Тексты
Автор: Бахтияр Алиев

Почему в 2018-м лейблы легко выдают огромные авансы? Читаем блог Bahh Tee

Артист и продюсер завел тг-канал, в котором интересно пишет про современный музыкальный бизнес.

В 2018-ом году лейблы стали выдавать огромные авансы правообладателям за новые треки и альбомы. За один из самых популярных на данный момент треков в стране ставки доросли чуть ли не до 5 млн. рублей. И это за первый трек молодого артиста. Зачем это делается? Отбиваются ли такие авансы? Если молодым артистам с одним треком предлагаются такие авансы, то какие суммы должны получать большие артисты? Все эти вопросы я постараюсь осветить, но для начала давайте разберемся, что такое "аванс" в нашем случае.


Что такое аванс от лейбла?

Это когда лейбл платит артисту деньги сейчас в счет его будущих выплат. То есть артист получает сразу наперед деньги, которые потенциально должен получить в течении года-двух.


За что платится аванс?

В данной статье мы рассматриваем авансы, выплачиваемые дистрибуторами (лейблами) за передаваемое им право монетизации контента (сборы с iTunes, Apple Music, VK, OK, YouTube, ОКУП и др.). Но, теоретически, аванс может быть выплачен за что угодно. Например, за концертный тур или за право продавать концерты артиста в целом.


Зачем это артисту?

Например, он получает за свой каталог в квартал 100 тыс. рублей, но хочет снять клип за полмиллиона. Он либо будет копить 1,5 года, либо получит аванс и снимет клип сейчас. Ну или другой случай — ему не хватает денег на машину/дом/свадьбу.


Зачем это лейблу?

Выдавая аванс, лейбл почти всегда выдвигает встречные условия: увеличить срок контракта, изменить процентную ставку, подписать еще один сингл или альбом и др.


Как правильно работает схема выплаты и погашения авансов?

Важно: аванс — это выплата в счет будущих роялти, которые выплачиваются из вашей доли.


Разберем на примере из жизни:

Лейбл выплатил артисту 1 миллион рублей аванса за его каталог на условиях 50/50. Через полгода артист получил первый отчет, в котором увидел, что его каталог отработал 1 миллион рублей и решил, что его долг перед лейблом закрыт и со следующего полугодия он начнет зарабатывать. Через полгода он получил отчет еще на 1 миллион рублей, но денег опять не получил. И начал бушевать, обвиняя лейбл в воровстве. На самом деле, лейбл ничего не украл. Артист почему-то решил, что его аванс будет погашаться из общего вала денег, тогда как должен - из его доли.

Рассмотрим подробнее:

1-ый отчет. Общая прибыль - 1 миллион рублей. Аванс, выплаченный артисту — 1 миллион рублей. Условия контракта - 50/50: 500 000 рублей артисту/500 000 рублей лейблу. Лейбл забирает свои 500 000, а 500 000 артиста уходят в частичное погашение его аванса. Авансом артист получил 1 миллион, следовательно он остается должен еще 500 тысяч.

2-ой отчет. Общая прибыль — 1 миллион рублей. Непогашенный остаток аванса — 500 тысяч рублей. Полученный миллион так же делится пополам, по условиям контракта, лейбл так же забирает свою половину, а половиной артиста так же гасит остаток его аванса. Лейбл артисту ничего не должен, аванс погашен.

Что мы имеем? Лейбл и артист заработали по 1 миллиону рублей, условия контракта были 50/50 — все честно. Но артист считает, что его обманули, так как он рассчитывал на то, что его аванс будет отбиваться из общего вала, но так не бывает. Аванс всегда выплачивается в счет будущих выплат из доли артиста —запомните.

При этом, возвращаясь к предыдущему примеру, изначально лейбл и артист договаривались о сотрудничестве на условиях 70/30. Но когда артист попросил аванс, лейбл выдвинул встречное условие — увеличение своей доли с 30 до 50 %, а артист согласился. Если бы артист не взял аванс, а подписался бы на роялти на условиях 70/30, то за тот же период времени (год) он бы заработал не 1 миллион рублей, а 1.4 миллиона, то есть почти в полтора раза больше.


Что такое аванс и задаток с точки зрения закона?

Что такое "аванс" в нашем случае мы разобрались, но это общие фразы. Подписывая договор, вы придаете ему юридическую силу, а значит каждое слово, написанное в нем, следует трактовать с точки зрения законодательных актов РФ.
В ГК РФ (Гражданский Кодекс Российской Федерации) приведено определение слова «задаток», но значение слова "аванс" не указано. Не буду приводить определение полностью, но смысл в том, что "задаток" - это предоплата, которая в случае, если заказчик отказался от услуги, не возвращается. А "аванс" - наоборот, возвращается. Например, вы покупаете квартиру и оставили за нее задаток. Если вы вдруг передумаете покупать квартиру, то задаток вам не вернут. Но если вы оставили не задаток, а аванс, то в случае отказа от услуги он должен быть вам возвращен.


Как это относится к музыкальной теме?

Все просто. Если вам выплачен "аванс" (если так написано в договоре), то в случае, если он не был отработан, то лейбл в праве потребовать его не погашенную часть обратно. Вы, наверное, сейчас удивились и подумали, что я сказал какую-то ерунду, но я тоже думал, что это фигня полная, пока не столкнулся с этим в жизни.


Как это было:

Дело было лично со мной, с артистом Bahh Tee. В 2012-ом году я записал свой первый радиосингл, который разослал разным лейблам. Удивительно, но он понравился сразу всем и все захотели его выпускать. Я выбирал издателя и мне стали предлагать авансы. Один лейбл предложил мне 300 тысяч рублей, что тогда делало около 10 тысяч $ — сумасшедшие деньги. iTunes в России не было, стриминга тоже. Вся монетизация заключалась в сборе с YouTube и РБТ (рингбэктоны — мелодии вместо гудков), который быстро умирал. В общем, мы договорились с главой лейбла о 300 тысячах рублей аванса, пожали руки и передали дело нашим юристам, для согласования договоров. Пока договор согласовывали, другой лейбл предложил мне 450 тысяч рублей. Я озвучил эту информацию главе первого лейбла, на что он сказал мне "Но мы же по-мужски договорились и пожали руки". Я согласился — уговор дороже денег. И подписал с ним договор на 300 000 рублей аванса за 1 трек, сроком на 3 года.

Трек продавался не очень хорошо, я получал отчеты и видел это. К окончанию срока договора (2015-ый год) я получил от лейбла официальное письмо, где говорилось о том, что отработано 250 тысяч рублей от аванса, а договор подходит к концу. Лейбл предлагал мне 2 варианта развития событий: вернуть им оставшиеся 50 тысяч рублей или продлить договор еще на год. Я выбрал второе, за год трек отработал еще 30 тысяч, я остался должным еще 20. Таким образом, в 2016-ом я получил еще одно подобное письмо и мы продлили договор еще на год. В 2017-ом трек отработал аванс и договор был выполнен.


Почему лейбл так поступил?

Это бизнес. Они вложили деньги и должны были их отработать. Я не приносил новых синглов этому лейблу, выпускаясь через другой — иметь со мной хорошие отношения им было ни к чему, поэтому лейбл делал то, что должен.


А как же слова главы лейбла "мы же по-мужски договорились и пожали руки"?

Как и в жизни, в бизнесе это работает, чаще всего, только в одну сторону. Мы отвечаем только за свою порядочность. Откровенно говоря, лично меня легко взять "на понт" такими словами, потому что, как бы это черство не звучало, я стараюсь жить "правильно". По сей день на этом прогораю периодически, но вам не советую. Бизнес есть бизнес, надо было брать 450 тысяч от другого лейбла, но я не смог тогда и сейчас не смог бы.

Актуально ли это сегодня?

Тот же лейбл, о котором была речь выше, сейчас активно перестраивает рынок. Они выдают многомиллионные авансы начинающим артистам с одним "случайным" хитом, жестко оставляя за бортом конкурентов. У компании много денег, они могут себе это позволить.


Все ли авансы должны отрабатываться?

Все. Есть другая сделка — покупка лицензии за фиксированную плату. Лейбл платит артисту 1 раз и получает лицензию на определенные срок и территорию, и больше не платит никаких процентов. Тут можно и выиграть, и проиграть. Пример из жизни: мне предлагали купить альбом с треком "Запах женщины моей", который сейчас валит из каждого утюга, за 100 тысяч рублей. К сожалению, из-за небольшого форс-мажора в жизни я выпал из связи на неделю и не смог вовремя ответить. Когда среагировал — было поздно, альбом был продан. Трек "Запах женщины моей" заработает несколько миллионов. Если артисты продали альбом на тех же условиях, то ничего, кроме 100 000 рублей, они не получат.


Будут ли отработаны все эти авансы?

Возможно. Стриминг растет, денег в индустрии все больше. Вполне вероятно, что авансы, не отбиваемые при сегодняшнем рынке, будут отработаны через 2-3 года, когда рынок вырастет. Но риски есть.


Что если аванс не отработается?

Думаю, включится та же история: артисту предложат продлить контракт или принести еще один альбом. И артист сделает это.


Почему артист почти никогда не может вернуть аванс?

Артисты, в большинстве своем, плохие бизнесмены. У них огромные расходы на продакшн, на имидж и так далее. Получив большую котлету, артист тут же определит ее "куда надо": купит себе Nissan GTR, купит квартиру, улетит отдыхать (в лучшем случае) или прокурит (в худшем). Представьте, что артист получил 5 миллионов аванса, сразу их потратил, а через 5 лет ему говорят "верни здесь и сейчас 3 миллиона". Откуда ему брать деньги? Только авансом с нового альбома. Замкнутый круг.


Если есть риски, зачем лейблы так делают?

Как молодой артист выбирает себе лейбл? Он заходит в топ Apple Music или Boom и смотрит на каких лейблах выпущены топовые треки. Если у лейбла в топ-10 сразу 3-4 трека, то к нему будет обращаться куча артистов. Лейбл, в итоге, может проиграть на авансах топовым трекам, но среди молодежи, подписанной на роялти, точно кто-то стрельнет и отобьет все. Ну и указанная выше схема, в любом случае, рабочая.


Причем здесь теория вероятности?

Существует эффективность A&R-отдела (Artists & Repertoire). Например, лейбл знает, что его A&R работает хорошо, и каждый 10-ый сингл, окрещенный им "хитом" становится хитом и зарабатывает 2 миллиона рублей. Значит, можно взять 10 треков, раздать им по 100 тысяч рублей аванса, а какой-то из них стрельнет и заработает 2 миллиона. Потратишь миллион, заработаешь 2. А что до остальных 9 треков - это не дело лейбла. Треки не пошли и все. Пусть артист грустит. Лейбл при бабках.


В итоге, стоит ли брать аванс от лейбла?

Я считаю, что стоит брать аванс, только если эти деньги будут потрачены на развитие проекта.И брать не больше, чем нужно, а не максимум, сколько дадут. Например, на клип или на запись следующего альбома. Таким образом можно отказаться выполнять встречные условия лейбла, например, по увеличению его доли, оправдав это тем, что вы на эти деньги снимете клип или потратите эти деньги на рекламу, что и так увеличит доходы лейбла. Если вы можете перебиться без аванса, лучше не берите, а выберите себе партнера, которому вы доверяете, который хорошо работает над продвижением вашего контента - это гораздо важнее.

У каждого человека есть бытовые расходы. Ваш каталог может легко покрывать, как минимум, эти расходы, если вы получаете от лейбла раз в 3 месяца деньги. То есть, вы никогда не будете думать о том, на какие деньги снять квартиру, заправить машину или записать новый трек. Но если вы возьмете деньги наперед, то тут же потратите их, а потом будете искать деньги. С молодыми артистами всегда так - поверьте.



Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку