Фото Клипы Рецензии Альбомы Тексты Новости Баттлы
16+
Тексты
Интервью: Николай Редькин, Андрей Недашковский

Брутто — об альбоме "Гаддем" и творческом кризисе

Этот текст задумывался в формате "автор альбома комментирует каждый трек". В итоге вышел куда более обстоятельный разговор, коснувшийся множества тем — творческое выгорание, судьба группы Каспийский Груз, состояние дел в "пацанском" рэпе и рэпе вообще.
Комментарии
0


ЛЮБИМЫЕ РЭПЕРЫ — ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

Очень жду альбом Young M.A. Мне всегда нравился такой стиль, когда большие паузы между словами, когда каждая строчка — это панчлайн или вордплей. Если бы я жил на Западе и был бутч-вумен, то рэп Каспийского Груза звучал бы именно так, как он звучит у Young M.A. Долгое время у меня героями были Nipsey Hussle, YG и она. Сейчас минус один. Когда альбом “Victory Lap” вышел, мне стало интересно, почему все американские блогеры ему респектуют. Послушал и понял, что это сумасшедший альбом.

После сериала “Американская сага” скачал полностью всего Wu-Tang. Понял для себя, что их первый альбом самый гениальный. Каждая песня чем-то соединена, музыка меняется посреди трека, ударники неожиданно пропадают и так же неожиданно появляются. Ты слушаешь и понимаешь, что не напрасно RZA называл себя The RZArector. Он реально режиссер!

Кто из русских? Понятно, что я отвечу: "Big Baby Tape", он реально крутой. Вообще каждый день кого-то слышу. Сегодня, пока ехал, услышал нового для себя типа — Pkhat. Хорошо, но совсем не то чувство, которое я испытывал, когда слышал своих героев. Просто хорошая музыка, нет такого чтоб прям "вау". У него, кстати, есть трек с Depo и Яниксом, и когда Яни вступает, ты понимаешь — вот это ворвался батя!

Нурминский? Слышал у него только одну песню “Мент на меня газует”. Такого рода песен много, иронии в них нет, нет "фиги в кармане". Все у них прям в лоб. А у нас этого было много, я не знаю, слышите вы это или нет? Мне нравятся стендаперы, которые стоят и монотонно что-то рассказывают — как Артур Чапарян. А ты уже сидишь и сам понимаешь, смеяться тебе или нет. В этом смысле в Каспийском Грузе есть немного больше, чем просто “мент на меня газует”.

После прощального альбома Каспийского Груза, мне казалось, должен появиться хотя бы один автор, который бы делал хорошие песни с таким уклоном. Не просто бескомпромиссный босяцкий рэп, а песни на разные темы, поданные через призму нашего взгляда на мир. Такого не появилось. Мне с моими запросами нечего было слушать. Группы на букву “К”, которые я люблю — Каста, Константа, Кровосток, Крестная семья, — уже мало что делают. Поэтому мне захотелось записать альбом, который мне самому было бы интересно слушать.




ОБЛОЖКА АЛЬБОМА

Сначала я думал назвать альбом “Кинотеатр Дружба”. Эта песня не самая сильная с альбома, но в ней самая логичная история, исходя из того времени, которое описывается в альбоме. Там “нулевые”, их начало и середина. Когда жизнь резко начала меняться, и пережитки героев 90-х просто не встраивались в новую систему. Новая система их просто выдавливала.

Потом я захотел более простое название — такое, к которому потом можно было привязать “часть вторую”. К “Кинотеатру Дружба” вторую часть не привяжешь. Подумал, что будет классно, если обложка будет кадром из несуществующего клипа на события этой песни. Чувак сидит в машине — и понимает, что за ним уже бегут. Для обложки мы позвали Гекса, одного из моих любимых режиссеров. Снимали в пять утра в Москве. Позвали двух “ряженых” омоновцев, они раз 40 пробежали для этой фотографии.







КАК БРУТТО ВЫШЕЛ ИЗ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА

Я долго жил с мыслью, что исписался и больше ничего написать не могу. Это страшно — когда дело, которое мне приносит максимальное удовольствие, пропало. Когда я что-то важное перестал уметь. Думал продолжать отдыхать, чтобы потом делать бизнес — просто потому что неохота не заниматься ничем. Но в душе была надежда, что у меня еще что-то откроется.

В конце прошлого года, на каких-то гастролях, в отеле не мог уснуть — из-за разницы поясов или из-за того, что после сцены адреналин шарашил. Я беру телефон, ставлю самую первую песню с альбома Sampha. Открываю заметки, начинаю писать куплет “Шаде”. Я пишу его весь за 40 минут. Я включил свет в номере, ходил, думаю: “Ни***я!”. А я два года ничего не писал! Я не понимал даже, как эти строчки уместить в такт, в два снейра — там даже сейчас они не всегда умещаются.

После этого я сел за биты. Цель была — чтобы они все были с какой-то этнической ноткой. И чтобы они были разные — по bpm, по ритму, по строению ударников. Сейчас, когда слушаешь западные альбомы, там каждый второй трек очень похож на предыдущий. Мне такого не хотелось. Я начал писать остальные песни — и не совсем пошло. Я начал размышлять о том, что великие писатели и поэты в таких случаях меняли локацию и переезжали на какой-нибудь остров.

Дальше я начал искусственно вводить себя в то состояние и в то время, в каком я, по моему мнению, написал свои лучшие куплеты. Начал вспоминать, чем я жил, что слушал, с кем общался. Я заходил и смотрел все фильмы “Рэмбо”, “Хищник”, первые “Терминаторы” — вот такого уровня. Сложно было вспомнить песни “нулевых”, я просто искал на ютубе подборки “поп-хиты “нулевых”. Смотришь нарезочку, думаешь: “О, был же диджей Spiller”, вводишь его имя — и дальше тебе уже ютуб выдает похожие видео.

Не было возможности полететь в Баку, но я нашел на ютубе чувака, который включал авторегистратор и просто ездил по городу, записывал улицы. И ставил при этом очень романтичную бакинскую музыку. А ты знаешь все эти места, каждую будку знаешь! Короче, определенный период я занимался тем, что пересматривал и переслушивал вот это все. В итоге у меня получилось написать — это был мой лайфхак!




ТРЕК “ACTION”, ЧТО ЗА СЭМПЛ ЕГО ОТКРЫВАЕТ?

Это Patriot Mamed, азербайджанский рэпер начала 2000-х. Когда еще не было понятия “мем”, он был мемом. В клипе он ходит в банном халате по нарисованному в 3D дому. Сейчас он взрослый человек, и я его уважаю за то, что он мне подарил часть моего детства. В музыкальном плане на альбоме очень много отсылок к песням того времени, но даже не “нулевых”, а 90-х.

Мне всегда важно построение песен в альбоме. Над каждым треклистом я думал и не один день — какая песня за какой должна идти. Первая должна задать тон альбому, где много песен не скажу что бэнгеры, но пинают тебя басом и нормально раскидывают. Плюс я очень сильно всегда отталкивался от Басты Раймза и Редмана, смотрел на то, как они расставляли треки в альбоме. Первая у них всегда была очень гимновая, для всех, ни о чем и обо всем.

В конце я перечисляю три азербайджанских имени — Ширван, Мамед и Низами. Но тут это употребляется еще и в другом смысле. У нас когда-то была деноминация валюты, когда мы меняли два или три вида банкнот. В предпоследнем виде на задней части купюры были картинки. Дворец ширваншахов — это купюра в 10 тысяч манат, ее называли “ширван”. Мамед – это тысяча манат. Низами — 500 манат. Это панчлайн, который пока понял только Анар (ВесЪ, он же Kitoboy, второй участник Каспийского Груза — прим. The Flow).







О ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЕ И О ТОМ, ЗАЧЕМ ПИСАТЬ МУЗЫКУ САМОМУ

В некоторых песнях, которые у Каспийского Груза выходили до этого, я что-то делал, чтобы людям было понятно. Чтобы зацепить большую часть аудитории. Условно: убирал какие-то сложности, что-то упрощал. Сейчас я понял, что от этого просто надо избавляться. Любому автору. Весь альбом был написан именно так. Мне кажется, там вообще нет припевов.

Мне кажется, мир был бы идеальным и музыка была бы идеальной, если бы у каждого музыканта был такой подход: я сам себе напишу бит, каким он должен быть. Как у J.Cole. Во-первых, ты не всегда найдешь те биты, которые тебе нужны и которые тебе понравятся на 100%. Во-вторых, ты не будешь зависеть от того, какую музыку тебе предложили. И в итоге ты будешь аутентичным и ни на кого не похожим.

Я всегда это понимал. На альбомах “the Брутто” и “Саундтрек” все биты мои, за исключением парочки.




ПАСХАЛКИ В ТРЕКЕ “ДОЖДЬ”

Сэмпл группы Босиком по солнцу я услышал, как и большинство людей, в КВНе — у команды “Кефир”. Кроме моей жены, она эту песню знала. Кстати, она же и спела в треке. Мы несколько раз это перезаписывали: уложим дочку, заходим на студийку, она начинает петь. А я не хочу автотюном это править. Говорю ей: “Спой, как будто ты маленький цыганский ребенок в электричке. Нужен сиротский голос!”.

Команда “Кефир”, кстати, очень смешная. Говорят, что в юморе самое простое — это каламбуры, а я всю свою жизнь на каламбурах построил, по-моему, это самое интересное, что есть. И вот у этой команды тоже весь юмор построен на каламбурах. Если бы Каспийский Груз играл в КВН, мы бы были “Кефиром”.

Куплет у меня начинается словами Тупака “I see no changes”, а заканчивается словами Бигги “And if you don’t know, now you know”. Когда я все это оформил, то переслушивал и улыбался. От каждой песни на альбоме я получил прямо реальное удовольствие.







“СУЕТА”

Начало трека с фразой “Американская фирма “Трансэптер Текнолоджи” разработала...” — это то, что меня коробило все детство. Какого х** песня “I’ve Got The Power” начинается с этой интрухи? Я все песни перегрузил маленькими кусочками-вставками-отсылками, а тут подумал, что будет прикольно, если я встрою этот кусок в песню, которая вообще не об этом.

В “Суете” изначально не было электрогитары, но сейчас она там все решает. Раскрасила песню массой оттенков. Меня удивляет, почему раньше был рэпкор, а сейчас трэпкора нет? Почему под биты 140 bpm никто не делает тяжелую гитару? Это же был бы разрыв!

В конце “Суеты” звучит кусок из песни Розенбаума “А Ромка этого уже не видит”. Я же в своем тексте тоже читаю про раненого Романа, который не увидел задержания героя трека. Сама по себе песня Розенбаума просто о****ная, из моего детства.









ТРЕК “ЛУЧШЕ БЫ ТЫ ПРОСТО УМЕРЛА” И ДИСС НА КАМЕДИ КЛАБ

Строчки про стендап и Камеди клаб — стопроцентное тру. Мы с женой любим посмотреть что-то смешное, и любой стендап лучше, когда он андеграундный. Чем меньше просмотров, тем смешнее. А Камеди Клаб давно стал делать все для Рублевки — шутки про олигархов и бизнесменов. В какой-то момент я подумал, что назову этот трек “Дисс на Камеди”. Потом решил, что это слишком странно, что никто этого не выкупит.






“Рэперский” выпуск Камеди? Знаете, что такое испанский стыд? Вот мне всегда очень стыдно бывает в таких случаях — когда Бузова по телеку пытается сказать что-то серьезное, когда не баттл-рэперы баттлятся. Прямо стремоган. Я до сих пор не посмотрел баттл Гуфа и Птахи. Никакого пафоса, мне просто на физическом уровне нехорошо от такого.

Песню “Москва” Тимати и Гуфа, кстати, тоже не включал, пока не поднялась волна срача. Меня она совсем не удивила. А чего все ждали? Это песня про Москву, выпущенная перед выборами. Мне не нравятся политизированные песни, но когда я услышал трек Noize MC “Все как у людей”, я просто офигел. Это лучшая остросоциальная песня за всю мою жизнь. Если политическая песня — то такая.





“КИНОТЕАТР ДРУЖБА” — ТРЕК ПРО МЕСТО, КОТОРОЕ НЕ ВСТРАИВАЕТСЯ В СЕГОДНЯШНИЙ КОНТЕКСТ

Я сначала хотел писать про кинотеатр “Бакы”, который стоит у меня на районе. В моем детстве в нем был первый компьютерный клуб, потом, когда мы подросли, там я пошел на первую дискотеку. На втором этаже в одном из залов там постоянно показывали “Эммануэль” и другое французское полуголое говно. Но потом понял, что надо изменить название так, чтобы каждый понимал, о чем речь.

Я понял, что везде есть кинотеатр “Дружба” и везде он построен хер пойми когда. Всегда старый, всегда советский, идет уже 2003, условно, год, и до сих пор стоит кинотеатр “Дружба”. Вот о чем у меня альбом! Кинотеатр “Дружба” и в 2003 не встраивается, и в эту архитектуру, и вообще во всю логику. Сейчас мы у кинотеатра “Дружба” припаркуем человека, который туда не встраивается.







УХОД КАСПИЙСКОГО ГРУЗА

Когда ты исписываешься, ты не исписываешься в один день. Ты потихонечку планомерно начинаешь это осознавать. В 2016 ты это чуть-чуть осознавал. В 2017 начинаешь осознавать больше.

Влияет и то, что публика пресытилась нами. Когда ты в 2015 собираешь в городе полторы тысячи, а годом-двумя позже — уже 500 человек там же. При этом ты работаешь, альбомы выпускаешь, а сборы падают. Это надламывает. С коммерческой точки зрения я понимаю, что наш уход был к лучшему. Как и с точки зрения творческой. Я побывал в творческой депрессии, которая меня в итоге привела к чему-то новому. Все было не зря.

Нам часто предъявляют, мол, вы два года назад закрыли группу — а концерты даете до сих пор. Но присмотритесь к нашему графику: если мы даем большие концерты, то это формат акустики с бэндом. У нас был один такой в Москве и мы не планировали это повторять где либо еще, но в итоге нас стали звать. Я не считаю, что это нарушение каких-то принципов или несоответствие тому, что мы говорили ранее. Остальные выступление — в основном, ночные клубы, в три часа ночи. Выбежать на 40 минут, порадовать выпивших людей и себя. Это менее ответственное дело, чем выступать перед своей публикой.




ВЕРНЕТСЯ ЛИ КАСПИЙСКИЙ ГРУЗ? ОТВЕТ БРУТТО: “НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТО ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ “НЕТ”

Группа Каспийский Груз в данный момент закончила свое творчество и существование в той форме, в которой она была. Но я сейчас не готов категорично отвергать то, что произойдет в будущем. Если на последнем интервью The Flow мои эмоции и разочарование в себе были настолько высоки, что я готов был говорить “Все, ребята, это конец”, то сейчас я не знаю, что будет дальше и не хочу загадывать.






Могу сказать, что альбом “Гаддэм” точно не был написан для возвращения в игру, концертов и прочего. Я вообще об этом не думал. Когда концертный директор Марк прагматично интересуется у меня, что будем делать, если начнут заказывать концерты, то я такие идеи отвергаю и никуда ехать не планирую. Я понимаю, что если сейчас начать раскручивать, снимать клипы, начинать ездить и зарабатывать деньги, то возобновится спрос и на Каспийский Груз. Где-то организаторы будут звать группу, где-то — кого-то из нас сольно. А мне этого всего не хочется. Но я не могу сказать, что это окончательное “нет”. Может быть, через год мы к чему-то придем.

С Анаром у нас отличные, идеальные отношения, они стали даже лучше, когда мы перестали ежедневно видеть рожи друг друга. Сейчас все прям как в 2003. То есть причина распада была не в том, что мы не можем друг друга видеть или типа того. Может сложиться впечатление, что я специально избегаю конкретных ответов, чтобы потом были пути отступления, но я абсолютно искренне говорю, что статус группы Каспийский Груз пока никак не изменился. Мы не пишем новую музыку, мы остановились.




ТВОРЧЕСКИЙ ОТПУСК БРУТТО ДЛИЛСЯ ДВА ГОДА. ЧЕМ ОН ЗАНИМАЛСЯ?

Каждый день посещаю спортзал. На дорогу и посещение самого зала у меня уходит часа три-четыре. Много времени провожу с ребенком. Пока мы с ней гуляем, у Алсу есть возможность заняться домашними делами. Мы часто куда-то ездим. Первое время ездили на максимально близкие расстояние: Грузия, Сочи, Подмосковье. Приучали дочь к самолету. Сейчас она привыкла, ушки почти не болят, мы уже можем себе позволить отпуск. Вот недавно прожили два месяца в Болгарии, в совершенно не туристическом месте. Сменили три квартиры.

Эти годы крутились вокруг семьи. А последние полгода уже семья начала крутиться вокруг моего альбома. Жена не успела еще сварить ужин и на стол накрыть, а я уже доел и ухожу дальше сидеть над текстами. По часов шесть без перерыва сидел. У меня отдельная комната с гениальной изоляцией. Одна ее сторона — это гардероб, вещи, которые там висят, служат звукоизоляцией. А с другой стороны я поставил стол. Как настоящий рэпер пишусь в шкафу — просто он побольше.

Дочке уже почти три. В последнее время она стала ценить сказки с сюжетом. Главный хит у нас сейчас — “Простоквашино”. Сказки чаще ей читает мама. То, что делаю я, сложно назвать чтением: я прочитываю ей три страницы, стараюсь перелистнуть на четвертую, но дочь переворачивает в самое начало и говорит: “Читать!” И я начинаю заново. В книжке со стихами мы может перечитывать несколько стихов по тридцать раз, после чего, понятное дело, мозг начинает плавиться. А ребенок совсем не устает от повторов. И я так долго не могу, Алсу более вынослива в этом плане.




“ЦВЕТЫ ОБМЕННИК ЛОМБАРД”: БАКИНСКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ И СОБЫТИЯ ИЗ ЖИЗНИ

Это песня обо мне и моих пацанах с района, она во многом автобиографична. Мы собирались у метро, где были все эти вывески и ларьки “Ломбард”, “Минимаркет”, типа того, и оттуда двигались по ближайшим районам на тачке или пешком в поисках приключений. А начинается трек объявлением станции метро Халглар Достлугу (Дружба народов). Она как отправная точка моей жизни.

Кому хорошо знаком мой голос, тот обратит внимание на акцент, с которым я исполняю эту песню. Это наш, бакинский. Он тут не всегда получался, потому что по нотам не подходил, но в паре предложений заметно нетипичное произношение. Я там говорю “телефон”, заметно кривляясь.

На этот бит большое влияние оказал трек Swizz Beatz с Lil Wayne. Когда я услышал их “Uproar”, я понял, что в России такого еще не было. Это первое влияние. Второе — грузинский этнический сэмпл, я давно вынашивал мысль сделать трек с кавказским мотивом, который был бы похож на саундтрек к “12 друзьям Оушена” из сцены с Касселем и лазерными лучами. Там сэмпл взяли будто бы из лезгинки. И я реально долгое время искал гармонь кавказскую, с которой можно было бы подобное сотворить. Хотел такую еще на альбом “the Брутто”.








“ШАДЕ” — КОГДА ПЕСНЯ СОПРОВОЖДАЕТ СЛУШАТЕЛЯ В ТЯЖЕЛЫЕ МОМЕНТЫ

Изначально в этой песне был сэмпл из песни Sade “Jezebel”, я срезал кусочек интро с саксофоном. Но пришлось его переиграть — и получилось даже лучше, чем было изначально. Это редкость, потому что ни один живой музыкант, как правило, не способен передать шарм сэмпла. Я сперва пробовал очистить права, обратился к представителям Sony Music в Москве. Финансово это не очень дорогая процедура, но затратная по времени. Ответа от американского Sony надо ждать три месяца, а там еще непонятно, что скажут.

Попросили у меня полный перевод текста на английский — и это, конечно, прикольно было делать. Я уже на первой строчке застыл: “Шаде е***шит в моих наушниках дни напролет / ну как “е***шит”, она поет”. Я туда странный сарказм закладывал, который сложно словами или смыслом при переводе передать.





Герой этой песни хейтит актера Александра Паля. Просто в какой-то момент он стал слишком моден. Его хвалили все, причем не важно, способны ли эти люди оценить качество актерской игры. У него крутая гражданская позиция, это факт. Харизма сумасшедшая. Он талантливый, просто сейчас, по моему мнению, чересчур перехвален.

В этой песне говорится о том, что музыка способна делать жизнь слушателя легче. Мне тоже такое говорили, но похвала, как и хейт, не всегда бывает адекватной. Слушатели переоценивают песни, сами догружают и награждают своим смыслом, который автор туда изначально не закладывал. Люди рассказывали, как мои песни спасали их жизни. Как помогли им просидеть, пролежать в больнице, прожить. Мы с Анаром не писали, чтобы кому-то помочь, мы писали, как нам самим было в кайф. Песня — это инструмент, а слушатель сам себе помогает. Это отвертка, с помощью которой человек подкручивает то, что у него внутри шаталось. Ну мы сделали отвертку, ну ок. Гордится ли производитель отверток тем, скольким людям он помог не упасть с велосипеда?





comments powered by Disqus
Oxxxymiron и Loc-Dog набрали максимум голосов, Pyrokinesis и Galat дальше не прошли. Заодно объявили и тему для следующего этапа.
Большое интервью с тандемом, отвечающим за одни из самых впечатляющих клипов последнего времени и совместный с Oxxxymiron перфоманс #сядьзатекст.
Рецензия на продолжение истории Джесси Пинкмана — без спойлеров.
Мы попросили заметного художника-каллиграфа оценить наши любимые (и не очень) обложки русского рэпа.