Тексты
Автор: Кирилл Бусаренко

Группа V-Style предвосхитила моду на новое звучание рэпа в России. Вот ее история

В середине 2000-х на Дальнем Востоке появился коллектив, делавший новый звук и запустивший волну, которую многие отказались принимать.

2007-2008 год, школьный товарищ подходит ко мне с предложением заценить альбом, который он недавно скачал. В наушнике трещотки, эдлибы и басы — наглый голос читает по-русски: “Поднимите руки, как будто ловите деньги”.

“Это наши чуваки, группа V-Style”, — объясняет мне друг. Я отвечаю, что это какой-то закос под черных, а нужно слушать Смоки Мо и альбом “Кара-Тэ”. В ответ на это мне показывают трек “Heyaa” с припиской “feat. Смоки Мо”. Замешательство.

Такие обсуждения идут не только в школьном коридоре, но и на хип-хоп форумах, главных точках для дискуссий о жанре. В русский рэп проникает звучание, распространенное в южных штатах США — в американской прессе тех лет его называют dirty south (“грязный юг”). Русский слушатель сопротивляется.

Музыкальная палитра того времени была такой: музканалы крутили клипы Сереги, Тимати и Лигалайза с "Будущими мамами"; более "трушная" аудитория следовала за Кастой, Centr и Бастой, который умно чередовал свой лирический репертуар с чернушными сочинениями Ноггано. Уже ярко засияла новая звезда Noize MC. Еще пара лет и в тонированных "ладах" зазвучат первые хиты АК-47. Вставить в этот ряд группу V-Style не получалось.

Несправедливо говорить, что V-Style первыми сделали “юг” в России. Попытки переложить на русский язык звучание условных Paul Wall, Lil Wayne и Three 6 Mafia уже были. Но по воспоминаниям участников V-Style, выглядело это карикатурно.

V-Style звучали уверенно, а их продакшн напоминал о дорогих западных студиях. На микстейпе D.Masta "White Star" 2008 года есть трек "Музыка для джипов" — лучшего описания музыки V-Style придумать сложно. Под такую качают не головами, но всем телом.







V-Style — группа из четырех участников: Bess и Kevin читали рэп, Sin писал биты, Bigg делает то и другое. Bigg и Sin в начале 2000-х состояли в объединении R.J. Pro, с участниками которого фитовал Bess. Сильным влиянием в плане южного звучания Bigg называет White Niggaz, первый известный дальневосточный рэп-коллектив, делавший криминальный рэп в стиле UGK.

Владивосток — портовый город, в котором много моряков. Есть легенда, что они и завезли туда южный рэп. Когда они заходили в музыкальные магазины в Америке, чтобы привезти зарубежной музыки, сталкивались с ситуацией — топовые релизы стоят дорого, а на нижних полках можно отыскать дешевые микстейпы локальных рэперов. Поэтому в 90-х годах во Владивостоке из праворульных "японцев" уже звучали записи лейбла No Limit Records.

Bigg: "Мы слушали Lil Wayne задолго до того, как он стал популярен. Hot Boys, лейбл Cash Money, Three 6 Mafia. Вот сейчас популярен фонк, а мы его слушали, когда он выходил еще на кассетах".

В 2005 году появляется Vladivostok Style — большое объединение рэперов, куда, например, входила группа Вульгарный Тонн, чьи участники Витя Classic, Саша Rap и Никита OST были звездами онлайн-баттлов и даже собирались записываться с Бастой и Гуфом (не вышло). Никита OST позже вошел в московскую группу Рыночные Отношения, а сейчас отбывает срок за распространение наркотиков.

Объединение выпустило несколько компиляций. Его зачинщиком стал Bess, вернувшийся в Россию после учебы в Корее. Постепенно Vladivostok Style сужается до V-Style.

Bess: “В Корее я заобщался с американцами. Жил, тусил, ездил в тур выступать — у нас была группа New Dynasty Family из шести человек. Все из разных стран, читали на разных языках. Мы ездили на радио и корейское MTV.

В России был хуевый интернет, а в Корее все летало. Поэтому доступ ко всему был проще: видеоклипы, журналы XXL и Source, все продавалось. Это был некислый толчок. Я прилетел и сразу сказал пацанам, что все вокруг шляпа, а мы будем делать по-новому”.





На фото слева направо: Bess, Bigg, Sin.


Bess предложил, чтобы в группе был иностранец — так в V-Style появился нигериец Kevin. Его братья и сестры тоже учились за границей, а в Россию Кевин отправился по совету дяди, закончившего РУДН. Кевин выбрал университет во Владивостоке, у которого был договор с Нигерией, совершенно не подозревая, где находится этот город. Представитель университета встретил его и других африканских студентов в Москве и предложил варианты: лететь на самолете или ехать на поезде. Поезд стоил дешевле, так что африканцы выбрали его — и только в пути узнали, что ехать придется семь дней.

Во Владивостоке Кевин вливается в тусовку местных рэперов и знакомится с будущими участниками V-Style.

Bigg: “Изначально мы не думали, что в России это будет кому-то интересно. Такой музыки не было толком — только единицы, которые нам не нравились. Мы понимали, что если везде играет бумбэп, то вряд ли это кому-то будет интересно. Вот в 2005 году я делал биты корейцам. Так что в России мы делали для себя. Иллюзий не было”.

По словам Bigg, желание распространять музыку шире появилось, когда местный диджей Ramon залил один из треков V-Style на казахстанский рэп-форум. Там он получил очень позитивный фидбэк — музыканты поняли, что нужно продолжать.

В 2006 году Bess приезжает в Питер. На руках у него половина дебютного EP V-Style. Он быстро знакомится с местными рэперами: сначала с группой Gunmakaz, потом с переехавшим туда Децлом и молодым продюсером Beatmaker Beat, а через него со Смоки Мо и остальными.

Непривычное звучание и американизмы в тексте (“хоуми”, “бути” и “хасла”) не вызывали энтузиазма у слушателя рэпа тех лет. Он хотел слушать исповедальные истории Гуфа про "эти мутные будни", а не легкомысленные строчки про "она трясет своей лаффи-таффи". В этом была и некоторая несправедливость, поскольку V-Style чаще читали про что-то абсолютно приземленное: как проходят будни, чем живет город, как из Владивостока в Нью-Йорк лететь дешевле, чем до Москвы. Но их звучание для многих автоматически приравнивало эти песни к коммерческому и "нетрушному" рэпу. “Далеко они не пролезут, так как это Россия, а не Америка, и не нужна нам тут революция в рэпе”, — писали в обсуждении на hip-hop.ru.







Bess: “Другие рэперы в то время негативно отнеслись к южному звучанию. Они не знали, как под это качаться и читать. Но к южному звучанию V-Style все старички и большие имена отнеслись положительно — мы попросту не выглядели смешно под это дерьмо. Это было органично, мы не звучали как клоуны. Многие пытались, но выходило ужасно. А тут вся питерская тусовка жестко переобулась с моим прибытием.

Больше всего я прифигел от респекта Лигалайза. Я рос на нем, он был мерилом. С МС Молодым познакомился — я включал ему треки и демки на квартире. И он мне говорит: “Слушай, хватит показывать, я это все слышал и слушаю долгое время. Мне заходит ваше дерьмо, надо чаще что-то делать вместе”. Но все равно с 2006 по 2011 к такой музыке большинство относилось с недоверием. Люди были необразованные. От глупых пиздюков мы получали много хейта”.

Bigg: “Молодые чуваки часто обращают внимание на хейт в свою сторону. Но им хотя бы одну сотую услышать того, что посылалось нам, — они бы оглохли. Они бы закрылись дома в туалете. У нас это было жестко”.

Новый звук начинает громче звучать в России, когда в Питере появляется тусовка Def Joint. Одним из ее вдохновителей называют Bess, но сам он это отрицает — говорит, что объединение возникло в 2007 году, когда он уже вернулся во Владивосток. Точнее будет сказать, что V-Style повлияли на звучание и стиль Def Joint.

“Он подсадил многих из нас на южный рэп, южный саунд. Мы тогда слушали Нью-Йорк, а во Владике, откуда он приехал, все слушали Three 6 Mafia и тому подобное. Мы тогда еще скептически к такому рэпу относились, а когда уже начали общаться с носителем этой культуры, втянулись”, — рассказывал участник Def Joint Струч.

V-Style начал писать биты для практически всех участников Def Joint. Это вылилось в полноценное сотрудничество со Смоки Мо — сначала на песне "Heyaa" с дебютного мини-альбома V-Style "Grabbin’ Some Money". Автор легендарного "Кара-Тэ" услышал припев трека и предложил фитануть. Это была самая первая совместная песня V-Style.

Bigg: "Ходили слухи, что мы проплатили фит. Суммы придумывали. Не понимали, что мы делаем ему альбом. А мы просто были на коннекте".







В 2007 году на лейбле СтереоЗвук у V-Style выходит дебютный EP "Grabbin’ Some Money". Как рассказывает Bigg, его выпускали в срочном порядке — как разогрев перед большим альбомом.

Bigg: “Я с Молодым познакомился, а у него на рингтоне стояла наша “Ridin’”. Bess ездил по Санкт-Петербургу, знакомился с пацанами, а потом сказал, что нам нужно срочно что-то выпускать, потому что такой звук никто не делал”.

В 2008 году на Муз-ТВ выходит "Битва за респект": создатели лейбла Respect Production и сайта Rap.Ru Аркадий Слуцковский и Виктор Абрамов (Bugz) спродюсировали смелый для того времени проект с рэперами, для которых другого способа пробиться на телеэкран в тот момент, фактически, не было. Заставку для передачи написали V-Style, к которым обратился Абрамов. Как говорит Bigg, это были символические деньги без авторских отчислений.

Bigg: “С Витей Абрамовым смешная история была. Он же во Владивостоке делал радиопередачу Hip-Hop Info. И вот мы, молодые рэперы, пришли к нему, а он сказал, что мы никогда не должны заниматься рэпом”.

В первом сезоне "Битвы за респект" Bess дошел до четвертьфинала, где проиграл L’One. А Bigg под именем XXXL пришел во второй сезон — и проиграл Герику Горилле, (сейчас — Giga 1).





Bess: “Мне позвонил Абрамов и позвал участвовать. Я отказался. Он ответил, что там будут выдавать новые PlayStation. Я сразу же согласился. Ну и Рену взял с собой. Мы там были чисто в надежде, что нам подарят консоли”.

Рэп-исполнительница из Питера Rena тогда была его девушкой. Сейчас они женаты около семи лет, у них трое детей. Bess говорит, что друг против друга на "Битве за респект" их поставили специально — это была тусовка, в которой все друг друга знали.

Bess: “Пацаны в то время практиковали трансерфинг и прочую херню. Я помню, как в то время блистал D.Masta — когда мы приехали на кастинг, он встал перед камерой и произнес: “Вы все продукт моего воображения. Если бы не я, вас бы здесь не было. Благодарите меня”. Все тогда подумали, что выиграет он, а победил Ант. Мы его тогда не восприняли всерьез — нам это казалось дворовым рэпом”.






Примерно в тоже же время V-Style становятся саундпродюсерами альбома Джино из группы 1000 Слов, запускавшего сольную карьеру. Проект, который продюсировал Абрамов, выглядел многообещающе. Мощная подача Джино, прежде читавшего только под привычные "трушные" минуса, по-новому раскрылась на южных битах V-Style, а смысловое содержание его куплетов никак не пострадало. Появление новой рэп-звезды, первой эффектно оседлавшей южный звук, казалось делом неизбежным. Но работа над альбомом была остановлена из-за конфликта артиста и продюсера.

"Он был в южном стиле, я работал с ребятами из V-Style. Если бы он тогда отстрелялся, то с учетом возможностей Багза, это был бы первый громкий альбом южатины. Тогда же начал шуметь кранк, весь этот отход от классического хип-хопа, это был такой первый рэперский рейв. Мы с Багзом не очень хорошо разошлись, скорее всего, по моей вине. Я очень сложный человек для работы", — рассказывал Джино в нашем интервью.

И все-таки V-Style спродюсировали релиз большого русского рэп-артиста: они поработали со Смоки над микстейпом "200 лет спустя" и третьим сольным альбомом Смоки Мо "Выход из темноты". Поклонники “Кара-Тэ” и “Планеты 46” нововведение не оценили.

Bess: “Конечно, Смоки вдруг записался с какими-то штрибанами с Дальнего Востока, которые косят под негров. Но мы были самыми свежими в то время и он с нами тусовался. Смоки был на другом уровне музыкального мышления — ему уже не был интересен весь этот андеграунд. Нас он во всем защищал и подвергался нападкам хейтеров. Некоторые решили, что он сошел с ума.

Общая масса критиковала альбом именно из-за нашего участия, потому что это что-то новое. Вообще, люди тысячи раз подходили к Смоки и говорили, что считают это одним из его лучших альбомов. По звуку и качеству это был крутой материал. Его послушали тогда, но расслушали позже”.






На “Битве за респект 2”, где участвовал Bigg, произошло их знакомство с Джиганом. Рэпер из Украины только-только подписался на Black Star, а зрителям "Битвы" запомнился строчкой "У меня в Одессе нет депрессий" и шансон-рэпом про "бедного Леню". Bigg вспоминает, как рэпер давал чуть ли не первый концерт в качестве артиста Black Star. Нового материала было мало, поэтому Джиган начал читать старые и очень жесткие треки, чем перепугал аудиторию молодых модниц.

В итоге в 2015 вышел альбом “Джига”, который спродюсировали V-Style. Покинув лейбл Тимати, Джиган решил зазвучать иначе. Это был мощный, качающий, разваливающий басами колонки звук рэп-вечеринок Майами, который, кажется, оказался слишком радикальным для аудитории Джигана и пролетел мимо чартов. Bigg рассказывает, что за этот альбом V-Style получил приличную сумму.






V-Style поработали и с другими русскими рэперами — так, главный хит Миши Крупина “Неделимое” продюсировали они. Но были и случаи, когда коллаборации не случались. Так вышло с Гуфом — после первого ухода из группы Centr он просил биты.

Bigg: “Мы тогда шутили, что он будет Lil Guf. Но ему не подошло звучание. Был и финансовый момент, на самом деле. Но таких артистов было много. Рассказывать не хочу — это будет грустное разоблачение”.

Но и о сольном творчестве участники не забывали — дебютный альбом группы вышел в 2009 году и назывался “2010” (“Потому что мы из будущего”, — объясняют мне). На нем не было фитов с русскими артистами (кроме Миши Крупина под именем Туман) — одни лишь иностранцы, например, из Суринама или Сент-Луиса. Это была фишка релиза.

Bess: “Мы хотели обхитрить нашего слушателя. Это же был западный звук, мы хотели звучать не по-русски. У меня были коннекты со многими людьми, с кем-то я общался в Корее, с кем-то по MySpace”.

V-Style, вообще, много работали с зарубежными артистами — участники рассказывают, как в середине 2000-х через MySpace вышли на в то время никому не известную Nicki Minaj, которая согласилась на фит, но попросила 1000 долларов на запись. Ей отказали. Через несколько лет она стала артисткой лейбла Lil Wayne и самой заметной женщиной в рэпе.

После выхода альбома “2010” ничего коллективно V-Style не выпускал. Официально группа не распадалась — так сложилось, объясняют участники. Bess выпустил два альбома в 2011 и 2013 году, продолжает писать музыку. Bigg и Sin занимаются продюсированием. Kevin живет в Филадельфии и продает недвижимость.





В начале 2010-х очередной тектонический сдвиг в звучании рэпа стал очевиден всем: то, что когда-то называлось типичным звуком Нью-Йорка или Лос-Анджелеса, куда-то пропало. Новейшие герои Нью-Йорка от A$AP Rocky до Nicki Minaj читали под южные биты — и это ни у кого не вызывало вопросов. Старый звук как по команде списали в утиль, а фрешмены всего мира стали равняться на дрилл из Чикаго, трэп из Атланты, фонк из Мемфиса. V-Style просто немного опередили время?

Bess: "Я почти уверен в этом. У нас был медленный интернет. Мы жили во Владивостоке — в то время билеты в Москву стоили космических денег, в три раза, чем наш гонорар. На массовость мы не рассчитывали, но все, кто делал рэп и писал музыку, нам респектовали.

Bumble Beezy вот рассказывал, какой у него был праздник, когда я в 2011 году на какой-то его вопрос ответил в твиттере. Скриптонит и Obladaet вот тоже респектовали — да почти все, кого ты знаешь".

Bigg: "Нас многие слушали — вот тот же Yanix, например, мы с ним общались. ATL тоже. Нам отчасти должны респектовать. Мы вернули Владивосток на карту. Показали, что за пределами Москвы тоже есть стиль. Мы же из будущего".



Возвращение Пошлой Молли, альбомы Славы КПСС, Voskresenskii — главный фрешмен
Тут подводят итоги года и составляют планы на следующий
Выбрать самых стильных в русском рэпе непросто, но мы это сделали. В нашем топе — те, кто диктует моду прямо сейчас, и те, кто определял ее чуть раньше
Десятка артистов, которым 2024 год существенно пошел на пользу