Рецензии
Текст: Андрей Недашковский

О чем Alyona Alyona читает на альбоме "Пушка"

Почему она — и хранитель традиций, и их же разрушитель? Рецензируем ее дебютный альбом, который, похоже, хвалят вообще все.

Алена Савраненко ворвалась в украинский рэп чуть больше полугода назад — и нахайпила так, как никому не удавалось со времен Грибов. Ее история — пример, когда один артист провоцирует повышение интереса к целому жанру. По крайней мере, именно так происходит сейчас в Украине.

Забавно, что она была тут и раньше — да только никто не замечал. Если верить одному из треков только что вышедшего дебютного альбома “Пушка”, стаж Савраненко в рэпе достигает 10 лет, а при желании в сети обнаруживаются ее архивные клипы, песни, выпущенные под другими никнеймами, и даже целый альбом. Но то, что она делает сейчас, — продукт принципиально иного уровня.

Прорыву способствовал и невиданный для рэпа бэкграунд: вот уже пять лет она работала воспитательницей детсада под Киевом и этим же продолжала заниматься на момент выхода первых клипов под никнеймом Alyona Alyona. Было решено не прятать этот факт биографии, а использовать в формировании своего имиджа — и на такую историю о преодолении обстоятельств моментально слетелись телеканалы и медиа.

Помог и первый клип на “Рибки” – кичливый, эпатажный, всратый. В нем Алена в купальнике катается на гидроцикле, попивает коктейль и трэпует на фоне мультяшных задников.





В сети сразу обнаружилось немало конспироголов, утверждавших, что девочка-ноунейм не могла прийти из села с такими скиллами и битами, с таким пониманием тенденций нового рэпа, с таким повышенным вниманием прессы к себе.

Действительно, не верить в правдивость всего этого легче. Люди — заложники стереотипов. И когда возникает явление, не вписывающееся в их систему координат, ему пытаются найти самые простые обоснования. Но история Alyona Alyona — это, простите за избитость формулировки, подтверждение того, что чудеса случаются. Что девушке не обязательно подпадать под какие-то там стандарты внешности, чтобы заниматься рэпом. Что женский рэп — это не обязательно скучно. Что можно жить в селе и разбираться в актуальной музыке получше столичных хайпхантеров.

Но эти же хайпхантеры прямо сейчас качают и слушают ее только что вышедший дебютный альбом “Пушка”.

Интересно, какой эффект он произведет на публику, изначально отнесшую Алену в категорию мем-рэпа из-за клипа на “Рибки”. Песни, посвященной аутсайдерам, справляющимся с траблами благодаря жизненной закалке, которой другие лишены.

“Пушка” — очень мотивационная запись. Не элвановских пропорций, конечно, но едва ли не в каждой второй песне тут звучат призывы в духе “Не бойся быть не такой как все” и “Примирись со своим внутренним ребенком”.

Alyona Alyona работает на контрастах. В ее строчках есть место боли:


“Кличуть бельмом в оці, та не кличуть в гості,
Швидше вже на острів, щось по типу Спарти
Маєш жити як усі, або помирати”.

(рус. Зовут бельмом на глазу, но не зовут в гости,
Скорее на остров, что-то вроде Спарты,
Должен быть как все, или умирать).



В ее строчках есть место самоиронии:


“Я відкрила рот і мені аплодують.
Поглянь на мене: хіба в репі не годують?
Хитаю задом, хитаю зали.
Зі мною в ліфті хтось другий — зайвий”.

(рус. Я открыла рот и мне аплодируют.
Взгляни на меня: разве в рэпе не кормят?
Трясу задом, трясу залы,
Со мною в лифте любой другой — лишний).



Ценной для жанра аутентичности, того, что тут принято называть словом “трушность”, тоже едва ли меньше, чем у многих “уличных”, поднимающих это понятие на свои знамена.



"Я знаю ці рухи, ці вибиті пальці і сині татухи
Цей саунд, що ти щойно слухав. Життя, що кличуть “житуха”
Просякнута ним аж до кінчиків пальців.
Ти тепер знаєш, навіщо той панцир.
Розумієш, на кого пес скулився,
Чуєш, як дихає-дихає вулиця".

(рус. Мне знакомы эти движения, выбитые пальцы и синие татухи
Этот саунд, который ты слышал. Жизнь, что зовут “житухой”.
Пропитана им аж до кончиков пальцев.
Ты теперь знаешь, зачем этот панцирь.
Понимаешь, на кого же пес скалился,
Слышишь, как дышит-дышит улица).


“Рэп — это книга реальности” — идеализированно говорила она в нашем интервью. И, похоже, всей душой верит в этот тезис.





История ее взросления — не уличная банда, а банда детей, играющих в прятки в поле, это тихое украинское село и порог родительской хатки. Этому Alyona Alyona посвящает самую сильную песню альбома “Літак”, письмо в никуда о месте у озерца, где навсегда поселилось детство.

Эта песня вписывается в контекст новой украинской музыки, которая давно ищет способ совместить сиюминутное с народными песенными традициями. Где другие ограничиваются использованием в аранжировке сопилки или бандуры, что уже успело стать пошлым ходом, Алена реинкарнирует литературные традиции. Говорит, как кланяется порогу родного дома. Касается темы тотальной урбанизации и смерти села. И меняет флоу, обнаруживая в нем тональность, напоминающую манеру исполнения народных песен.

Получается, Alyona Alyona — и хранитель традиций, и их же разрушитель в одном лице.

Она, с одной стороны, работает с фолк-орнаментом, напоминая сошедший со страниц гоголевских рассказов архетип украинской казачки, которая и коня на скаку остановит (или это про другой архетип?), и с силой, но и любовью огреет мужика, завалившегося домой синим. С другой стороны, она избегает вот этой зашоренности. Песня “Падло” — это же самый трендовый звук момента с индустриальным лупом в духе El-P.

То, как она существует на стыке этих двух материй и насколько легко переходит из одного состояния в другое, — одно из самых удивительных свойств альбома.

Где-то тут уместно бы звучал титул “лучшая артистка в истории украинского рэпа”, но это как-то слабовато. Конкуренции в женской категории у нее, считай, и нет никакой. Alyona Alyona — это вообще не про номинации и конкуренцию. Она такая одна: непрочитанная книжка, пушка и пышка.







Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку