Тексты
Текст: Карина Бычкова

“Синий трактор”, “Барабулька”, “Сигма-бой”: как устроен мир виральных детских треков

Почему детская музыка такая приставучая, сколько ее слушают по всему миру и кто выпускает ее в России

Детские хиты набирают миллионы и даже миллиарды прослушиваний, что не всегда по зубам даже таким суперзвездам, как Тейлор Свифт или Лана Дель Рей. О том, как устроены виральные треки для детей, почему они им нравятся и кто их выпускает — в нашем тексте.


“СИГМА-БОЙ”

“У России только два надежных союзника: Юра Борисов и “Сигма-бой””, — так в рунете реагировали на громкие инфоповоды этой зимы: номинацию российского актера на “Оскар” и мировой успех песни, спетой на русском двумя 11- и 12-летними певицами Betsy и Марией Янковской. К весне песню про сигма-боя слышал уже, наверное, каждый, причем не всегда по своей воле.

Трек написал отец одной из девочек, Михаил Чертищев, в соавторстве с артистом Мукка, а дальше “Сигма-бой” стал генерировать инфоповоды. Песня завирусилась в TikTok и соцсетях по всему миру, возглавила чарт “Viral Songs Global” в Spotify, оказалась в топе чарта Billboard "Hot Dance/Pop songs", появилась в аудиоколонке совы из Duolingo в Париже, затем была упомянута в Европарламенте (немецкий политик Нета Риль из партии Volt, набравшей на последних выборах 0.79% голосов, высказалась, что песня пропагандирует патриархат и пророссийские нарративы) и движения “Сорок сороков” (те увидели в “Сигма-бое” сексуализацию подростков), а также нашла защитника в лице главы ЛДПР Леонида Слуцкого. В Украине же Совет национальной безопасности назвал песню “инструментом информационной войны Кремля”.

Сейчас у трека, на который даже не сняли клип, более 97 миллионов просмотров на YouTube и почти 59 миллионов стримов в Spotify. В конце января Mash писал, что за 39 миллионов прослушиваний “Сигма-боя” в шведском стриминге Чертищев получил 15,6 миллиона рублей.



“Один из секретов моего успеха в том, что делаю взрослый продакшен для детских треков, а смыслы, естественно, я вкладываю скорректированные детские”, — объяснял причину популярности трека Михаил. А Мукка же рассказывал, что до того как приступить к написанию песни не знал мем про сигм: “Про аудиторию девочек-подростков тоже ничего не знал — просто умею пользоваться гуглом. Забил в поисковик топ-10 популярных слов у зумеров, а дальше даже не помню, использовал их или нет. В любом случае, это такая гиперболизация”. Вместе с тем Мукка точно знал песню Ирины Аллегровой “Младший лейтенант”, из которой он позаимствовал (и чуть модифицировал) строчку “Все хотят потанцевать с тобой”. Мэшапы, конечно же, появились очень быстро.




"БАРАБУЛЬКА"

Еще один виральный детский хит последнего полугодия — песенка про барабульку, которую исполняет 14-летний Вова Солодков из Керчи и которого Thrill Pill предлагал позвать на YouTube-канал Toaster.

Вот какой в ней текст:

Ты вчера сварила рульку
Жирную, свиную рульку
Не хочу твою я рульку
Хочу я барабульку
Булька, булька, барабулька
Булька, булька, барабулька
Булька, булька, барабулька
Хочу я барабульку




Артист, который исполняет “Барабульку”, принимает препараты от ювенильного ревматоидного артрита, поэтому медленно растет и выглядит значительно младше своих лет. “Барабулька” — одна из первых песен Солодкова. Мальчик участвует в стендап-шоу, записывает юмористические скетчи, занимается вокалом в Академии Николая Агутина, снимается в сериале “Блогеры на каникулах” для телеканала СТС-kids и играет одну из ролей в Керченском драматическом театре имени Пушкина.




“Барабульку” написал и спродюсировал Петер Небенгауз, о котором в интернете пишут, что он “актер и ювелир”, но о его музыкальной карьере в сети ничего не известно.

Когда оригинал завирусился, у него появилось множество пародий, в том числе “Бабулька” авторства блогера Bsweedy. “В этой версии автор песни не хочет есть другое блюдо, а описывает свои интимные отношения с пожилой женщиной”, — вот как обтекаемо о треке говорится на сайте Genius. Кавер с геронтофильским уклоном и матом в тексте ожидаемо не понравился Вове и его маме, а Bsweedy вскоре заявил, что готов удалить песню с площадок за миллион рублей. Сейчас “Бабульки” на стримингах уже нет, но другие треки, также созданные по мотивам мемов — “Альтушка для скуфа”, “Chill Guy Freestyle” — в его каталоге остались.

Удаление трека поддержали не все. Так, 1 февраля несколько подростков пришли на встречу с блогерами в петербургский ТЦ “Охта”, чтобы снять тиктоки с выступлением Вовы под “Барабульку”, а потом поменять звук в видео на “Бабульку”. За день до ивента Солодков записал ролик, в котором он садится в машину скорой помощи, а за несколько часов до начала шоу предупредил, что приехать на него не успеет. В итоге пришедшие на выступление Вовы стали кидать яйца в других блогеров, а когда организаторы прервали встречу и попросили всех разойтись, стали хором скандировать нецензурные ругательства.

В середине февраля у “Барабульки” появилась англоязычная версия. Аннотация к клипу на YouTube поясняет, о чем идет речь: Barabulka — translated from Russian into English, it means the name of the mutton fish.


ДРУГИЕ ВИРУСНЫЕ ТРЕКИ И ПОЧЕМУ ОНИ НРАВЯТСЯ ДЕТЯМ

Виральные треки для детей — не новое продюсерское изобретение. Мегахиту “Baby Shark”, который в 2020 году стал самым просматриваемым видео в истории YouTube и набрал более 15 миллиардов просмотров, в этом году исполнится десять лет. А первая популярная версия “Baby Shark” попала в интернет еще в 2007-м: она была на немецком языке и тоже стала танцевальным хитом. Оригинальная песня и вовсе датирована началом XX века: ее пели в детских лагерях возле костра. Фан-факт: в 2019 году городские чиновники Уэст-Палм-Бич, штат Флорида, включали эту песню на повторе в парке, чтобы там не ночевали бездомные.

Не менее заметная детская песня с 7 миллиардами просмотров на YouTube — “Bath Song” 2018 года, которая учит маленьких слушателей мыться. В ней всего один куплет, а также несколько повторяющихся припевов про очищение разных частей тела. Мотив очевидно делался с отсылкой к “Baby Shark”, где также много раз повторяется слово “doo”. Еще один референс “Bath Song” — английская песня про паучка “Itsy Bitsy Spider”, датированная 1940-1950 годами; ее авторство не установлено.

Детских песен с миллиардными прослушиваниями много. Как правило, их объединяют простые для восприятия слова с неким поучительным смыслом, прилипчивый мотив и множественные повторения текста. Примечательно, что самые популярные детские хиты на YouTube — это современные версии старых и даже старинных песен. К примеру, в основе и “Baby Shark”, и “Bath Song”, и "The Wheels On The Bus" (7 миллиардов просмотров), и "Baa Baa Black Sheep" (4,4 миллиарда просмотров), и множества других вирусных хитов лежат песни, которым от нескольких десятков до нескольких сотен лет.

Еще один детский хит с мировой популярностью — “The Spark” от Kabin Crew & Lisdoonvarna Crew, который британский Rolling Stone назвал главным хитом лета 2024-го. Но “The Spark” — это уже не анонимная перепевка известной детской песни, запущенная под анимационный видеоряд. Это хип-хоп-бэнгер с драм-н-бейс-мотивом, исполненный ирландскими подростками от девяти до двенадцати лет. Артисты, спевшие “The Spark”, участвуют в двух музыкальных группах Kabin Crew и Lisdoonvarna Crew. Причем последняя команда состоит из подростков, живущих в приюте для беженцев, а в составе Kabin Crew есть дети из Нокнахини — одного из самых социально неблагополучных пригородов ирландского Корка. Включите видео ниже, вы наверняка слышали этот трек в рилзах: к настоящему дню у “The Spark” более 64 миллионов прослушиваний в Spotify.




В России, помимо “Сигма-боя” и “Барабульки” есть и другие детские хиты. Главным саундтреком для тех, кто только недавно родился, остается белый шум, который на протяжении трех с лишним лет периодический вытесняет из топ-чарта Apple Music Kizaru и Оксимирона (признан иноагентом). А тот, кто хоть раз проводил время с малышами от года до трех, едва ли смог скрыться от прилипчивой песенки про синий трактор, который “по полям, по полям едет к нам”. На YouTube у нее более миллиарда просмотров.

Что касается более взрослой аудитории, то на нее был ориентирован другой хит Betsy и ее папы Михаила Чертищева, а также дуэта M&A: “Симпл Димпл Поп Ит Сквиш”. Песня появилась как реакция на распространение антистресс-игрушек — поп-итов, симпл-димплов, сквишей — ставших популярными в 2021 году. Трек завирусился в TikTok, а затем и в остальном интернете.

В нем такие строчки:

Если голова болит
Симпл-димпл, поп ит, сквиш
Поп ит, сквиш, поп ит, сквиш
Что? Ха-ха, ха
Роскомздрав не запретит
Симпл-димпл, поп ит

Комментарии к видео, набравшему почти 9 миллионов просмотров, разнятся от “После такой музыки перестаешь бояться ядерной войны” до “Напомнило ранний Daft Punk или что-то с альтернативного техно 90-х. Хорошая работа!”

Детские виральные песни сделаны с учетом физиологических и психических особенностей маленьких слушателей. Мозг ребенка находится в процессе развития, поэтому дети лучше воспринимают простую и оптимистичную музыку, которая хорошо запоминается.

Еще один прием в таких треках — повторения: когда дети знают, что будет дальше, им легко понять песню и ее повторить. Вот почему в большинстве детских песен есть повторяющиеся хуки, которые включают в себя всего несколько одинаковых слов или звуков.

Вместе с тем привлекать внимание детей и удерживать их интерес будет скорее бодрая музыка, подходящая для танцев, чем более медленные и сложные аранжировки.

Также дети, как и взрослые, хотят иметь возможность соотносить себя с музыкой, которую они слышат, узнавать сеттинг треков. Поэтому детские песни, как правило, посвящены знакомым темам и явлениям, будь то крутящиеся колеса автобуса или симпл-димпл.




КТО ВЫПУСКАЕТ ЭТУ МУЗЫКУ В РОССИИ

“Лейбл не для взрослых” — такой логлайн указан на сайте лейбла Riki Music. Именно он выпускает в России релизы Вовы Солодкова, Марии Янковской и многих других звезд в детском сегменте. Riki Music создан компанией ГК “Рики”, которая владеет правами на Смешариков, Фиксиков и Малышариков, а лейбл в том числе издает музыкальные альбомы под этими брендами.

Бывший A&R лейбла Всеволод Старков (сейчас он на консультирующей позиции) рассказывает, что детская музыка делится на возрастные группы, и у каждой есть своя специфика. “У контента для 0-3+ могут быть вирусные колыбельные, для аудитории 3-7+ — танцевальные забавные хиты, а у детей 7-12+ — артисты-блогеры. Глобально все три группы могут кардинально отличаться по контенту, жанру, подаче и визуалу. Существуют бренды, способные охватить несколько аудиторий, но это уникальные примеры, такие как Фиксики “Помогатор” или Синий Трактор “Едет трактор”. Сравнить объем детского контента с взрослым — задача непростая, но после выхода композиции “Сигма Бой” можно сказать, что появились и артисты категории AAA (то есть, очень популярные и узнаваемые. — The Flow)”, — говорит Старков.




A&R-ы ищут новую музыку для детского лейбла в стримингах (многие загружают песни самостоятельно, без участия лебйлов), в анимационных проектах, в продюсерских центрах, которые помогают с выступлениями, исполнением и созданием музыки, но не занимаются ее выпуском, а также с помощью нетворкинга: в этом сегменте все друг друга знают.

Как и в музыке для взрослых, при подписании лейбл ориентируется на медийный капитал артиста, наличие аудитории (желательно хотя бы минимальное количество постоянных слушателей), количество выпущенного контента (аудио, видео и анимации) с участием артиста, а также “системность и порядочность продюсера, артиста или бренда”. Старков отмечает, что “для детского контента часто действует правило: “качественный контент = хороший результат”, но есть определенные тренды, такие как "песни-жвачки, где композиции почти одинаковы, но отличаются исполнителем”. В первую очередь лейбл общается с продюсером, родителями или родителем-продюсером.

Из недавних громких проектов Riki Music он выделяет “Барабульку” и отмечает, что треку потребовалось полгода, чтобы начать хайповать, а секрет успеха Старков видит в сочетании “танцевального, липкого припева и харизматичного артиста”. Вместе с тем он рассказывает, что лейбл давно сотрудничал с Марией Янковской, но стабильного результата не удавалось добиться очень долго, пока ситуацию не изменил выпуск того самого прорывного хита. “Все были в шоке. “Сигма-бой” не был издан на лейбле Riki Music, но стал сильным топливом для мотивации”, — рассказывает A&R.

Среди других заметных кейсов лейбла — Фиксики “Фиксипелки 2.0” и ремиксы Смешариков. “После релиза не было ощущения, что выпустили что-то супербольшое, но через полгода контент улетел в космос, миллионы просмотров, сотни тысяч TikTok-роликов, и Смешарики заявили о себе так, что до сих пор эти ремиксы держат сильнейшую планку по количеству прослушиваний. Это был фурор”, — говорит Всеволод.

Вообще, Смешарики давно перестали быть сугубо детским проектом: судя по количеству мемов и тестов в духе “Кто ты из Смешариков”, мультик уже стал объектом ностальгии зумеров. Старков это подтверждает: “У нас есть фонк- и эмбиент- альбомы, рок-джазовые концерты СмешBand, которые собирают тысячи зрителей, ночные вечеринки в "Ровеснике" под ремиксы, коллаборации с большими артистами (Король и Шут, Мумий Тролль), виниловые пластинки, а что говорить о нашем TikTok. Смешарики — это уже давно не только про детей, это уже про целое поколение”.

Friendly Thug 52 NGG живет на студии. Канье ненавидит всех (даже собственные альбомы). Как Замаю перестать быть злым
Обсуждаем группу Kunteynir, личность Паши, а также наши пересечения с ним в жизни
Воссоздают события последних недель жизни Паши Техника и всей его творческой биографии