Тексты
Интервью: Андрей Недашковский

Ресторатор: "Я больше не ведущий Versus, я чувак, который бухает в инстаграме и спаивает бомжей"

Это интервью задумывалось как разговор формата "артист комментирует песни с нового альбома". Но получилось намного более глобальным.

Уход с Versus явно позитивно сказался на музыкальной плодовитости Ресторатора. За год, что он провел вдали от проекта, сделавшего его известным, он выпустил два альбома. Последний (он так и называется — "Последний") вышел прямо сегодня.

И всем, кто прежде не воспринимал его как рэпера всерьез, из-за этого релиза придется пересмотреть свои взгляды.

Александр записал десяток крепких песен с широчайшим тематическим охватом. Есть тут и история сумасшедшего сталкера, который следит за людьми в соцсетях и примеряет на себя чужие жизни. Есть история о капитальной ссоре, которая чуть ли стала причиной развода с женой. А есть и трогательное посвящение Энди Картрайту, человеку, которого Ресторатор знал лучше многих.

Наш разговор — это рассказ о том, каким выдался 2020-й для Ресторатора, а также история человека, который, чем бы ни занимался, делает, по сути, одно — дарит эмоции людям.




"Я БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБ ВЕРНУЛАСЬ ВЕХА СТАРОГО РЭПА"


— Этот релиз на голову сильнее прошлых. Ты сам ощущаешь прогресс?

— Я бы не сказал. Этот абсолютно тот же второй альбом, только я убрал треки с позитивным настроем. А еще в этом меньше алкоголя.

Обычно я сильно накидываюсь, а с утра страдаю и пишу тексты. При таком раскладе у меня обостренное эмоциональное состояние. А на этом альбоме только один такой трек, "Беззвучный режим". За час его, наверное, написал. Для меня это очень быстро. На прошлых альбомах были треки, которые я мог по полгода писать.


— Ты как-то оставил у нас на сайте коммент: "Не нравится бит — ругайте бит. Не нравится флоу — ругайте флоу. Но ругать рифму — это я вам не позволю".

— Это не так давно было, да. Это абсолютно непозволительно, потому что вот уж над чем, но над рифмой я изъебывался так, чтобы как можно больше слов в тексте рифмовалось.


— Кто для тебя образец в этом плане?

— Ну Маяковский — понятно, король. А в рэпе сейчас уже, наверное, никто.


— Не чувствуешь себя динозавром?

— Конечно. Никому нахуй не нужен смысл. Или "смысол", как его в сети называют. Сторителлинг и рифмы тоже. Мы видим, что есть куча примеров, когда у трека все печально с рифмами, но он набирает миллионы прослушиваний.




— Забавно, что на Западе сейчас новый рэп в старом звучании от людей типа Freddie Gibbs и группы Griselda — это писк моды.

— Правда? Очень интересно. Я, конечно же, не рассчитываю, что у моего альбома будет миллион прослушиваний, но я бы хотел, чтобы вернулась веха старого рэпа, я бы этому был так рад. Я бы его слушал. Ведь сколько было классного говнеца раньше!

Я для нового альбома очень хотел записать фит с Тарантулом из Бонч Бру Бонч, менеджер мне даже пробил его контакт, через жену Тарантула общались, он передал: "Не, нахуй рэп". Обидно. Если не путаю, он сейчас серьезный юрист.


— Ты говоришь "альбом даже ляма не наберет". Это же твой третий сольник. У тебя, что, нет амбиций?

— Я не хочу выступать, потому что я этого абсолютно не умею. Мне это не приносит никакого удовольствия. Мне нравится писать тексты. Написал я кусок, который мне особенно нравится — и думаю: "Заебись!"

После второго альбома многие звали с концертами, но мне они нахуй не нужны. Деньги я и так смогу заработать.






— Это же дело практики. Как и работа ведущим "Версуса". Поначалу ты и там был сильно зажат.

— Абсолютно, но я с самого начала понимал, что мне предстоит это вести. Я встречался с человеком, который мне давал какие-то советы по поведению. Постепенно я раскрепощался. Потом начал прибухивать и вообще нормально стало (смеется). И как-то семь лет этим занимался.

Мне поэтому и непонятно, почему Рудбоя многие сейчас ругают. Там достаточно волнительно. Там как-то по-другому. Мне гораздо проще было выйти на сцену перед полуторатысячной толпой на "Версусе" в Москве, чем в "семнашке", когда есть 20 человек и надо им что-то говорить. Думаю, Рудбой сейчас натаскается и будет нормально отжаривать.

Но мне синька помогала. Сейчас я уже вторую неделю на трезвости, но это очень скоро прервется. Первого декабря мы едем с BMW-шной тусовкой из Москвы в Сочи. Это примерно пять дней. Там я, Big Russian Boss, ребята из BMW, Тамби и Рептилоид. Там без пьянки я нафиг не нужен. Я там наоборот должен задавать темп тусовки, чтобы все было круто.




BMW НЕ ПРОСИЛИ РЕСТОРАТОРА ПОКАЗЫВАТЬ В ЗАСТАВКЕ "ВЕРСУСА", КАК ОН ПОДЪЕЗЖАЕТ К КЛУБУ. ЭТО БЫЛА ЕГО ИДЕЯ


— Видел твою сториз, где ты говоришь: "У меня забрали "бэху", но ничего, я сам машина".

— Выдача машин на, так называемый, тестдрайв прекратилась. Мне причины BMW абсолютно понятны. Я больше не ведущий Versus, обо мне можно сказать, что я чувак, который бухает в инстаграме и спаивает бомжей на своем шоу. И это не бьется с ценностями BMW. Они больше про искусство, про литературу, к которой относился Versus, по мнению BMW.





Соответственно, позиция BMW такая, что я должен что-то сделать, соответствующее нашему союзу, и они продолжат. Это не разлад. Мы до сих пор созваниваемся с Васей Мельниковым (директор по корпоративным коммуникациям компании BMW Group Россия — прим. The Flow), я очень классно отношусь к коллективу BMW и к самим тачкам. И когда снова разбогатею — а это будет скоро! — накуплю себе "бэх".


— Что из себя представляет эта система тестдрайва?

— Когда Versus был на пике, к нам приехал рекламщик из MINI Россия. Говорит: "Ребята, давайте рекламировать "мини". Мы поржали, говорим: "Можно, конечно, но ездить на них — нет. Давайте BMW". Я пробовал ездить на "мини", я в них не вижу ни спидометра, ничего. Дело в габаритах, ездит-то она сумасшедше. В итоге глава по пиару BMW в России сказал: "Я сейчас сам приеду, давайте знакомиться". Так и завертелось. Я ему говорю: "Давай я тогда в начале выпуска буду подъезжать на BMW к бару. Прикольно же будет?"


— То есть это не их пожелание было?

— Они вообще никаких требований не выдвигали, "давайте просто дружить". В итоге я три года катался на новых тачках, везде их демонстрировал, понял, что теперь хорошо разбираюсь в особенностях моделей.


— У тебя на прошлом альбоме была песня "Поехали". Это от сердца или часть рекламного коллаба?

— Какая реклама, господи? На том альбоме были две или три отсылки к BMW. Я действительно влюбился в эти машины. Я услышал бит и мне сразу захотелось что-то про тачки рассказать, как это делала Каста в "Капсулах скорости" и "Гончей", как это было у NTL в "Драг-рэйсинг".


— Какой была твоя первая машина?

— Было лет 16, когда пацаны подарили мне "запорожец" зеленый. Я на нем нарисовал значок "бентли". Причем они его сначала ремонтировали-ремонтировали пол-лета, хотели его за пятихатку продать. А пятихатка в те времена — это, извини меня, 5-6- ящиков пива "Степан Разин", полторашек, по шесть штук. В такой валюте все считалось. Ну а в какой-то момент они сказали: "Давай мы его тебе подарим". Не знаю, почему. Я на ней покатался ровно полтора дня и сорвал коробку передач, потому что долбоеб. А потом мы ее сожгли.




ТУТ МЫ ГОВОРИМ ПРО ТРЕТЬИХ "ГЕРОЕВ" И ДВЕНАДЦАТИЧАСОВЫЕ КАТКИ ВО ВРЕМЕНА СТУДЕНЧЕСТВА


— Альбом называется "Последний". Почему?

— Не хотелось бы придавать этому жесту серьезное значение. "Последний" — это на данный момент, не говорю, что их больше у меня не будет. Это ж название, на них всем посрать. Вот такая у него обложечка (присылает файл в мессенджер).


— Привет "Героям"!

— Это иконка заклинания "Печаль" экспертного уровня. Я его скинул в плохом качестве своему другу-татуировщику и попросил перерисовать. Я как-то в "Героев" гонял и понял, что это же отлично подходит — экспертная печаль!


— Самая длинная сессия в "Героях", которая у тебя была?

— Это было по пиздючеству, понятно. Не бывает длинных сессий: садятся 4-6 человек часиков в 6 вечера играть — и в 8 утра идут на пары, игру сохраняют и больше никогда к ней не возвращаются. Сохранялки никогда не доигрывались, мы каждый раз сначала начинали. А дома часа 3-4 каточка идет. 20 лет игре! Обожаю. Еще и беспроводные мышь с клавиатурой себе купил, чтобы удобно было лежать перед телеком и играть. На ноуте как-то нетрушно. На клаве же куча важных "хоткеев": разделение отрядов, пропуски, "вэйты".


— Средний возраст — это реально такое клише или ты прочувствовал его на себе?

— Не прочувствовал, но я однозначно веду себя очень странно для моих лет. Мне хочется, конечно, быть ебланом всю жизнь, угорать, тусоваться, но не получается. Здоровьечко тоже пошаливает.

В этом году я много прокрастинировал. С тех пор, как мы поставили на ноги реалити, я только этот альбом сделал. Большая его часть записалась, наверное, за неделю. Я ничего не делал: сидел дома и играл в "Героев".

Из чего состоит мой сегодняшний день: встал, покушал, в душик сходил, стал снимать видосик про готовку, напек блинов, буду суп из блинов делать, потом мы с тобой поговорили, потом надо написать рецензию по альбому, приготовить ужин, поснимать его, смонтировать видос, посидеть в чатике реалити часок и потом уже лететь на стендап.

Стараюсь максимально забивать свое расписание. Только когда сделал много дел, даже если неважных и тупорылых, чувствую себя гораздо спокойнее.




"НЕ БУДЕТ, НАВЕРНОЕ, АЛЬБОМА. Я АБСОЛЮТНО ПУСТ"


— После беглого прослушивания я выписал себе два панча с альбома. Первый: "Есть много новичков, убивших бит, и есть кому наваливать".

— Пф, какая дешевая хуйня! Проходнейший панч. Про это уже столько раз читали.


— А ты сам какой строчкой гордишься тут?

— В первом треке мне понравилось, как получилась структура про сотрудника полиции, держащего поводок. Без шутеечки, но по ритмике слова отлично попали.

Этот альбом я по-другому писал. Если на первом я сидел и задрачивался, чтобы вообще все рифмовалось между собой, на втором я хотел больше лирики вложить, а на третьем я, практически, стал забивать хуй в некоторых моментах. Хотелось больше мысль донести. Я садился в 12 за текст — и в 5 вставал, это очень быстро. Рифм на "Последнем", может, и поменьше, но все равно больше, чем в любом другом альбоме, которые сейчас выходят в русском рэпе (смеется).


— Я это слушаю и понимаю, что ну никак это не может быть твоим последним альбомом. Автор, который осознает развитие своего стиля, не сможет бросить.

— Мне нечего сказать сейчас!


— Страна такая, что найдется.

— Блин, ну наверное. Я когда пять треков написал и взял паузу, мне менеджер написал: "Что там, когда альбом?" А я такой: "Не будет, наверное, альбома. Я абсолютно пуст". Думал, просто залить то, что было, синглами. Но потом стали происходить эмоциональные потрясения, последний трек, например, написан после того, как мы с женой сильно поругались. На следующий день помирились, но я понял, что мне есть что сказать и сел писать.

Нахуй эти пустые треки, фристайлом сделанные? Быстро написанные, лишь бы 20 штук натолкать в альбом. Лучше я 10 напишу — и из них 9 будут нормальными.




А ТУТ ГОВОРИМ ПРО КНИГИ


— Почему одна из песен называется "Улисс"? В чем ее связь с Джойсом?

— Там же переплетается история поисков себя с древнегреческим антуражем. Где он приезжает на остров, а там, трупы, сирены, минотавр в лабиринте. Он что-то ищет, а в итоге находит зеркало. Избитый и простой сюжет, история о том, что человек не может себя найти. Вроде и нашел — а вроде и хуй что он нашел.

Этот трек максимум моей критики вызывает, потому что он пиздец какой унылый. Но пускай будет.


— Ты читал "Улисса"? Это же неподъемно и страшно.

— Я читал более неподъемные и страшные вещи. Вергилия или Макиавелли, например. Ну ладно, прочитал. Не будь я таким долбоебом, может, что-то из них и вынес бы. Можешь хоть миллион книг прочесть, но если ты долбоеб, долбоебом и останешься.


— Что последнее из книг тебе нравилось?

— Редко читаю в последнее время. Сейчас читаю "Думай медленно, решай быстро", пока она мне нравится больше всего из последних прочитанных. Околопсихологическая байда про подсознательное, но хотя бы интересная. Читал "Три чашки чая" — не зашло. "Хижина" — мерзотнейшая книга, хоть и пять миллионов экземпляров за год продано. Второй "Шантарам" вообще бросил после сотни страниц, а первая часть была заебись. Это первая книга, которую я бросил, так и не дочитав, представляешь?


— Моя девушка, когда дочитала первый "Шантарам", расплакалась. А какая книга у тебя такие эмоции вызвала?

— Ого, расплакалась? Такого не было. У меня же скрытые эмоции, я их в принципе не выражаю. С похмелья у меня эмоции есть, я всех люблю. Не знаю, что меня может растрогать. Ни книги, ни фильмы — нихуя. Я похоронил все, что я люблю, и мне теперь проще живется.


— Строчка "Построил лакшери дом из спичек. Думал, заложить его как снитч". Реально думал продавать?

— Забавная строчка, да. Речь про тот самый дом, который я показывал во "Вписке".




Он — моя цель номер один, из-за которой я схожу с ума. Я смотрю посты какие-то — типа "Как я построил дом". И я такой: "Ебаный в рот!" Я хочу жить в этом, блядь, доме! Он стоит второй год. Это же нифига не прикольно, если дом просто стоит и в нем никто не живет.

Эта строчка говорит о том, что я поверил в себя, за каким-то хуем сделал этот дом, который я очень хочу, но который я финансово нихуя не вывозил. И думал о том, чтобы его продать, потому что продать этот дом с этим участком можно довольно дорого, но не в такое время, наверное. Не думаю, что сейчас кто-то купит дом не своей планировки и за такие бабки. А там денег зарыто в фундаменте ого-го! Но если я его продам, больше такой мне не построить. Хотя бы одна у меня есть задача мощная, нужно стремиться. Еще 8 млн нужно отдать и еще миллионов 15 — в ремонт внутрь въебать. Можно, конечно, и за лям захуярить все, но мебель, телевизоры всякие, санузлы — это все говно денег стоит невероятных.

Люди удивляются: "За что тут 17 млн?" А это итоговая стоимость дома без участка, без окон, которые еще отдельно покупались. Да я сам думал, что построю его ну миллионов за шесть. В пересчете оказалось, что метр выходит около 30 тысяч рублей, если не считать забора, всей хуйни. 30 тысяч за квадратный метр — вполне цена.




РЕСТОРАТОР ЗАПУСТИЛ "РАСПИЗДЯЙСКИЙ" КУЛИНАРНЫЙ БЛОГ. ЗАЧЕМ?


— Как ты увлекся готовкой?

— Я же повар. Учился на повара, работал поваром в разных местах.


— Когда ты в себе это обнаружил?

— Когда — никогда. Я же долбоебом в школе был и родителями такие: пора учиться. Я такой: ебать! Easy way — на повара. Ну все — пошел на повара и там охуенно учился, прям заебись, старался. И работал в пиздатых местах, готовил всякие прикольные штуки.


— Твое ударное блюдо?

— Бычье ребро. Охуенная тема. В ближайшее время буду снимать, как я его готовлю. Очень простое блюдо и в тоже время великолепное. Сегодня буду снимать суп из блинов, как делать мини- глазуньи и тунец с овощами гриль.





— Ты запустил кулинарный блог. Для кого он?

— Можно смотреть и тем, кто ничего не умеет. Я не рассказываю каких-то тонкостей или прикольчиков. Это просто распиздяйство, где специально очень плохой монтаж, плохая съемка. Я не выставляю свет — я могу его включить, а он светит не туда. При монтаже я практически не обрезаю видео. В последнем ролике оставил реплику: "Стоп, включай". Я получаю удовольствие от самого действа, люди смеются — ну и здорово, мне больше ничего не надо. Я получаю удовольствие, люди получают удовольствие — синергия кайфа.

После первого выпуска мне писали: "Господи, самый уебанский контент, который я видел, подписка". Мне многие писали: давай кулинарный канал. Я: это дорого. Потом думаю: дорого — это если пиздато снимать, пиздато монтировать, на пиздатой кухне. Ебать, я сейчас камеру врублю, поставлю на штатив, без всякой хуйни и буду травить хуйню и веселиться. Мне не надо миллион подписчиков, я делаю все, что мне в кайф. Мне в кайф готовить — я готовлю, снимаю и угораю. Люди пишут: "Ахаха, нам смешно" или "Сделал день" — я думаю: ну нифига, здорово! Очень клево дарить эмоции.

Последний ролик, например, идет полчаса, я там показываю 6-7 видов приготовления яиц. Показывал, как варить, как жарить яйцо, как делать омлет, как делать пашот. Не то, чтобы постирония какая-то, просто я веселюсь. Будто ко мне кореш пришел, и я ему говорю: "Ебать, дурак, смотри как яйцо варить". И вот мы вдвоем разгоняем, пьем пиво, веселимся. Такой самый плохой и самый низкопробный контент на Youtube. Ничего хуже никто не делал.


— Ты в этом плане зависим от внимания людей, от какой-то отдачи?

— Я думаю, да. Потому что я с утра встаю, иду в туалет с сигареткой и мне хочется почитать какие-то комментарии, посмотреть, что люди вообще думают. И если всем весело — и мне весело, у меня сразу настроение хорошее. Потому что вот вся хуйня, которая есть, негативный фидбэк, который вокруг меня есть, вот эта аура уебанства — она всегда происходит по синей лавке, поэтому я прекратил пить. Потому что раньше сделаешь какую-то хуйню и знаешь это. А сейчас просыпаешься, ничего не помнишь, — и тебе рассказывают, как ты делал несвойственные себе вещи, не контролировал себя, говорил приятным людям очень неприятные вещи. Очень тупо. Поэтому по-трезвому пытаюсь веселиться.

Не могу подобрать, сколько алкоголя мне нужно, чтобы отлично себя чувствовать. Я называю это "алкогольная жадность". Когда вам было по 15-16 лет, вы скидывались, у кого сколько было, брали бухло и если ты успел много выпить — ты поднабухаешься, а остальные нет. Сейчас денег хватает и бухла разного, но все равно хочется его поскорее выпить. Гоню куда-то, гоню. "Давай еще по одной, еще по одной". От этого надо отвыкнуть. Раньше без алкоголя я не представлял свою жизнь. А сейчас — очень даже, могу говорить с людьми, хорошее настроение.


— Ты буйным становишься, когда выпьешь?

— По-разному, от компании зависит. Я начинаю, как минимум, быть токсичным хуесосом, подъебочки мечу, включается встроенный баттл-рэпер и мне хочется человека обидеть. Мне кажется, что это весело, но весело только мне. При этом к людям, к которым доебываюсь, я отношусь суперохуенно. Поэтому нахуй пить, если я такой мудак. Стыдно за эту хуйню.








VERSUS ПОСЛЕ УХОДА РЕСТОРАТОРА


— Как тебе Рудбой в качестве ведущего "Версуса"?

— Лучший выбор, я считаю. Он же неотъемлемая часть "Версуса", мы все вместе встречались на Сенной, когда планировали запуск проекта: я, Рудбой, Храмов. У них была команда Cuts & Scratches. А люди такую дичь в комментах пишут, будто обнулились и не знают о его роли.


— Смотрел новый сезон?

— Посмотрел три баттла, проматывал много, потому что некоторые люди мне вообще нахуй не сдались, мне неинтересно, что они будут говорить. Мне было интересно, что сделает Пиэм. Он меня не удивил, но и не разочаровал. Palmdropov — прикольно местами, МЦ Похоронил неплохо сделал. Но в целом баттлы скучные.





— Аббалбиска посмотрел?

— Бля, это очень плохо. Я посмотрел целиком, это ужасно.


— Первый же баттл после твоего ухода — и тебя там говнят.

— Это баттл-рэп, все нормально, ничего личного. Для меня как для человека, связанного с этим жанром, это выглядит логичным. Если бы они это писали у себя в твиттерах или говорили в инстаграмах, я бы задумался о том, чтобы с ними поиграть.


— Абба сказал: "Сань, прости, это старые обиды". Что он имел в виду?

— Я так понимаю, Fresh Blood, куда он не попал, хоть и отправлял много заявок. Но я об этом не жалею, потому что было откровенно слабо. И тогда, и сейчас — клоунада и переодевания. А я люблю подготовку.




ЭНДИ КАРТРАЙТ. КАК РЕСТОРАТОР УЗНАЛ ПРО СМЕРТЬ ДРУГА


— Трибьют Энди Картрайту, песня "ККК". Насколько сильно процесс работы над ней отличался от остального материала?

— Не сказать, чтобы отличался. В день, когда вышла новость про героя трека, я охуел — и других эмоций у меня не было. Я очень уважал и любил этого человека, музыку, которую он делал. Хотелось максимально абстрактно рассказать про ситуацию, как будто это другая история. Но не уйти от некоторых довольно очевидных фраз.





— Ты там позволяешь себе так по-черному шутить на уровне формулировок: "Катится голова четверга" и так далее.

— "Голова четверга" это отсылка к треку "Чистая работа", который только недавно вышел. Там он как раз говорил: "Валялась отрезанная голова четверга". А убийство Санька произошло в четверг. Это вытянуто из его треков, как и многие другие отсылки в "ККК". Он начинается и заканчивается цитатами из трека "Без дозаправки", это единственный совместный трек, который мы успели записать.


— Ты узнал об этом как мы все — из новостей?

— Чуть раньше, мне написала Катя Шальная: "Что за пиздец?" Я начинаю проверять новости и понимаю, что все сходится.

Сразу стали звонить, просить комментарии. Я всего паре изданий дал, подчеркнул, что он не употреблял наркотики. Хотя твиттер-комьюнити очень сильно включилось: "До чего наркотики доводят!" Да ебаный в рот, где Саня, а где наркотики? То есть, да, пил он сильно, профессионально...

Я выкладывал сторьку вчера, что у Картрайта вышел альбом. Кто-то у меня спросил, как мне. Отвечаю: "Куски Картрайта охуенные". И потом поправляюсь: "Парты, парты!" Неловко получилось.


— Мне кажется, этому альбому был нужен куратор, который бы сказал: "С такой обложкой выпускать нельзя".

— Напрасно. Этот альбом я слышал в демках чуть ли не год назад, слушал его у церкви, пока ждал детей с занятий. Трек "Мазурка" — охуенный. Название альбома — тоже желание Саши. Сам альбом он слышал, они готовились его выпускать.

А обложку выбирали из двух вариантов, которые Картрайт же и скинул: первая была с пакетами, а вторая — отрезанная свиная голова на столе. Вот и скажи, какая из этих обложек лучше? Желание автора — закон.


— Ты стабильно называл Энди в числе своих любимых баттловиков. Потому что это твой друг или ты реально кайфовал от его выступлений?

— Я реально кайфую от и треков, и выступлений. Это самый недооцененный баттл-рэпер. Очень крутые куски — а на них ноль реакции. Как будто "не знаем типа — не реагируем".


— Любимый баттл с его участием?

— С ATL прикольно было. Да мне все его баттлы нравятся. Может, дело в андеграундной подаче, которая не заходила. Толпе-то хули объяснишь? Но мне и Эмио Афишл заходит, мои вкусы очень специфичны (смеется).





— Ты можешь вспомнить историю, которая проиллюстрирует, что он был за человек?

— Максимально добрым. Нет каких-то историй: встречались, общались, пытались по гострайтингу подвигаться. Я хотел сделать конторку, которая собирала бы под общим крылом лучших гострайтеров. Обсуждали с ним эту тему, потому что ему нравилось писать другим. Периодически денежку в долг выхватывал — ничего такого. Помню, что он на "Версусе" пошел с кем-то после баттла разговаривать из-за панча про девушку. Человек со своими принципами. Честный, добрый, очень приятен мне был.


— Ты был первым, кто стал агитировать не ходить на шоу Малахова о Картрайте. Почему тебе это было важно?

— Я не хочу, чтобы это были танцы на костях и парад еблоторговли. Мне написали, что приглашают меня: "Вы что, ебнутые? Нет, конечно!" — "Но мы там всю правду расскажем" — "Вы это пишете абсолютно всем, ну вас нахуй". И написал в твиттер, чтобы никто не ходил. В итоге перед шоу мне позвонил наш общий знакомый Саня Зига, который организовывал сбор средств и концерты в честь Энди. Сказал, что был варик подключить генпрокурора, чтобы это все не заглохло и Марина понесла наказание, что придется идти на программу. Я сказал, что это очень хуево, но если есть толк — просто следи за тем, что ты говоришь. Один хуй киношники устроили еблоторговлю там.

Я так понимаю, дело вышло на другой уровень в итоге. Только результат все равно ебаный. Ничего не произошло.


— Марина разве на свободе?

— Она задержана, следственные мероприятия, вот это все. Адвокаты говорят, что у нас в стране можно резать людей, если они мертвы. Я просил Сашу, когда он пошел, чтобы он озвучил тему: "Если это дело спустят на тормозах, будет прецедент, что можно просто убить любого человека, расчленить его — и сказать, что он был мертв. И тебе ничего не будет". Расчленять можно, а убивать нельзя. Что за хуйня?

Там все ебать как подготовлено было. Отлажено, отпидорено — пилы, история, линия защиты, сокрытие улик.


— Когда мы прочитали про стиральную машинку и участие мамы, то не опубликовали, потому что это писали анонимные телеграм-каналы без ссылок на источники. И в это не верилось. Но чем дальше — тем больше появлялось доказательств.

— Нет следов крови, чтобы провести их анализ, да. Это ебейшая запланированная история. Похоже, что связанная как раз с каплями от алкоголя. Когда ты выпиваешь пару капель и запиваешь водичкой, ты в этот день бухать не можешь. Если бухнешь — будет очень плохо. У Саши такие капли были. Называются "Мидзо". Есть версия, что супруга ему этих капель налила слишком дохуя, и сердце остановилось.


— Ты прокручивал в голове моменты, когда в твоем кругу оказывалась эта женщина?

— Да я знаю миллион таких женщин с придурью. Вам комфортно — ну и господи, ваше дело.


— У тебя в песне есть пересказ ссоры: "Не съехала бы ты головой со своей эзотерикой". Энди что-то рассказывал?

— Нет, это постфактум. Я вообще не знал. Мы часто переписывались с ней, потому что Саша постоянно терял телефоны. И чтобы отправить ему биты на зацен, я постоянно все отправлял Марине, а она передавала ему. Говорила, что все проконтроллит — и в самом деле был тотальный контроль.


— Что известно про ребенка?

— Вроде бы он у кого-то из родственников по линии Саши. Мы искали контакты, чтобы помочь его маме приехать в Россию по медицинской линии, якобы она срочно вызывается на лечение. На тот момент не удалось это сделать, она была здесь меньше дня. Отказывалась от денег. В итоге получилось положить их на счет, чтобы ребенок мог ими распоряжаться.


— Это была существенная сумма?

— Любая сумма существенная. Но приличная, да. Хотелось бы выразить респект Федуку: он не смог присутствовать на концерте, но перевел значительную сумму денег. Классный поступок.





ДИСС НА НОВУЮ ШКОЛУ И КАЛЬЯН-РЭП




— В песне "Дорога на восток" резко меняется настроение: она смешная и сильно выбивается из тональности альбома.

— Это как трек "Поехали" на предыдущем альбоме. Менеджер предложил сделать баттл-рэп или дисс. А у меня не было настроения, да и некому что-то такое адресовать. Но включился этот бит, я такой: "О, о! Рэперы идут!" Накидываю восемь строк и сбрасываю менеджеру, он отвечает: "Ну странное что-то" — "Ну и иди нахуй". И написал. Это единственный трек, который подарил мне столько эмоций, меня прямо разъебывало. Очень странный инструментал, но в нем что-то такое было.


— Почему "на восток"?

— Так они идут туда. Выстрелили несколько кавказцев, делающих аутентичную восточную музыку. И наши соотечественники стали сразу стали растить бороды и делать такую же музыку в несвойственной себе манере. Мне хочется, чтобы восточным рэпом занимались люди с востока. Потому что заебали мимикрировать и подстраиваться под тренды. Кто-то из старичков может работать с новым звуком. Взять Смоки того же — ему похуй, он делает круто. А те, кто подстраивается, мне неприятно их слышать. Это как дед в кепке New Era. Я посмеялся над этим в треке.


— Это же не только про кальян-движ, но и ньюскул.

— Ньюскул я в рот ебал. Я, наверное, понимаю, что я старый еблан, который уже чего-то не понимает. Это абсолютно нормально. Меня всегда беспокоила текстовая часть. И если бы они хотя бы тексты нормальные писали, я бы это слушал. Читают-то они динамично, прикольно, можно подвигаться. И если бы я не понимал слов — хорошо. Но я понимаю и мне очень грустно.

Нарифмовать можно любое говно, но какой в этом смысл? В этом году не слышал ни одного прикольного альбома, ни одного трека. Мне ничего не нравится из музыки, имею право. Я делаю музыку, которую сам бы хотел слушать. А сейчас мне как будто школьник в уши ссыт.


— Ты ставишь в укор молодежи, что у них нет политической позиции.

— Вообще похуй, это их дело. Молодежь у нас очень политичная и крутая, люблю ее. А политика — дело каждого.


— А же строчка, что единственная позиция, о которой они думают, это когда ссут против ветра?

— Да это вообще не про политику, господи. Это же про рэп. Я про рэперов, которые кричали: "Мы трушка, делаем настоящий рэп". А потом стали рэпом, который сами же и обсирали, потеряли позицию и обмочили штаны.

Я могу назвать кучу имен новой школы, между которыми я не вижу разницы. Не отличаю, как негров.


— В жизни ты тоже говоришь фразу "Сталина на вас нет"?

— Это мем и архаизм. Понятно, что так говорят люди старой закалки, которые не могут отличить черное от белого. Понятно, что в Сталине было много хуйни, я 100% негативно к нему отношусь. Но эта фраза была использована в контексте того, что я такой старый — и ай-яй-яй, они такие плохие. Хотя делают то же, что и мы.


— Тебе близок тезис "рэп — это музыка протеста"?

— Нет. Как мы видим сейчас, рэп — это музыка поддержки власти. Мне хотелось бы, чтобы рэп был протестным. Но это не приносит денег. Кто-то говорил про Versus: "Он мне нравился, пока был не про деньги". Могу так же сказать про рэп. Когда за него не платили деньги, рэп был охуенным. Как он мне нравился! Я слушал почти все. Как только деньги стали приносить не только концерты, но и стриминги — пиздец. Кто больше успел треков написать и говна накричать. На здоровье, я не против. Будут у меня дети это слушать — буду считать, что они не очень умные, но имеют право. Мы-то какое говно в детстве слушали: мерзкие вещи, хотя они и сейчас мне нравятся.





ОН ЗАПУСТИЛ ОНЛАЙН-КУРС ПО ИСТОРИИ РЭПА. И ДАЖЕ ПОЛУЧИЛ ЗА НЕГО ПРЕМИЮ


— Ты записал серию лекций по истории рэпа.

— По юридическим причинам не могу рассказать об этом так подробно, как ты бы хотел. Но "История рэпа" — это курс, в котором я сделал большой уклон в сторону того, что происходило в России и на западе. Все читал и переслушивал, изучал и пытался найти правду. В итоге записал голосом материала на четыре с половиной часа. Но что-то пришлось убрать, что-то — подавать быстрее. Может быть, получилась не до конца цельная картина. Курс начинается с Afrika Bambaata и "Rapper’s Delight" и заканчивается его монетизацией последних лет.

Этот проект стал победителем Ed Crunch Award в номинации "Лучший онлайн-курс, размещенный на цифровой платформе". За подписью министерства образования и Сколково в том числе.


— Насколько профессионально выглядит педагог, который пару минут назад сказал, что все негры звучат как один?

— Я говорил про визуальную составляющую, звучат-то по-разному. А выглядят — одинаково. Как азиаты. Попробуй отличить двух негров: хорошо, если у одного борода есть.


— Тебе предложили сделать этот курс или это изначально твоя идея?

— Предложили. А я подумал, что будет интересно разобраться в этих вещах. Теперь нет никаких белых пятен: понимаю историю и западного, и нашего рэпа. Когда писал о русском рэпе, в википедии наткнулся на странную информацию о Купере. Позвонил 108-му, он говорит: "Этого вообще не было, было вот так". Приходилось переписывать историю — святое дело.


— Три лучших рэпера России в истории?

— Я всегда меняю этот список. И есть человек, которого я всегда забываю туда включить, но он никогда из него не выбывал. Это Крипл. А еще Картрайт и Мирон.




"НЕ ПАЛИТЕ-КА" И ПОЛИТИКА


— "Не палите-ка". Задорно, весело, хорошая песня.

— Людям почему-то понравилась. Я хотел просто поугорать, поиграть словами, повертеть. Сделать агрессивно. А кто-то всерьез воспринимает: "Ебать, ну что тут за рифмы?". Господи, да здесь была задача ткнуть всех в козий понос!


— Как тебе в целом пришла идея построить песню на завуалированном неймдроппинге министров?

— Просто писал трек, хотел какую-то фамилию упомянуть, а рифмы на нее интересной не было. Я решил сделать составную рифму — и все, понеслось. Очень много где там все притянуто за уши: например, с Матвиенко была отвратительная рифма. Я ходил три дня ломал голову, написал уже Палмдропову: "Пожалуйста, помоги". Он: "Блядь, никак". Поэтому "Валентина — отвал интима", ну какая-то хуйня все равно. Странный трек, но со своим настроением.






— "За последний год у меня знатно горит пердак от действий руководства страны" — твоя цитата. Что тебя возмутило?

— Пенсионная реформа — раз. Действия при ковиде — два. Необъявление режима ЧС. Устранение политических сил. Мне нахуй не нужен Крым, отдайте его, пожалуйста хохлам. Мне не нравится вся внешняя политика, мне не нравится, что во всех странах Россию считают уебищной страной. Не нравится, что мы прощаем долги условной Венесуэле, когда у нас полная жопа.

На "Версусе" мы не говорили о политике. Потому что это проект, который кормил наши семьи. Плюс мы не политологи, чтоб на такую широкую массу высказываться. Поэтому мы убирали все политическое, чтобы это не было средством массовой информации. Сейчас я как физическое лицо имею право говорить все, что считаю нужным. Штрафанут — хуево. Убьют — ну ладно (смеется). Имею право покричать со своим маленьким рупором. Это я про член, естественно (смеется). Опять же, я не призываю никого ни к чему. Кроме беспорядков... Опять шутка! Мне не нравятся эти люди, не нравятся их действия. Но как сделать лучше, я не знаю. Если бы знал, не был бы тут Ресторатором.


— Где ты хочешь видеть Путина через 10 лет?

— В земле. Хотелось бы раньше.





ПЕСНЯ "ЧУЖИЕ ЛЮДИ" РОДИЛАСЬ ИЗ-ЗА САМОЙ МОЩНОЙ ССОРЫ С ЖЕНОЙ


— "Чужие люди" — один из сильнейших треков альбома. Жена слышала ее?

— Да, конечно. Как обычно, реакции никакой от нее. Она говорит: "Я тебя всегда поддерживаю". А я: "Тебе всегда абсолютно похуй на треки". — "Нет". — "Но ты же их не слушаешь, не просишь что-то объяснить".

Она приходит с работы, я говорю: "Вот тут трек написал". А она ни "Дай послушать", ничего. Приезжаю со студию, говорю: "Четыре трека готовы, свели". "Ну круто, молодец". А я молчу, жду час, чтобы она сама попросила включить, а потом взрываюсь: "Да послушай ты, господи!".

И этот трек как раз случился после того, как мы с ней поссорились. Я даже говорил о разводе. На следующий день помирились, но утром у меня эмоций полная голова была — и я понял, что надо садиться писать. Именно с этого трека пошла вторая часть альбома. Денек отдыхал — на следующий писал трек. И так несколько раз.





— Здесь звучит мой второй любимый панчлайн. Правда, после того, как ты с предыдущего поржал, уже не хочется его называть: "Мы с тобой сейчас мертвее листа клена, приклеенного намертво в детском альбоме".

— Вот тут спасибо — потому что никто из моих знакомых не обратил на нее внимание. Сможешь ее объяснить?


— Два, ставших чужими, человека, которых вместе держит только ребенок.

— Я боялся, что это слишком абстрактная строчка, потому что ее никто не понял.


— Сколько вы лет вместе?

— Восемь.


— И это была самая мощная ссора между вами?

— О, самая. Я не хотел бы обсуждать причины — они очень смешные и глупые, но я очень принципиальный человек. Если мы договаривались что-то не делать — мы этого не делаем.


— Где ты видишь вас с супругой через 10 лет?

— Сложный вопрос. Сейчас нигде нас не вижу — не то что с супругой, а себя вообще. Я в поисках. Ищу, чем заниматься. Я хочу, чтобы мне было весело. Хотелось бы достроить дом и жить там, потому что дом подразумевает автономное проживание. Можно закрыться на пару месяцев и не обломаться: вот тебе фильмы, вот сауна, вот спортзал. Но чтобы это произошло, мне нужно заработать много денег.




МЫСЛИ О СУИЦИДЕ? "КАЖДЫЙ ДЕНЬ"


— Зацепился за цитату с прошлого альбома. "Сколько раз хотелось выпилиться, а потом выпил — и царь". Тебя правда посещали такие мысли?

— Каждый день. Каждый день. Каждый день.


— Из-за креативного тупика, в котором ты оказался?

— Такое ощущение, что я как будто попробовал все в этой жизни — и было очень здорово. А дальше не будет так классно. Единственное, что меня увлекает — это, наверное, путешествия. Но путешествовать одному — это очень легко, да и никто меня не отпустит, а путешествовать с семьей — я не располагаю такими средствами.


— "Я все попробовал" — это же и есть про кризис среднего возраста.

— Да-да, разумеется. Вот такое сейчас ощущение. Были разные подруги, лучшие тачки, путешествия, сорта алкоголя. Сейчас как будто я просто существую. А мне это очень не нравится. Не хочу сказать, что я хотел бы делать что-то полезное. Раз мы с прошлого альбома тягаем строчки, там была еще такая: "Мне хочется дарить эмоции". Я снимаю тупорылые сторьки, чтобы люди улыбались. Они улыбаются — мне прикольно. Баттл-рэп был тоже таким моментом, когда мы все смеялись, было клево и здорово.




ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ (И СМЕШНОЙ) БЛОК ПРО ШОУ SOSED TV. НЕ ЧИТАЙТЕ ЗА СТОЛОМ


— Я уверен, что многие удивятся, когда узнают, что шоу Sosed TV все еще идет.

— Я был удивлен, когда увидел новости, что оно закрылось. В смысле, закрылось? Там все более чем прекрасно.

Стрим продолжают смотреть 150-200 человек в онлайне, люди эти обновляются. Люди с Запада заходят — с Канады, французы заходили. Чат адаптирован, чтобы все было переведено на английский, чтобы донаты переводились на английский и обратно. Проект сейчас существует в своих рамках, все замечательно.

Много было мнений, что это проект, где Ресторатор набирает бомжей, а они спиваются. Но я бы придал этому более высокий статус. Это социальный эксперимент, где людей погружают в привычные условия и они делают, что хотят. Первый сезон у нас выиграл человек, который не пил и не курил. Бывший наркоман. Сейчас он работает в нашей команде, отличный парень.

Люди, конечно, там делают страшные вещи, но это их выбор. Нет ни одного задания, которое они должны были сделать обязательно. От любого задания они могут отказаться.


— Нормально ли, что хостер социального эксперимента приходит и бьет одного из участников?

— Эта история тоже интересная — и она была однобоко рассказана. Что человек пронес телефон, а я его приехал и ударил. Изначально его целью был самопиар. У него есть ютуб-канал, где он рассказывает странные новости, а людей, которые негативно реагируют на его контент, он вычисляет и обливает им парадные красной краской. Его привлекали по подозрению в терроризме, он не следит за своей головой. Его целью была дискредитация проекта. С чем он прекрасно справился.

На моменте, когда он туда заезжал, локация была засекречена, чтобы мы не ставили охрану. Он фотографировал дом, где живет наш менеджер, все-все-все, отправлял это на какой-то испанский номер. Кизару? (смеется). Приехал на проект, ему много раз сказали, что телефон проносить нельзя. Но он спрятал его где-то в скрипке и полностью игнорировал правила проекта. Когда мы вычислили по видео, что он сидит в телефоне, я несколько раз написал, чтобы он покинул проект. Он отказывался. Я решил напугать его: "Тогда я приеду и тебе ёбну". Но он послал нахуй: "Приезжай, что ты сделаешь?". Я несколько раз написал ему, пока был в дороге, что я не шучу, что у него есть время уйти. В итоге в телефоне были найдены фотографии, описания. Он хотел сделать плохо проекту, но сделал плохо себе.


— Вы прямо сидели и отсматривали футажи стримов?

— Мы делали это сутками. Я просыпался и садился смотреть все, что происходит. Первый месяц вообще неотрывно: если я отходил в магазин, то смотрел стрим с телефона. Должен был быть в курсе каждого чиха. И в определенный момент был звук телефона очень короткий — СМС пришла, видимо — но на камере это не было видно. Он серьезно запарился, спрятал. А выглядело однобоко: просто человек забыл выложить телефон, он зазвонил, я приехал ему за это бить ебало. Очень много мне написали угроз и злых комментариев, но люди даже не разобрались. Я считаю, что сделал все правильно, и сделал бы это еще раз.


— Когда ты ушел из "Версуса", я думал, ты пойдешь дальше ведущим на какие-то шоу. Может, в телик. Поэтому я воспринял Sosed TV как твой выстрел себе же в ногу. После такой эстетики мало кто в шоу-бизнесе захочет с тобой иметь дело, нет?

— Хорошо, но это же мое решение было. Я ни о чем не жалею. Этот проект сейчас позволяет мне кормить семью. И после него я перестал смеяться — потому что ничего более смешного в моей жизни не было. Это же подается с той стороны, как будто мы заставляем их есть говно. А это же их предложения.


— Это удобная позиция! Правила шоу предполагают, что они будут делать ужасные вещи.

— Нет, они должны сами предлагать. Но у них отсутствует креатив, они предлагают то, что считают нужным. Не хочешь жрать тараканов — не жри. Не пьешь — не пей. Но очень много жестких предложений поступают от самих участников. Девушка приехала к нам — симпатичная, хорошая — и в первый же день приезда она устроила секс со всеми участниками проекта. Об этом мы не то что просить не можем, у нас запрещены такие вещи. Это был ее личный выбор, в итоге она по этой волне второй месяц двигается. Люди уходят из проекта, а потом просят вернуться. Говорят: "Даже без приза хотим там быть". Там очень комфортно.


— Самое смешное и жесткое, что там было?

— Смешного много было — падения, обблевывания, обсывания. Они вечно обоссываются, это очень странно. Для меня было открытием, что 90% наших участниц были на вебкаме. Я думал, что на вебкаме мифические люди существуют, а они среди нас. Наши специалисты их вычисляли моментально.

Люди такие, какие они есть, хотим мы того или нет. Многие живут под маской морали, но зная, что за ними не смотрят, делают подчас более ужасные вещи. Мы же предлагаем зрителям реализовать свои негативные эмоции законным способом, с теми, кто на это готов, за относительно небольшую плату. "Налог на злость" — можно и так сказать. Может быть, это убережет кого-то от насилия или чего похуже.

Самое смешное было, когда к нам пришел человек из клипа Левана последнего. И ему дали погоняло Эфиоп. Он сидел, ему в чате пишут, шутя: "А давай тебя отстрапоним?". Он: "А давайте. 10 тысяч". Все такие: "Чо?". Донатер скидывает десятку: "Погнали". "Да, только давай черенком от швабры". Все такие: "Да ну нахуй". И его страпонят черенком через пакет. И следом другой донатер кидает "минус 10 тысяч" — он платит 10 тысяч, чтобы снять с участника 10 тысяч. Для нас это, понятно, двойной профит. И вот он снимает с него деньги и пишет: "Кто тебя лучше трахнул — я или швабра?". С этого момента мы умерли.

Потом ему говорят: "За сколько ты обсосешь пакет, через который тебя ебли?" — "Три тысячи". Он это делает, следом прилетает "антидонат" на три тысячи. С сообщением "Ну ты и долбоеб, братишка". У нас была истерика. Это звучит, словно я больной ублюдок, но я сам охуел.


— Было мнение, что проект не очень удался. Сколько он приносит?

— В хорошее время наша выручка была 200-250 тысяч в день. Сейчас мы внедряем новые схемы, прописываем СММ. Сейчас он приносит 40 тысяч в день. Это поступления, но и расходы близки к этой цифре. Проект вышел в плюс через пять дней после запуска.


— Что альбом "Последний" значит для тебя?

— Терапия. Просто выговориться. Я пишу старый рэп, потому что он мне нравится. Пишу и выпускаю.


— Три вещи, которые мужчина должен сделать до того, как ему исполнится 32?

— Разобраться, что же ему надо. Абстрагироваться от работы. Чтобы она приносила удовольствие, это самое важное. И завязать с алкоголем.

Про ковбоев, храбрые сердца, отцов и детей — и другие важные вещи
Рождение и смерть, машины и метро, Дрейк и суисайд...
Гости: Рузиль Минекаев, Алексей Чумаков и Саша Петросян
Как русские рэперы подсели на китайский чай и стали писать про это песни. Рассказываем в новом видео