Тексты

Noize MC: "Политических зашкваров мы избегаем"

The Flow послушал альбом "Hard Reboot" и пообщался с его автором

Текст: Николай Редькин

Вышел новый альбом Noize MC "Hard Reboot" — пластинка "роковая", по сравнению с предыдущей "хип-хоповой" "Неразберихой". The Flow послушал альбом первым и задал Ивану все появившиеся во время прослушивания вопросы.

Меня вот что удивило. Включил песню "Come Some All", когда она вышла — там трэп, электронный бит, танцевалочка. Включаю альбом — там группа Nirvana.

Ну да, “Come Some All” — это практически единственная полностью рэповая песня здесь. Все остальное — либо гитарная музыка, либо эклектичная электроника. Есть там еще такие вещи, как “Сохрани мою речь” и “Говорящие головы” — пригранджованный Everlast. Ну вот их условно можно рэпом назвать. Ну, и песня "Hard Reboot", собственно.

Почему Фреда Дерста в итоге тут не оказалось?

У Дерста какие-то проблемы — как я понимаю, довольно серьезные. Они в очередной раз откладывают альбом, ушли с Cash Money и никак не могут дозаписать свою пластинку. Как он мне пишет, наш совместный трек стоит у него в "пуле" на запись вокала, но у него еще много своих акапелл — и для него это приоритетная задача. С нашей стороны трек полностью готов, ну и рано или поздно, он увидит свет. Вообще, история очень странная, потому что это была его идея: он сам вышел на нас, сам предложил. Ну чего, удачи ему. “Endless Slaughter” мне понравился, сам жду альбома от Limp Bizkit.

Трек же англоязычный задумывался?

Изначально были разные мысли по этому поводу, но, в итоге — да, он полностью англоязычный. 

А сложно вообще писать тексты на иностранном языке? 

Проще, чем я думал, скажем так. Я попытки предпринимал давно, это был такой нарочито русский английский — я старался создать тексты с универсальным месседжем, не завязанным на какой-то новомодный сленг. Я пишу на языке мира. Не на каком-то специфическом, сиюминутном новоязе, который будет понятен только чувакам с Пятой по Восемнадцатую улицу в Нью-Йорке и никому больше. Да, у меня по-прежнему довольно сильный восточноевропейский акцент. А у кого-то он ямайский, ирландский, южноафриканский, шведский, немецкий или латиноамериканский. Носители языка меня свободно понимают, я могу сформулировать и донести свою мысль — это главное. А над остальным я упорно работаю.


 

Песня "Come Some All", имеющая еще подзаголовок "Тоталитарный трэпъ"

 

Еще очень удивило камео Полозковой здесь…

Да, тут три фита всего — Вера Полозкова, Марина Кацуба и Astronautalis. Марина Кацуба — это поэт из Питера, она сейчас будет баттлиться с Драго на “Версусе”. Она друг нашей семьи, мы с Аней поедем поболеть. Она пишет стихи давно уже, но пробовать записывать хип-хоп начала только сейчас. Мы с ней познакомились в Таиланде этой зимой, там отдыхала большая питерская туса: Алина Пязок, Усачев, Димон из группы Alai Oli, ну и мы как-то все друг друга нашли. Я показал Марине вот эту песню, у меня был только куплет и припев, она сказала, что у нее есть стихотворение, которое могло бы сюда подойти. В формате импровизации это было: я поиграл музыку, она почитала стихотворение, и стало ясно, что это единое целое. Изначально она его просто декламировала, но потом мне пришла в голову идея разложить это ритмически. Получился такой вот странный рэп “М” с постоянно съезжающей строфой.

Стихи Полозковой нравятся тебе?

Да, конечно. Я большой поклонник Веры. Мы с ней впервые встретились на премии “Степной волк” еще в 2007 году — она была ведущей вместе с Артемием Троицким. А общаться мы стали прошлой осенью.

Заметил, что много песен про смерть на альбоме. Чем это навеяно?

Моя мама умерла в самом начале 2010 года от рака. Это был удар судьбы, растянутый во времени, неотвратимый, настолько сильный, что я только сейчас начинаю пытаться принять это. Столько всего произошло: Аня родила мне двоих прекрасных детей, я набил огромное количество шишек, дал кучу концертов, записал гору песен, проделал огромный путь — и до сих пор не смирился до конца. Этот альбом просто отражает в разных формах то, что происходило со мной и моей психикой в последние четыре года. Здесь есть разные сюжеты, но чувство утраты пронизывает почти все тексты. Исключений только три: "Роботы", "Come $ome All" и "Хозяин леса". Вот и вся ироничная "социалка". Если альбом “Неразбериха” был направлен во внешний мир, то “Hard Reboot” — это личная очень запись.

Там есть песня про слепого снайпера, который в людей стреляет. Понятно же, что при желании ее легко притянуть к событиям на Украине.

Есть еще песня “Старые шрамы” — про карму, про то, что любая причиненная боль обязательно возвращается, и этот маятник раскачивается бесконечно, однажды оказавшись запущенным. Эти песни могут ассоциироваться с чем угодно — и в первую очередь, наверняка, действительно будут ассоциироваться с какими-то актуальными, "жареными" новостями и ужасом, творящимся на Юго-Востоке Украины. Но я такую цель не ставил.

Вопросы про Украину, наверное, задолбали уже?

Ну да. А что ты хочешь спросить? 

Мне интересно, а эти твои высказывания не повредили концертной деятельности? Ну, приезжаешь ты в город, а тебе говорят: “Извините, концерт отменяется”.

Такого не было пока, но какие-то движения и бурления, конечно, происходят. 6 сентября мы должны были принять участие в мероприятии газеты Metro. У них есть такой фестиваль молодых дарований Metro On Stage. Они внесли предоплату, напечатали афиши, а потом взяли с меня обещание, что на концерте не будет никаких публичных околополитических заявлений. Я сказал, окей, не будет. А после этого вдруг оказалось, что по каким-то техническим причинам мы и группа Anacondaz не сможем выступать. А группа Тараканы соответственно сможет. Бэклайн у нас практически идентичный, за исключением диджейки и сэмплеров, на технические причины не похоже. 

Не боишься, что будет еще больше таких случаев?

Может и будет. Понимаешь, я не рассматриваю ситуацию так, как будто у меня была какая-то альтернатива кроме отказа от концерта во Львове. Единственное, что я мог сделать, чтобы избежать проблем в России - не поехать к людям, которые меня ждали там. Как бы ни выглядела официальная причина отмены этого концерта, истинная причина была бы в страхе, что что-то пойдет не так. То, что я, исполняя русско-украинскую песню, взял в руки протянутое мне из первого ряда жёлто-голубое знамя, лишь несколько упростило задачу нашим СМИ. Нас всё равно бы смешали с говном, просто со слегка другими заголовками и фотками.

Я написал большой, подробный пост у себя на странице Вконтакте, я там четко и однозначно сформулировал все, что хотел сказать. Но подавляющее большинство ни во что не хочет вникать, его просто не читают перед тем, как метнуть под ним же очередной кусок дерьма в комментах. Быть за мир и за людей — не в тренде, это нынче называется "и нашим, и вашим". Можно быть только за Майдан или за Путина. За Новороссию или за "киевскую хунту". Только за Россию или только за Украину. За папу или за маму — кого из них вы бы хотели убить? "Поддержал карательную операцию" — вы окончательно ......... (долбанулись), друзья, и боитесь даже попытаться разобраться в происходящем. "If she floats than she is not a witch like we had thought" (цитата из песни группы Nirvana, посвященной "охоте на ведьм" — прим. The Flow).

Фестиваль “мира” в Донбассе отменился в итоге?

Да. Видимо, Иосиф Кобзон сделал это заявление, не осознавая, какая огромная организационная работа требуется, чтобы это мероприятие провести. Так это все и заглохло, к сожалению. Но мне было бы очень интересно и важно там выступить — жаль, что этого не случилось.

Выступать на одной сцене с Кобзоном — не обломно это?

Ну знаешь, я был очень удивлен его позицией по этому вопросу, и это вызвало у меня большое уважение. Ну просто, видимо, это было такое, не вполне обдуманное высказывание

А есть такие артисты, ну или политики, с которыми бы никогда не стал на одной сцене выступать? 

Политиков целая куча. Мягко говоря, почти все — я даже не знаю, какое исключение можно сделать. Мы выступали на “Марше миллионов”, и там высказывались со сцены самые разные люди, ну и это был очень неоднозначный опыт. Но там была не акция, организованная какой-то одной партией, а гражданский акт. Если я делаю исключения, то они выглядят вот так — когда никаких конкретных политических знамен на мероприятии нет. 

А что касается музыкантов…. ну не знаю, бывают безумные совершенно сборные солянки. Вот на Дне Города, например. Если вдруг такие музыканты будут выступать с нами на одной сцене и вызывать у нас какое-то раздражение, мы скорее это отразим в своем выступлении, чем откажемся выступать. Мы же начали играть на улице, и самым большим счастьем всегда была возможность поиграть для людей на хорошем громком звуке. Этой концепции и придерживаемся. Каких-то политических зашкваров мы избегаем, а в музыкальном плане — ну что, выступит с нами на одной сцене группа Бутырка и мы такие же песни играть станем? Нет, не станем.

Расскажи еще тогда про “Кубану”. Ситуация же нелогичная вообще: ты приехал на фестиваль бесплатно — а тебе стали палки в колеса вставлять.

Да, это нелогично! Я просто не знаю, как еще это прокомментировать, но тебе мое возмущение понятно! Я ездил на все “Кубаны” с первой по последнюю, мы всегда Илье шли навстречу — и в этом году пошли навстречу так, как не ходили доселе. Но в итоге все обернулось все равно каким-то идиотизмом. Этим и был вызван мой столь эмоциональный ответ.

Что чувствует человек, который раздевается в публичном месте догола?

Да не знаю… было смешно! Это как наш первый клип (клип "Песня для радио", в котором Иван снимается голым — прим. The Flow).


То самое выступление на "Кубане"

 

Фильм “Hard Reboot” вы, получается, уже не успеете закончить к релизу альбома?

Так получилось, что фильм — более трудоемкое мероприятие по продакшну. И он будет готов несколько позже. Вот мы только что обсуждали озвучку, сейчас доснимали дополнительные сцены в большом количестве, и скоро появится финальный монтаж, который будем озвучивать.

Кино “Газгольдер” тебе, как я понимаю, понравилось?

В целом да, я прикольно провел время. Понятно, что это не вполне кинематограф, но учитывая, что это взяли и сделали люди, не обладающие кинематографическим опытом, это вообще очень круто. В этом есть самобытность какая-то, аутентика. Знаешь, все время, когда тебя спрашивают: “И что, тебе понравился “Газгольдер”?”, чувствуешь себя немного идиотом. Как будто он тебе должен не понравиться и ты его должен сидеть и засирать как человек с хорошим вкусом. Ну видимо, я человек с плохим вкусом. "Мразь я и гондон — сорри и пардон".

Реакцией на “Неразбериху” доволен? Люди поняли твой месседж? 

Да, доволен. Ровная, позитивная была реакция. В среде наших фэнов был ощутимый процент разочарованных отсутствием рока, но я ставил себе цель запись рэп-пластинку, это и сделал. Если кто-то хочет тяжеляка, вот вам “Hard Reboot”.

Ты вообще чувствуешь свою принадлежность к русской рэп-тусовке? Есть просто такое ощущение, что у тебя свой слушатель, которому русский рэп, по больше части, не особо-то и интересен. 

Ну как, я со многими деятелями русского хип-хопа знаком и общаюсь. Чувствую ли себя частью тусовки? Не знаю, я особо не тусуюсь, у меня времени нет. Мне кажется, группы, чересчур инсталлированные в какие-то “тусовки”, они начинают потихоньку терять собственное лицо. Вот есть условно тусовка “Нашего Радио” — там присутствует общий знаменатель, к которому все понемногу приходят. В русском рэпе такое, наверное, тоже есть. Но мы делаем очень разную музыку, которая собирает вместе очень разных людей, объединенных не субкультурными предпочтениями, а теми песнями, которые мы сочинили. Это же и есть самое ценное для любой группы.

Огромное количество коллективов существует за счет того, что они “как вот эти”. “Вот эти что-то альбом не выпустили, зато вот-эти-которые-как-они выпустили, послушаем пока его”. И это не про нас точно. 

За столько лет у вас даже подражателей не появилось. 

Группы, использующие схожий сетап, существуют. Anacondaz, например. Сэмплерная основа и “живье” поверх. 

При этом вы разные же совсем. 

Да, мы совсем разную музыку играем. И это круто, по-моему. Ну просто нас самих изначально записывали в подражатели Кирпичей, при любом удобном случае. Но кажется, это закончилось довольно давно.

А ты вообще за “тяжелой” сценой в России сейчас следишь? Расскажи, что там происходит.

С тяжеляком в России в целом стагнация. После подъема “мазафаки” в нулевые группы остались все те же, а новые артисты, которые появляются, рубятся совсем в маргинальных для меня субжанрах. Возможно, я все проглядел — я же не сотрудник A&R (смеется). Но больших событий вроде бы не было. Каких-то новых больших групп на эту тему и в мире-то не появляется.

По-моему, все новое сейчас происходит в какой-то электронике. Условно, то, что можно в “трэп” запихнуть. Ну кто там? Hudson Mohawke, вот этот TNGHT. Появляются новые продюсеры электронные, которых, в той или иной мере, ангажируют для написания битов рэперы. Вот это реально в музыке происходит, а все остальное не встраивается в мировой шоу-бизнес. Плюс появилось огромное количество маленьких ниш — и это, кажется, всех устраивает. Суперзвезд “для всех” не появлялось очень давно.

Спорное заявление.

Ну скажи, какая последняя музыкальная эпидемия мировая? Посоветуй, я хоть послушаю. Для меня — вот (показывает на свою футболку с логотипом Die Antwoord). Сопоставимого явления нет. Я на концерте несколько раз был. Мне нравятся очень лайвы их — это самое бодрое, что я видел под минусовку. И меня очень радует концепция проекта. Они понимают, что современная музыка измеряется видеоклипами, а не альбомами. Ну и очень сильно веселит их ирония по поводу своего диджея. Ну, в клипе в его роли всегда разные люди и, чем он на самом деле занимается во время лайв-сета, не очень понятно. Зато очень смешно! Это как видос The Lonely Island про диджея.

Еще из персональных открытий — Astronautalis. Мне лайв его на “Пикнике” понравился дико. Я о нем узнал-то из “Афиши”, которая нам предложила сделать фит. Послушал, удивился, что пропустил такое крутое музло. Это еще и очень близко мне по духу, нравится мелодическое мышление. А вообще, не успеваю подробно мониторить происходящее. 


Заглавная песня альбома — англоязычный трек с американским инди-рэпером Astronautalis

  

В новый сезон Versus не звали тебя?

Я вообще понял, что этот формат мне неинтересен. Есть дела поважнее, чем сидеть и искать зашквары малоизвестного мне исполнителя. Мне это зачем? Ему понятно, зачем — про меня и искать ничего не надо.

Интернет-баттлы — это другая история была?

Другая абсолютно. В баттле самое интересное было — возможность написать песню. “За закрытой дверью” — это же баттловый трек. Было соревнование песен. Когда люди, полностью игнорируя заданную тему, углублялись в критику соперника, это было меньше интересно, на мой взгляд. Единицам удавалось сделать это круто. А так, просто кого-то за что-то подкалывать — ну я устал от этого негатива, правда. В жизни есть реально плохие вещи, друзья! По-настоящему хреновые! И это не плохой рэп парня из соседнего подъезда!

Когда у нас в редакции заходит спор, может ли баттловый рэпер стать крутым артистом, то ты — первый пример.

Скажем так, я просто вышел из многих мест сразу. В какой-то момент баттл-рэпом я занимался — и он дал мощный толчок моей карьере. Но на одном стартере далеко не уедешь. Как бы ни ругали меня люди, ненавидящие нашу группу, мы занимаемся тем, чем занимаемся, уже скоро как 12 лет. И достигли того, чего достигли, собственным трудом. И нравится кому-то это или нет, мы здесь надолго! И причина не в баттл-рэпе все-таки. Это заставляет расти в плане сноровки, в плане технических вещей каких-то. Это стимулирует твои способности к импровизации. Хотя я в итоге понял, что фристайл мне не для этого. Это круто, когда ты спонтанно можешь обыграть какую-то ситуацию. А когда тебе надо оскорбить другого человека, о жизни которого ты имеешь поверхностное представление — меня перестало это вдохновлять. 

Что вообще может послужить причиной распада группы Noize MC?

Затяжной творческий кризис. Личные конфликты. Если уж совсем начнутся жестокие гонения на нас. Но мне не хотелось бы думать о том плохом, чего нет. Потому что мысль материальна.

 

 

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"