Тексты
Интервью: Андрей Недашковский

Как сельская воспитательница стала рэп-звездой: интервью с Alyona Alyona

Первое интервью в 2019 году — и сразу с главной рэп-героиней.

Алене Савраненко хватило всего нескольких песен и клипов, чтобы оформиться в одну из сенсаций жанра.

“Рибки”, “Залишаю свій дім”, “Відчиняй” — эти треки сами по себе производили ураганный эффект, но с ними Alyona Alyona принесла еще и крайне необычный бекграунд.

5 лет она проработала воспитательницей в детском саду под Киевом, а в свободное от работы время ездила в купальнике на гидроцикле и ломала стереотипы о женском рэпе. О ней точно когда-нибудь снимут фильм, а пока этого не произошло, The Flow поговорил с Аленой о том, как ей все это удалось.


5 хайлайтов для затравки:

1. Песне “Рыбки” уже два года, и если вам интересно, почему ее до сих пор не завезли на стриминг-площадки, Alyona Alyona объяснит.

2. До того, как стать известной, Alyona Alyona администрировала паблик о женском рэпе. Цитата: “80% материала — это сопли тоскливым голосом”.

3. А до того, как устроиться в детский сад, работала психологом с неблагополучной молодежью.

4. Она пишет песни на продажу для других артистов — и первый такой опыт уже можно оценить.

5. А еще можно оценить древний клип, который она выпускала 7 лет назад под совсем другим псевдонимом.


Дебютный киевский концерт Alyona Alyona состоится 14 июня в "Зеленом театре".



КАК 5 ЛЕТ РАБОТАТЬ В ДЕТСКОМ САДУ И ЗАРАБАТЫВАТЬ 114 ДОЛЛАРОВ В МЕСЯЦ


— В пяти предложениях расскажи, что происходило в твоей жизни до клипа “Рыбки”.

— Последние пять лет я была воспитательницей в детском саду. После работы читала рэп. В свободное время гуляла с друзьями, ходила в кино, была обычным подростком. Девушкой, у которой есть обязанности, есть большая семья и мечта делать рэп. Уложилась в 4.





— Мне показалось, что телеку изначально не был интересен твой рэп. Было интересно, что его читает сельская воспитательница.

— Дети — моя жизнь. Всем, кто брал у меня интервью, я говорила, что мой садик нуждается в спонсорстве, но ни один канал не включил эту мою фразу в сюжет. Я там уже не работаю, но если кто-то желает стать благотворителем — напишите мне в директ.

Сложно, когда у садика нет денег на веник, и ты встаешь перед выбором: купить его на личные деньги или пойти по магазинам просить пожертвовать.


— Расписание дня воспитательницы в детском саду — какое оно?

— Приходишь на работу, переодеваешься и в 8 утра встречаешь детей. Занимаешься индивидуальной работой, проводишь дидактические игры, беседуешь …


— О чем беседуешь? Они ж малыши!

— У воспитателей есть календарное планирование, все структурировано. Например, раздел “Времена года”. Осень делится на неделю о птицах, неделю о деревьях, об огороде. И вот ты детей выводишь на разговор: “А что вы надели? Сапожки? Почему сапожки, а не босоножки?” Дальше — завтрак. Потом занятия. Там учат всему — от мироустройства до основ математики, музыки и физкультуры. Охват тем пошире, чем у некоторых школьных учителей. Потом мы гуляем, обедаем, спим, просыпаемся — и опять занимаемся, опять говорим, гуляем на уличке.


— На что обращать внимание при выборе детского сада для своего ребенка?

— В первую очередь — на себя самого, готов ли ты прощаться с ним? Готов отпустить свое чадо, которое только недавно сделало первые шаги и перестало есть из бутылочки? Готов ли, что в течение дня в садике у него будет третий родитель? Если да — ок, тогда иди в группу, и в первую очередь оценивай безопасность, наличие острых углов, высоту сидений, устраивает ли тебя режим дня, наличие дидактического и развивающего материала, какие в саду игрушки, обязательно нужно интересоваться квалификацией педагогов. Питанием: чем кормят, кто и как готовит.


— Барышевка — село, где ты жила. Какое оно?

— Районный центр в 60 километрах от Киева. Население — до 12 тысяч человек. Самый высокий дом — 5 этажей, есть стадиончик. Отсюда родом моя мама. До моих 13 лет мы жили на Кировоградщине, а потом в поисках лучшей жизни переехали сюда. Долгое время каталась по работе в Киев, работала в социальной службе психологом, но чуть подвыгорела и решила все это перезагрузить.





— Практику психолога где проходила?

— В школе, в детском саду, в центре социальной помощи, в волонтерском центре и детском лагере. Еще ездила в детский дом.


— Это оставляет отпечаток?

— Еще бы! Дома престарелых с бабушками и дедушками, которые уже никому не нужны... Одиночество и беспомощность в их глазах. Но когда тебе 19-20, не до конца все это осознаешь.


— Когда ты начала принимать увиденное близко к сердцу?

— В социальной службе приходилось работать с неблагополучной молодежью: наркоманами, людьми, вышедшими из тюрьмы. Видела героинщиков, видела, как оно все делается, в каких местах они живут. Видела тот ужас, когда приходишь к матери-одиночке — а у нее в холодильнике лежит только гнилой банан. Спрашиваешь, чем она утром кормила ребенка, а она отвечает: “Бананом”. И ты сразу понимаешь, каким. “Вот там шкурка лежит” — говорит она, и приходится заглядывать в мусорные ведра, есть ли там эта шкурка от банана или пачка от йогурта.

Выгорание пришло с пониманием, что эти дети будут жить так же, как и их родители, потому что они в этом выросли. Люди не хотят меняться. Люди в себя не верят.


— Есть примеры, когда ваша помощь привела к крутой перезагрузке?

— Не лично моя, но социальной службы. Мать училась ухаживать за ребенком, у нее просыпался материнский инстинкт — а это шестнадцатилетняя девочка. Такие же в основном без образования. Она научилась делать маникюр, и смогла на дому зарабатывать. Потом встретила парня, который принял ее и ее ребенка, они создали семью. Если такой сценарий случается в одном из десяти случаев — это уже результат.


— Зарплата воспитательницы в детском саду ПГТ Барышевка — какая?

— Ставка воспитателя не дотягивает даже до прожиточного минимума. Мы получаем 3200 гривен (114 долларов, чуть меньше 8000 рублей — Прим. The Flow), и нам еще 400 гривен доплачивают, чтобы мы дотягивали до минимума. Многие воспитатели работают на полторы ставки, чтобы кормить семью и платить 2000 за газ.


— Как нужно любить детей и не любить деньги, чтобы проработать в таких условиях 5 лет?

— Счастье же не в деньгах! Да и дети заряжают. Работаешь до 17:00, а после можешь решать свои вопросы. Есть соцпакет, с которым при выходе на больничный тебе все равно выплатят часть зарплаты. Могут заплатить отпускные и тринадцатую зарплату. Не все так плохо.


— Что сказало руководство, когда вышел клип — а ты в нем в купальнике позируешь?

— А что, воспитательнице запрещается купальник носить? Купальник мне легко с рук сошел. А вот когда вышла вторая версия клипа “Рыбки”, где есть 4 мата незапиканных, то педагоги начали “выступать”.

Из-за купальника на съемках клипа я не волновалась, но когда Delta Arthur мне сказал, что надо будет сниматься на гидроцикле! Да я на мотороллере даже никогда не каталась. Было так страшно, тааак страшно!



МЕМ ПРО РОМУ АНГЛИЧАНИНА, КРУТОЙ ЖЕНСКИЙ РЭП, ПЕСНИ НА ПРОДАЖУ


— В новостях говорили, что твой папа — наладчик вентиляционных систем, а мама пишет церковные песни.

— Папа — да, а про маму все перекрутили. Она не пишет, а составляет церковные службы для певчих, тематически компонует псалмы. Службы же каждый раз приурочены к какому-то празднику или дню святого. Сейчас мама устроилась работать на завод в Борисполе, занимается упаковкой фиников, фисташек, миндаля.


— Детство тесно было связано с церковью?

— У мамы лет 7 назад возникло желание этим заняться. У нее была глубоко верующая бабушка. Имела на маму влияние, воспитывала ее. У каждого же есть груз в жизни, приходишь к желанию снять его. Вот и мама захотела излить душу богу. А мы с папой в это погружены не так глубоко.





— Тебе знакомо имя Ромы Англичанина?

— Царство ему небесное.


— Помимо музыки он, как это сейчас происходит, продолжает жить в мемах. Одним из таких мемов стал его монолог о женском рэпе: “Бабы, читающие рэп, при любом раскладе — говно”. Почему он не прав?

— Как минимум, потому что он не слышал меня (смеется). Это шутеечки, у меня все в порядке с самомнением. Он так говорил, потому что это стереотипы, ярлыки и клише. Я год с лишним администрировала паблик, посвященный женскому рэпу. Это было когда Mozee Montana еще носила имя $low Mo. Моей задачей было не только публиковать то, что присылают в “предложку”, но и самостоятельно искать песни девчонок-ноунеймов. Я нашла кучу всего — и 80% из этого материала были сопли тоскливым голосом.

Кто-то любит себя и свое творчество настолько, что смело присылает его звездам со словами: “Оцени меня”. Другие настолько скромны, что боятся его показывать. Возможно, Роман слышал представительниц первой категории.


— Кто делает крутой женский рэп?

— Когда я вела паблик, моей фавориткой была Маша Hima. Ее треки из Sasisa Battle я года полтора гоняла. В ней есть много рока, она разносторонняя. Когда она начала с Эмили что-то делать, я охладела. Такая движуха — уже немного не мое, как и оффлайн-баттлы в целом. Еще нравилось творчество Насти Доброй — оригинальные идеи, она прикольно ложится на биты.


— МС Анюта — тоже девочка из украинского села, тоже читает рэп. Она крутая или отстой?

— Это просто не мое. Я не могу ее судить. В чем крутость? В чем отстой? Если судить с точки зрения "рифмы, панчи, флоу" — то отстой. Если судить с позиции настоящести — то бомба. Девочке — счастья и здоровья. Показывать себя настоящую — это классно.


— Один из новостных телесюжетов снимали в твоей комнате. Я заметил, что там у тебя висит табличка с надписью “Один час в день я трачу на рэп”.

— Я так приучала себя к порядку. У меня стабильно лежали недописанные треки, и я так от этого устала, что однажды психанула и решила: “Так, минимум час в день”. Час тратила на рэп, полчаса на книги и полчаса на прогулку. И это при девятичасовом рабочем дне. Но, блин, с книгами не получалось. Дом — не моя зона комфорта для чтения. Люблю читать в пути. Сейчас это сборник украинских прозаиков, называется “Усмішка” (укр. Улыбка). Люблю современную украинскую прозу. Фаворит — Люко Дашвар. Она пишет о селе, о таких же людях, которые жили рядом со мной. О моих друзьях, одногруппниках.


— Как ты начала писать песни на продажу?

— У меня копились наброски. Через общих знакомых я случайно познакомилась с артистом, тот захотел, чтобы ему написали песню.


— Так и произошел ваш коннект с артисткой MamaRika?

— Да, после того, как она услышала “Рыбки”. Трек-то давнишний, ему года два. Кстати, почему его нет на стриминг-площадках. Дело в том, что бит я нашла Вконтакте. Поэтому, уважаемый битмарь, если ты читаешь это вью, найди меня, свяжись. Я искала как могла, писала всем, у кого видела репост твоего бита, но никто не смог дать контакты. А то придется его заливать на iTunes с другим битом.

MamaRika — не единственный случай гострайтинга в моей практике, но остальные еще не вышли. Рассказать не могу, коммерческая тайна. У меня теперь есть агент, который занимается продажей песен. Поэтому, если проснется моя внутренняя 15-летняя фанатка групп Руки Вверх или Reflex, и я захочу написать что-то о любви, — и это не будет соответствовать музыке Alyona Alyona — этим песням найдут исполнителя.






ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ, РЫБКИ И ШКУРЫ


— Вспомни день, когда вышел клип “Рыбки”. В какой момент ты поняла, что поперло?

— Я шла пешком на работу в Дерновку. Это следующий поселок за Барышевкой. Когда проходишь две трети пути, пропадает сеть. Поэтому когда клип дропнулся, у меня не было интернета. Я до пяти вечера работала, не зная, что там происходит. Вернулась домой — увидела реакцию.

Но не было такого, чтобы я прыгала, кайфовала. Я что странная? Я буду прыгать и кайфовать, когда улечу в теплые края и увижу там пальмы с кокосами.

Рада, что зашло не только рэперам. Пишут: “Мне 48, я слушаю твой рэп”. Весомым стал респект от May Wave$ и T-Fest, они в личку писали. Птахе спасибо, что репостнул. Список очень большой, правда.


— Твоя цитата: “Рыбки” — песня о себе и других девушках, которых не воспринимает общество”. Тебя не воспринимало?

— Мой творческий путь с самых юных лет, — а я творец во многих проявлениях, взять хотя бы вырезание фигурок из картона для деток, — это самоутверждение и попытка доказать: “Я — такая же, как вы, несмотря на то, что могу отличаться формами”.

В юношестве меня окружали девочки — мои единомышленницы, с пирсингом, в татуировках. Я помню эти унижения за нашу неформальность в Барышевке. Педагоги в школе могли сорвать цепь, выбросить в окно, заорать: “Нахрен вы это носите? Достань серьги из носа!”. Я ходила очень “цветная”: рубашка желтая, джинсы голубые, галстук тоже яркий. Это отталкивало людей, потому что были нормы, правила, рамки. Моя песня — обо всем этом.

С другой стороны, это песня и для девушек, которые хорошо за собой ухаживают. У меня есть такая подружка, очень красивая. Все ее видят, все обращают внимание, но им интересно только провести с ней ночь. Неискреннее отношение — это драма, это рана.

Плюс “Рыбки” — это о таких, как я. О девочках в теле.

Это задумывалось как трек о домашних животных. Мы с друзьями хотели выпустить микстейп “Зверинец”, где каждый писал о своем питомце. У меня были рыбки, и когда я по работе перебралась в Киев, то раздала их, а аквариум вынесла на балкон. Потому и говорю в треке, что рыбки — за стеклом. Я подумала, сколько всего на самом деле за стеклом, и что писать можно не о рыбках обычных, а о девушках. Два года назад популярным было слово “шкура”, так могли сказать про какую-то девушку, а вот про рыбок так не скажешь. Рыбка покрыта чешуей.


— Как ты защищалась от школьного буллинга?

— Моей защитой было самоутверждение. На уроках хотела казаться самой умной, всегда первой тянула руку, давала всем списывать, решала за кого-то задачи. Была отличницей. В девятом классе я перевелась в новую школу из-за переезда семьи, и дети меня не приняли. Там был сформированный коллектив. А я — другая, акцент у меня кировоградский, не похож на остальных. Тогда я и связалась с девочками-прогульщицами, они меня сходу приняли, — и пошло-поехало.


— После выхода клипа “Рыбки” ряд украинских медиа поспешил записать тебя в категорию мем-рэпа при том, что песня серьезная. Это задевало?

— Я не стала мем-персонажем. Ржали? Ржите дальше, я только за. Не все понимают серьезность. Меня это не задевало. Я была КВН-щицей и весь свой КВН-путь я ржала над собой. Мы даже кубок взяли, потому что все умели ржать над собой. Ну, мем так мем.

Классный мем был, кстати, у вас на сайте. Кто-то в комментариях сделал скрин из “Рыбки-2”, где поросенок у меня спрашивал: “Борщ со сметаной или с майонезом?” А клип же титрован на русском. И комментатор написал типа “Мальчики у своей девочки спрашивают: “Бургер Кинг или Макдональдс?”, а мужчины: “Борщ со сметаной или майонезом?” Это же так гениально, так смешно, я не могу!



КАК ПРЕВРАТИТЬ СВОИ НЕДОСТАТКИ В ДОСТОИНСТВА


— “Головы” — это песня про побег от реальности. Почему тебе интересен этот месседж?

— Меня очень беспокоит жизнь в телефонах. Я сама стала много времени проводить в нем — не хочу обделить вниманием людей, они же мне пишут, комментируют, но чем дальше, тем сложнее вывозить. Уже сейчас, чтобы потворить, нужно выключить интернет и на компе, и на телефоне. Но это нереально, потому что я постоянно что-то смотрю, чем-то вдохновляюсь, ищу позабытые значения слов, синонимы, антонимы.


— Рэп не стал для тебя таким побегом от реальности?

— Наоборот. Рэп — это книга реальности. Рэп о том, что вокруг меня, о людях, о том, что есть сейчас. Это наоборот принятие реальности.





— Кто этот человек в татухах, который в клипе “Вiдчиняй” исполняет странные танцы?

— Супервопрос! Мы снимали клип в Барышевке в трех локациях. Получилось, что на последнюю локацию пришло мало людей. И в магазин по соседству зашла пара пацанов. Все как надо: с великом, за пивасиком. Кума моя на них посмотрела и такая: “Пацаны, не хотите в рэп-клипе сняться?” Они сразу: “Тю, без вопросов!” Один из них так заценил трек, что сразу предложил задействовать его татухи в кадре. По-моему, в одной из них была опечатка. “Ganja” неправильно написано, типа того. Режиссер это увидел — и офигел, насколько этот чувак был настоящий, как он кайфовал.


— Новое поколение, о котором ты в “Відчиняй” читаешь, какое оно?

— Это о школьниках, с которыми я виделась по работе. О моем первом выпуске из садика, который сейчас в третьем классе. О нашем поколении девяностых, которое не настолько заангажированно Совком, как наши родители. О том, что мы уже в том возрасте, когда наше мнение является весомым. Мы уже не зависим от папы и мамы. Можем быть, кем захотим.


— Я переслушал твой старый альбом “Плюс на мінус дає плюс”.

— То, что я делала раньше, было рэпом для рэперов. Этот альбом я уже отовсюду удалила, как ты его нарыл?

На “Плюс на мінус дає плюс” я поставила себе несколько целей. Первая: реализовать себя на украинском языке. До этого в течение двух лет я вообще ничего не выпускала, погрузившись в мир воспитательства. Плюс личная жизнь, то-се.

И второй целью было утвердиться среди украинских рэперов. Заявить, что я есть, и что я такая, какая есть, с ними ровня. Потому что до этого очень мало кто меня воспринимал. Многие и сейчас не воспринимают. Но я не субсидия, чтобы всем нравиться.


— Когда ты написала первый трек?

— Точкой отсчета я считаю трек 2009 года “Жіночий удар по стереотипам” (укр. Женский удар по стереотипам).





— Почему у тебя такой странный никнейм был, Al.kaida?

— Потому что Алена, Алька. Аль-Каида — не в смысле террористическая организация. В переводе с арабского это значит “основа”, “фундамент для нового”. Я хотела стать основой для женского рэпа. В то время довольно популярной была исполнительница Miss MC из Тернополя. Когда у меня вышел трек один, всратого качества, я уже ей звонила, говорила: “Слышь, ты там писклявишь в треке, так не надо”. Постоянно таким критиком была.


— Три лучших альбома в истории украинского рэпа.

— Ой, не задавай мне такие вопросы-ы-ы. М44 “Метри дрота”. Центра “На роздоріжжі”. Ціна Ритму “Точка неповернення”. Да простят меня олдфаги украинского рэпа, но я не выросла на ВУЗВ и ТНМК. Их я не слушала альбомами, у меня лежат в папках сохраненные какие-то треки, на этом все.


— Правда, что в последнем клипе ты изначально должна была ехать на коне?

— Да, а теперь на мотоцикле. Сказать, почему? На киевских конюшнях весовой лимит для наездников не превышает 90 килограмм. Я вешу больше. Есть лошади, которые тянут и людей за 100, но мне их жалко.


— Я к чему веду. Расскажи людям, которые считают себя хуже других, как научиться видеть в этом силу, а не слабость?

— Банальная цитата: “Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас”. В Америке масса звезд, которые свои недостатки использовали как достоинства. В тебе есть то, что есть только в тебе. Это эксклюзивно. Неповторимо. Почему ты закрываешь на это глаза? Почему стремишься быть как все?

Экранизация культового комикса зайдет не всем, но ей все равно можно очароваться.
Кизару дарит маме Мерседес, Монеточка готовится к самому крутому релизу, а T.I. шарит за пацанские мемы.