Тексты
Интервью: Николай Кубрак ("Бадибэг") Фото: Мария Шатохина

Vs94ski: "Меня задело, что Саша начала отношения с Гнойным. Но я быстро переварил это и пошёл дальше"

Большое интервью с одним из наиболее знаковых батл-рэперов

УСТАЛОСТЬ ОТ БАТТЛОВ, ДЛИННЫЕ ТЕКСТЫ, КРУТОЙ ПИЭМ

— Мы общались в сентябре, и ты говорил, что завязал с баттлами. Что заставило передумать?

— Я не имел в виду, что окончательно завязал. У меня слишком много в жизни с ними связано. Просто как-то поднадоело. Проходит пять баттлов, десять — и замечаешь, что какие-то ходы повторяются, всё уходит в однообразие и ты не так этим горишь.


— А что заставило передумать?

— Когда мы были на BRA (уже закрывший московский батл-проект — Прим. The Flow), МЦ Похоронил и Пачука сказали, что они собираются организовать ивент Кубка МЦ. Спросили, готов ли я ворваться. И потом Halloween предложил забатлить с Коснартом. Подумал: почему бы нет, соперник интересный.

Выступлением я в целом доволен. Да, была моя извечная проблема с забыванием. Но перед ивентом я заболел и на неделю просто выпал. Текст есть, но выучить не могу его — валяюсь и кашляю как туберкулёзник. А выступлением Бори остался очень доволен — за чем шёл, то и получил. Шёл, прежде всего, посмотреть классные баттлы. Когда идёшь батлиться, ты еще и ждёшь достойный отпор, чтобы кайфануть.





— Почему ты пришёл в кафтане и где его нашёл?

— У меня при подготовке к батлам всегда наступает момент, когда я думаю, что всё провалится. Это как стадии: принятие и так далее. На одной из таких стадий подумал: "Коснарт же такой сильный, как к нему вообще подступиться?" И чувак говорит: "А давай мы тебе костюм из театра притараним". Я надел – и он просто как влитой. Наверное, не очень практично, но я бы в нём всегда ходил. Когда надел в клубе и пробирался через толпу, конечно, все начали угарать: "Ооо, барин идёт!"


— Как тебе Кубок МЦ?

— Это очень хороший ивент. Проскользнула мысль, что Москва истосковалась по баттлам. Мне кажется, что площадка и была организована из-за этой тоски по ним.

Я сам весь тот год практически не смотрел баттлы — Fresh Blood 4 не видел, был удивлён, что там что-то около 40 баттлов прошло. Посмотрел потом баттлы отдельных чуваков, за которыми всегда следил — Пиэма и Браги. Да, съездил в Харьков, но в целом перестал следить за баттл-рэпом. Мне кажется, что этот ивент вдохнул новую жизнь в культуру.


— Насчёт Пиэма. Ваш баттл не очень получился, потому что вы друг к другу всегда были на респекте?

— Я ценю его как баттлера и как человека — мне действительно очень нравятся его выступления, всегда их смотрю. Но там были и другие причины. Личного характера.





— Ты сказал, что не следил за FB4. Есть обида за то, что не взяли туда?

— Совершенно точно нет. Тот, кто устраивает отбор, имеет полное право брать, кого хочет.

Поначалу, может быть, было обидно просто за то, что не удалось попасть в такую движуху. Если ты помнишь, изначально очень много сильных МС подавали туда заявки. Я увидел эти заявки от Мовца, от Пачуки и от всех остальных. Подумал: "Ну, ничего себе там намечается! Ради такого можно и самому туда заявку записать".

Но в итоге никого толком не взяли, Sector’а странно слили. Катровасера не взяли! Но самое большое их упущение, на мой взгляд, что они не взяли Аббалбиска. Кто лучше бы подошёл к формату Fresh Blood’а? Они такое вообще упустили! Да и мы тоже.


— А если бы прошёл, в какую команду бы хотел?

— Я изначально хотел к Смоки Мо попасть, потому что мне нравится, как он музыку делает. Это может глупо прозвучать, но я в тайне рассчитывал на его биток когда-нибудь навалить или как-то еще посотрудничать. Смоки Мо — легенда.






— Почему ты в последние годы пишешь такие огромные тексты и как вообще их учишь?

— Хороший вопрос. Это проблема отбора материала. Когда слишком долго пишешь один текст, у тебя глаз замыливается. Ты плохо понимаешь, что нужно выкинуть, а что оставить. В итоге получается большой текст. Возможно, стоит давать приценивать кому-то, но я такое не практикую.

А запоминать не так сложно — это такой же навык, как и все остальные. Когда пишешь, это запоминается само по себе, не нужны никакие техники. Свои слова легче запомнить — ты знаешь структуру и логику построения.


— Панч Пиэма: "О***нно зваться Всячески и при этом делать одно и то же". Сейчас ты нашёл новый вектор для себя?

— Нет, всё по классике, может быть, более экспрессивно. Ничего нового я, к сожалению, не нашёл.

Есть ребята, за которыми я всегда слежу в батлах: Похоронил, Пиэм, Коснарт и другие топы. Но я знаю, что пишу не так же, как они — у них по-другому голова работает. Не знаю почему, но у меня не получается преодолеть свою стилистику, хотя давно пытаюсь. Хочется себя удивить, но логика написания панча остаётся прежней.


— Ты диссил RBL на батле с Пиэмом. Почему?

— Это, скорее, тактический просчёт был, как и многое в том батле. Думал, что Пиэм выйдет именно как боец RBL, тема противостояния со #SLOVOSPB тогда ещё в тренде была, но всё получилось иначе.


— Есть вероятность, что там побаттлишь?

— Скорее всего, нет. Забэ когда-то предлагал баттл с Электромышью, но это было давно и сейчас уже не актуально. Там и конфликта никакого не было, просто какая-то х***я с моей стороны. Недавно с ним всё обсудили.

А на RBL не пойду. Не очень нравится, как они работают с информацией. Например, когда Антон предлагал батлить с Электромышью, я сказал: "Ну, подумаю". Толком не успел ничего ответить, а мне уже написывают рандомные фейковые страницы: "Всем уже рассказали, что ты батлишь с Электромышью".

Недавно это повторилось, когда мне предлагали батл с Керамбитом. Был не против побаттлить, но меня это очень смутило — по-моему, это не очень профессионально. А так RBL — хорошая площадка, там много хороших батлов.



ГНОЙНЫЙ, САША КУРОМУШКА, ПЕРЕВАРИЛ И ПОШЕЛ ДАЛЬШЕ

— Ты раньше хорошо общался со Славой Гнойным. Какие у вас сейчас отношения?

— Не сказал бы, что прямо хорошо общался.


— Стоп. На финале третьего сезона во время судейства он говорил, что ты у него жил.

— Так это нормально. Когда уезжаешь на юг, а у тебя, например, кошка остаётся. У тебя есть выбор — кому-то её отнести или попросить кого-то кормить. Короче, я просто выручил его, а он выручил меня. Проследил за кошкой, а он меня вписал в Питере на несколько дней. Это просто уважение.






— А сейчас вы не общаетесь?

— Нет. Просто не общаемся.


— Точно просто так не общаетесь? У тебя же на батле с Пиэмом был акростих, где чётко читается "КПСС иуда, умри антихайп, Пиэм живи". Что ты хотел этим сказать?

— Да в смысле? Это просто такой приём. Если бы я хотел как-то предъявить, то сделал бы это, скорее всего, лично или более явно. Эту тему с акростихом невозможно было бы выкупить.


— Окей, но почему КПСС — иуда?

— Ну, вот так вот.


— Это связано с тем, что сейчас он встречается с твоей бывшей девушкой — Сашей Куромушкой?

— Возможно, тогда это было как-то на эмоциях. Но сейчас это неактуально.


— Несколько минут назад ты сказал, что у тебя бы личные проблемы, которые повлияли на подготовку к батлу с Пиэмом. Речь же шла об этом?

— Да нет, это десятый момент того, что у меня тогда в жизни происходило.


— А как вообще всё происходило? Как я понимаю, она буквально через считанные месяцы после расставания с тобой начала отношения со Славой.

— Думаю, вышло так же, как это происходит со всеми людьми. Они просто расстаются и начинают встречаться с другими. Это обычная история.


— Не совсем обычная, учитывая, что вы приятельствовали. Со стороны это выглядит, как не очень хороший поступок Славы.

— Да, меня это задело тогда. Конечно, если здраво рассудить, то что в этом такого? Понятно, что мне это не понравилось. Но по факту — фигня.


— А сейчас ты с этой историей смирился?

— Я достаточно быстро смирился. Понял, что если это и проблемы, то исключительно мои. Переварил и дальше пошёл.


— А ответить ему публично? В том же баттле?

— Зачем? Кому это нужно, кроме любителей сплетен? Моя позиция насчёт таких историй: она касается только тех людей, которые в ней участвуют. Но мы относительное медийные люди — Слава так вообще очень медийный. Когда это начинает выходить куда-то вовне, это, на мой взгляд, неправильно. Будь моя воля, я бы об этом вообще никогда не разговаривал.






— Если баттл Пиэма и Гнойного, о котором сейчас много говорят, состоится, ты кого будешь поддерживать?

— Когда баттлят чуваки с уровнем – а тут и у одного, и у другого уровень есть, очевидно — трудно сказать до того, как всё состоится. Но я бы всё-таки хотел, чтобы Пиэм взял своё. Чувак давно и ждёт баттла, и борется, и давно зарабатывает имя. Было бы приятно, если бы он выиграл по-честному — перевесил и раз***л. В любом случае это будет неоднозначная и сильная х***я. Не думаю, что кто-то из них станет расслабляться при подготовке. Будет что-то клёвое.



БАТТЛЫ ПОД МОСТОМ, БИБЛИЯ И ЖУКИ, ЗАМАЙ

— Что за город Иваново и насколько верны стереотипы про невест?


— Это не такой маленький город, как о нём думают столичные ребята. Это никакое не Подмосковье, а областной город — 300-400 тысяч жителей. Всего в достатке, хорошие университеты есть, много молодёжи. Но в каком-то плане это заурядный город.

Про невест — это исторический мем. Лет сто назад здесь было много швейных фабрик. А кто работает на швейных фабриках? Девушки. Сейчас, думаю, парней и девушек в одинаковой пропорции.


— Почему ты не переезжаешь, если раньше регулярно баттлил в Питере и периодически бываешь в Москве?

— Мне здесь просто комфортно. Ну и круг общения — очень важная тема. Одно дело – тусовать с ребятами, которые угарают по баттлам, и на этом ваши пересечения ограничиваются. Другое дело, когда у тебя кореша, с которыми ты много протоптал и пережил.

На самом деле, где-то год я в Петербурге прожил — когда был третий сезон #SLOVOSPB. Но в итоге сюда вернулся и прям ощутил уют — дома и стены помогают, всё такое. Тем не менее, приятно приезжать в столицы, где у меня много знакомых.


— Ты баттлил на местной лиге и буквально выступал под мостом. Как это вышло?

— I-T-баттл — это легендарная движуха, от которой почти никаких следов не осталось. Чувак, который снимал видео, всё удалил. Там куча треша происходило. Всё зародилось, когда стрельнул "Версус" — по России была куча провинциальных площадок. И у нас такая появилась. Это вызвало ажиотаж, все местные рэперки пошли себя показать. На первой встрече было просто не протолкнуться, чувствовалось единение, при этом у всех локальные междусобойчики.

В какой-то момент клуб, где проводились батлы, попросил денег закинуть за аренду. А денег, конечно, никаких не было – в итоге пришлось устроить батлы под мостом. Это потом стало локальным мемом. Но, на самом деле, было прикольно. Единственное, что мешало — это машины, которые постоянно заглушали нас. На одном из батлов над нами вообще поезд проехал.


— Но почему именно там?

— Я не знаю, чувак, просто организаторы это выбрали, ахах. Возможно, потому что там не было стражей порядка, которые могли бы быстро это дело прикрыть.

Но вообще до сезона и до клуба была промо-встреча под тем же мостом, причём зимой. В какой-то момент туда подъехала полиция: "Это что у вас за собрание тут?" — "Да мы просто рэп читаем".





В городе с рэп-движухами достаточно тухловато. Есть Open-Mic’и редкие, но на них никто особо не ходит. Поэтому батловая движуха тогда всех взбудоражила. Даже "старички" пошли баттлить — был баттл чуваков, которые уже десять лет в игре, и это было прям очень крупно в масштабах нашего города.


— В твоих треках чувствуется сильное влияние старого творчества Noize MC и Адика 228. Тебе не кажется, что это крайне несовременно звучит?

— Согласен, это не актуально сейчас, когда засилье фрешменов и когда игра совершила кувырок через себя. На самом деле, я не планирую делать всегда так. Пробую себя в новом звучании, но пока это не выкладываю никуда.


— У тебя шикарные тексты на баттлах, но в треках ты пишешь довольно серо. Почему так получается?

— Когда готовишься к баттлу, тебе всегда есть, что сказать — потому что напротив человек с кучей информации. Когда ты пишешь трек, это немного более узкая тема. Мне просто на батлы легче писать, видимо

Проблема сольного творчества у баттл-рэперов тянется ещё с онлайн-баттлов, когда чуваки раз***вали на условном InDaBattle, но их треки потом никто не слушал. Это всё-таки разные жанры: если тебе легче писать на батлы, это далеко не всегда значит, что ты и в треках должен быть хорош. Это нормально.






— Но есть те, кто, на твой взгляд, одинаково хорош и в баттлах, и в треках?

— Так Гнойный же. Он универсал и многостаночник. Ну, Дядя Женя. А из современных — тяжело вспомнить. Дима Шумм, его творчество очень сильное. Похоронил достаточно хорош, но пока мало написал. Надеюсь, ворвётся, он классно читает.


— Ты работаешь дизайнером. Каким именно и где?

— Сейчас сижу в офисе, работаю в типографии дизайнером-верстальщиком. И отвечаю за предпечатную подготовку. Это промышленная типография: печатаются буклеты, программки, плакаты. Всё, кроме книг.

Почему выбрал именно эту профессию? Передо мной и выбора не стояло, изначально знал, что в эту сферу пойду — с детства увлекался рисованием и занимался в художке. После школы пошёл в художественное училище на дизайн. По сути, это единственное место в городе, где можно было получить качественное образование в этой сфере – школа училища была сильнее, чем аналогичных кафедры в универах. К нам даже приезжают из других городов.


— Даже судя по батлам, у тебя солидный багаж знаний в живописи. Насколько ты вообще фанат изобразительного искусства и кто твои любимые художники?

— Не могу сказать, что я знаток: про те же волны Хокусая — это довольно поверхностно. Но так как всё-таки обучался по художественной специальности, что-то помню и знаю. Сейчас если что-то и узнаю, то чисто так – свою эрудицию поддержать.


А любимый художник — это Михаил Врубель. Курсе на третьем зафанател от него. Настолько, что взял из библиотеки все книжки и альбомы, штудировал их, изучал. Человек просто удивительнейший. Сумасшедшая биография – он столько всего сделать успел, такой талант в себе вмещал! Но при том, что он оставил после себя громадное наследие, он, как многие исследователи считают, не смог раскрыться на полную. Его жизнь достаточно сильно помотала. На самом деле, всё, что мы о нём знаем – только верхушка айсберга.

А из модернистов и этой «новой школы живописи» даже не знаю — я не очень прошарен. Всё по верхам, знаешь: Альфонс Муха, Пауль Клее и другие "любимчики тёлочек". Но топ — это Врубель


— В батле с Коснартом у тебя была роскошная схема по Герману Гессе. Ты вообще много читаешь?

— В прошлом году много Гессе читал, да. Единственное: "Сиддхартху" у него не читал, но ради схемы можно было и вставить название, ахах. Но я не думаю, что это какая-то крутая находка — зарифмовать название книжек.

Но вообще в последнее время на вопрос "что ты читаешь?", я отвечаю: "Библию". Серьёзно. Буквально вчера какая-то девчонка написала: "Что почитать?". Меня этот вопрос всегда смущает – ты должен сам решать, что читать, сам выстраивать свой рацион. Когда меня люди спрашивали, я, бывало, грубо отвечал раньше, но сейчас не парюсь и всегда советую Библию.

Это то, что должен прочитать каждый, я считаю. Это культурный памятник. Произведение с таким бэкграундом, которого нет ни у чего больше, кроме таких же сакральных книг. Это одна из таких вещей, которую можно разбирать и разбирать. Но без фанатизма.


— А какая любимая книга Библии?

— Евангелие от Марка. Но давай не будем много про Библию. Я знаю, как относятся к тому, когда ты читаешь Библию, но при этом не являешься религиозным человеком. Люди тебя автоматически записывают в религиозное сообщество, хотя ты можешь быть, например, просто культурологом.

Но я не атеист. Он же полностью предполагает исключение из мира потустороннего момента, то есть такой материализм. А у меня всё-таки до конца не получается эту доктрину принять. У меня ощущение, что что-то потустороннее есть, но это не тот бог, которого принято представлять. Не знаю, как это называется, но по-любому есть какой-то термин на этот счёт.


— Это называется итсизм.

— Прикольно, я не слышал. Если это подразумевает веру в какую-то возможность без конкретного воплощения, то да.


— Ещё одно твоё увлечение — это энтомология. Очень необычно. Расскажи, как этим увлёкся.

— Не могу сказать, что очень сильно в этом продвинулся, но в какой-то момент меня стали интересовать жуки и насекомые. Подписался на паблосы, где чуть ли не каждый день появляются по десятку описаний новых видов.

Исследователи ездят в джунгли и за лавэшку подряжают тамошних жителей доставать им образцы. Они даже сами никуда не ходят, но регулярно открывают новые виды. И это достаточно интересно.

В России это не так широко распространено, мы примерно представляем себе всех основных насекомых, которые у нас водятся. Но есть же такие виды, что просто диву даёшься. Мне, например, очень нравится про муравьёв узнавать. У них тоже какое-то огромное количество видов и каждый — со своими привычками.

Серьёзно вряд ли в это погружусь – не знаю даже, как подступиться. Но просто зайти в паблос и прочитать про то, что у муравья в башке может прорасти гриб, который заставит его добраться в конкретное место — это прикольно.

Туда же можно и лягушек отнести. Я в принципе природу люблю. В последний год стал интересоваться живой природой, документалки смотрю, почему-то это меня очень успокаивает, хах.


— Панч Гнойного: "Всячески здесь практически сын полка, его учили ходить шабить в толкан". Это правда?

— Употребляю ли я сейчас? Нет. Но во времена второго сезона в Альфа Баре было всякое, ахах. Было много грандиозных тус, особенно на финальном ивенте. Но я бы не стал на наркотиках внимание акцентировать — всё совсем не на них строилось. Я никогда этим не увлекался, это точно не самое интересное времяпрепровождение.


— Твой панч с третьего сезона #SLOVOSPB: "Я не хочу брать сезон, в котором нету Замая". Это же чистый популизм.

— Ахахах. Да, это такой респект Замаю. Мы хорошо с ним общались. Он был одним из тех людей, с кем я в Питере стабильно поддерживал нормальный уровень общения — могли и про книжки хорошо поговорить, гуляли часто. К нему как к человеку и к его творчеству хорошо отношусь.

Может быть, это и популизм, но он же реально собирался в сезон. У него о***нная заявка была — стоял, в мусорском козырьке зачитывал. И я был на его баттле отборочном. Он баттлил против чувака с никнеймом Хайп!


— Ахах, ну теперь всё стало ясно.

— Классный баттл, на самом деле, не знаю, почему его не выложили. Этот чувак, Хайп, был полностью нулёвый — страничка ВК абсолютно пустая. Но Замай всё равно его забатлил. Это было классно. Просто Замай раз***ал.


— Панч Спасителя про тебя: "Он мог бы раскрыться и стать великим, но сейчас он за десятку батлит у нас на лиге". Нет ли у тебя обиды на Чейни, что он забросил акапелльные батлы и полностью перевёл проект на биты?

— Это его площадка, он делает, что хочет. Он нам, как участникам, ничего не обязан. Когда Чейни организовывал #SLOVOSPB, он, не побоюсь этого слова, дал нам шанс, за что ему огромное спасибо. Обиды ни на кого точно нет.

А к смене курса отношусь, скорее, положительно. Если бы он продолжал делать #SLOVOSPB, его, может быть, не смотрели бы и всё затухло. А сейчас он делает свою площадку, всё развивается и куда-то движется. Ничего в этом плохого я не вижу.


— У тебя был грязный панч про кузину Halloween’а. Не стыдно сейчас за него?

— Это сказка, это неправда вообще. Если все считают это правдой, то очень х***о. Это был больше сатирический момент. Есть штампы жанра, которые время от времени прикольно высмеять. У меня есть там же кусок про Гудбайлуза Мамбетова, но это ведь тоже не настоящее его имя. Но я согласен, что многие куски из старых батлов неуместными сейчас кажутся. Иной раз за голову хватаешься. Как в этом случае.

А возмутился Хэл тогда из-за другого. Была договорённость, что он во время батла разобьёт мои очки, но я сделал это сам. Посчитал, что это крутой тактический ход тогда, хотя по факту это просто на***а нехорошая была. Но сейчас уже не стыдно, потому что этот конфликт мы давно утрясли. Древняя история — даже на батле с Пиэмом это звучало как баян.





— Насколько серьёзно ты сейчас настроен камбэкнуться в батлы и против кого бы хотел выйти в круг?

— Будет ещё как минимум один батл на Кубке МЦ. А лично мне уже довольно давно хочется с Мовцом забатлить. Это было бы интересно. Ещё хочу с Пашей Катровасером забатлить. Может, незакрытый гештальт, но вообще он мне давно импонирует — на Кубке вот тоже круто выступил, показал, что он в деле.

Не могу сказать, что готов ворваться в движуху и погрузиться основательно. Уже того юношеского задора нет, как раньше. Хотя, чего — мне же всего 24 года, ахах.


— Это всё потому, что "баттл-рэп умер"?

— Нет, ты чего. Как он может умереть, пока ивенты типа Кубка МЦ организуются и ребята приходят, показывают уровень. Ничего он не умер. Просто у меня спектр интересов включает не только батл-рэп – мне интересно и музыку писать, например. А когда ты посвящаешь много времени батлам, на другие вещи его часто не остаётся. Поэтому хотелось бы порциями своё время уделять разным вещам.







"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"