Разбираем пятый по счету альбом Noize MC, на котором много гитар, удачных образов и хороших песен.
Рецензии
19 сентября 2014
Рецензия: Noize MC "Hard Reboot"
Николай Редькин
На альбоме “Hard Reboot” есть песня, написанная от лица падающего на землю и тут же сгорающего метеорита. Песня про слепого снайпера. Песня про человека, который бежит по эскалатору не в ту сторону. “Hard Reboot” — это альбом, нашпигованный метафорами. Метафора всегда была любимым инструментом Noize MC (см. “Мое море”), здесь же образность прямо шкалит.Чего там нет? Того, чем грешили последние работы Noize MC: назидательности, мелкотемья, избыточного внимания к социалке. И еще нет хип-хопа. В смысле следования каким-то жанровым канонам. Это яростный тяжелый рок, пластинка-оммаж поколению, у которого отобрали его 2007-й, косые челки и телеканал A-One. Только на десять порядков талантливее и умнее любой записи того времени.
Пластинка, с одной стороны, получилась очень детской, выпускающей на волю своего внутреннего подростка. А с другой — темы-то тут поднимаются совсем не подростковые. Прямо в середине притаилась песня “Сохрани мою речь”, написанная для фильма про жену поэта Мандельштама — и вот это действительно хард ребут. Тексты такого уровня в русском рэпе появляются, наверное, раз в десятилетие.
Андрей Никитин
18-летний панк внутри меня, тот самый, который корябал авторучкой на парте слово Nirvana; тот, кто мешает мне жить как все нормальные люди, — подпевает этим песням, закрыв глаза. Мне здесь нравится вообще все. Вот вообще.Нравится, что есть много треков, которые непонятны с наскока, но раскрываются со временем. Что нет “смищных” песен про “у тебя критические дни” и “кури бамбук”, которые веселили абсолютно всех, одного меня заставляя грустно нудеть. Что он одновременно и злой, и сентиментальный, и человечный.
Это альбом, для тех кому нравятся Noize образца песен “Вселенная бесконечна”, “На Марсе классно”, “Выдыхай” и, скажем, “Кантемировская”. Новые песни — либо очень классные, либо просто хорошие. Но если выделять только одну, то я бы отметил, как в “абв&эюя” тезис “рэп — это новая поэзия” поставлен на колени несколькими строчками Веры Полозковой, которая показывает, что такое, вообще-то, есть поэзия; а рэп — это старое пиздобольство, увы. И это не единственная подобная неожиданность: вряд ли кто думал, что стихи Мандельштама, написанные сотню лет назад, способны стать удачным припевом для популярной песни (“Сохрани мою речь”).
Нужно отметить, что эта музыка кажется очень мейнстримовой и даже, oh no, старомодной. Пионерные разработки происходят в каких-то других областях. А это звук в лучшем случае настоящего, а то и прошлого. Что не делает его менее ценным для меня.
И последнее: я не очень понимаю, глубоко это или поверхностно; я сам поверхностный, вот в чем дело, — но вы в этом разберетесь, не так ли? Мне “Hard Reboot” кажется очень долгоиграющим, его можно слушать продолжительное время и постоянно выискивать что-то незамеченное ранее. Этим я, пожалуй, и займусь.
И, да, — верните Тетерина!
Андрей Недашковский
А я вот Кобейна никогда не слушал. И патлами длинными у сцены под гитарный скрежет не тряс. В общем скучным подростком был. Но из-за этого альбома я даже жалею, что все это пережить не удалось. Мне, может, и не близка такая музыка, я не буду ее часто переслушивать, но в целом от релиза в восторге.Кажется, мы стали забывать, какими должны быть альбомы. Это не разбухшие EP и не сборники. Пластинка должна быть некой историей, срезом прожитого артистом времени, превращенным в слова и мелодии. “Hard Reboot” — вот из таких. Это высказывание, единая большая работа с четко прослеживаемым лейтмотивом и даже моралью.
Иван никогда здесь не работает в лоб — говорит о личном, но прячет-прячет-прячет это под метафорами, образами, намеками. Слушатель будто загадки решает, подмечает какие-то общие темы, сводит их воедино, ищет ответы. Тааак, вот Noize MC поет про реинкарнацию, а потом — про “hard reboot”. Это же очень созвучно, да? Есть песни про социум, про сложности жизни в мегаполисе, про смерть. Много про смерть.
Но по факту, альбом этот — о… силе слова. О том, как это слово может стеной разделить людей или же соединить их навсегда. Этому тут посвящено сразу 4 песни. И тема обыгрывается со всех возможных ракурсов, но заканчивается все тихо и грустно: мама умирает, а главные слова ей так и не высказаны.
В интервью Иван говорил, что альбом — это попытка осмыслить эту потерю. Посвященная ей песня “М” — это крик в ночи и просто самый страшный эпизод пластинки, шокирующий буквальностью и обдающий холодом больничного кафеля. Это даже страшнее песни о слепом снайпере, убивающем людей на площади (да, тут есть и такая, но эй, помните, это в первую очередь, ме-та-фо-ра).
При всем вышеописанном, пластинка звучит вовсе не заумно или нудно. “Hard Reboot” — это рок свободного человека, тут полно хитовых припевов, а песни вроде “Сгораю” и “Ne2Da” расшевелят и самые большие концертные площадки. И на одном из этих концертов я обязательно растрясу, пускай и не очень длинными, но патлами. Что тут скажешь? Реинкарнация — великая вещь!
Леша Горбаш
А я рос на песнях молодого Noize MC. Поэтому сильно расстраивался, слушая предыдущие два альбома – из них пропала острота, метафоры стали натужными, а социалка всё навязчивее. Так вот, “Hard Reboot” выигрывает у “Нового” и “Неразберихи” в одну калитку, не напрягаясь. Хотя бы благодаря “Сохрани мою речь”. Не вспомню, когда у Noize MC последний раз была песня такого уровня. Она не претендует на масштабность “Выдыхай” и “Моё море”, а метит уже куда-то выше – это вообще-то называется творческий рост. Которого в творчестве Ивана уже пару лет как не проглядывалось.При всём этом: песнях про снайперов и падающий метеорит, вопросах о жизни и смерти, Noize MC продолжает делать музыку подросткового протеста. Делать его классно, со знанием дела. Так, что припевы въедаются в голову. Круто, что в этот раз мимо альбома не пройдут и люди постарше. Некруто, что достойные альбомы Noize MC записывает в соотношении один к трём.
И да, песня “Hard Reboot” — не первая англоязычная у Noize MC. Но пожалуйста, пусть она будет последней.
Руслан Муннибаев
Мой внутренний панк, тот, что носил футболку с лицом Кобейна с обложки металлического журнала Kerrang и ставил кассету с “Unplugged in New York” засыпая, в надежде за ночь запомнить слова всех песен, давно умер. Если заиграет любая песня из первых двух альбомов Дельфина (а особенно Дубового Гаайя, из которого, как мне кажется, наполовину и вышел Noize MC), я легко вспомню текст, но уже никогда по своей воле не включу их. Достаточно.А вот Иван, вероятно, ставит эти песни сам. Он не остался в начале двухтысячных, он их взял с собой. Оттуда специфическое чувство юмора, оттуда такие разные темы для песен, оттуда повышенное внимание к внутренним переживаниям, которых обычно не встретишь у отца двух детей, уверенно стоящего на ногах хоть на сцене стадиона, хоть в волгоградской каталажке.
Редакция поставила меня перед сложной задачей — отрецензировать альбом, который по настроению записан полторы декады назад. Записан и сыгран мастерски, сочинен еще лучше — я бы тогда с ума сошел от “Фарыфуры”, “Сохрани мою речь” и “абв&эюя”, “Говорящие головы”, да и сейчас повторяю “бла-бла-бла”. И все-таки есть что-то странное в том, что популярнейший рэп/рок артист на протяжении уже нескольких альбомов старательно реконструирует прошлое.
Самое популярное за неделю