Рецензии
Текст: Николай Редькин

"Dragonborn" Big Baby Tape — что удивительного в его успехе?

Дни Молодого Тейпа на The Flow продолжаются!

То, что 18-летний Егор Ракитин, он же Big Baby Tape — герой момента, вы и сами знаете.

Альбом “Dragonborn” вышел в прошлый четверг, за выходные взял первое место Apple Music и наводнил большие паблики мемами по его мотивам. Через три дня после релиза, в воскресенье, я пришел на концерт Федука. Ближе к середине он вызвал на сцену Тейпа (вспомним, что Федор год назад первым назвал имя Тейпа на многомиллионную аудиторию). И меня поразил контраст: только-только здесь играл романтичный хаус про любовь, как вдруг откуда ни возьмись материализовался человек в шапке и очках, орущий непонятные строчки под бухающие, варварски перегруженные басами биты.

“Dragonborn” и его моментальный успех — это такой же нежданчик. Звук, где басы задраны так, что отдельные треки тяжеловато слушать в наушниках. Сленговые англицизмы, за дешифром которых надо лезть на Genius. Много про криминал, наркотики и полицию. Пу-пу! Ту-ту-ту! Общее ощущение того, что ты чего-то не понимаешь — и что это совершенно нормально.

В чем уникальность Тейпа? Многие другие популярные альбомы этого года, проходящие по тегу “хип-хоп”, были кроссоверами, открывающими для хип-хопа дорогу в новую поп-музыку. Примеры вы сами без труда вспомните: Элджей, Lizer или GONE.Fludd. Это песни, в которых присутствовал речитатив, — где-то в большей степени, где-то в меньшей. Но сохранялась и структура поп-песни: куплет, потом бридж, непременно ведущий к припеву, где и происходит кульминация.

На “Dragonborn” ничего такого и близко нет. Главный хит “Gimme The Loot” открывается сэмплом Бигги, потом две с небольшим минуты рэпа — всё. Таких треков здесь два десятка, и за весь часовой хронометраж радикально не меняется ничего: под сэмплированные биты с обилием дисторшна тебе читают про факбоев, шутеров, кирпичи, глоки, газ, лин, акабов, пуллап и так далее. "Доминирование эстетики над содержанием", — комментирует это коллега Недашковский, отмечая, что в песнях Тейпа даже нет героев, есть только бесконечные декорации.

Это ортодоксальный рэп, без каких-либо посторонних примесей.





На предыдущем релизе Тейпа, EP “Hoodrich Tales” было как раз наоборот — рэп прекрасно существовал в песенной форме. Не знаю, насколько осознанным был разворот в обратную сторону, но, судя по цифрам прослушиваний и первым местам в Apple Music, он удался.

В чем крутость Тейпа? Он очень бережно обращается с языком — если в этом деле он не художник, то как минимум дизайнер. Делать билингвальный рэп, да так, чтобы никто не вспомнил про “французский с нижегородским”, непросто, и делать это надо только в том случае, если ты прекрасно чувствуешь оба языка. Самый простой способ здесь — работать на контрастах: всегда интересно слушать, как американский сленг соседствует с чем-то очень русским.

У Тейпа хорошие учителя. Пять лет назад таким занимался Яникс, потом Yung Trappa, но их последователь идет дальше. На альбоме есть и “Ape shit bitch, обезьяна чи-чи-чи”, и “Pussy на Руси, мы качаем на Руси”, и (ближе к концу) “Я трэпую возле улиц, мимо кладбищ. Мимо бэндо, мимо капищ и ристалищ” — вот уж чего не ожидал, того не ожидал.

“Dragonborn” — это целый мир, любовно и детально проработанный. Свой вайс-сити, скрещенный с сюжетом Уолтера Уайта и Джесси Пинкмана. В нашем блиц-интервью Егор рассказывал, что выучил английский по GTA. Продолжая аналогию: уверен, что многие слушатели сделают это по его пластинке. Недавно я писал про GONE.Fludd: он уникален тем, что предлагает своим слушателям поиграть. Big Baby Tape делает то же самое, только игры у него другие (вспомним, что у слова “шутер”, которое звучит тут в каждом втором треке, есть и другое значение).

Наконец, Тейп — это очень энергичная музыка. И такой — мощной, злой, негодяйской — энергии, в нашем хип-хопе (по крайней мере, в надземной его части) давно не было. “Dragonborn” — это именно что рэп-альбом. Который лезет к верхушкам чартов в тот год, когда многие ноют о том, что рэп умер и не подает признаков жизни.

Что меня смущает? Это убедительная демонстрация по сути одного-единственного приема. И непонятно, как долго можно его эксплуатировать. В той нише, где существует Тейп, важно постоянно обновлять прошивку, иначе долго не продержишься. Вообще — заметки на полях — очень интересно смотреть, как старшие коллеги Тейпа над этим работают. Yanix пробует петь, Boulevard Depo на последний альбом набрал себе невиданных экспериментальных инструменталов, Pharaoh все сильнее тянется в сторону гитарной музыки. В интервью Tape намекал на свой широкий музыкальный кругозор (“У меня пылятся где-то два альбома с джанглом”), надеюсь, что благодаря этому через год или два у него все тоже будет в порядке.

А пока он — как и сообщалось — герой момента.


"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"