Рецензии
Авторы: Андрей Недашковский, Владимир Завьялов

"В контексте русского рэпа — это большой манифест творческой свободы". Разбираем дебютный EP Gruppa Skryptonite

И объясняем, почему о творческих переменах Адиля нельзя просто сказать "Скриптонит завязал с рэпом".

Каждый человек, достигнув успеха, однажды приходит к вопросу "А что дальше?"

Можно просто не трогать то, что и так хорошо работает. Это разумно.

А можно пойти дальше. Зачем? Затем, что к успеху тебя привел поиск, а затормозив, ты на самом деле и изменяешь себе.

Вспомнить примеры из музыки не сложно: от Radiohead, перенаправивших тоску скулящих гитар в мудреную электронику, до Ивана Дорна, который, демонтировав кондовые устои местной поп-музыки, занялся музыкой исследовательской.

Именно это сейчас и происходит с Адилем Жалеловым.

Вообще, "Скриптонит завязал с рэпом" — слишком упрощенное описание творческих перемен человека, пять лет назад о своей музыке читавшего “Ты хотел настоящий трэп? Вот это трэп!”. Как минимум потому, что еще до Gruppa Skryptonite он постоянно покидал пределы того, что обычно инструментально сопровождает рэп, а его музыку не получалось называть просто битами.

"Solitude", первый релиз под вывеской Gruppa Skryptonite, — не резкий отход от прежних принципов и идей старого творчества, а их логическое продолжение, усиление и углубление.

Это наблюдается с саундом, впитавшим кучу музыкальных идей и эпох, — от психоделического ретро и трип-хопа до джаза и блюза. Неожиданными стали эксперименты с фолком, из-за которых вокальная партия в “Добре” зазвучала как хор ансамбля народной песни.

Люди, переслушавшие всю музыку мира, возможно, и отыщут на релизе места, где Адиль и его музыканты что-то там у кого-то подсмотрели. Но по состоянию на 2019 год “Solitude” звучит как пластинка, которую люди придумали, ориентируясь на раздражители внутренние, а не внешние. Не на то, что сегодня звучит из каждого утюга, а то, что звучит у них самих внутри.

Не поменялись, но усложнились герои Жалелова, которые, если вкратце описать происходящее с ними, из песни в песню просто ищут своего человека. Здесь есть сцена встречи Адиля с бывшей, которая когда-то не ответила ему взаимностью, а теперь вешается на шею, и эта сцена заканчивается цитатой: “Никаких тут побед, только глупые и ненужные”. Опустошенность и неустроенность жизней, о которых Скриптонит говорит в этих шести песнях, оправдывают название “Solitude” (англ. одиночество) сполна.

Можно долго копаться в том, насколько более лаконичным и элегантным стал стиль работы артиста с текстом (“Берега холодные, потому что попутаны / Заснеженные паруса в океане любви”), хотя похоже, что "Solitude" — это больше про настроение, атмосферу и все, что им сопутствует.

Вырви "Solitude" из контекста — получим “просто” интересную и изобретательную мультижанровую запись. Но в контексте русского рэпа — это большой манифест творческой свободы.

Да, так можно было.






Friendly Thug 52 NGG живет на студии. Канье ненавидит всех (даже собственные альбомы). Как Замаю перестать быть злым
Обсуждаем группу Kunteynir, личность Паши, а также наши пересечения с ним в жизни
Воссоздают события последних недель жизни Паши Техника и всей его творческой биографии