Итоги 2021
16 декабря 2021
50 лучших песен 2021. Часть почти финальная
Noize MC, Брутто Каспийский, Dose, Хаски, Dead Blonde и не только — встречаем еще 10 авторов лучших песен года по версии The Flow.
Еще одна десятка топ-50 песен года от The Flow — треки, которые определили и сформировали эти 12 месяцев. Финальную десятку покажем уже завтра, не забудьте заглянуть.
Дмитрий 10age Панов долго искал себя, но в 2021 написал несколько настоящих хитов — с такими можно смотреть свысока на всех, кто обвиняет в слишком буквальном копировании Скриптонита. "Пушка" — хит в абсолюте, который мгновенно впивается в тебя и не отпускает; где ритмические и мелодические темы меняются так часто, что когда тебе кажется, будто 10age выложил уже весь набор своих техник, он находит что-то новое: поет, орет, кричит, шепчет. За три с небольшим минуты в "Пушке" проносится целый вихрь эмоций, как будто человек прожил небольшой фильм.
“Голодный пес” не похож на виральный хит образца 2021 года настолько, насколько это возможно. Это злой рэп с читкой “на груди” и агрессивным, прущим на тебя, басом — но он стал, возможно, самой успешной песней из всего, что выпускали участники Melon Music. Технически трек датирован 2020-м, около полугода он пролежал никем не замеченным на диджитал-площадках, а в начале 2021-го “пес” сорвался с поводка и вцепился в шею тиктокерам, которые массово стали пилить челленджи под второй куплет. Большой удачей стало то, что зачитать его Seemee позвал близкого к “мелонам” Soda Luv — и тот развернул трек на 180 градусов, спев бэбивойсом на мотив из рекламы “киндер-пингви” и сгенерировав еще несколько зрелищных по технической части моментов. В этих трех минутах упаковано будто бы сразу несколько рэп-эпох, подходов и стилей.
По словам Брутто, первая часть альбома “Гаддем” — про смену эпох, которая подстерегла его лирического персонажа, аутентичного бандита из 90-х в начале 00-х: “Жизнь резко начала меняться, и пережитки героев 90-х просто не встраивались в новую систему”. Во второй части тоска по ушедшему прошлому и неустроенность в настоящем ощущаются еще острее.
От других песен Брутто, посвященных героям, коротающим время в “совершенно не летнем лагере”, “Бандит” отличается тем, как здесь аккуратно показано влияние криминала на семью и близких. Девушка героя пытается вразумить его, отвести от преступления (и как следствие — наказания), но при этом оперирует, так сказать, терминами узкого профиля типа “плетки под ламинат”, “это не травмат, это боевой”. Она, возможно, не переступала закон, но теперь эта жизнь и ее кодекс распространяются и на нее. Трагизм героини подчеркивается характерным вокалом Саши Кислоты, ее Брутто услышал на демках еще не вышедшего материала группы XIII. Если верить цифрам на стримингах, такой дуэт слушателям понравился даже сильнее, чем “Панда”, коллаб Брутто с поп-звездой Niletto. А все почему? Потому что семья — превыше всего. Это вам и в золотом фонде гангстерского кино расскажут.
Очаровательный дуэт казахстанского и белорусского музыкантов (и очень стильный ироничный клип) с одним из самых западающих припевов года. Талантливый текстовик Олег ЛСП здесь выдает очень ненапряжный куплет — и не возникает мысли, что должно быть иначе. Во-первых, он очень точечно дополняет Dose. Во-вторых, ведь не только нам кажется, что именно эта песня должна ассоциироваться с “на чиле, на расслабоне”? Ну или как минимум считаться гимном этого лета.
Казахстанец The Limba как будто работает в двух мирах — его песни не теряются в чартах среди условных “Ягодок-малинок”, но при этом звучат так, будто их выпускает лейбл OVO Sound (а сам он в интервью называет себя чистильщиком поп-музыки). Его песня “Блеск” с типичным сюжетом “ах, какая женщина”, лаконичной ударкой и запитченным сэмплом вполне могла бы звучать в подростковом сериале от HBO.
В случае Ooes невольно хочется проводить параллели с Polnalyubvi — обе стрельнули во многом за счет тиктока, обе принесли туда что-то печально родное, обе выделялись там, как черная помада на бледном лице. Это ни в коем случае не одинаковая музыка, но она прорастает из общих корней.
Однако звучание Ooes в хорошем смысле не такое причесанное. Песня “Зима” (тот самый хит тиктока) — готический романс, где эхо накрывает голос, а синтезаторы звучат одновременно мрачно и успокаивающе. Вслушайтесь в строчки “Иду по снегу, он хрустит / А, может, мои кости / Я так замерзла на морозе / Можно к тебе в гости?” — сколько в них неожиданного уюта, будто темнота решила тебя не поглотить, а приобнять.
И есть какая-то красота, что “Зима” вышла в начале года, а вспоминаем мы ее под конец.
Певица Dead Blonde — жена и креативная напарница исполнителя GSPD. Она ездила вместе с ним на концерты, помогала писать песни и снимать клипы. В 2020-м Dead Blonde выпустила первый альбом, а в 2021-м песня оттуда завирусилась в тиктоке — и дала мощный толчок сольной карьере.
Один из главных хитов 2021-го стилизован под поп начала 90-х. Из той эпохи и тематика трека: девушка любит парня из ОПГ, а одноклассника не замечает. Да и музыкально "Мальчик на девятке" наследует старой песне звезды "красного дискача" Тани Булановой, проигрыш из которой взят в качестве мелодии для куплета. Новое поколение выбирает ностальгировать по лютым и свободным постсоветским реалиям, пока за окном сгущается новый совок.
Еще один “гимн понаехавших провинциалов” от Noize MC — только уже не саркастический ответ тем, кто во всех бедах винит приезжих, а пронзительная история о людях, так и не сумевших построить жизнь на новом месте.
Героиня “Сельмы” — обитательница социального дна. Noize MC с первых же строчек программирует нас на негатив к ней, она — “помятая шалава, забивающая на Минздрав”, грязная, мокрая, с поломанными каблуками, в забрызганной то ли кровью, то ли вином ветровке. Но к концу песни она становится если и не родным человеком, то таким, которого хочешь утешить.
Такой авторский прием похож на стиль Брутто Каспийского, соседа Нойза по нашему топу, выстроившего свое наследие на детализированных портретах преступников, к которым проникаешься симпатией. Любопытно и то, что чуть ли не лучшие их песни, выпущенные в 2021 году, так или иначе обыгрывают прием неправильного прочтения героями названий модных брендов: “Prada — Панда” у Брутто и “Gucci — Гуси” у Noize MC. Пока юные рэперы рифмуют бренды, более рефлексирующие авторы тянутся к временам, когда они даже не знали, как логотипы на бирках читаются, но у них было что-то другое. Что-то более важное.
Ты жмешь на play — и пропадаешь на 10 минут. А потом пересматриваешь по новой, чтобы выцепить все детальки и собрать конструктор под названием “что происходило с Оксимироном последние 10 лет”.
А происходило многое — перед нами оказался финал истории, которая началась много лет назад со слишком дерзких заявлений и излишне резкой реакцией на них. Вроде как все уже забыли, обсуждения затерялись в кэше, но главный герой все эти годы нес на себе груз и в какой-то момент его вес стал неподъемным. Об этом и песня — как Оксимирон выкарабкивался из завалов, где вперемешку валялись комплексы, страхи, большой успех, амбиции и претензии к самому себе. И, возможно, прозвучит слишком натянуто, но непривычно незамысловатая рифмовка Мирона как бы намекает — вытаскивать из себя болячки было очень непросто. Но как слушателю — копаться в этом было излишне увлекательно.
Что оказалось на самом дне этого вещмешка? Красота и уродство.
Тема маленьких людей — забитых и забытых — не раз мелькает в творчестве Хаски. Песня “Невидимка” вполне могла бы стать заглавной в этой категории. Под тревожный бит, наступающий как сжимающиеся стены и потолок, Хаски в первом куплете читает о себе. “Невидимка в седле пилота” — человек, решивший самостоятельно управлять собственной жизнью и принять все сопутствующие риски. Во втором куплете он уже наблюдатель чужих драм — может, даже героев своих будущих песен. Кто может сказать точно? Мы ведь в том числе поэтому внимательно вслушиваемся в его каждый новый трек.
Самое популярное за неделю