Тексты
Интервью: Руслан Муннибаев, Николай Редькин

L'One: "Было бы круто давать что-то большее, чем "Все танцуют локтями"

Большое интервью большого артиста. Автолюбительство, "Вятский квас", Тимофей Мозгов, новое рок-звучание и движение на Запад — это неполный список тем

Почему твой последний EP "Автолюбитель" получился непохожим на то, что ты выпускал ранее?

Я такую музыку уже делал. Смотрите, я каждый день хожу на студию и периодически у меня скапливается определенный материал, появляются самые разные песни. И вот сначала была написана "Ностальгия", которая существовала для другого проекта. Потом — заглавная песня. Они начали между собой коррелировать, и появилась идея этого EP. А вообще, сейчас вышел музыкальный фильм "Автолюбитель". Он начинается со слов: "Многие думают, что я вернулся. А я никуда не пропадал". И вот все думают, что я вернул старый звук, но на самом деле он как был в моих песнях, так и есть. Я же никогда не зацикливаюсь на определенном формате: сегодня я делаю 808-е и "Мистера Хайзенберга", а завтра — что-то в стиле Джими Хендрикса.



На Западе рэперы четко различают, что у них идет на микстейп, а что — на альбом. Какой статус у "Автолюбителя"? На него же явно ни лейбл, ни ты ставку не делают.

Я тебе больше скажу — изначально лейбл был даже в некой мере против этого продукта. Это затраты на музыку, которая не имеет никакой коммерческой перспективы. Это сугубо мое желание. Он не расценивался как микстейп — как маленький, короткий EP. Я изначально хотел даже выложить его бесплатно, но потом новый сервис Apple Music предложил эксклюзивно все это зарелизить. И на мой взгляд, было глупо отказываться.


Ты говоришь "записана для другого проекта" . Для какого
?

В январе я находился в Париже, ходил по нему, вдохновлялся, плюс ко всему мы общались там с Меззой — про это есть строчка в "Ностальгии". Я побывал в нескольких европейских городах, и появилась идея сделать EP про путешествия. Про то, как человек свалил из Москвы и уехал колесить по Европе. Там была песня "Москва-Лондон-Париж", в первом куплете главный герой сваливал от копов по ночной Москве, прилетал в Лондон, устраивал там кутеж, из Лондона перся в Париж, встречал там Меззу. И два русских француза устраивали в Париже движуху. Но планомерно это все перетекло в другую струю — и сейчас они все лежат, как многие мои проекты.


Есть такой инсайд, что ты готовишь еще один EP и там будет "рок". Правда?

Да. Я не успеваю его выпустить до концерта в Москве, хотя очень сильно хотел это сделать. Там будут презентованы некоторые песни с этого EP, мы сейчас их репетируем с живым составом.


Год назад ты презентовал "живую" песню "Супергерой" с Найком Борзовым.

Я ее уже переделал за год. И сейчас, в новом формате, она будет презентована 10 и 11 октября на сольных концертах. Мне интересна реакция публики, потому что, как вчера выразились люди, присутствовавшие на моей репетиции, "это достаточно экспериментально". Многие же идут на мои концерты, зная, что там будет. Из разряда "Мистер Хайзенберг, пуф-пуф-пуф!". А тут живой бэнд! И роковые вставки будут очень контрастировать с тем материалом, какой я производил раньше.


Какой рок там будет?

Есть что-то блюзовое, есть инди, есть танцы и пляски, есть грусть. Трудно объяснить, но есть что-то от Джими Хендриса, а что-то от групп Coldplay и U2. Летящее что-то. Я никогда не запрещаю себе попробовать что-то новое. Почему бы нет? Зацикливаться на чем-то одном не хочется, хочется развиваться. Чтобы и вы, и читатели понимали: это не рок 25/17, это иное звучание. В сторону инди, в сторону Англии.


Но ведь и ты, и лейбл понимаете, что ок, "Автолюбитель", ок, гитарный альбом, но потом-то надо выпустить альбом "для всех"?

Да, конечно! О третьем альбоме уже есть мысли. Там будет наконец реализована идея, которую я хотел сделать на "Одинокой вселенной". Я хотел свалить из Москвы, на студию в Таиланд, или Англию, или Германию. Хоть куда, где можно купить другую симку и рассказать о ней только двум-трем людям. Чтобы телефон не звонил, чтобы электронные письма не приходили, чтобы не было никаких отвлекающих факторов. И у моих пиарщиков не было мысли, что "он в 30 минутах от Москвы на студии, можно его упросить, он приедет". В январе я планирую это реализовать. Уеду из Москвы с большой командой людей и буду музицировать. Но на мой взгляд, песня "Супергерой" очень отвечает той самой "сингловости". Я сам себе дал внутреннее разрешение экспериментировать после тура "Все или ничего". Я учусь игре на гитаре, хожу на вокал. Стараюсь посвящать своему развитию больше времени, чем посвящал раньше. Поэтому рок-EP выйдет до конца года — дальше на него уже не будет времени.



Чтобы закрыть тему релизов — почему не вышел "ГТО"
?

Ну во-первых, он еще может выйти… (смеется). А не выходит он по простой причине — нет времени. Все-таки наш эксперимент из разряда "А давай мы начнем выкладывать синглы, а потом поедем в тур и выпустим альбом" — он слегка не оправдал себя. Потому что появился месяц август, когда любой артист очень сильно хочет уехать отдыхать. А сейчас гастроли-движухи, и мы снова не успеваем. Но песни лежат. Мне нравится песня на продакшн Нела, он там присутствует. Очень добрая. Возможно, альбом просто перекочует в формат EP.


Ты случайно не знаешь , почему Тимати, не будучи кавказцем, настолько плотно оседлал эту тему? Для чего это
?

Во-первых, он сам должен на этот вопрос ответить. Но мое предположение: это его некое альтер-эго. Как у Басты был Ноггано — для пацанчиков. А это его видение, плюс ко всему, он же бизнесмен, он понимает, что это гигантская аудитория. С творческой составляющей там другое абсолютно. В общем, альтер-эго, в котором он веселится с пользой для кармана.


Как тебе песня "Баклажан"?

Мне не нравится. Я бы, может, согласился в ней поучаствовать с куплетом, но если визуализировать это по-другому. То есть не в черных туфлях, белых носках и в шапке Armani.


Более эстетски
?

Да, конечно. Подать это с другой эстетикой — и, возможно, я бы согласился.


Очень много песен всех артистов Black Star в течение года и больше — это песни-мемы. Чтобы запомнился припев и было "прикольно". Тебе предлагают такое
?

А мне в принципе никто не говорит, какую музыку я должен делать, за что моему лейблу огромный респект. "Есть такой тренд, иди оседлай". Поэтому и появился, например, "Автолюбитель". Я всегда двигался по наитию и по внутренним ориентирам. Вот первые два альбома основывались на концертных лайвах. А песни-мемы… Мне все больше хочется двигаться в сторону живой музыки. Я послушал "Ветку" Бориса Гребенщикова и понял, что было бы круто давать что-то большее, чем "Все танцуют локтями". Это сейчас слишком патетично звучит, но хочется углубляться во что-то, не хочется поверхностного. Хочется найти свое. Вот я включил микстейп Drake и Future, послушал бубнежку про стрипух, про "60 голых женщин вокруг меня", а после этого включил новый альбом Kwabs из Англии — и безумно кайфанул. Абсолютно не похожий ни на кого звук у него! Это как раз моя главная задача — на третьем альбоме попытаться сделать свое, чтобы по первым нотам люди могли сказать "вот это он".


И опять же, чтобы закрыть тему "ГТО". Представь, что ты видишь тур двух артистов, которые выпускают к нему ультрапатриотические песни…

И со всех институтов страны сгоняют туда бесплатно людей! (смеется)


... спонсор — загадочный "Вятский квас", который первый раз появился на интервью Путина. Тур называется "ГТО", и одновременно государство возвращает нормативы ГТО. Огромные залы в городах, где никакой артист не собирает по пять тысяч. Как тут не подумать, что это госзаказ?

Все просто — два топовых артиста, у которых в загашнике есть хиты. Здесь скрывать нечего: мы сидели и штурмили, как мы назовем весь этот тур, с учетом уже появившегося тогда спонсора. Название "ГТО" появилось потому, что все эти нормативы возвращались — я их в свое время сдавал и даже попросил маму прислать мне корочку "Готов к труду и обороне первой степени". Сама аббревиатура звучит очень хорошо, ну и сама обстановка, в которой находилась наша страна, располагала. Еще и то, что мы решили использовать русские сэмплы на альбоме. Пазл начал складываться, за визуализацию мы решили взять массивные сталинские высотки, т.е. эстетику и символы той эпохи. Естественно, здесь мы использовали некую трендовость. Весной, когда происходили те события — противопоставление Западу и тому подобное — мы сыграли на этом и привлекли внимание к нашему туру.

А появление песни "Напоследок я скажу"... Вот мне пиарщики наши говорили, мол, надо дать интервью на радио по поводу этой песни. Мне позвонили — и разговаривали со мной о куплете Тимати. И на вопрос: "А вы мой куплет-то слушали?" ответ был размыт. В песне каждый из нас рассказал то, что он чувствует по отношению к стране, в которой мы живем. Я все-таки на протяжении своего творчества склонен доказывать, что если человек стремится к изменениям, то у него получится. Это, наверное, основной посыл моего куплета в этой песне.



А ты слышал куплет Тимати до песни? И разделяешь ли позицию "отобью барыге почки"?

Он взрослый человек. У него есть своя жизненная позиция. Было бы странно, если бы я ему говорил: "Знаешь, тебе не стоит об этом читать".


Еще раз про ГТО: как ты относишься к тому, что сейчас возвращаются символы советского времени?

Вы знаете, у меня в свое время появились очень хорошие друзья, настоящие мужчины, из вооруженных сил. Там не говорят о каком-то зашоренном патриотичном взгляде, а они знают все подводные течения, о которых нам знать не положено. И периодически прислушиваясь к тому, что они хотят донести, я понимаю, что в этом нет ничего плохого.

Речь не о Советском Союзе, а о любви и поддержке того места, где ты живешь. Для любой страны, для любой нации это хорошо. Мы не удивляемся, когда англичане бьют себя в грудь: "Мы англичане, у нас королева!". Мы не удивляемся, что США на протяжение долгого времени трендсеттеры, потому что они поддерживают свою культуру — спорт, музыку. Есть же много кантри-певцов, которые гастролируют по Штатам: там мегазвезда, здесь никому не нужен. Мы все говорим о могуществе Китая, но при этом скептически относимся к той самой патриотичной жилке, которая возникла по плохому поводу, чего уж скрывать — во время конфликта с Украиной. Но нет ничего плохого в том, чтобы оказывать поддержку здоровому патриотизму. Это не пропаганда, это новая страница нашей страны. Мы находимся в переходном периоде. Не хочется имперских замашек, но если найти рациональное зерно: это неплохо — гордиться своей страной и пытаться сделать ее лучше. Вот мы сидим сейчас на улице Покровка, которая превратилась в очень крутую европейскую улицу после ремонта…


Все-таки "европейскую", ты говоришь.

Это опять некий перегиб. Я не против глобального мира, я против железного занавеса, в который бы ударялась музыкальная культура Европы и Запада. Надо делать не "как там", а просто делать лучше. Даже если углубиться в историю нашей страны: все большие архитектурные объекты в столице построены варягами. Наши цари, императоры путешествовали и пытались сделать нашу страну визуально лучше. Тот же самый Петр Первый, бояре, корабли, Санкт-Петербург. А мы удивляемся тому, что Покровка "как в Европе".


Как тебе, человеку глобальному, теперешняя антиамериканская риторика? "Абамка абизянка" и прочее.

Мне не нравится это все. Я когда еду на дороге и вижу наклейки, посвященные президенту США и стране, у меня это вызывает грустный смайлик, у которого уголки рта вниз наклонены. Это риторика в никуда. "А давайте найдем огромного внешнего врага и на фоне него будем строить все". Я хочу, чтобы мы не искали врага снаружи, а искали добро внутри. Если сократить все, о чем я говорил, то вот я об этом.


Давай про личные изменения. От одного артиста, ставшего известным относительно недавно я услышал такую мысль: "на меня не может не влиять то, как ко мне стали относиться". Ты сам понимаешь, что ты человек, которому в современном обществе позволено чуть больше?

Я так же стою в очереди, например. Но скидкой в магазине обуви я воспользуюсь, если мне предложат. У меня около дома есть мойка, я всё время туда приезжаю. И нет такого, чтобы мы меня встречали "Ооо! Барин, да пожалуйста, мы пропустим вас без очереди". Тут нет никакой бравады, но я зайду, поздороваюсь со всеми мойщиками, мы перекинемся парой слов. Я просто очень давно их знаю.

Отношение окружающего мира безусловно изменилось. Люди исследуют наши с женой фотографии, чтобы понять, где мы живём. И приходят, и ждут, когда я выйду на улицу. И такие моменты выводят меня из равновесия. Я недавно осознал, что мне уже 30. И когда 19-летний подросток орёт мне "Братааан!!", это немного выбивает из колеи. Я никогда не мог подумать, что со мной будет происходить подобное. Чтобы люди пытались найти меня или выйти на прогулку с моим сыном и няней. В такие моменты начинаешь задумываться об охране.

Постоянное желание сфотографироваться — это нормально. Если всё в рамках приличия и человек не переходит границы личного пространства. Я вот играю в баскетбол, стою с мячом в руках, а кто-то подходит и начинает орать над ухом: "Давай сфотографируемся, давай сфотографируемся!". Я стараюсь внутренне себя контролировать, чтобы не отдалиться от всего и закрываться в маленьком коконе. Стараюсь быть тем же парнем, что пришёл в эту игру. Она продолжается, просто изменилась массовость этого всего и в первую очередь отношение ко мне.





Семья и друзья говорили тебе, что ты изменился за последние пару лет?

Такого не было. У меня не так часто происходит общение с друзьями. Слишком безумный график. Любимая меня ругает, когда прихожу домой в 7 или 8 утра: "Пора бы уже и меру знать, на тормоз нажать". А у меня тот момент, когда надо прыгать выше, делать больше, чем делал вчера.


Какая финальная цель?

Я никогда не скрывал: очень хочу попасть на Запад. Для этого надо максимально состояться здесь. Чтобы мои редкие гастроли в Лондон, Дубаи, Ригу, Алмату, Таллинн носили более массовый характер. Я очень люблю путешествовать. Мне было бы круто выступить в Японии, съездить с концертом в ЮАР или Бразилию. И чтобы выйти на такой массовый рынок, нужно сделать нечто большее.


Ты ведь должен понимать: в Лондоне и Дубаи на тебя ходят только русские и ни один местный житель. Тебе не кажется, что Запад не интересуют твои успехи в России?

Это интересует мейджор-лейблы.


Почему Stromae так пытается что-то там сделать, будучи суперзвездой по всей Европе. А в Америке никто понятия не имеет, кто это такой.

Но он же пытается. Его известность в Европе дала ему возможность организовывать концерты в Америке. А для привлечения внимания сел на улице за пианино и стал играть. Я же не говорю, что хочу стать новым Eminem, Jay Z или гигантским артистом, который собирает по миру стадионы. Я уверен, что придёт время, когда я буду собирать стадионы в Москве, Ростове, Санкт-Петербурге, Иркутске, Екатеринбурге и так далее.

Но мне будет по кайфу приехать в Токио и выступить для 500 человек. Вот сейчас поедем в Лондон. Пусть туда придёт тысяча или полторы, для меня это будет круто и приятно. Мы хорошо проведём время с Максом (Макс Корж — прим. The Flow) и будет крутой концерт. Это будет галочка – провести большой концерт в чужом городе. Пускай они из союзных республик, пускай это студенты, которые приехали учиться. Но всё надо делать степ-бай-степ. Всё будет.


Я отмечал, что дубайские и лондонские концерты проходят хуже, чем в той же Самаре.

Я прекрасно понимаю, какой завтра будет концерт в Дубаи. Ночное выступление в Бурдж-Халифе, с дорогими столами и красивыми женщинами, шампанское "Кристалл" и так далее. Я всё понимаю. Но я же ни разу не был в Дубаи. Я хочу раскультивировать присутствие англоязычной публики на концертах. В том числе благодаря песням на английском.Смысл в том, чтобы прийти к этой аудитории. Для того, чтобы это случилось, меня надо, во-первых, начать делать на английском, а во-вторых, внутренне понять, что я состоялся здесь.


Твоя максимальная планка в России — это "Олимпийский"?

Да. Этой осенью я собираю клуб Stadium, в который по разным подсчётам набивается 8000 человек. Для меня это будет неким показателем: могу я собрать "Олимпийский" или не могу. В недалёком будущем у нас планируется большой концерт всех артистов Black Star в "Олимпийском". Мы спорили и шутили о том, что ребята хотят украсть мою мечту. На самом деле, это не контры с кем-то, а внутренняя мотивация: "Я должен собрать "Олимпийский" один, а не с семью артистами". Понятно, что 30 000 человек — это невообразимые цифры пока.

Чтобы вы понимали: концерт в "Олимпийском" абсолютно не выгоден с финансовой точки зрения. Лепс сделает три концерта в "Крокусе" и заработает в 10 раз больше, чем с одного в "Олимпийском". Там очень много разных факторов. Концерт в "Олимпийском" — это, в первую очередь, какое-то самоутверждение. И идиотская детская мечта: ты выходишь, а у тебя там целый стадион. Других причин залазить в "Олимпийский" я не знаю. Хотел бы услышать ответ на этот вопрос от Васи Басты. Зная его, предположу, что его тоже мотивировали Олимпиада-80, олимпийский Мишка и так далее. А не финансовый вопрос.


Наши читатели нашли англоязычный трек, который называется "Till I Die". И там в припеве буквально поётся про деньги в рюкзак, очень похожая мелодия и так далее.

Да, я знаю. Изначально я записал "Буду Молодым" именно в такой мелодии, которую многие читатели The Flow нашли. Я поставил песню Карандашу, который предложил немного её изменить. Поэтому финальный вариант немного отличается от того, про который ты говоришь.



Тем не менее, фактически это одна и та же песня. Что это такое
?

Вы поймите такую фишку. Эта песня висела и висит у Diamond Styles, у которых я покупал этот бит. Зачастую у многих продюсеров в тех же Штатах происходит подобное: ты покупаешь бит в комплекте с хуком. Но так как мы живём в русскоязычной стране, приходится этот хук адаптировать для слушателя. Это и произошло с этой песней. Она висела не как песня какого-то MC. А просто "бит "Till I Die" с припевом". Когда ты покупаешь этот бит и в договоре оговариваешь, что покупаешь его с мелодией, то какие тут претензии к артисту?


Получается, ты купил песню с припевом. Но ты этот припев не придумал, а перевёл.

А чего мне? Я рассказываю об этом сейчас и не краснею. Блин, над песнями Rihanna работает по 15 человек, а я должен стесняться того, что купил у какого-то продюсера песню с мелодией припева на английском языке и ломал голову, подбирая нужные русские слова в эту ритмику? Тут стесняться нечего. Это если я сейчас полечу в Берлин к продюсеру Crada, с которым мы много работали вместе. Прилечу и попрошу его позвать знакомого араба, который круто поёт на английском. Мы будем сидеть, общаться, что-то наигрывать. Этот араб напоёт что-нибудь крутое на английском. Я эту мелодию куплю на английском языке и адаптирую её под русский. Это нормально. На западе DJ Mustard мурлычет на свои биты, а потом у него их покупают, просто перечитывают всё своим голосом.

Ни для кого не секрет, что песни американских рэп-артистов пишутся не одним артистом. Сидят пятеро чернокожих молодых людей, покуривают травку, слушают бит и вместе собирают артисту куплет. Кто-то подсказал строчку — его у неё купили, а он будет получать роялти.


Тем не менее, когда обвиняют Drake в том, что он не сам пишет свои тексты, это вызывает некое бурление. Как будто это неправильно и артист всё должен делать сам.

Думать о том, что Drake пишут песни от и до — неправильно. Взять даже группу Каста. Они сидят вчетвером, вместе штурмят и накидывают. И если Змей подкидывает рифму Хамилю, это нормально. Когда мы сидим вместе с Нелом. Вот у него не идёт рифма. Я ему подкидываю — и это нормально, это не делает Нела плохим артистом или наоборот.


"Буду молодым" — единственная такая песня в твоём каталоге?

Думаю, нет. Такие присутствуют. Надо открыть каталог песен и вспомнить. Я не стесняюсь этого. Даже пишу зарубежным продюсерам, с которыми работаю: "Эй, камон, пришлите песню с припевом!" Иногда припевы пишутся сами, а иногда может тупо не хватить музыкального образования. На припев надо тратить время, приехать на студию, пригласить вокалиста, который поможет с мелодией. Очень много разных факторов. А тут ты платишь деньги — и тебе присылают некий продукт. Если всё подходит, ты это адаптируешь под наши нужды. Никакого криминала я в этом не вижу.



Поп-артисты предлагают тебе поучаствовать в песне?

Да, конечно. Я часто отказываюсь. А вот сейчас вышла песня с участником Quest Pistols Show. Мы давно с ними дружим. Они прислали песню, мне понравилась, я с удовольствием закинул свои 16 строк. Но зачастую это того не стоит, скажем так.


В клипе "Все или ничего" снялся Тимофей Мозгов. Вы хорошо общаетесь, о чем был предыдущий разговор?

Я спрашивал, как это: быть на площадке во время финала? В том месте, о котором всегда мечтал. Как жёстко тебя толкают локтями? Картинка этого часто не передаёт, а борьба идёт жесточайшая. Ну и конечно про Леброна. Он пообещал нас познакомить, как только я приеду в Кливленд. Надеюсь, это случится как можно раньше. Мозгов очень крутой тип, с ним легко и приятно общаться, хоть и приходится задирать голову.

Развитие баскетбола в нашей стране началось. Особенно с приходом Кириленко на пост президента федерации. После прошлого года и работы на ниве футбола я для себя решил направить взгляд на любимую игру с мячом. Хочется, чтобы у баскетбола было ещё больше поклонников. И чтобы подняться с 5-6 места по рейтингу и встать вровень с фигурным катанием и биатлоном.




Расскажи про свою роль в сериале "ЧОП" на ТНТ.

Я играл самого себя. Сценарий не могу рассказывать, а то это серия из нового сезона. Я редко соглашаюсь на такие камео, но так как этим занимаются ребята из группы Хлеб, они сценаристы сериала — и я согласился. Там на самом деле очень смешно: человек хочет на корпоратив Юрия Лозу, а им говорят, что L'One круче. И там некоторые замуты в связи с этим.


Сколько у тебя машин сейчас
?

Официально одна. В гараже две машины: Lincoln Continental и Range Rover Sport. Сейчас планирую себе ещё один большой джип. Также, хочу воплотить одну маленькую мечту — посмотрим, получится или нет. Машин много не бывает, как показывает практика Флойда Мэйвезера. Но с нынешним курсом доллара желание немного поубавилось. Та самая El Camino, о которой я читаю в первом куплете "Автолюбителя", в США стоит 12 000 долларов. По старому курсу — это не такие деньги, как сейчас. Плюс с доставкой это встало бы тысяч в 20 долларов. По старому курсу выходило 600-700 тысяч рублей, это машина уровня Hyundai Getz. А с нынешним курсом Camino привезти практически невозможно.


Последний вопрос : что у тебя на цепочках
?

"Джизасы"! Золото, золото, золото, бро!

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"