Тексты
Текст: Карина Бычкова

Это просто шум, но Apple Music порван: как EP для сна детей обходит в чартах Кизару и Оксимирона

Пытаемся разобраться, кто написал странный EP с шумами для сна, который сидит в топах русского Apple Music столько же, сколько Кизару, Биг Бэби Тейп и Оксимирон, и по всей видимости, приносит создателю ощутимый доход. Как у Финчера в фильме "Зодиак" убийца (в нашем случае — убийца чартов), остается не найден. Но история от этого не становится хуже.

«Белые шумы для сна детей» оказался в топе российского альбомного чарта стриминга еще в прошлом году. Но мало того, что с тех пор он добрался до топа: за то короткое время, что писался этот текст, он продвинулся на третье место.

С одной стороны, это не удивительно — белые шумы действительно популярны у родителей, которые пытаются уложить спать своих детей. Закономерно, что этой потребностью активно пользуются создатели контента и зарабатывают на копеечном в производстве белом шуме тысячи долларов.

С другой стороны, если исходить из коммерческой логики, стримингам не выгодно держать такой контент на своих площадках. И, может, сейчас мы наблюдаем одну из последних историй успеха на поприще функционального аудио, созданного человеком, а не искусственным интеллектом.



Что такое белый шум и почему он всем так зашел

«Если бы каждое включение этого видео мамочек засчитывали бы за просмотр, думаю, количество перевалило бы за пару миллионов. Лично мы включаем его с 6 месяцев, сейчас нам 1,2. Это просто спасение и “стенка”, за которой не слышно, что происходит в соседней комнате. И ребенок спит себе спокойно», — говорится в одном из комментариев под видео «Белый шум для сна ребенка» на YouTube.

Большинство комментаторов соглашается с таким мнением и благодарит создателя этого контента за то, что белый шум помогает их детям уснуть. Исследования, которые могут свидетельствовать о том, что белый шум эффективен для засыпания детей, существуют, но ученые также предупреждают и о побочных эффектах его использования. В любом случае, включать белый шум ребенку стоит только после консультации с педиатром.

«Белый шум — это волна, спектральная составляющего которого равномерно распределена по всему диапазону частот, — рассказывает Дима Яковлев, один из руководителей Cubic Media, компании, которая занимается созданием фоновой музыки для торговых центров и общественных пространств. — То есть это звук, за который мозгу не удается зацепиться — и из-за этого мозг мгновенно утомляется. Большинство людей белый шум раздражает. Мне даже жаль тех, кто включает его в комнатах детей. Ведь такие люди сами попадают под воздействие белого шума».



Что известно о «Белых шумах для сна детей» и их авторе

Альбом представляет собой сборник различных вариаций белых шумов, каждый трек длится чуть более минуты. Всего в нем пять композиций. В оформлении релиза использовано изображение моря на закате, и оно выглядит как стоковое фото.

По наблюдениям The Flow, релиз «Белые шумы для сна детей» попал в топ-50 альбомного чарта Apple Music в России еще в прошлом году. В 2022-м он вырвался в десятку, а на момент написания этого текста стоит на третьем месте.

Помимо Apple Music, релиз «Белые шумы для сна детей» также пользуется успехом в «Яндекс Музыке» — там этот же сборник называется «Белые шумы для сна младенцев» и помечен бейджем «Популярен у слушателей». Во «ВКонтакте» и «Звуке» альбом не демонстрирует выдающихся показателей. Судя по статистике ушедшего из России в середине апреля Spotify, у наиболее популярной композиции с этого релиза более 308 тысяч прослушиваний, что явно недостаточно для того, чтобы попасть в чарт площадки.





По всей видимости, правообладателем этого сборника является человек по имени Filip Szyszkowski — его имя указано в качестве правообладателя на платформе «Звук». Как следует из страницы на Discogs, Филип выпускал свою музыку на многих лейблах, среди которых Shit Noise Records, Unquiet Records, Net Underculture и другие. В попытках связаться с музыкантом мы написали всем указанным лейблам и в одном из них нам удалось получить электронную почту Филипа, но наше письмо осталось без ответа. Мы также отправили личное сообщение музыканту в Soundcloud и Discogs, но и это не увенчалось успехом. Судя по Soundcloud и Discogs Филипа, он пишет еще эмбиент, дарк-эмбиент и нойз. В Spotify у него три слушателя в месяц.

Правообладателем альбома «Белые шумы для сна детей» в Spotify и «Яндекс Музыке» указана некая компания SND. Нам удалось установить, что SND передали релиз на площадки при помощи польского дистрибьютора Independent Digital — это крупнейший местный агрегатор музыки. Сервисы такого типа доставляют музыку в большинство стримингов автоматически, правообладателю достаточно подписать пользовательское соглашение, в котором он подтверждает, что права на передаваемую музыку принадлежат ему. После технической модерации треки появляются на площадках.

Сотрудники подобных дистрибьюторов, как правило, не следят за дальнейшей судьбой отгружаемых треков: не питчат их в редакционные плейлисты и не помогают с промокампанией. Впрочем, некоторые агрегаторы могут заметить чартовый успех DIY-музыканта и предложить ему более индивидуальное сотрудничество, которое уже больше напоминает взаимоотношения артиста и лейбла. В процессе поиска контактов Филипа мы написали дистрибьютору Independent Digital, но также не получили ответ.



Может ли популярность быть накрученной

В 2019 году российский альбомный чарт Apple Music возглавили четыре релиза неизвестных исполнителей под именами Мурсия, Бильбао, Картахена и Мендоса. Все композиции звучали как демозаписи и были пародиями на произведения Оксимирона, Хаски, ЛСП и Егора Летова.

Тогда The Village связались с человеком, который занимается накручиванием прослушиваний в стримингах. В распоряжение редакции издания попали расценки накрутчиков на вывод композиций в топы чартов: три года назад вывод одного трека на третье место чартов Apple Music на одни сутки обходился в 200 тысяч рублей.

Впрочем, информации о накрутках в альбомных чартах и тогда, и сейчас не появилось. Эксперты, у которых The Village запрашивал комментарии, отмечали: насколько эффективны данные способы, неизвестно. Один их специалистов, занимающихся продвижением треков в iTunes, рассказал изданию, что Apple тщательно скрывает свой алгоритм, при этом постоянно его модернизирует. Еще одной преградой является то, что дистрибьюторы и лейблы постоянно борются с искусственно продвинутыми треками в стриминговых сервисах. Этот же эксперт в разговоре с The Village выражал сомнения, что в Apple Music существует возможность искусственно выводить в топ музыкальные композиции, так как любые намеки на накрутки Apple моментально пресекает: «Появление неизвестных релизов в топе чартов — это какой-то баг Apple Music, который уже пофиксили. Никто из моих коллег не подтвердил, что он как-то к этому причастен. Зная, насколько высок спрос на этот сервис (в связи с тем, что никто не может его накрутить), то не признаться в таком сильном искусственном продвижении — это глупость».

Из этого мы можем делать вывод, что попадание в топ альбома «Белые шумы для сна детей» скорее всего не является искусственным. Apple Music ушел из России в апреле, поэтому заверить эту информацию у площадки невозможно, но о том, что этот успех может являться органическим, свидетельствует и популярность белых шумов в целом.



Как популярностью белого шума пользуются создатели контента

Создать белый шум можно за десять минут, практически не обладая никакими знаниями. «Нужно просто вбить в гугле “сделать белый шум fruity loops”, — комментирует Яковлев. — Думаю, что все это попытка сделать свой “Baby Shark” (в ноябре 2020-го одна из версий этой песни стала самым просматриваемым видео на YouTube за все время; к июлю 2022-го ее посмотрели на платформе почти 11 миллиардов раз. — Прим. The Flow). Дети и контент их окружающий — богатая ниша. Если правильно раскрутить соответствующий контент (а топ-3 в Apple Music говорит, что раскручивают такой контент правильно), то можно получить хорошие цифры прослушиваний — а, значит, и роялти. В моем детстве были “аудионаркотики” — по сути тот же белый шум, но в другой обертке. Сейчас контентмейкеры решили зайти через более деликатную тему — детский сон. Насколько я и интернет знаем, влияние белого шума мало изучено, как и мозг в целом. Это дает благодатную почву для паразитирования на подобном контенте».

В начале июня стало известно, что некоторые правообладатели подкастов с белым шумом зарабатывают в Spotify до 18 тысяч долларов в месяц. В большинстве случаев авторство популярного контента на платформе также остается загадкой: редакция Bloomberg пыталась связаться со многими создателями белых шумов, но ее запросы либо отклонялись, либо оставались без ответа.

Те редкие правообладатели, что согласились дать комментарии изданию, подтвердили, что зарабатывают на производстве белых шумов хорошие деньги, а их контент пользуется успехом. Один из них рассказал, что его подкаст 12 Hour Sound Machines (no loops or fades) с белым шумом слушают около 100 тысяч человек в день. Изначально создатель этого контента использовал белый шум для того, чтобы помочь своему ребенку заснуть, а теперь его аудио регулярно появляется в чартах Spotify. В прошлом году его подкаст попал в списки самых популярных эпизодов подкастов в четырех разных странах. В какой-то момент его контент поднялся на 15 место в топ-чарте подкастов, оказавшись по соседству с подкастом «The Daily» от New York Times.

«Объем работы для создания некоторых из этих подкастов, стоимость производства, да и сам факт, что этот глупый шум играет в течение 12 часов и затем попадает в топ-100: все это кажется сумасшедшим», — рассуждает автор подкаста.

По его словам, его случайный хит также попал в чарты Apple Podcasts и набрал там более 26,6 миллиона прослушиваний. После этого успеха автор контента стал продавать своим клиентам ежемесячную подписку стоимостью 2,99 доллара, которая дает доступ к дополнительным звукам и возможность запрашивать новые. На данный момент он заработал на подписках более 10 тысяч долларов.

«Параллельный тренд — заходить с музыкой для сна через голосовые помощники. Полтора года назад была новость: музыкант из Дании создал и выложил на стриминги альбом с названием “Ok Google Play Music”, что в точности повторяет фразу-активатор голосового помощника Google Assistant. Самая популярная композиция в нем называется “Ok Google Play Sleep Music”, что говорит о многом», — вспоминает Дима Яковлев из Cubic Media.

Все эти случаи свидетельствуют о том, что простой в производстве функциональный аудиоконтент может принести его создателям неплохие деньги. Но судя по тому, что мы все чаще узнаем об увеличении роли генеративного контента в стриминговых площадках (опасения на счет того, что Spotify может заменить музыку настоящих артистов на музыку, созданную искусственным интеллектом, новости о том, что «Звук» внедрил в приложение функцию Mubert — бесконечные аудиопотоки, которые создает искусственный интеллект) нет никаких сомнений, что со временем белые шумы также будут генерироваться внутри стримингов, и платформам уже не нужно будет платить авторам за использование подобного контента.

Новый выпуск с Mia Boyka и Кареном Акопяном вышел сегодня только в ютубе. А предыдущий даже был удален с VK "по инициативе платформы"
А как так?
А еще возвращение Ассаи и хайп мемного рэпера YA3
Кид Кади абсолютно точно не придумал эмо-рэп. Но именно он сделал его стильным. И заложил фундамент — для себя и для огромного количества других людей.