Тексты

Смоки Мо "Кара-тэ. 10 лет спустя". Надо ли?

Неприкасаемый альбом нулевых полностью переработан. Трагедия или благо?

Автор: Руслан Муннибаев
Две недели назад Смоки Мо выпустил релиз под названием "Кара-тэ. 10 лет спустя". Заметная часть прокомментировавших это событие осталось в некотором недоумении, если не сказать "недовольстве". Мы попробовали рассмотреть плюсы и минусы такого нерядового события. Ваши аргументы в комментариях приветствуются.


ПРОТИВ

"Кара-тэ" — альбом попросту неприкасаемый. Он вышел монолитом, там не убавить, не прибавить. Для тех, кто попал под его магическое влияние десять лет назад, он записан на подкорку цельным куском. Да, "Герман и Патрик" и "Брачо" выделяются на фоне остального, но это просто пики высокой горы. В русском рэпе практически нет настолько же безупречных альбомов, любая хирургическая работа над ним будет излишней. Ремейк любимого фильма — затея заведомо провальная.

Не надо было трогать нашу юность. Несмотря на все вышеописанное, "Кара-тэ" не произведет впечатление на человека далекого от рэпа или же начинающего слушать его сейчас. Это наш внутренний якорь, наше воспоминание о себе прошлых, живших в небольшом мирке русского хип-хопа. У всех была в юности книга, фильм или компьютерная игра, прелесть которой не понимали собеседники, ее можно было просто почувствовать. Любой ремикс здесь — неприятное вторжение лично в тебя самого десятилетней давности.

Когда выходит по-настоящему крутой ремикс старой песни, можно многое простить. Но тут музыканты не достигли такого эффекта, ни один. Возможно дело в том, что Марат был полноправным соавтором "Кара-тэ" и проводил тогда со Смоки много времени вместе. По половине "Кара-тэ. 10 лет спустя" кажется, что битмейкеры просто прислали подходящую по темпу музыку. Так не получится.


ЗА

Смоки Мо и его лейбл прямо называют этот релиз "альбом ремиксов "Кара-тэ. 10 лет спустя". Слушатель слышит лишь слово "кара-тэ". Опомнитесь, это не "переиздание", не "новая версия", не "переработка". Это просто ремиксы, никто не обещал чего-то другого и уж тем более, что они сравняются с оригиналами. "Ваши ожидания — ваши проблемы", Смоки всего лишь к юбилею пластинки сделал такой вот релиз, обычное юбилейное дело.

Существует огромная разница между восприятием песни или альбома его слушателем и его автором. Вы можете относиться к "Кара-тэ" как к священной корове, а автору, вполне возможно, обрыдли все эти песни, с которыми он уже не чувствует ничего общего. Но их требует публика, с ними она все время сравнивает новое, то есть то, что ему кажется лучше, свежее. Альбом ремиксов — нормальный компромисс. Я не говорю, что все именно так и обстоит, но зная некоторых авторов популярных песен, уверен, что такое легко может быть.

Да, не все битмейкеры показали себя с лучшей стороны, но ведь Sasha JF сделал отличную версию заглавной песни? "У бакалей" — хороший новый-старый трек? Рем Дигга уловил правильное настроение "Антона"? Nel удачно освежил "46"? Я бы ответил "да" на все эти вопросы. А как сам Смоки перенастроил "Проклятье дворецкого"?! Нет, говорите, что хотите, а "Кара-тэ. 10 лет спустя" можно оценить без оглядки на первоисточник — и особенно это рекомендуется тем, кто вообще его не слышал.




"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"