Тексты
Интервью: Андрей Недашковский

Как сельская воспитательница стала рэп-звездой: интервью с Alyona Alyona

Первое интервью в 2019 году — и сразу с главной рэп-героиней.

Алене Савраненко хватило всего нескольких песен и клипов, чтобы оформиться в одну из сенсаций жанра.

“Рибки”, “Залишаю свій дім”, “Відчиняй” — эти треки сами по себе производили ураганный эффект, но с ними Alyona Alyona принесла еще и крайне необычный бекграунд.

5 лет она проработала воспитательницей в детском саду под Киевом, а в свободное от работы время ездила в купальнике на гидроцикле и ломала стереотипы о женском рэпе. О ней точно когда-нибудь снимут фильм, а пока этого не произошло, The Flow поговорил с Аленой о том, как ей все это удалось.


5 хайлайтов для затравки:

1. Песне “Рыбки” уже два года, и если вам интересно, почему ее до сих пор не завезли на стриминг-площадки, Alyona Alyona объяснит.

2. До того, как стать известной, Alyona Alyona администрировала паблик о женском рэпе. Цитата: “80% материала — это сопли тоскливым голосом”.

3. А до того, как устроиться в детский сад, работала психологом с неблагополучной молодежью.

4. Она пишет песни на продажу для других артистов — и первый такой опыт уже можно оценить.

5. А еще можно оценить древний клип, который она выпускала 7 лет назад под совсем другим псевдонимом.


Дебютный киевский концерт Alyona Alyona состоится 14 июня в "Зеленом театре".



КАК 5 ЛЕТ РАБОТАТЬ В ДЕТСКОМ САДУ И ЗАРАБАТЫВАТЬ 114 ДОЛЛАРОВ В МЕСЯЦ


— В пяти предложениях расскажи, что происходило в твоей жизни до клипа “Рыбки”.

— Последние пять лет я была воспитательницей в детском саду. После работы читала рэп. В свободное время гуляла с друзьями, ходила в кино, была обычным подростком. Девушкой, у которой есть обязанности, есть большая семья и мечта делать рэп. Уложилась в 4.





— Мне показалось, что телеку изначально не был интересен твой рэп. Было интересно, что его читает сельская воспитательница.

— Дети — моя жизнь. Всем, кто брал у меня интервью, я говорила, что мой садик нуждается в спонсорстве, но ни один канал не включил эту мою фразу в сюжет. Я там уже не работаю, но если кто-то желает стать благотворителем — напишите мне в директ.

Сложно, когда у садика нет денег на веник, и ты встаешь перед выбором: купить его на личные деньги или пойти по магазинам просить пожертвовать.


— Расписание дня воспитательницы в детском саду — какое оно?

— Приходишь на работу, переодеваешься и в 8 утра встречаешь детей. Занимаешься индивидуальной работой, проводишь дидактические игры, беседуешь …


— О чем беседуешь? Они ж малыши!

— У воспитателей есть календарное планирование, все структурировано. Например, раздел “Времена года”. Осень делится на неделю о птицах, неделю о деревьях, об огороде. И вот ты детей выводишь на разговор: “А что вы надели? Сапожки? Почему сапожки, а не босоножки?” Дальше — завтрак. Потом занятия. Там учат всему — от мироустройства до основ математики, музыки и физкультуры. Охват тем пошире, чем у некоторых школьных учителей. Потом мы гуляем, обедаем, спим, просыпаемся — и опять занимаемся, опять говорим, гуляем на уличке.


— На что обращать внимание при выборе детского сада для своего ребенка?

— В первую очередь — на себя самого, готов ли ты прощаться с ним? Готов отпустить свое чадо, которое только недавно сделало первые шаги и перестало есть из бутылочки? Готов ли, что в течение дня в садике у него будет третий родитель? Если да — ок, тогда иди в группу, и в первую очередь оценивай безопасность, наличие острых углов, высоту сидений, устраивает ли тебя режим дня, наличие дидактического и развивающего материала, какие в саду игрушки, обязательно нужно интересоваться квалификацией педагогов. Питанием: чем кормят, кто и как готовит.


— Барышевка — село, где ты жила. Какое оно?

— Районный центр в 60 километрах от Киева. Население — до 12 тысяч человек. Самый высокий дом — 5 этажей, есть стадиончик. Отсюда родом моя мама. До моих 13 лет мы жили на Кировоградщине, а потом в поисках лучшей жизни переехали сюда. Долгое время каталась по работе в Киев, работала в социальной службе психологом, но чуть подвыгорела и решила все это перезагрузить.





— Практику психолога где проходила?

— В школе, в детском саду, в центре социальной помощи, в волонтерском центре и детском лагере. Еще ездила в детский дом.


— Это оставляет отпечаток?

— Еще бы! Дома престарелых с бабушками и дедушками, которые уже никому не нужны... Одиночество и беспомощность в их глазах. Но когда тебе 19-20, не до конца все это осознаешь.


— Когда ты начала принимать увиденное близко к сердцу?

— В социальной службе приходилось работать с неблагополучной молодежью: наркоманами, людьми, вышедшими из тюрьмы. Видела героинщиков, видела, как оно все делается, в каких местах они живут. Видела тот ужас, когда приходишь к матери-одиночке — а у нее в холодильнике лежит только гнилой банан. Спрашиваешь, чем она утром кормила ребенка, а она отвечает: “Бананом”. И ты сразу понимаешь, каким. “Вот там шкурка лежит” — говорит она, и приходится заглядывать в мусорные ведра, есть ли там эта шкурка от банана или пачка от йогурта.

Выгорание пришло с пониманием, что эти дети будут жить так же, как и их родители, потому что они в этом выросли. Люди не хотят меняться. Люди в себя не верят.


— Есть примеры, когда ваша помощь привела к крутой перезагрузке?

— Не лично моя, но социальной службы. Мать училась ухаживать за ребенком, у нее просыпался материнский инстинкт — а это шестнадцатилетняя девочка. Такие же в основном без образования. Она научилась делать маникюр, и смогла на дому зарабатывать. Потом встретила парня, который принял ее и ее ребенка, они создали семью. Если такой сценарий случается в одном из десяти случаев — это уже результат.


— Зарплата воспитательницы в детском саду ПГТ Барышевка — какая?

— Ставка воспитателя не дотягивает даже до прожиточного минимума. Мы получаем 3200 гривен (114 долларов, чуть меньше 8000 рублей — Прим. The Flow), и нам еще 400 гривен доплачивают, чтобы мы дотягивали до минимума. Многие воспитатели работают на полторы ставки, чтобы кормить семью и платить 2000 за газ.


— Как нужно любить детей и не любить деньги, чтобы проработать в таких условиях 5 лет?

— Счастье же не в деньгах! Да и дети заряжают. Работаешь до 17:00, а после можешь решать свои вопросы. Есть соцпакет, с которым при выходе на больничный тебе все равно выплатят часть зарплаты. Могут заплатить отпускные и тринадцатую зарплату. Не все так плохо.


— Что сказало руководство, когда вышел клип — а ты в нем в купальнике позируешь?

— А что, воспитательнице запрещается купальник носить? Купальник мне легко с рук сошел. А вот когда вышла вторая версия клипа “Рыбки”, где есть 4 мата незапиканных, то педагоги начали “выступать”.

Из-за купальника на съемках клипа я не волновалась, но когда Delta Arthur мне сказал, что надо будет сниматься на гидроцикле! Да я на мотороллере даже никогда не каталась. Было так страшно, тааак страшно!



МЕМ ПРО РОМУ АНГЛИЧАНИНА, КРУТОЙ ЖЕНСКИЙ РЭП, ПЕСНИ НА ПРОДАЖУ


— В новостях говорили, что твой папа — наладчик вентиляционных систем, а мама пишет церковные песни.

— Папа — да, а про маму все перекрутили. Она не пишет, а составляет церковные службы для певчих, тематически компонует псалмы. Службы же каждый раз приурочены к какому-то празднику или дню святого. Сейчас мама устроилась работать на завод в Борисполе, занимается упаковкой фиников, фисташек, миндаля.


— Детство тесно было связано с церковью?

— У мамы лет 7 назад возникло желание этим заняться. У нее была глубоко верующая бабушка. Имела на маму влияние, воспитывала ее. У каждого же есть груз в жизни, приходишь к желанию снять его. Вот и мама захотела излить душу богу. А мы с папой в это погружены не так глубоко.





— Тебе знакомо имя Ромы Англичанина?

— Царство ему небесное.


— Помимо музыки он, как это сейчас происходит, продолжает жить в мемах. Одним из таких мемов стал его монолог о женском рэпе: “Бабы, читающие рэп, при любом раскладе — говно”. Почему он не прав?

— Как минимум, потому что он не слышал меня (смеется). Это шутеечки, у меня все в порядке с самомнением. Он так говорил, потому что это стереотипы, ярлыки и клише. Я год с лишним администрировала паблик, посвященный женскому рэпу. Это было когда Mozee Montana еще носила имя $low Mo. Моей задачей было не только публиковать то, что присылают в “предложку”, но и самостоятельно искать песни девчонок-ноунеймов. Я нашла кучу всего — и 80% из этого материала были сопли тоскливым голосом.

Кто-то любит себя и свое творчество настолько, что смело присылает его звездам со словами: “Оцени меня”. Другие настолько скромны, что боятся его показывать. Возможно, Роман слышал представительниц первой категории.


— Кто делает крутой женский рэп?

— Когда я вела паблик, моей фавориткой была Маша Hima. Ее треки из Sasisa Battle я года полтора гоняла. В ней есть много рока, она разносторонняя. Когда она начала с Эмили что-то делать, я охладела. Такая движуха — уже немного не мое, как и оффлайн-баттлы в целом. Еще нравилось творчество Насти Доброй — оригинальные идеи, она прикольно ложится на биты.


— МС Анюта — тоже девочка из украинского села, тоже читает рэп. Она крутая или отстой?

— Это просто не мое. Я не могу ее судить. В чем крутость? В чем отстой? Если судить с точки зрения "рифмы, панчи, флоу" — то отстой. Если судить с позиции настоящести — то бомба. Девочке — счастья и здоровья. Показывать себя настоящую — это классно.


— Один из новостных телесюжетов снимали в твоей комнате. Я заметил, что там у тебя висит табличка с надписью “Один час в день я трачу на рэп”.

— Я так приучала себя к порядку. У меня стабильно лежали недописанные треки, и я так от этого устала, что однажды психанула и решила: “Так, минимум час в день”. Час тратила на рэп, полчаса на книги и полчаса на прогулку. И это при девятичасовом рабочем дне. Но, блин, с книгами не получалось. Дом — не моя зона комфорта для чтения. Люблю читать в пути. Сейчас это сборник украинских прозаиков, называется “Усмішка” (укр. Улыбка). Люблю современную украинскую прозу. Фаворит — Люко Дашвар. Она пишет о селе, о таких же людях, которые жили рядом со мной. О моих друзьях, одногруппниках.


— Как ты начала писать песни на продажу?

— У меня копились наброски. Через общих знакомых я случайно познакомилась с артистом, тот захотел, чтобы ему написали песню.


— Так и произошел ваш коннект с артисткой MamaRika?

— Да, после того, как она услышала “Рыбки”. Трек-то давнишний, ему года два. Кстати, почему его нет на стриминг-площадках. Дело в том, что бит я нашла Вконтакте. Поэтому, уважаемый битмарь, если ты читаешь это вью, найди меня, свяжись. Я искала как могла, писала всем, у кого видела репост твоего бита, но никто не смог дать контакты. А то придется его заливать на iTunes с другим битом.

MamaRika — не единственный случай гострайтинга в моей практике, но остальные еще не вышли. Рассказать не могу, коммерческая тайна. У меня теперь есть агент, который занимается продажей песен. Поэтому, если проснется моя внутренняя 15-летняя фанатка групп Руки Вверх или Reflex, и я захочу написать что-то о любви, — и это не будет соответствовать музыке Alyona Alyona — этим песням найдут исполнителя.






ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ, РЫБКИ И ШКУРЫ


— Вспомни день, когда вышел клип “Рыбки”. В какой момент ты поняла, что поперло?

— Я шла пешком на работу в Дерновку. Это следующий поселок за Барышевкой. Когда проходишь две трети пути, пропадает сеть. Поэтому когда клип дропнулся, у меня не было интернета. Я до пяти вечера работала, не зная, что там происходит. Вернулась домой — увидела реакцию.

Но не было такого, чтобы я прыгала, кайфовала. Я что странная? Я буду прыгать и кайфовать, когда улечу в теплые края и увижу там пальмы с кокосами.

Рада, что зашло не только рэперам. Пишут: “Мне 48, я слушаю твой рэп”. Весомым стал респект от May Wave$ и T-Fest, они в личку писали. Птахе спасибо, что репостнул. Список очень большой, правда.


— Твоя цитата: “Рыбки” — песня о себе и других девушках, которых не воспринимает общество”. Тебя не воспринимало?

— Мой творческий путь с самых юных лет, — а я творец во многих проявлениях, взять хотя бы вырезание фигурок из картона для деток, — это самоутверждение и попытка доказать: “Я — такая же, как вы, несмотря на то, что могу отличаться формами”.

В юношестве меня окружали девочки — мои единомышленницы, с пирсингом, в татуировках. Я помню эти унижения за нашу неформальность в Барышевке. Педагоги в школе могли сорвать цепь, выбросить в окно, заорать: “Нахрен вы это носите? Достань серьги из носа!”. Я ходила очень “цветная”: рубашка желтая, джинсы голубые, галстук тоже яркий. Это отталкивало людей, потому что были нормы, правила, рамки. Моя песня — обо всем этом.

С другой стороны, это песня и для девушек, которые хорошо за собой ухаживают. У меня есть такая подружка, очень красивая. Все ее видят, все обращают внимание, но им интересно только провести с ней ночь. Неискреннее отношение — это драма, это рана.

Плюс “Рыбки” — это о таких, как я. О девочках в теле.

Это задумывалось как трек о домашних животных. Мы с друзьями хотели выпустить микстейп “Зверинец”, где каждый писал о своем питомце. У меня были рыбки, и когда я по работе перебралась в Киев, то раздала их, а аквариум вынесла на балкон. Потому и говорю в треке, что рыбки — за стеклом. Я подумала, сколько всего на самом деле за стеклом, и что писать можно не о рыбках обычных, а о девушках. Два года назад популярным было слово “шкура”, так могли сказать про какую-то девушку, а вот про рыбок так не скажешь. Рыбка покрыта чешуей.


— Как ты защищалась от школьного буллинга?

— Моей защитой было самоутверждение. На уроках хотела казаться самой умной, всегда первой тянула руку, давала всем списывать, решала за кого-то задачи. Была отличницей. В девятом классе я перевелась в новую школу из-за переезда семьи, и дети меня не приняли. Там был сформированный коллектив. А я — другая, акцент у меня кировоградский, не похож на остальных. Тогда я и связалась с девочками-прогульщицами, они меня сходу приняли, — и пошло-поехало.


— После выхода клипа “Рыбки” ряд украинских медиа поспешил записать тебя в категорию мем-рэпа при том, что песня серьезная. Это задевало?

— Я не стала мем-персонажем. Ржали? Ржите дальше, я только за. Не все понимают серьезность. Меня это не задевало. Я была КВН-щицей и весь свой КВН-путь я ржала над собой. Мы даже кубок взяли, потому что все умели ржать над собой. Ну, мем так мем.

Классный мем был, кстати, у вас на сайте. Кто-то в комментариях сделал скрин из “Рыбки-2”, где поросенок у меня спрашивал: “Борщ со сметаной или с майонезом?” А клип же титрован на русском. И комментатор написал типа “Мальчики у своей девочки спрашивают: “Бургер Кинг или Макдональдс?”, а мужчины: “Борщ со сметаной или майонезом?” Это же так гениально, так смешно, я не могу!



КАК ПРЕВРАТИТЬ СВОИ НЕДОСТАТКИ В ДОСТОИНСТВА


— “Головы” — это песня про побег от реальности. Почему тебе интересен этот месседж?

— Меня очень беспокоит жизнь в телефонах. Я сама стала много времени проводить в нем — не хочу обделить вниманием людей, они же мне пишут, комментируют, но чем дальше, тем сложнее вывозить. Уже сейчас, чтобы потворить, нужно выключить интернет и на компе, и на телефоне. Но это нереально, потому что я постоянно что-то смотрю, чем-то вдохновляюсь, ищу позабытые значения слов, синонимы, антонимы.


— Рэп не стал для тебя таким побегом от реальности?

— Наоборот. Рэп — это книга реальности. Рэп о том, что вокруг меня, о людях, о том, что есть сейчас. Это наоборот принятие реальности.





— Кто этот человек в татухах, который в клипе “Вiдчиняй” исполняет странные танцы?

— Супервопрос! Мы снимали клип в Барышевке в трех локациях. Получилось, что на последнюю локацию пришло мало людей. И в магазин по соседству зашла пара пацанов. Все как надо: с великом, за пивасиком. Кума моя на них посмотрела и такая: “Пацаны, не хотите в рэп-клипе сняться?” Они сразу: “Тю, без вопросов!” Один из них так заценил трек, что сразу предложил задействовать его татухи в кадре. По-моему, в одной из них была опечатка. “Ganja” неправильно написано, типа того. Режиссер это увидел — и офигел, насколько этот чувак был настоящий, как он кайфовал.


— Новое поколение, о котором ты в “Відчиняй” читаешь, какое оно?

— Это о школьниках, с которыми я виделась по работе. О моем первом выпуске из садика, который сейчас в третьем классе. О нашем поколении девяностых, которое не настолько заангажированно Совком, как наши родители. О том, что мы уже в том возрасте, когда наше мнение является весомым. Мы уже не зависим от папы и мамы. Можем быть, кем захотим.


— Я переслушал твой старый альбом “Плюс на мінус дає плюс”.

— То, что я делала раньше, было рэпом для рэперов. Этот альбом я уже отовсюду удалила, как ты его нарыл?

На “Плюс на мінус дає плюс” я поставила себе несколько целей. Первая: реализовать себя на украинском языке. До этого в течение двух лет я вообще ничего не выпускала, погрузившись в мир воспитательства. Плюс личная жизнь, то-се.

И второй целью было утвердиться среди украинских рэперов. Заявить, что я есть, и что я такая, какая есть, с ними ровня. Потому что до этого очень мало кто меня воспринимал. Многие и сейчас не воспринимают. Но я не субсидия, чтобы всем нравиться.


— Когда ты написала первый трек?

— Точкой отсчета я считаю трек 2009 года “Жіночий удар по стереотипам” (укр. Женский удар по стереотипам).





— Почему у тебя такой странный никнейм был, Al.kaida?

— Потому что Алена, Алька. Аль-Каида — не в смысле террористическая организация. В переводе с арабского это значит “основа”, “фундамент для нового”. Я хотела стать основой для женского рэпа. В то время довольно популярной была исполнительница Miss MC из Тернополя. Когда у меня вышел трек один, всратого качества, я уже ей звонила, говорила: “Слышь, ты там писклявишь в треке, так не надо”. Постоянно таким критиком была.


— Три лучших альбома в истории украинского рэпа.

— Ой, не задавай мне такие вопросы-ы-ы. М44 “Метри дрота”. Центра “На роздоріжжі”. Ціна Ритму “Точка неповернення”. Да простят меня олдфаги украинского рэпа, но я не выросла на ВУЗВ и ТНМК. Их я не слушала альбомами, у меня лежат в папках сохраненные какие-то треки, на этом все.


— Правда, что в последнем клипе ты изначально должна была ехать на коне?

— Да, а теперь на мотоцикле. Сказать, почему? На киевских конюшнях весовой лимит для наездников не превышает 90 килограмм. Я вешу больше. Есть лошади, которые тянут и людей за 100, но мне их жалко.


— Я к чему веду. Расскажи людям, которые считают себя хуже других, как научиться видеть в этом силу, а не слабость?

— Банальная цитата: “Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас”. В Америке масса звезд, которые свои недостатки использовали как достоинства. В тебе есть то, что есть только в тебе. Это эксклюзивно. Неповторимо. Почему ты закрываешь на это глаза? Почему стремишься быть как все?

Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком