Beats&Vibes

50 главных событий в русском рэпе: объединение “Газгольдер”

Часть 48. Московский клуб “не для всех” превращается в ведущий рэп-лейбл страны

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.



История “Газгольдера” начинается в 2005 году, когда на территории бывшего газового завода “Арма” открывается клуб-лофт. Туда нельзя зайти “с улицы”, поскольку это место не для всех. Ночной клуб в художественном фильме “Газгольдер” является вольным изображением того клуба “Газгольдер” середины нулевых.

“На первом этаже у нас был танцпол, на втором — жирнейший чил-аут, где отдыхали российские миллиардеры, — говорил художник Гермес Зайготт, один из участников арт-коммьюнити, сформировавшегося вокруг клуба. — Реально, если у людей, сидящих на втором этаже в пятницу или в субботу, собрать все бабло, то сумма была бы больше бюджета Российской Федерации”.

Одним из завсегдатаев клуба был Богдан Титомир. По легенде он оказался причастен к переезду в Москву мало кому известного на тот момент рэпера Басты. Так тот стал резидентом “Газгольдера”.

Клуб для экстра-богачей, художников и их спутниц просуществовал до 2008 года. Это был общий тренд: Москва перебесилась, гламурные клубы, где за ночь спускались бюджеты небольших городов, проскочили свой пик и начали медленно сходить на нет. К тому моменту Баста из нового артиста на старте пути стал превращаться в одного из лидеров жанра. Проект Ноггано уже как следует нашумел, Василия постепенно приняли рэп-круги, плюс он аккумулировал вокруг себя аудиторию за рамками жанра. Где-то на это временном отрезке формат “Газгольдера” меняется: закрытый клуб off, рэп-лейбл on.

“Просто менялась концепция во всем – хотелось заниматься другими делами^ — объяснял Баста — На клубное движение как бы уже не было ни времени, ни сил. Мы увлеклись музыкой, кино, театром. Купили будку студийную, потом заказали в Америке все эти колонки-молонки, микрофоны”. Помимо колонок-молонок заказывали видеокамеры и прочее оборудование для съемок: у “Газгольдера” были амбиции по организации собственного видеопродакшна. И если первые фильмы “Чайный пьяница” и “Рвы” посмотрели, по сути, только их друзья, то спустя несколько лет они снимут полнометражный фильм, который выйдет в широкий прокат — и на этом вряд ли остановятся.



Со временем “Газгольдер” начал подписывать и других рэп-артистов. На раннем этапе это был КРП (впоследствии — Купэ), который сегодня фактически завершил музыкальную деятельность, сосредоточившись на менеджерских функциях. Это был поэт Олег Груз. Бэк-вокалистка Басты Тати, со временем запустившая сольную карьеру. В 2009 году участниками “творческого объединения” становятся участники уральской группы АК-47. На тот момент Витя и Максим были на пике интернет-хайпа, к чему Баста тоже приложил руку совместными треками и поддержкой их творчества в своей радиопрограмме Hip Hop TV.

Самой громкой сделкой “Газа”, становится подписание контракта с Гуфом через год, после его ухода из группы Centr. В 2010 году они выпускают совместный альбом. Кроме того они заводят традицию каждое лето давать концерт в московском Зелёном театре. Со временем формат концертов “Баста/Гуф” меняется на “Баста+”: теперь это шоукейс всех артистов “Газгольдера”.

В 2011-м году контракты с “Газом” подписывают лидер петербургской рэп-сцены Смоки Мо и Триагрутрика, группа-сенсация из Челябинска, покорившая интернет клипом “Биг сити лайф”, а также Словетский, участник группы Константа, вернувшийся в Россию из Америки. Так “Газгольдер” приобретает черты “большого лейбла”: тут есть и состоявшиеся артисты, и необычные эксперименты, и перспективные новички.

Василий Вакуленко всегда избегал слова “лейбл” в отношении “Газольдера”. Творческое объединение и букинг-агентство — эти словосочетание звучат чаще всего. “Я уже и боюсь говорить о расширении числа артистов”, — признавался Баста в 2013 году. Тем не менее, с тех пор на “Газе” оказались Скриптонит, Tony Tonite, певица Чаруша и украинская группа Нервы.



Появляется и критика: наиболее резонансным стало высказывание Птахи о том, что “Газгольдер” — это место, где артисты пропадают. Можно вспомнить, что отработав 3-летний контракт, Гуф расстался с лейблом не в дружеских отношениях. Ну и фильм “Газгольдер”, на который делалась большая ставка, в который вложили много времени и денег, который должен был подхлестнуть карьеры принявших в нем участие артистов “Газа”, в поддержку которого устраивались концерты с беспрецедентно большим составом участников — этот фильм вряд ли оправдал все ожидания и столкнулся с довольно резкими отзывами.

Все это не отменяет главного: Басте и его коллегам удалось снять фильм, вышедший в широкий российский прокат. И готовит продолжение — надо полагать, с учетом полученного опыта.

На сегодня “Газгольдер” представляет собой один из крупнейших продюсерских центров, лейблов, назовите как хотите, в российской музыке вообще. Их флагманский артист Баста собирает “Олимпийский” и заседает в судейском кресле популярнейшего музыкального шоу “Голос”. А Скриптонит дебютным альбомом “Дом с нормальными явлениями” наглядно показывает, что “Газ” — не место, где пропадают артисты, а место, где появляются новые звезды.

О чем звезды переписываются с мамами (и фэнами)
Интервью с фонкером, который обогнал Dvrst по количеству слушателей
Создатели ЧБД прокомментировали пропажу последнего выпуска шоу c площадки, на которой оно эксклюзивно выходило последние полтора года
Первыми вернулись на ютуб, получается?