трансформация в саундпродюсеров — вот что может вам помочь. Если вы выбрали написание музыки основным направлением своей деятельности, то вам нужно постоянно заниматься самообразованием, максимально прокачать себя, как аранжировщика, саундпродюсера и сонграйтера. Артисты должны приходить в ваши студии и работать с вами, а не покупать у вас биты. Смежные права состоят из исполнительских (50%) и прав на фонограмму (50%). Права на фонограмму принадлежать тому, на чьей студии была создана фонограмма, или тому, кем она была создана, или тому, кто все это оплатил. Соответственно, если артисты будут создавать свои треки в ваших студиях, записывать, миксовать их будете вы, то 50% смежных прав останутся за вами (если вы не возьмете денег). Звучит, как фантастика, но за этим будущее. Дело каждого — продолжать писать биты за 10 000 рублей или начинать формировать свой каталог прав, который через пару лет будет зарабатывать вам хорошие деньги. Поверьте мне, рэп-артисты зарабатывают сейчас не меньше поп-артистов, и готовы платить, но было бы за что. Сегодня реальность такова, что рэп-песню делает исполнитель и хук, а поп-песню — саундпродюсер (речь об отечественном рынке). Поэтому рэп-продюсеры зарабатывают намного меньше попсовых.

Еще одним решением является создание песен "под ключ" в связке с авторами. Это когда битмейкер и автор (поэт/композитор) вместе сочиняют готовую песню, записывают демо-вокал и приглашают артиста исполнить эту песню. Редкий артист откажется от возможности пополнить свой репертуар ударным хитом, тем более, что его приглашают на все готовое.

Очень важно закрыть максимальное количество вопросов в одном месте. Когда артист покупает бит в одном месте, записывает в другом месте, сводит в третьем — он не будем всем платить проценты. Если все это можно делать в рамках одной студии с одним человеком (одной командой), то требование поделиться роялти является более справедливым и обоснованным. К сожалению, толковых команд, делающих круто "под ключ" в стране не так много, но они все успешны и хорошо работают.


Примеры битмейкеров, которые могли бы заработать миллионы, но не сделали это

Эти ребята открыли что-то новое, придумали новое направление или дали новое дыхание буксующему творчеству артистов. Не знаю, откровенно говоря, получили они денег или отчислений за свои работы или нет, но на 99,99% уверен, что ни о каких роялти речи нет.


— Empaldo

Написал биты к песням "Розовое вино" Элджея и Feduk'а и "Рваные джинсы" Элджея, "Даже не половина" Зомба. Именно после его работ пошел массовый тренд на рэп под прямую бочку с электронными синтами.


— Валерий Текель (SoundBro)

Написал биты к песням "Вокруг шум" и "Сочиняй мечты" Касты, "Пустите меня на танцпол" HammAli & Navai. Вместе с Валерой мы сделали альбом Bahh Tee "Осенний блюз" (2012 год). Очень талантливый композитор-мультинструменталист. Играет на клавишах, гитаре, саксофоне и других инструментах. Кстати, песня "Пустите меня на танцпол" была написана изначально под другой бит, это как раз тот случай, когда проще было перебить бит, чем договориться с битмейкером.


— Scady

На его бит была написана демо-версия песни "Крылья" Bahh Tee & Руки Вверх - одного из главных моих хитов. Мы переделали продакшн, но оставили Scady в соавторах, при этом роялти не отчисляли (в 2013 году и отчислять было не из чего - цифра крайне слабо работала). Так же он является автором битов к песням "Город под подошвой" Oxxxymiron и "Иду ко дну" ST (на мой взгляд, одна из лучших песен ST).


Есть так же хороший пример монетизации от битмейкера Breezey Muzik.

Он является автором битов к песням таких артистов, как Yanix, OBLADAET, ЛСП, PHARAOH, Каспийский Груз и др. (список очень внушительный). Привожу цитату самого Breezey Muzik:

"В 2014-ом я отдал несколько битов Migos. На мои биты биты записаны треки Migos — Hot Boy и Rich The Kid - Wet Wet (Feat. Migos). Тогда еще никто не знал, что Migos станут настолько крутыми артистами, да и я о роялти даже не думал. В итоге, собирать свою долю в этих треках я начал только чуть больше полугода назад, за этот период мне уже выплатили 1500$. Учитывая то, что пик популярности треков давно прошел, это хорошая сумма. Думаю, за четыре года я мог бы получить хорошие отчисления с этих треков".




comments powered by Disqus
Олег ЛСП и Денис Грязь рассказывают историю создания "альбома-обманки".
20-летний музыкант прошел путь от ютубера с 41 подписчиком до продюсера, создавшего фирменный звук Моргенштерна.
Скандалы, анонсы новых альбомов, стендап и двуличность коллег — в новом выпуске вашей любимой рубрики артисты обсуждают все это и не только.
Она объясняет, что сделала это по ошибке. Пользовательницы твиттера поддержали ее, запустив хештег #BoobsOutForCardi, под которым выкладывают свои фото.