Тексты
Текст: Николай Кубрак
Оформление: Андрей Солок

Вдул: прошло 5 лет с появления Юрия Дудя в ютубе. Как он сохраняет актуальность и остается в топе?

Все это время Дудь не переставал меняться — и из автора интервью с хайповыми героями момента превратился в бытописателя современной России. Рассказываем, как это произошло.

Пять лет назад 7 февраля 2017 года в ютубе появилось интервью Басты. Интервьюером был Юрий Дудь, на тот момент — хорошо известный спортивный журналист. Даже так, в интервью на The Flow за полгода до этого (в то время Юрий еще давал интервью, и читать сейчас, что он до старта своей ютуб-карьеры говорил о рэпе, Оксимироне, патриотизме и как отвечал на вопрос "оказавшись перед Путиным" — это прямо отдельное удовольствие) Дудя титуловали главным спортивным журналистом страны.

Но для тех, кто не следит пристально за спортивной жизнью, — а это довольно широкий круг — Дудь был абсолютным нонеймом, который почему-то придумал делать интервью с рэперами. Как же ему удалось стать самым популярным, успешным и влиятельным журналистом страны? Как Дудь менял свой формат после того, как множество профессиональных коллег пришло в ютуб, чтобы тоже снимать интервью? Почему он не хайпоголик, а исследователь? Почему он не сорит деньгами, хотя за это время должен был заработать буквально сотни миллионов? Почему абсолютно сюрреалистическая идея "Дудь — кандидат в президенты" на самом деле не выглядит таким уж сюром, но только в условиях свободных выборов? За счет чего шоу "вДудь" держится в топах по просмотрам все пять лет своего существования и ни разу не переживало видимых кризисов?

The Flow попросил Николая Кубрака поразмышлять о том, как менялся "вДудь" — и в этом тексте он рассуждает на перечисленные выше темы, и не только на них.



Дудь — бывшая звезда спортжура, которая учится ютуб-блогингу


Герои: Баста, Шнуров, Ресторатор, Соболев, BadComedian

Думаете, что Дудь сходу стал делать острые видеоинтервью с набором капканов и выуживанием инсайдов? Советуем пересмотреть первые выпуски — из 2022 года это довольно кринжовое зрелище. Юра часто путался в фактуре: например, спрашивал у Ресторатора "Почему не проходят мейнфесты?" и искренне удивлялся, когда лидер группы Biting Elbows Илья Найшуллер рассказывал, что слушает панкуху. Бывали и такие моменты, как в выпуске с тем же Найшуллером: Дудь берёт картинки с Бэтменом и штурмовиком из "Звёздных войн" и спрашивает — кто тебе ближе? И да — этот блок следует сразу после вопроса: "Занимался ли ты сексом в GoPro?"





Почти любой ноунейм, запускающий сегодня канал с интервью, на фоне раннего Дудя выглядит более качественно. Как минимум из-за продакшна — в каждом из стартовых выпусков "вДудя" заметные проблемы со звуком и монтажом: постоянное эхо и посторонние звуки, ужасное сведение, где петличку гостей часто просто заглушают, хаотичная смена планов без чёткого ритма, минимальная работа с цветокорром. Ранний Дудь — это всё ещё блогер-любитель.

Любой, кто перестраивался с текстовых интервью на видео, подтвердит — поначалу это очень сложно и, глядя на результат, часто хочется всё бросить. Первые выпуски "вДудя" не выдерживают сравнения с культовыми текстовыми интервью Юры для Sports.ru. Все, кто знал одного из главных спортивных журналистов страны давно, автоматически задирали планку.

Юра смог до неё допрыгнуть всего через несколько месяцев. В основном за счёт практики и быстрой работы над ошибками — если поначалу от часто спешил, перебивал собеседника и вбрасывал скандальные вопросы чисто ради кликов, то позже пришёл к более выверенной структуре и стратегии.





Выпуски с Соболевым, Дорном и Навальным уже больше похожи на того Дудя, который фактурно подсвечивал героев и злодеев русского футбола. Всего через год после старта ютуб-карьеры случился выпуск с Роднянским, где Дудь понял, что знать всё нельзя и досконально разбираться в поп-культуре необязательно. Наслушавшись звона фейспалмов от кинозадротов после Найшуллера, Паля и BadComedian’a, Дудь вспомнил про один из любимых приёмов — прикинулся дурачком и просто слушал. Позже это станет одним из главных его амплуа и превратится в отдельный жанр, а видео с Роднянским так и останется одним из лучших на канале, пусть и недооценённым по просмотрам.

В первом же выпуске с Бастой Юра с настырностью подростка делал акцент на том, что он больше не в телике, а ютуб — нечто совсем иное и более свободное. Ностальгия зрителей по Дудю из "Удара головой" и "КультТуры" держалась первые пару месяцев. Затем он полностью перестроился и нацелился на другую аудиторию, которая приняла его за человека, который наконец-то сделает ютуб взрослым и серьёзным.





За пять лет большого интервью со спортсменом так и не случилось (единственный запланированный выпуск с Хабибом сорвался). Дудь работал в спортивной журналистике с 14 лет и, похоже, пресытился.

В первый год Юра постоянно подчёркивал, что он только учится. Чем сложнее были вызовы, тем быстрее шло обучение. Сегодня Дудя со спортом ассоциируют только олды, регулярно следящие за журналистом с нулевых. Ещё в 2016-м Юра называл Sports.ru делом всей карьеры. В 2018-м он ушёл с пост главреда, а в 2021-м продал свою долю в медиа. Но, кажется, все понимали, что это не сделка с совестью, а лишь символ утверждения в новом статусе.






Дудь — бытописец 90-х


Герои: Бодров, Супонев, Балабанов, Доренко, ведущие старого MTV

Уже на старте "вДудя" стало ясно, что большой фетиш автора — Россия 90-х. Это неудивительно — Дудь рос в это время и явно ностальгировал по нему. Поначалу любимую эпоху Юра поверхностно затрагивал в интервью с Чичваркиным, Маликовым и Ходорковским — но это был классический ресёрч под персонажа, не более. Интерес к 90-м Дудь впервые раскрыл с премьерой нового формата — дебютный документальный фильм журналист посвятил Сергею Бодрову.





В сентябре 2017-го полноценный док на русском ютубе был такой же сенсацией, как серьёзные часовые интервью за полгода до того. Амиран Сардаров в пятом выпуске "вДудя" предсказывал новому блогеру, что вскоре тот отойдёт от интервью и попробует другой формат — например, влог. Дудь, с большим опытом работы в медиа и на телике, мыслил более глобально — он в самом деле решил разнообразить форматы, но снова пошёл самой сложной дорогой.

Первые доки Дудь посвятил героям своего поколения: Бодрову, Балабанову, Супоневу и героям старого MTV. Между ними затесались не менее впечатляющие выпуски о ветеране Первой чеченской войны и сложные разговоры с Шевчуком и Доренко. Интервью с последним поначалу покажется зрителям поражением Дудя в сражении журналистов разных поколений, но позже ролик станет последним портретом противоречивого героя эпохи — через девять месяцев после интервью Доренко погибнет.





Также во многом благодаря этому разговору от цикла про 90-е отпочкуется спин-офф про изучение журналистской профессии. Дудь будет регулярно приглашать коллег, чтобы на примерах показать, возможно ли журналисту в России оставаться честным и независимым. На каждый антипример (Невзоров, Киселёв, Колесников) будет противовес в виде кумиров и единомышленников Юры — Парфёнов, Лошак, Гордеева.

Вопросы про 90-е станут обязательной программой в выпусках с людьми, сделавшими карьеру в то время. Из простой ностальгии воспевание эпохи превратится в протестный жест — пока на государственном ТВ о позапрошлом десятилетии либо молчат, либо говорят с горечью, Дудь рисует более объёмный и тёплый образ детства нового государства.



Дудь — оппозиционер


Герои: Серебряков, Киселёв, Колесников, Глуховский, Навальный

Одновременно с постоянным упоминанием эпохи, которую действующая власть предпочитает забыть, Юра всё более явно начал двигаться в оппозиционную сторону. Sports.ru в годы работы Дудя называли излишне либеральным медиа за интервью с Навальным и остросоциальные колонки как самого главреда, так и его коллег. Перед выборами в Госдуму 2016-м года сайт открыто поддержал "Яблоко", сделав спецпроект — серию интервью Дудя с лидерами партии. Для журналиста это стало классной разминкой накануне запуска ютуб-канала — позже в интервью с политиками он будет применять те же приёмы, вместо интервью-портретов устраивая интервью-дуэль.




Но до попыток изобличения Грудинина, Жириновского, Собчак и Киселёва были более тонкие заходы на поле оппозиционной риторики. Один из первых скандалов "вДудя" — реплика Алексея Серебрякова про русский народ. Консерваторы забубнили: "Уехал себе в Канаду и ругает родину издалека!". В последующих интервью актёр ещё долго пояснял остро воспринятые слова, но не до конца понял, что именно произошло. На деле это Дудь начал хитро и тонко выуживать из героев фразы о болевых точках страны, на которые власть не обращает внимания, либо сама же создаёт.

"Путин — красавчик?" и "Что ты скажешь, оказавшись перед Путиным?" из первых выпусков превратились в более конкретные вопросы: о бедности миллионов людей, стагнации вместо стабильности, несменяемости власти и лжи с телеэкранов. Поначалу Дудь спорами и вопросами-капканами вытаскивал важные социальные реплики, но со временем надобность в этом пропала. К Юре давно приходят как к независимому оппозиционеру. Его репутация чиста, а убеждения понятны — деньги зарабатывает честным трудом, ни за какую политическую силу открыто не выступает, держится ото всех обособлено и вместо слов предлагает реальные дела.





Киселёв пришёл на войну, Колесников — на казнь, Венедиктов — читать лекцию про Путина, Навальный — за медийной трибуной, Глуховский — поговорить о судьбе современной России, Гордон — обсудить конфликт с Украиной и так далее. Дудь чётко обозначил политическую позицию, но никогда ни к чему открыто не призывал и в реальных политических играх не участвовал, оставаясь независимым. Но даже в таком статусе он регулярно доводит до истерики пропагандистов — от помешанного на нём Соловьёва до переобувшегося Красовского.

Документалки про 90-е были личным хобби и замером температуры в комнате. Набравшись опыта и смелости, Дудь открыто заговорил на негласно запретные в официальных медиа темы: Колыма, Беслан, эпидемия ВИЧ и закулисье белорусских протестов. Каждый из доков вызывал мощный резонанс и агрессивную риторику со стороны пропагандистов.

Дошло до того, что либеральные медиа начали говорить о перспективах Дудя стать президентом. Фантазия, мягко говоря, спорная, но сам факт её существования в умах многих людей уже говорит о многом. Реальная трибуна для высказывания свободных мыслей сегодня находится не в кабинетах и не на митингах, а на стульях напротив Дудя.



Дудь — синоним хайпа


Герои: Ивлеева, Гнойный, Егор Крид, Лапенко, Моргенштерн

За четыре месяца интервью с Бастой набрало 2,5 миллиона просмотра, а выпуск с Навальным — на лям больше. На старте ютуб-карьеры Юры все медийные личности получили сигнал: хочешь ещё больше популярности, внимания и просмотров — обязательно попади к Дудю.


Интервью во "вДуде" стало важной ачивкой для подтверждения успеха: "баттл века" обсуждают во всех (даже государственных) медиа — Юра приезжает в квартирку к Славе Гнойному; видосы с Лапенко разлетаются по соцсетям — и вот тот уже водит интервьюера по местам съёмок; Моргенштерн рвёт 2020-й год — и все понимают, что скоро выйдет "вДудь" с ним. А в конце 2021-го возникло помешательство вокруг теорий о якобы снятом интервью с Оксимироном. Мирон сделал всего пару отсылок на журналиста в треке "Кто убил Марка?" — и весь ноябрь страна ждала интервью сильнее, чем альбом.





В самом начале Дудя полюбили блогеры и журналисты, потом подростки и поклонники хип-хопа, затем аудитория 25+, теперь же его смотрят все активные пользователи ютуба. "вДудь" стал трибуной для трендовых героев и явлений. Никто не сомневался, кому из русских журналистов Алексей Навальный даст первое интервью после отравления.

Чаще всего для десятков миллионов просмотров даже не нужны инфоповоды: появление архетипичного народного героя во "вДуде" увеличивает хайп звезды вдвое. В топ-3 самых популярных роликова на канале — Ивлеева и Нагиев. У обоих интервью больше 30 миллионов просмотров. Вряд ли нужно напоминать, как долго ещё страна обсуждала 15 см и предварительные ласки после довольно неловкого интервью. Хоть что-то минимально скандальное из выпуска "вДудя" мгновенно вызывает широкий резонанс. Юра приучил аудиторию к тому, что развлекать и доставать яркие цитаты он умеет лучше других. Итог простой — просмотры выпусков с теми же героями от других ютуб-интервьюеров никогда даже не приближаются к успехам первопроходца.





Но в последние годы всегда скромный Дудь (лучшая иллюстрация этого качества — история от Сергея Орлова) стал уходить от излишнего внимания и очевидных гостей в сторону не таких известных героев. Теперь блогер-миллионник делится своей популярностью с другими, а не преумножает чужой хайп. К амплуа источника внимания и главного интервьюера страны он возвращается крайне редко — за последний год под эту категорию попадает разве что Slava Marlow. Хотя всего три года назад Юра выдал серию хитов, подряд выпустив интервью с Доренко, Ивлеевой, Лимоновым, Белым, Джонибоем и Нагиевым — суммарно это чуть более ста миллионова просмотров всего за месяц.



Дудь — образовательная платформа


Герои: Гуриев, Батыгин, Долин

Речь в абзаце про Роднянского была именно про этот жанр — наивные вопросы про кино Дудь впервые задавал вовсе не Долину. Но окончательно формат сформировался и укоренился на канале после Гуриева. Венедиктов давал ликбез про Путина и российскую политику, но не ограничился этим, равно как и Роднянский вещал не только о кино и продюсированиие. Но 90% интервью с Гуриевым — это лекция "экономика для нубов".




Отчасти тот же формат Дудь применил и для выпуска с Батыгиным. Первоначально интервью больше тяготело к жанру, который Юра часто использовал ещё во времена спортса — отыскать крутого героя, который неизвестен широкой аудитории, но обязательно раскроет увлекательные для неё темы. Но по ходу съёмок Дудь встроил блок, который буквально озаглавил — "глупые вопросы о космосе". Формат стал свежим для ютуб-интервьюеров и позже органично воплотился в выпуске с Долиным, где укоренился уже в названии.





Пока жанр "стыдные вопросы про что-то" — самый редкий на канале "вДудь", но также один из самых резонансных, бодрых и популярных у аудитории. Гуриева после появления у Дудя сделали главным экспертом по экономике во всевозможных ютуб-шоу. Сам формат быстро адаптировала Ирина Шихман — после успешного интервью Дудя с Батыгиным канал "А поговорить?" запустил рубрику с попсовыми вопросами для учёных.

Активность других ютуб-интервьюеров и мультизадачность Дудя не позволяют ему регулярно делать такие же выпуски. Но к познавательному контенту вполне можно отнести и его документалки — видео про "Кремниевую долину" до сих пор самое популярное на канале, а среди 42 миллионов посмотревших есть и англоязычные зрители. Конечно, все люди с кругозором и умением гуглить знают, как круто на Камчатке и что происходило на Колыме. Но в медиа после нового "вДудя" подобные темы мусолят неделями, добирая клики за популярным выпуском — вспомнить док про ВИЧ, "Кружок" или ту же Колыму. Последний до сих пор разрывает задницы ютуб-коммунистов и вызывает жаркие споры при упоминании в большой компании.






Дудь — тревел-блогер


Герои: Таир, Птушкин, Павлов-Андреевич, Ирина Кайратовна, Усачев

Если выбирать самый неожиданный выпуск "вДудя", то это точно будет интервью с Таиром. Те, кто следил за Юрой со времён спортса, наверняка удивились меньше — он всегда любил разыскивать и раскрывать с неожиданной стороны забытых героев прошлого. Но в этот раз получилось многослойнее — Дудь снял выпуск не столько о человеке, сколько о месте в котором тот живёт. А центральными темами стали погоня за мечтой, отсутствие границ на карте и способность полностью себя переизобрести. Аналогичную смесь жанров Дудь позже использует в выпуске про русского футбольного тренера из Замбии — редкий ролик с канала, который явно отсылает к прошлой работе автора.





В той американской поездке Юры сквозь интервью, документалки и гайды для нубов просачивался контент в духе тревел-блогеров. Таир стал лицом эмиграции среднего класса. Айсултан Сеитов показал, как за рубежом получить ценные знания, чтобы стать востребованными и там, и здесь. Герои "Русского Голливуда", наоборот, чаще говорили о том, что лишь идут к мечте и пока им важен сам путь. Батыгин показал Калифорнию за фасадом стереотипов. С момента первых дальних путешествий Дудь стал раскрывать не только людей, но и через личность рассказывать о разных локациях.

Формат, который лампово освежили для ютуба Коля и Вася из "Вписки", Юра переделал под себя. С 2019-го Дудь отошёл от студии и формата "два стула": он либо снимал выпуски в важных для героев местах, либо отправлялся вместе с ними в путешествие. Снова не полноценный влог, который прогнозировал Амиран, а нечто на стыке влога, интервью и тревел-шоу. Та же самая Колыма — отчасти тревел-блог. Более того, у неё есть сиквел — классическая история-путешествие с Антохой из Магадана в главной роли.





Дудь никогда не скрывал, что ютуб для него — это свобода и новые возможности. Заработав миллионы в первые годы, он стал вкладывать деньги в новые форматы и совмещать путешествия с работой — даже вполне стандартное интервью с Ивангаем Юра снял в Бразилии. Тревел-часть той поездки досталась другим героям — Павлову-Андреевичу и Александру Красовицкому из Animal Джаz. Даже гостей, которых легко записать в Москве, Юра теперь возит в фактурные места, чтобы вместе с интервью снять нестандартный тревел-блог — как было с Чебатковым, Орловым, Борисовым и Локимином. "Вписка" и "вДудь" превратили это в общий стандарт ютуб-интервью, заразив конкурентов. Квинтэссенция же Дудя-путешественника — выпуск с Птушкиным, который больше похож на коллаб тревел-блогеров, чем на интервью.






Дудь — портрет современной России


Герои: Покрас Лампас, Сигарев, Орлов, Гордеева, Марков

Это последняя стадия эволюции Дудя на данный момент. Прошлые никуда не делись — Юра по-прежнему содержит в себе все перечисленные личины, которых больше чем на дрейдле так и не заглянувшего к нему Оксимирона. Юра всё ещё не боится ошибаться и чего-то не знать, регулярно вспоминает 90-е, смело и точечно критикует режим, изредка зовёт топ-звёзд момента, создаёт познавательный контент и постоянно путешествует. Но в последнее время всё чаще по России.





Дудь всегда называл себя патриотом и сделал больше многих политиков для того, чтобы это слово перестало быть стыдным и вернуло исконное значении. Весь инстаграм Юры посвящён крутым достижением русских людей, которые он помечает звучным хэштегом. "вДудь" с самых первых выпусков тоже об этом — о России в разных лицах: иногда уродливых, но чаще — вдохновляющих.

В последние годы тема современной России становится для Дудя всё более важной. Прологом был выпуск "Новая Россия", для которого Юра выбрал молодых людей из разных областей культуры, выделяющихся на фоне коллег. Формат прижился — Дудь и дальше не раз объединял нескольких гостей в один выпуск, чтобы рассказать о лучших фрешменах из разных индустрий — например, видео о героях нового русского юмора и наших в Голливуде.





За номинально классическими интервью Юра всё чаще прячет острые диалоги о России — как, например, в выпусках с группами Грот и Порнофильмы или документалке про "Кружок". Даже в интервью со Славой Мэрлоу Юра умудрился побыть Варламовым и поругать Мурино. А номинальный тревел-блог с Усачевым из Черногории превратился во взгляд на сегодняшнюю Россию со стороны.

Центром портрета современной России от Дудя стали выпуски с Гордеевой и Марковым. Внутри обоих — целая серия поездок и интервью с неизвестными из глубинки. От актуальных рэперов и блогеров Дудь постепенно пришёл к простым людям, которые намного точнее понимают и выражают социально-политические проблемы, что когда-либо волновали Юру. И чем глубже он изучает те стороны России, которые не видны из центра Москвы, тем сильнее закрепляется в статусе несистемного оппонента власти — его выпуск про пытки вполне компенсирует отсутствие Алексея Навального на ютубе.

Дудя часто идеализируют — он и правда за пять лет славы умудрился ни разу не запятнать репутацию. Но работавшие с Юрой люди часто подмечают как минимум одно его неприятное качество — он постоянно учит жить и любит на ровном месте навязывать другим своё мнение. Доказательства тому есть в каждом втором интервью, где Дудь часто начинает споры и продолжает их до тех пор, пока не добьётся устраивающего его ответа, а реакция на некоторые реплики, с которыми он не согласен, сразу заметна на лице интервьюера.





В этом тоже феномен Дудя: даже своё самое неприятное качество он превратил в нечто полезное и конструктивное. Настырность и уверенность в своей правоте помогают Юре смело говорить о не самых очевидных проблемах России, аргументировано и последовательно критиковать власть, но в то же время развлекать зрителей, превращая интервью в дуэль, а документальные фильмы — в резонансные инфоповоды.

Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"
Предыдущий рекорд принадлежал стримеру Некоглаю