Тексты
Текст: Леша Горбаш

Десять альбомов Kanye West — от худшего к лучшему

За 15 лет у Kanye набралась внушительная дискография — мы разобрали все его релизы и расставили их по местам.

Kanye West — человек, последние 20 лет определявший, как будет должна звучать рэп-музыка. Сперва он делал это в роли битмейкера, работавшего с главными звёздами жанра конца девяностых и начала нулевых (в первую очередь — с Jay-Z). В 2004 году он выпустил дебютный альбом “The College Dropout” — и вдруг оказался самостоятельной творческой единицей.

За это время он успел выпустить 8 сольных и 2 совместных альбома. Важная оговорка — среди них нет ни одного провального или слабого релиза. Это удивительная стабильность для человека, чья карьера растянулась на 10+ лет.

Сейчас — лучшее время вспомнить всю дискографию Канье, потому что артист уже сделал важное заявление: в дальнейшем он планирует заниматься только госпелом, его рэп-карьера закончилась на альбоме “Ye”.

Наш список — это взгляд редактора Лёши Горбаша, который может и должен отличаться от вашего. Такие материалы не истина в первой инстанции, а возможность обсудить музыку одного из ключевых артистов нашего времени и лишний раз вспомнить, как он менял наши и ваши взгляды на рэп.



10) The Life of Pablo




Альбом-процесс, менявшийся на наших глазах. Канье в режиме реального времени перекраивал треклист, добавлял и вырезал гостевые куплеты и устроил масштабную презентацию, где с флешки включал песни в переполненном “Мэдисон сквер гарден”.

Это был релиз, идеально отражавший интернет-эпоху. Где тренды меняются в секунду, а артист готов к мгновенной обработке фидбека от слушателей в соцсетях. Им не понравилась новая версия “Wolves” — окей, Канье всё исправит. Были косяки по сведению — не парьтесь, на стриминг-сервисы перезальют нормальную версию. А хотите бонус-трек постфактум — почему нет, технологии позволяют.

Но “The Life of Pablo” — первый релиз Канье, где он отказался от главной роли и пересел в режиссёрское кресло. Лучшие моменты альбома — это песня Desiigner “Panda”, получившая яркую жизнь после релиза альбома, и сингл “Fade”, который все любят в первую очередь благодаря клипу с Тейаной Тейлор, где не было самого Канье.

“TLOP” остаётся отличным альбомом, просто это тот самый сольный альбом Канье, где его как раз не хватало на передовой.



9) Ye





Сольный альбом из вайоминского марафона, когда Канье выпустил пять альбомов за пять недель, каждый из которых он спродюсировал от и до. “Ye” может казаться самым незаметным релизом его дискографии, но тут Канье заново открылся публике. В его музыке всегда было много “я”, но здесь оно было как никогда личным. Не Канье-икона, а Канье живой человек. С кучей страхов, комплексов и внутренних демонов, которые до этого сидели глубоко в нём, а не забирались на сцену MTV VMA, чтобы перебить Тейлор Свифт.

А ещё в Канье заново проснулась любовь к соулу, из которого родились “No Mistakes” и “Ghost Town”, а заодно — к фирменному минимализму (финальная “Violent Crimes”). Канье удалось совместить свою новую искренность с классической любовью к отличной музыке. На выходе получился “Ye” — его самый честный альбом.



8) The College Dropout





Звёздный продюсер долго долбил всех окружающих и пытался доказать, что он может не только клепать хиты для Jay-Z, но и самостоятельно стать большим артистом.

Поводов для сомнений было достаточно: очень нерэперский внешний вид, общий стереотип “крутой битмейкер не может быть звездой, если он не Dr. Dre” и, конечно, абсолютная оторванность Канье от окружающего мира. С чего он вообще взял, что его сольные песни кому-то нужны? И со стороны его успех в самом деле казался маловероятным — тогда в ходу был совсем другой рэп: мачизм, бравада, ноль уважения к коллегам по цеху.

А этот человек со смешным именем собирается идти к успеху с песней про Иисуса. В итоге в Канье поверили на Roc-a-Fella — и есть чувство, что не столько поверили, сколько сдались перед напором и чувством долга: слишком много хитов он успел написать.

На выходе оказалось, что человек в забавных свитерах не просто верил в собственную исключительность, а понимал, что и как делать с рэп-музыкой. Его железобетонная самоуверенность оказалась оправданной. Магия “The College Dropout” строилась на тех самых соул-сэмплах, госпел-рэп “Jesus Walks” в самом деле стал хитом, а спустя год альбом получил всё ещё престижную премию “Грэмми”.

“Что случится, если я когда-нибудь проиграю? Надеюсь, мы никогда не узнаем”, — сказал Канье в феврале 2005 года, когда получал “Грэмми” за лучший рэп-альбом. И знаете, прошло почти 15 лет, а мы так этого и не выяснили.



7) Kids See Ghosts





Альбом, где оба участника отрефлексировали свои сложные судьбы и проблемы с ментальным здоровьем. Оба прошли через депрессию и рехаб — и отразили всю боль в совместном альбоме. Свою роль сыграли и личные отношения Канье и Скотта — первый когда-то дал второму огромный творческий толчок, дальше было много отличных совместных песен, ругани и конфликтов.

"Kids See Ghosts" — это лучшее от обоих миров, где Канье включает психоделика в лирике, а Кади — в любви к рок-музыке. Где соул встречает психоз — а на выходе получается лучший пример творческого рехаба.



6) Yeezus





До этого релиза Канье выпускал музыку, как будто аккуратно складывая паззл. На “Yeezus” он сменил подход на 180 градусов: вошёл в красивую комнату, взял бейсбольную биту и разгромил её к чертям. Получившаяся картина — это и есть “Yeezus”. Больше произведение современного искусства, чем музыкальный альбом.

Его предыдущие релизы — это культ элегантности и красоты. “Yeezus” — это культ хаоса. Где уютные рэп-концерты вдруг сменяются грохочущим в заброшенном ангаре индастриал-рейвом.

После первого прослушивания казалось, что Канье всё-таки сошёл с ума. А потом ты слушал альбом второй, третий и четвёртый раз — и оказывалось, что он опять что-то знал.



5) Watch the Throne



Слушать: Вконтакте | Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube Music


Рэп класса “люкс” и идеальный пример творческой синергии и совместного альбома двух суперзвёзд, который никто до сих пор не переплюнул. Канье и Jay-Z перекидывались строчками так, как Хави и Иньеста — мячом. Идеально чувствовали и дополняли друг друга. Там, где Канье брал бешеным напором, Jay-Z включался с толком и расстановкой, как и положено человеку с 15-летней карьерой и сотнями миллионов долларов за плечами.

Лучший рэп-дуэт в истории? Это по-прежнему “Otis”. Или “Niggas in Paris”. Или “Murder to Excellence”. Или “Who Gon Stop Me”. “Watch the Throne” — это лучшее стечение обстоятельств. Когда Канье нужно было не уронить планку “MBDTF”, а Jay-Z напомнить, кто тут greatest of all time. И обе задачи были бы невыполнимы без участия второго. Показательно, что до планки “Watch the Throne” оба так и не дотянулись.



4) Late Registration





Непопулярное мнение: “Late Registration” — это “The College Dropout” на максималках. Канье сработал ровно по той же схеме: приятный “соулфульный” рэп, но культ ускоренных сэмплов тут сменили живые инструменты. В этом помог продюсер Джон Брион, отвечавший за большую часть аранжировок на релизе.

“Late Registration” — последний альбом Канье, где ему не хотелось заниматься новаторством и на кого-то влиять. А просто записать мощный рэп-альбом. Достаточно простой, но грандиозный. Такой барокко-рэп, где сэмпл саундтрека “Бондианы” казался не лишним пафосом, а уместным элементом мозайки.



3) Graduation





О “Graduation” принято вспоминать в контексте “битвы продаж” с 50 Cent, которую андердог-Канье неожиданно для многих выиграл. Но это последнее, чем важен этот альбом. “Graduation” стал не просто финальным аккордом дебютной трилогии Канье, но и настоящим “выпускным” для рэпа нулевых.

Он окончательно избавился от необходимости быть сверхмаскулинным. Простота и жизнелюбие вдруг победили. Да, тут можно вспомнить про наследие приятных и интеллигентных A Tribe Called Quest или De La Soul, но эти группы никогда не собирали стадионы. А одетый в узкие джинсы и очки-жалюзи Канье — собирал. Здесь он раздавал концентрированный стилёк и сделал важный переход в своём позиционировании: теперь он не противопоставлял себя остальной рэп-сцене, а стал вести её за собой.

И делал это настолько уверенно, что все сдались. Смешной мишка с обложки никуда не делся — но теперь это был не плюшевый маскот, а картина Мураками, отправлявшая Канье куда-то в космос. Тот, где звучали “Stronger” и “Flashing Lights”. Это была максимально нетрушная музыка — и в этом была её прелесть. Кроссоверные хиты стали нормой, высокая уличная мода сменила дорогие бренды, а рэп-ортодоксальность осталась где-то в прошлом.

“Таких, как ты, — тысячи, а я такой один”, — 11 сентября 2007 года Канье победил не 50 Cent, а всю индустрию.



2) My Beautiful Dark Twisted Fantasy





Опус магнум, к которому Канье шёл первые 10 лет своей карьеры. У этого альбома нет изъянов, слабых мест, лишних куплетов и проходных треков. Здесь Канье возвёл в абсолют всё, за что его было принято любить и ненавидеть. Помпезные оркестровки, вечная бравада, скрупулёзное внимание к деталям.

Для работы над “MBDTF” он вывез на Гавайи огромную команду, где были, кажется, все: от близких соратников Kid Cudi и Big Sean до ходячих легенд, вроде RZA и Q-Tip. По легенде учитывалось мнение всех, даже случайного доставщика пиццы, которому включили “Power”.

Её Канье в итоге переделывал 50 раз. А Pusha T переписывал куплет в “Runaway” больше 30 раз, потому что Канье казалось, что он там “недостаточный мудак”. Ники Минаж рассказывала, что во время работы над “Monster”, Канье мог вдруг включить на ноутбуке анальное порно, а потом переключиться на галереи современного искусства.

В интервью Канье рассказывал, что самый креативный период жизни человека — это детство, когда тебя ничего не ограничивает. “My Beautiful Dark Twisted Fantasy” — как раз работа человека, выпустившего наружу своего внутреннего ребёнка. Никаких рамок.



1) 808s & Heartbreak






Вышедший в 2008 году “808s & Heartbreak” стал ключевым релизом следующего десятилетия. И, вероятно, самым значимым моментом дискографии Канье для развития мировой музыки. Если “Graduation” раздвигал музыкальные рамки для рэп-артистов, на “808s” Канье пошёл ещё дальше.

Человек, год назад выпустивший триумфальный рэп-релиз, вдруг переоделся в твидовый пиджак и решил весь альбом скулить под автотюном про разбитое сердце. Оказалось, что рэпер может быть ранимым. Что ему можно петь. Что ему не нужно выглядеть, как рэпер.

Большая часть “808s & Heartbreak” — это холодный минимализм. Где те самые 808-е встречают ледяной автотюн — и начинает творится натуральная магия. Без этого альбома, песен “Welcome to Heartbreak”, “Heartless” и “Love Lockdown” карьеры Drake, Kid Cudi и даже Lil Uzi Vert сложились бы совсем по-другому.

“808s” не переворачивал игру. Он просто создал совсем другой мир. И это — главный подарок Канье музыкальному миру.



Она назвала его “долбоебом”, он ее — “тупой пиздой”
Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с ВКонтакте и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа